Картины мира в практике боевой культуры

Нахрена козе баян? Или о роли целеполагания в выборе адекватного пути развития.

Глядя на баталии форумчан в «боевом Интернете», наезды представителей различных школ и направлений у меня невольно возникало ощущение что большая часть этих конфликтов вызвана тем фактом что их участники принадлежат к абсолютно разным мирам, мыслят в разных форматах и пытаются со своим видением оценить явления совершенно другой сферы. И спор видимо идет за то чей мир реальнее.

Но ВСЕ единоборства, боевые искусства, прикладные системы и т.д. это порождение человеческой культуры. И как часть культуры все они в той или иной степени оторваны от реальности. Ведь чтобы изучать реальный бой в чистом виде нужно реально биться. Не… не в спортзале, не с товарищами по стилю или представителями других школ. Реально означает реально. То есть с прямой угрозой жизни и здоровью. С правовыми и организационными последствиями каждого совершенного действия. Это прямой путь. Очень популярный в эпоху раннего средневековья. Однако очевидно что развитие по нему будет либо очень успешным либо очень коротким. Риск в достаточной степени велик и цена вопроса просто чаще всего несопоставима с желаемым результатом.
В результате за долгую историю развития боевой культуры выработался простой механизм: детерминирующие условия реальности вычленяются в отдельные дисциплины, направления работы и идет подготовка по каждой из них. То есть вычленялся отдельный сегмент реальности и по нему и идет целенаправленная подготовка. Но реальность многогранна в своих взаимосвязях, особенно в том что касается человека и его природы и возможностей. И суженный подход далеко не всегда приносит адекватный результат.
Даже ОПЫТ не является критерием истинности. Ибо чужой личный опыт специфичен. Собственный личный опыт – ограничен. Ситуации не повторяются.

В мировой истории периодически появляются заявляющие об обладании единственно правильным критерием определения истинности. Однако ни к чему хорошему это никогда не приводило. Практика жизни расставляла все на свои места. В современной боевой культуре та же болезнь: не важно что берется в качестве критерия: способность разбить кулаком стопку кирпичей, выдержать удар палкой, удушение, вести полно контактный спортивный спарринг, тушить свечи выплеском ци или еще что.
Вычленение из реальности отдельных элементов и их изолированная проработка приводит к неадекватному поведению бойца в реальной жизненной ситуации.
«Просвещенный сидх в течение 5 лет истязал тело и закалял душу аскезой. Но когда он пришел к Учителю со словами –теперь я могу перейти реку по водной глади, ответом ему было — Глупец! Ты потратил 5 лет на то что можно сделать за 5 минут заплатив паромщику всего 2 рупии».
Цель, цель и еще раз цель! Зачем? Для чего тебе это надо? Чего ты хочешь добится? Чем готов пожертвовать? Эти вопросы желательно задавать себе ПЕРЕД тем как идти в любой спортзал. И отвечать на них перед собой предельно честно.

Анализируя различные направления развития боевой культуры можно выделить три основных составляющих присутствующих в каждом направлении. В той или иной свой части они наличествуют везде но степень внимания к ним может существенно различаться в зависимости от ЦЕЛИ того или иного направления. Очень существенно, до неузнаваемости меняя суть школы.

Первая
Спортивная практика — деятельность направленная на развитие качеств обеспечивающих демонстрацию превосходства в условных поединках. Побочным продуктом спортивной практики является повышение уровня подготовленности к бытовым дракам в которых угроза жизни явно не присутствует..

Вторая
Боевая практика – деятельность направленная на повышение выживаемости человека в критических ситуациях связанных с противоборством.

Третья
Духовная практика – деятельность формирующая этико-философскую картину мира и связанные с ней практики развития тела и духа. При адекватности подобной подготовки побочным продуктом является повышение уровня безопасности личности.

