Нахрена козе баян? Или о роли целеполагания в выборе адекватного пути развития.
Глядя на баталии форумчан в «боевом Интернете», наезды представителей различных школ и направлений у меня невольно возникало ощущение что большая часть этих конфликтов вызвана тем фактом что их участники принадлежат к абсолютно разным мирам, мыслят в разных форматах и пытаются со своим видением оценить явления совершенно другой сферы. И спор видимо идет за то чей мир реальнее.
Но ВСЕ единоборства, боевые искусства, прикладные системы и т.д. это порождение человеческой культуры. И как часть культуры все они в той или иной степени оторваны от реальности. Ведь чтобы изучать реальный бой в чистом виде нужно реально биться. Не… не в спортзале, не с товарищами по стилю или представителями других школ. Реально означает реально. То есть с прямой угрозой жизни и здоровью. С правовыми и организационными последствиями каждого совершенного действия. Это прямой путь. Очень популярный в эпоху раннего средневековья. Однако очевидно что развитие по нему будет либо очень успешным либо очень коротким. Риск в достаточной степени велик и цена вопроса просто чаще всего несопоставима с желаемым результатом.
В результате за долгую историю развития боевой культуры выработался простой механизм: детерминирующие условия реальности вычленяются в отдельные дисциплины, направления работы и идет подготовка по каждой из них. То есть вычленялся отдельный сегмент реальности и по нему и идет целенаправленная подготовка. Но реальность многогранна в своих взаимосвязях, особенно в том что касается человека и его природы и возможностей. И суженный подход далеко не всегда приносит адекватный результат.
Даже ОПЫТ не является критерием истинности. Ибо чужой личный опыт специфичен. Собственный личный опыт – ограничен. Ситуации не повторяются.
В мировой истории периодически появляются заявляющие об обладании единственно правильным критерием определения истинности. Однако ни к чему хорошему это никогда не приводило. Практика жизни расставляла все на свои места. В современной боевой культуре та же болезнь: не важно что берется в качестве критерия: способность разбить кулаком стопку кирпичей, выдержать удар палкой, удушение, вести полно контактный спортивный спарринг, тушить свечи выплеском ци или еще что.
Вычленение из реальности отдельных элементов и их изолированная проработка приводит к неадекватному поведению бойца в реальной жизненной ситуации.
«Просвещенный сидх в течение 5 лет истязал тело и закалял душу аскезой. Но когда он пришел к Учителю со словами –теперь я могу перейти реку по водной глади, ответом ему было — Глупец! Ты потратил 5 лет на то что можно сделать за 5 минут заплатив паромщику всего 2 рупии».
Цель, цель и еще раз цель! Зачем? Для чего тебе это надо? Чего ты хочешь добится? Чем готов пожертвовать? Эти вопросы желательно задавать себе ПЕРЕД тем как идти в любой спортзал. И отвечать на них перед собой предельно честно.
Анализируя различные направления развития боевой культуры можно выделить три основных составляющих присутствующих в каждом направлении. В той или иной свой части они наличествуют везде но степень внимания к ним может существенно различаться в зависимости от ЦЕЛИ того или иного направления. Очень существенно, до неузнаваемости меняя суть школы.
Первая
Спортивная практика — деятельность направленная на развитие качеств обеспечивающих демонстрацию превосходства в условных поединках. Побочным продуктом спортивной практики является повышение уровня подготовленности к бытовым дракам в которых угроза жизни явно не присутствует..
Вторая
Боевая практика – деятельность направленная на повышение выживаемости человека в критических ситуациях связанных с противоборством.
Третья
Духовная практика – деятельность формирующая этико-философскую картину мира и связанные с ней практики развития тела и духа. При адекватности подобной подготовки побочным продуктом является повышение уровня безопасности личности.
По соотношению и степени внимания к каждой из составляющих все проявления боевой культуры можно условно разделить на следующие направления:
1. Ритуально – спортивные.
Цель: выявление превосходства определенных черт бойца.
Основа всей системы – соревнование. Она же главный показатель его продвижения по пути. Для чистоты выявления соответственно обеспечивается единство условий эксперимента, чистота боя становится важным показателем.
Это свой мир со своими правилами, ценностями. Мир побед, рейтингов, титулов.
Спортивная практика в данном случае – единственный критерий эффективности бойца.
Духовная составляющая фактически не оценивается за исключением наверно воли к победе.
