Что приобретает и что теряет человек, когда начинает преподавать БИ?
Как относиться к тому, что, с одной стороны ты авторитет и на тебя должны ровняться твои ученики, а с другой — ты, как и любой боец, можешь проиграть?
Стоит ли наставникам вообще участвовать в соревнованиях? Или проводить поединки в зале на тренировке? Ведь никто не застрахован от неудач, но на тебя смотрят подопечные. Для них это поражение может стать большим разочарованием (особенно если это дети).
Теряется ли бойцовская форма после начала преподавания? Ведь времени на свои собственные тренировки уже меньше…
Как не потерять чувство реальности, не возгордиться и не начать себя кормить сказками типа «я стал супермастером»?
Поделитесь своим опытом, уважаемые! Это не только конкретные вопросы, но и приглашение к обсуждению…
Это совет для тех, кто понимает, а те кто уже «ОУЧИТЕЛЕЛ» советов не воспринимают…
Чтобы не возгордиться, считайте себя не «Учителем», а тренером, инструктором.
Никто ведь не считает, что тренер того же Майка Тайсона был гораздо круче своего подопечного и порвал бы любого боксера всех времен и народов.
Также и инструктор по вождению — это человек, который научил вас водить автомобиль. Но он не Барикелло и не Шумахер (как правило).
Иногда тот, кто уже решил, что он великий сэнсей не участвует в подобных проверках самого себя и ведет себя так, что никто из ближайшего окружения и не мыслит предложить ему проверку или просто сказать, что неплохо бы и своим уровнем вплотную заняться. Но в таких случаях — это бывает видно и понятно даже самому начинающему уже на первом месяце занятий и этот месяц жалеть незачем, нужно просто молча уходить из такого места.
Спасибо за ответы.
Авдыш Олег, полностью с Вами согласен. Спасибо за рассказ о Вашей школе и своём опыте.
Безусловно, стоит и не обязательно туда, где тебя никто не знает.
Просто на мастерские (тренерские) тусовки ученики не приглашаются, во всяком случае, до определённого уровня и не в массовом порядке и при согласии других мастеров и т.д.
Кроме того, если Вы сенсей, но у Вас нет сенсея, у меня это вызвает массу сомнений в Вашей компетенции как учителя.
Мои ученики минимум два раза в год минимум по две недели могут наглядно сравнить мой уровень с уровнем моего прямого наставника Ги Аэртса ( 6 Дан Генбукан Нинпо)
Я также наблюдал неоднократно работу грандмастера Сёто Танемуры с сенсеем Ги и могу заверить Вас, что ни разу мне не захотелось поменяться местами с ним. Танемура сенсей на мой взгляд просто хочет убить его на каждом семинаре.
На мой вопрос по этому поводу он тогда пояснил, что реальность его работы зависит от уровня его ученика и чем выше этот уровень, тем реалистичней действия. На себе я это тоже успел попробовать.
Так что с тем, кто скажет
у меня проблем нет.
И если я вдруг подумаю что я уже не 1 Дан, а ВЕЛИКИЙ СЕНСЕЙ http://fool.exler.ru/sm/nap.gif мне сразу же и выпишут, как Великому по самое не балуйся.http://fool.exler.ru/sm/pom.gif
Но и оценивать должны люди с соответствующей квалификацией, уж никак не ниже Вашей.
При этом и сам Сёто Танемура сенсей продолжает учится и находится в определённых направлениях БИ к другим мастерам в позиции ученика.
Если ты видишь, что человек не в состоянии адекватно оценить даже свой собственный уровень, то считать его, не то что полубогом, но и способным обучить тебя чему- либо- большая ошибка. Уходить надо. К тому кто свой уровень оценивает адекватно. 🙂
А если ты не в состоянии оценить уровень преподающего, то какая тебе разница зарвался он или нет? 😉
Есть вьетнамская поговорка: «Уча учи, уча учись». Когда преподаешь, как минимум систематизируешь знания, что уже полезно. Так что преподавание должно поднимать уровень и ни в коем случае не снижать.
А кто вообще сказал что учитель должен быть непогрешимым и всемогущим богом в глазах учеников? Ох, опасный это путь.
На мой взгляд, практически ничего не теряет, разве что кроме времени, затраченного на занятия с учениками, но…
Человек, который учит (или пытается учить) других на определенном этапе получает от этого больше, чем его ученики т.к. ему приходится задумываться и объяснять новичкам то, что он раньше возможно делал просто на автомате, потому что так показали.
А теперь — это нужно объяснить, а для этого самому хорошенько понять и осознать. Т.е. начинается новый круг развития.
Олегу Авдышу.
Да, дисциплина в додзё и почтительное отношение к наставнику необходимы. Но если к наставнику те люди, с которыми он тесно общается (ученики) относятся как к полубогу (супермастеру или просто как к самому авторитетному человеку в школе), не это ли подтачивает самокритичность сенсея? Ведь это так или иначе влияет на его самомнение. Старшие ученики как верные подданные перед королём — всегда готовы отстаивать почтительное уважение к нему. Но кто скажет тогда правду наставнику («ты, братан, совсем зарвался, не тренируешься совсем, форму потерял»)? Или кто элементарно поставит на место (в хорошем смысле) в некой спорной ситуации? Или честно погоняет в контактном спарринге?
Может, стоит время от времени убирать подальше свои дипломы с данами, одевать белый пояс и пойти помахаться в то место, где никто тебя не знает? Туда, где никто о тебе не слышал, и где гонять будут серьёзно и в полную силу.
Или это делать открыто?..
«…Сэнсэй не столько учитель, сколько проводник. Слово сэнсэй буквально переводится как «родившийся раньше». Это означает, что сэнсэй уже был там, ‘куда ученики только пытаются добраться. И его задача как канте (главы додзё) проследить за тем, чтобы последователи продвигались в правильном направлении. Он только указывает правильный путь; само путешествие совершает дэси. Хороший сэнсэй производит впечатление не тем, что он делает, а тем, что он мог бы сделать. К нему, с пугающей интенсивностью излучающему волю, не допустимо небрежное отношение. И хотя сэнсэй ни при каких обстоятельствах не будет требовать уважительного к себе отношения, его старшие последователи будут на этом настаивать. Они расценивают малейший признак фамильярности по отношению к своему сэнсэю как личное оскорбление и реагируют соответствующим образом. Они это делают не ради того, чтобы выказать свое почтение сэнсэю (тот, скорее всего, предпочел бы, чтобы все немного расслабились и вели себя более естественно). Дэси знают, что поклон сэнсэю —это духовное упражнение для их собственного блага. Они также знают, что слабая дисциплина сделает додзё слабым. (В традиционном додзё возможен один-единственный случай, когда пожелание сэнсэя можно не выполнить: когда он дает распоряжение больше не кланяться, дэси должен ответить: «Да, сэнсэй!» — и сделать глубокий поклон. )…»
Фредерик Дж.Ловрет «Путь и сила»
Я не преподавал, но знакомых иногда инструктировал. IMHO главное не создавать у ученика иллюзию непобедимости учителя, а настраивать на то, что все мы несовершенны и всё время продолжаем учиться.