По соотношению и степени внимания к каждой из составляющих все проявления боевой культуры можно условно разделить на следующие направления:

1. Ритуально – спортивные.
Цель: выявление превосходства определенных черт бойца.
Основа всей системы – соревнование. Она же главный показатель его продвижения по пути. Для чистоты выявления соответственно обеспечивается единство условий эксперимента, чистота боя становится важным показателем.
Это свой мир со своими правилами, ценностями. Мир побед, рейтингов, титулов.
Спортивная практика в данном случае – единственный критерий эффективности бойца.
Духовная составляющая фактически не оценивается за исключением наверно воли к победе.
Боевая составляющая если и присутствует то опосредованно, через развитие тех качеств которые могут пригодится и в бою. Понятно что футболист может оочень хорошо ударить ногой, борец повалить, боксер ударить рукой.
Но к выживанию это относится все таки опосредовано.
Сюда условно можно отнести: сумо, бокс, вольную и классическую борьбу, новый муай тай, микс файт, кикбоксинг, спортивное ушу и каратэ.

2. Спортивно – прикладные
Цель: «приземлить спортсмена» и дать ему боевые навыки на базе уже освоенного спортивного движка. Это своего рода попытка развить в человеке и спортсмена и бойца одновременно.
Для таких направлений спорт является базой но принципиальное значение имеет существование прикладного раздела. В таких направлениях нарабатывается и выявляется более широкий спектр качеств. Спортивная практика играет доминирующую роль по затратам времени и сил, но дополнительно требуется овладение иными навыками. Такими как например: закалка конечностей, умение поражать болевые точки, работа против оружия, уверенное решение типовых ситуаций. Чаще всего формат 1:1 но уже бывают исключения. Критерий эффективности слегка смещается в сторону боевой практики.
Техника смешивается, адаптируется. Вводятся боевые моменты. Физическая подготовка в большей части спортивная но дополнительно вводятся прикладные элементы в виде страховок, различных способов перемещения и преодоления препятствий).
Из третьей составляющей оценивается волевые способности в широком спектре (пример испытания на краповый берет).
Сюда условно можно отнести: теквандо, большую часть стилей каратэ, самбо, дзюдо, саньда, сават, АРБ.

3. Специальные
Цель развитие навыков эффективных для специфических ситуаций.
Чаще всего носят узкоспециализированный характер и готовят к очень специфичным условиям реальности. В связи с узостью прорабатываемой темы спортивная составляющая зачастую развита в значительной степени.
Сюда можно отнести: акватлон, подводный ножевой бой, штыковой бой, ножевое фехтование, конная борьба, страйк и хардбол, межевой бой народности Шэ и прочае с ним похожее.

4. Традиционные боевые системы – рыцарская рукопашная, традиционное фехтование, старое дзю дзютсу, кали, пенчак силат, старый тай, окинавское каратэ.
Цель: этих систем выживание, выполнение задач по обеспечению безопасности себя, рода, страны.
В такого рода системах веками накапливается и анализируется опыт бойцов школы. Техника создается именно боевая то есть направленная на максимальное поражение противника. Для них характерен историзм так как большая часть развивалась в конкретных политических и климатических условиях. Поэтому зачастую техника обусловлена климатом, господствующим вооружением, типом наиболее вероятного противника. Именно историзм является ахиловой пятой подобных школ. Кувыркаться с мечом в доспехах в наше время уже не актуально. Техника устаревает. Условия меняются все быстрее и быстрее. Кому то удается адаптироватся.
Здесь уже более органичное соотношение боевых и спортивных навыков
Прикладной раздел включает в себя работу против оружия и с оружием.
Формат чаще всего 1:1 но исключения из него становятся чаще.
Спортивная практика оценивается одинаково со знанием форм и техник. Тренировки сопряжены с высокой степенью травматичности. Соревнования встречаются уже редко.
В третьей составляющей много внимание уделяется борьбе ос страхами, комплексами, боевой смекалке, развитию интуиции и силы вои, способности к самопожертвованию.