Боевая составляющая если и присутствует то опосредованно, через развитие тех качеств которые могут пригодится и в бою. Понятно что футболист может оочень хорошо ударить ногой, борец повалить, боксер ударить рукой.
Но к выживанию это относится все таки опосредовано.
Сюда условно можно отнести: сумо, бокс, вольную и классическую борьбу, новый муай тай, микс файт, кикбоксинг, спортивное ушу и каратэ.
2. Спортивно – прикладные
Цель: «приземлить спортсмена» и дать ему боевые навыки на базе уже освоенного спортивного движка. Это своего рода попытка развить в человеке и спортсмена и бойца одновременно.
Для таких направлений спорт является базой но принципиальное значение имеет существование прикладного раздела. В таких направлениях нарабатывается и выявляется более широкий спектр качеств. Спортивная практика играет доминирующую роль по затратам времени и сил, но дополнительно требуется овладение иными навыками. Такими как например: закалка конечностей, умение поражать болевые точки, работа против оружия, уверенное решение типовых ситуаций. Чаще всего формат 1:1 но уже бывают исключения. Критерий эффективности слегка смещается в сторону боевой практики.
Техника смешивается, адаптируется. Вводятся боевые моменты. Физическая подготовка в большей части спортивная но дополнительно вводятся прикладные элементы в виде страховок, различных способов перемещения и преодоления препятствий).
Из третьей составляющей оценивается волевые способности в широком спектре (пример испытания на краповый берет).
Сюда условно можно отнести: теквандо, большую часть стилей каратэ, самбо, дзюдо, саньда, сават, АРБ.
3. Специальные
Цель развитие навыков эффективных для специфических ситуаций.
Чаще всего носят узкоспециализированный характер и готовят к очень специфичным условиям реальности. В связи с узостью прорабатываемой темы спортивная составляющая зачастую развита в значительной степени.
Сюда можно отнести: акватлон, подводный ножевой бой, штыковой бой, ножевое фехтование, конная борьба, страйк и хардбол, межевой бой народности Шэ и прочае с ним похожее.
4. Традиционные боевые системы – рыцарская рукопашная, традиционное фехтование, старое дзю дзютсу, кали, пенчак силат, старый тай, окинавское каратэ.
Цель: этих систем выживание, выполнение задач по обеспечению безопасности себя, рода, страны.
В такого рода системах веками накапливается и анализируется опыт бойцов школы. Техника создается именно боевая то есть направленная на максимальное поражение противника. Для них характерен историзм так как большая часть развивалась в конкретных политических и климатических условиях. Поэтому зачастую техника обусловлена климатом, господствующим вооружением, типом наиболее вероятного противника. Именно историзм является ахиловой пятой подобных школ. Кувыркаться с мечом в доспехах в наше время уже не актуально. Техника устаревает. Условия меняются все быстрее и быстрее. Кому то удается адаптироватся.
Здесь уже более органичное соотношение боевых и спортивных навыков
Прикладной раздел включает в себя работу против оружия и с оружием.
Формат чаще всего 1:1 но исключения из него становятся чаще.
Спортивная практика оценивается одинаково со знанием форм и техник. Тренировки сопряжены с высокой степенью травматичности. Соревнования встречаются уже редко.
В третьей составляющей много внимание уделяется борьбе ос страхами, комплексами, боевой смекалке, развитию интуиции и силы вои, способности к самопожертвованию.
5. Современные боевые системы – Унибос, СК, крав мага, Дзюкадо, СПЕАР, Айкидо Врачаревича.
Цель что и в п. 4. но условия современные. Оружие современное, формат 1: группа встречается еще чаще. Сроки подготовки ужимаются.
Спортивной практике внимание уделяется намного меньше чем прикладному разделу. Она уже не является определяющим критерием. Соревнования почти не встречаются. Большее внимание психологической составляющей, использование подручных средств.
6. Боевое искусство – калари пайат, нинпо, шоу дао, хапкидо, сериндзи кэмпо, ряд клановых, семейных школ ушу, дзю дзюцу.
Цель: Саморазвитие через боевую практику. Вырабатывание через воинские навыки умений и знаний необходимых для повседневной жизни.