5. Современные боевые системы – Унибос, СК, крав мага, Дзюкадо, СПЕАР, Айкидо Врачаревича.
Цель что и в п. 4. но условия современные. Оружие современное, формат 1: группа встречается еще чаще. Сроки подготовки ужимаются.
Спортивной практике внимание уделяется намного меньше чем прикладному разделу. Она уже не является определяющим критерием. Соревнования почти не встречаются. Большее внимание психологической составляющей, использование подручных средств.

6. Боевое искусство – калари пайат, нинпо, шоу дао, хапкидо, сериндзи кэмпо, ряд клановых, семейных школ ушу, дзю дзюцу.
Цель: Саморазвитие через боевую практику. Вырабатывание через воинские навыки умений и знаний необходимых для повседневной жизни.
Еще меньшее значение соревновательной практики. В данном контексте она скорее как специфическое упражнение необходимое для развития навыков. Соответственно правила могут варьюироватся в зависимости от навыка который необходимо развить. Работа с оружием и против оружия. Оцениваются все три составляющих. Третья составляющая является детерминирующей. Вторая красной линией проходит через весь процесс обучения. Первая как необходимая. По типу «должно быть» но скорее как упражнение. Без акцента на ней, а зачастую присутствует лишь опосредовано.
Обязательно в структуре учения наличествуют такие разделы как медицина (в широком смысле а не только экстрамед), этика, философия, психорегуляция.

7. Оздоровительные системы — достижение определенных оздоровительных посредством движений имеющих сходство с боевыми. Через имитацию боевых движений достигаются задачи поддержания организма в хорошем физическом и главное эмоциональном тонусе. Вообщем физкультура …в хорошем понимании этого слова.
Боевой фитнесс, Тай бой, Кикробика, «Оздоровительное ушу», Капоэйра. Соревнования проходят в формате Шоу. Сюда же с натяжкой можно отнести новомодный экстрим-фитнесс типа "бойцовских клубов" и еже с ними где участники через полноконтактные поединки но в защите или с безопасным оружием сбрасывают стресс. Здоровья физического это не прибавляет но ЭМОЦИОНАЛЬНО!!

8. Мистико — Религиозные системы: айкидо, некоторые внутренние стили ушу, шаолинь.
Цель: достижение определенных, мистических или религиозных целей посредством движений имеющих сходство с боевыми. Практика противоборства в таких системах это упражнение наделенное совершенно иным смыслом.
Боевой аспект опосредован тем фактом что как средство развития все таки используются движения из боевых искусств.
Спортивная практика полноконтактных боев как показатель эффективности не котируется и не оценивается. Или оценивается отрицательно. Допускаются отдельные моменты соревновательности при выполнении некоторых упражнений (рандори в айкидо, или туй шоу в тайдзи).

Как можно заметить, именно Цель лежащая в основе того или иного проявления боевой культуры определяет ее ценности, систему восприятия, методику подготовки и т.д. Именно цель определяет критерии эффективности той или иной системы.
Человеку воспитанному в формате спорта сложно воспринять формат ТБС или БИ. Прикладник просто не увидит ничего Мистике. Мистик чувсвительность к миру может научится предвидеть угрозу и избегать ее поражаясь способности спортсмена провоцировать конфликтные ситуации. Споры будут возникать на пустом месте и вообщем то не из за чего.. Просто разные форматы. Разное восприятие. И конечно же проблемы возникают у неофитов не понимающих ЦЕЛИ лежащей в основе практикуемой ими системы. И пытающихся привязать ей качества совершенно не свойственные. Так и возникают «шмертельное боевое искусство ХХХ» которое реально скорее п.8. нежели п.5 и уж совсем не 1 и никак не 6 То есть когда вылазят за формат.

Конечно предложенная классификация весьма условна. Зачастую из боевого искусства может вырасти несколько десятков боевых систем и вид спорта. Да и межстилевых направлений плодится все больше и больше. Особенно условна она в части отнесения различных стилей, могу ошибаться так что правьте.

Это сообщение было изменено Strapnich: (14 Июль 2009 — 16:57)

85 комментариев

Comments are closed.