Еще меньшее значение соревновательной практики. В данном контексте она скорее как специфическое упражнение необходимое для развития навыков. Соответственно правила могут варьюироватся в зависимости от навыка который необходимо развить. Работа с оружием и против оружия. Оцениваются все три составляющих. Третья составляющая является детерминирующей. Вторая красной линией проходит через весь процесс обучения. Первая как необходимая. По типу «должно быть» но скорее как упражнение. Без акцента на ней, а зачастую присутствует лишь опосредовано.
Обязательно в структуре учения наличествуют такие разделы как медицина (в широком смысле а не только экстрамед), этика, философия, психорегуляция.
7. Оздоровительные системы — достижение определенных оздоровительных посредством движений имеющих сходство с боевыми. Через имитацию боевых движений достигаются задачи поддержания организма в хорошем физическом и главное эмоциональном тонусе. Вообщем физкультура …в хорошем понимании этого слова.
Боевой фитнесс, Тай бой, Кикробика, «Оздоровительное ушу», Капоэйра. Соревнования проходят в формате Шоу. Сюда же с натяжкой можно отнести новомодный экстрим-фитнесс типа "бойцовских клубов" и еже с ними где участники через полноконтактные поединки но в защите или с безопасным оружием сбрасывают стресс. Здоровья физического это не прибавляет но ЭМОЦИОНАЛЬНО!!
8. Мистико — Религиозные системы: айкидо, некоторые внутренние стили ушу, шаолинь.
Цель: достижение определенных, мистических или религиозных целей посредством движений имеющих сходство с боевыми. Практика противоборства в таких системах это упражнение наделенное совершенно иным смыслом.
Боевой аспект опосредован тем фактом что как средство развития все таки используются движения из боевых искусств.
Спортивная практика полноконтактных боев как показатель эффективности не котируется и не оценивается. Или оценивается отрицательно. Допускаются отдельные моменты соревновательности при выполнении некоторых упражнений (рандори в айкидо, или туй шоу в тайдзи).
Как можно заметить, именно Цель лежащая в основе того или иного проявления боевой культуры определяет ее ценности, систему восприятия, методику подготовки и т.д. Именно цель определяет критерии эффективности той или иной системы.
Человеку воспитанному в формате спорта сложно воспринять формат ТБС или БИ. Прикладник просто не увидит ничего Мистике. Мистик чувсвительность к миру может научится предвидеть угрозу и избегать ее поражаясь способности спортсмена провоцировать конфликтные ситуации. Споры будут возникать на пустом месте и вообщем то не из за чего.. Просто разные форматы. Разное восприятие. И конечно же проблемы возникают у неофитов не понимающих ЦЕЛИ лежащей в основе практикуемой ими системы. И пытающихся привязать ей качества совершенно не свойственные. Так и возникают «шмертельное боевое искусство ХХХ» которое реально скорее п.8. нежели п.5 и уж совсем не 1 и никак не 6 То есть когда вылазят за формат.
Конечно предложенная классификация весьма условна. Зачастую из боевого искусства может вырасти несколько десятков боевых систем и вид спорта. Да и межстилевых направлений плодится все больше и больше. Особенно условна она в части отнесения различных стилей, могу ошибаться так что правьте.
Это сообщение было изменено Strapnich: (14 Июль 2009 — 16:57)
Кустаров явно имеет что-то против Кочергина. Почему тогда он не примет вызов, что бросил Кочергин всему миру в 2002 году. Вызвал бы на поединок и все дела. А писать книгу и хаять спину-это уже бабское дело.
Ещё рекомендую «мужик с молотком» или антикачергин.
http://lib.rus.ec/b/149394
круто! только сначала нужно научиться туда попадать, не огребя еще до того.
Просто полистайте мужика с топором.
Я имел ввиду книгу 😀
а откуда берутся сроки в 8 — 10 лет 😀 ? да, конечно чем дольше, тем качественнее — кто ж спорит? а "боевая" школа — сугубо ИМХО: та, где обучение было бы направлено целево и исключительно на членовредительство. причем с целью научить за максимально короткий срок. правда сомневаюсь, что в наше время это реально — по крайней мере, никак не может быть распространено. так, теоретизирую :rolleyes: . пресловутые многочисленные "шмертоносные" стили сюда не относятся по причине отсутствия целеориенторованности, психологической подготовки и хоть каких-то тестов на боеспособность. как-то так. а техника может быть любой, в том числе и изначально спортивной. собственно, ее может вообще практически не быть.
Да да! В каратэ есть все! От бесконтактного боя до ката.
А если серьезно, каратэ действительно хорошее БИ. Кекушин, Ашихара и им подобным, я уже не говорю об настоящем боевом каратэ(окинавское)
Сильнеиший удар-лоу кик? А как же удары в пах, в подбородок, локтем туда же, удар в солнышко и тп..
Посмотрите, я не ссылался на удары в глаза, удары по ушам, в кадык и тп…
Лоу кик-это цветочки.
на самом деле и боксер, и борец, конечно же, способны и причинить ущерб, и убить. в самом крайнем случае смогут, маленько переучившись. как пример: тот же боксер, в своей привычной технике, потренируется бить в то самое горло. удар поставлен, скорость есть, точность есть, создавать ситуацию для проведения атаки умеет. нужно немного — изменить зону поражения, вместо подбородка бить в горло, висок и т.д. так что все нормально.
Спасибо, включил. Не замечал до этого, что он был отключен.
Ну ведь это чушь! Включите мозг!
В боксе и борьбе что ли учат как «как убить, обезвредить или нанести ущерб противнику»?
Один из самых (если не самый) эффективных ударов на улице – это лоу-кик.
Хочешь научиться убивать? Тогда изучай удары в горло.
В каратэ это всё есть! А в бокса и борьбе?
Ага, на "малолетке" регулярно тренируются. ЧОткий кихон, тренировочные спарринги, методика тренировок и все такое :rolleyes:.
А если серьезно, "бакланка" — такое же БИ, как драки алкашей у ларька. То есть называть это явление БИ нельзя.
Ваш кумир называет ее "бакланкой". Вы правда так считаете? Думаете приступить к исследованиям? :rolleyes:
"Вдруг из подлеска, ломая кусты, вышли бандеровцы — сраные псы!" http://www.elite-games.ru/conference/images/smiles/copyright.gif группа "Волосатое стекло" 😀
Уважаемый, не надо, находясь на форуме о БИ, считать себя акулой в аквариуме.
"Да шо ви такое говогите?!" http://www.kolobok.us/smiles/personal/rabbi.gif
Вы отбывали срок в ИТУ? http://www.kolobok.us/smiles/artists/connie/connie_jail.gif :rolleyes:
Это сообщение было изменено Gamrin: (19 Июль 2009 — 00:15)
Самое реальное и эффективное боевое искусство на сегодняшний день-это "баклановка".
Очень популярно в местах лишения свободы.
(Подробнее А.Н.Кочергин "Мужик с топором")
Дык я то и не порицаю и не подкалываю, это я интересуюсь так… меня другое тут заинтересовало… первое, это убийство голыми руками, второе шо для этого нужен год или два, (откуда такие сроки) и в третьих, что значит боевая школа…
Это сообщение было изменено Дмитрий25: (18 Июль 2009 — 21:59)
вот здесь, пожалуй, поспорю. действительно, встречается такая точка зрения — что подготовка в "боевой" школе не должна занимать больше года + некая "доводка", совершенствование. и в принципе, почему нет? вполне реально. если обучение сосредоточено исключительно на прикладных аспектах и психологической подготовке, если есть четкое понимание целей, на которые ориентирован тренинг — почему нет? ну и естественно, контингент должен быть подходящий и мотивированный.
Служили?
интересно это чё автор имел ввиду, наверное стрелковую подготовку, другое, как то на ум не приходит сразу… 😀
забавно, а мне к концу жизни говорили и то не всему… 🙂
круууто, но не понятно, наверное опять про стрельбу… 🙂
Дык об том и речь… и вы правы…и на счёт кумитэ тоже…
Что то мне подсказывает, что вряд ли раньше где то были школы, где в кумитэ можно было бы выдавливать глаза, ломать пальцы, кадыки и т.д.
Иначе ученики бы через какое то время получали инвалидность. Да и травмы сильно тормозят тренировочный процесс, но все таки надо проводить иногда кумитэ максимально приблежнные к реальному бою, да бы человек почувствовал чего он стоит и как ему дальше развиваться. Дык и вроде есть то же хокутоку, навернка можно придти и попробывать…
Я людей не убивал, но думаю это больше зависит от готовности убить и покалечить, чем от того тренировали ли тебя выдавливать глаза или нет… Так что с БИ все в порядке, иногда в одном зале в одно и то же время, кто то занимается БИ, а кто то спортом…
даа вы шооо, воот ведь глаза открыли, а теперь давайте вот над чем подумаем, на фига нам БИ ,как якобы спорт… еже ль там глаза не выкалывают и в пах не бьют, ну наверно глаз на всех не хватит, да и я…детородных тож… к великому сожалению ''Панацею'' от всего, в нынешних реалиях создать невозможно, да и стоит ли… и кто вам сказал, что однажды, вступив на путь БИ, вы будуте класть супостатов пачками, или наоборот… став чемпионом по карате, самбо, дюдо и тд. и тп… вас завтра же не подсадят на нож, в каком нибудь чуланчике… смотреть на проблему однобоко, вот на мой взгляд не благодарное дело и не смотреть на неё тем паче, то, что есть спортивные стереотипы — это уже давно все знают, но ведь не секрет, что в драке зачастую побеждает не самый сильный, но самый решительный, а теперь помножим эту решительность на хорошую физическую форму, плюс ''некий'' технический арсенал и чё получим…? делаем выводы… и вот ведь беда, люди в основе своей занимающиеся БИ, или как пишет господин Вопилкин, ''спортом'' именно таковыми и становятся(решительными + ФФ+ТА)но это не делает их ведь суперменами и супергёрлами, это даёт им шанс не впасть в ступор при очучении реальной угрозы и таки уберечь свою честь и здоровье… я думаю мысль ясна…Ну не бывает ''Шмертельных'' систем, для ''обывателя'', где научат выпускать огненные шары из одного места, от пуль увертаться и летать аки ангел…если вам, всё это пообещали и вы в это поверили, ну значит туда вам и дорога…тока других за собой не тащите…
И на закуску, что бы, что то обличать, нужно самому в этом вовсём повориться, при чём очень ''основательно'', а то у многих получается и …-Моцарт, кое-где лажал….- говорил студент, политехнического вуза, заметьте даже не музыкального…Ни к кому, лично не относится. Сугубо личное…
…ещё раз перечитав всё темку… Меня всегда умиляет народ, который говорит об вырванном кадыке, глазике ,переломе позвоночника ,как о недостающей реальности в БИ, вы то сами для себя ответить можете, как вы это будете нарабатывать… 😀
ну прежде всего, не бывает объективной точки зрения 🙂 . она всегда субъективна. бывает основанная или не основанная на опыте. мой опыт указывает на то, что автор — му…к. просто в народе до сих пор сильна вера в печатное слово. вроде как если напечатали — человек что-то понимает в разбираемом вопросе. а это не всегда так. к слову, я тоже печатался. думаю, в тех же или аналогичных журналах. так что следуя логике доверчивого читателя — вроде как тоже в вопросе разбираюсь. и уже с этой колокольни повторяю: отстой 🙂 .
а один из моих инструкторов говорит, что каратэ включает в себя все БИ 😀 . и его слова тоже имеют большую долю правды. тем более что он лет 20 преподает это самое контактное каратэ. и его ученики били пресловутых боксеров — и на ринге, и на улице. как, впрочем, и огребали от них же… тут уж как повезет.
ну да, для этого. чтобы бить более сильного, но менее подготовленного. а более сильного с равной подготовкой — не бить. вы подумайте, подумайте сами. просто более тяжелый тоже учился каратэ. естественно, он имеет преимущество.
какое свое? профиль что ли почитайте… я, например, вообще фехтовальщик. на мое БИ нападок не было 🙂
вот теперь и научите всех, как отжиматься. кстати, нафига записываться на отстойное каратэ?
(Оффтоп — До Штирлица не дошло письмо из центра. Он его еще раз перечитал, но все равно не
дошло)
Немного неточностей, что правда. Однако суть статьи одна: То, что мы ранее называли БИ-сейчас не что иное, как спорт.
Статьи основаны на извращенных фактах и домыслах автора.
Вот автор пишет про то, что нырки абсолютно неприменимы там, где разрешено бить ногами. Мол, получишь коленом. Странно, что Федор Емельяненко на своем семинаре показывал именно нырки. Видимо, Федор еще не дошел до понимания истин великого Вопилкина 😉 . Откуда взялось это дурацкое мнение про то, что нырок ведет к удару коленом по морде? Да все оттуда же: люди пытались применять нырки после двух недель тренировки и огребли коленом по мордасам. И автор, скорее всего, видел именно этих дебилоидов, так как их большинство. Тот, кто не умеет нырять — получает коленом, тот, кто не умеет бить лоу — выхватывает прямой в челюсть. Вывод, казалось бы, очевиден — надо уметь, и тогда не огребешь. Но у людей типа Вопилкина вывод другой — это все фигня и неэффективно.
Далее идет феерическая чушь про ненужные апперкоты (а пацаны-то не знают) и Али, который даже до КМСа не дотягивал. Ну, это уже клиника.
Тут же автор распространяется насчет клинча в тае. Это тоже фигня, оказывается. Любой самбист заломает. А до этого Вопилкин писал, что самбисты и дзюдоисты лохи, потому что бить не умеют. Видимо, лох-таец все же в лоха-самбиста не попал (лох, фиг ли), тот вошел в клинч и сделал-таки заднюю подножку. То, что удары коленями в захвате применяются в ММА, и не только у решетки, автора не колышет. Там тоже все лохи, наверное. То, что в тае тоже есть пара бросков, что заставляет бойцов сохранять равновесие в клинче, его не колышет тем более.
Вся статья Вопилкина — сборник маразмов.
присоединяюсь к "многим", статейка — гавно.
точка зрения возможно и оправдана, согласен — чисто спортивный уклон (особенно на ката и т.п.) приводит к выхолащиванию "боевитости". однако большое недоверие к аффтару вызывают различные несуразности вроде приведенного воландсоло выше примера. ну и для полноты картины я щетаю аффтар должен был привести примеры не абстрактные, а из своего личного опыта — сколько он завалил боксеров-профессионалов, контактных и бесконтактных каратистов, дзюдоистов и далее по списку
Вы так думаете? Самое интересное, многие так думают. Статьи, кстати, основаны на объективной точке зрения.
В наше неспокойное время, мы вынуждены защищать себя. С оружием или без него.
Вот, что мой друг говорил насчет этого:
"Забудь чушь типа всякого каратэ. Самое полезное на улице-бокс и борьба. Сейчас каратэ, как и многие виды-лишь спорт. Там не учат приемам, как убить, обезвредить или нанести ущерб противнику. А зачем? Вон тот, Вася, знает, что здесь ему не сломают нос и платит денежку угодливым шарлатанам."
Вы конечно же спросите, кто он такой? Может такой-же неудачник, может не потянул он каратэ?
Он не является ни обладателем дана, ни мастером в боксе. Но его слова имеют большую долю правды.
Задумайтесь, и не спешите критиковать. Не выносите грязь на высказывания других людей-вполне обоснованных.
Согласитесь, то что сейчас изучают множество людей, является спортом. Там не бьют в пах, не выкалывают глаза, не бью головой, не выбивают кадык в горле… Задумайтесь, то что многие сейчас называют БИ не более, чем самосовершенствование. Только зачем нам оно? Недавно смотрел на канале "Боец" соревнование по Кекушину.
Представьте себе, если исход равный, побеждает тот, кто весит меньше…Тот кто весит больше, имеет больше шансов победить. Более здоровый уже имеет 100% на 1-ое место. А теперь вопрос: зачем нам боевое искусство, если слабый не может победить более сильного. Оно ведь для этого и создавалось. Смотрел также и соревнование по Сетокан. Расхотелось записываться туда однозначно. Пару людей в кимоно останавливают и "фиксируют удары". Это что-ли боевое искусство?
Обидно, что некоторые люди прочитав статью сразу изливают на нее грязь, доказывая, что "тому" просто не пошло, и все… Хотя на самом деле хотят защитить свое БИ, которым занимаются не один год… Обидно…
Не сомневаюсь, мой пост тоже обольют грязью. Ибо люди не меняются.
П.С
Вчера ходил смотреть секцию каратэ Сетокан-вышел, как мне говорили, на лучшего тренера, Бориса какого-то.
Я посмотрел их тренировку, и был несколько разочарован силовой подготовкой. Вместо отжимании я смотрел на половой контакт с полом. Вместо приседаний-ритмичные движения Ксении Собчак.
Но каты исполняли красиво. Понравилось даже.
После я подошел к тренеру и спросил:"То что вы преподаете, можно назвать реальным БИ, приспособленным для реального боя?"
На что он ответил:"Мы готовим спортсменов. Здесь люди самосовершенствуются."
Очень порадовали слова Dimetriusa, скромно назвавшем реальный бокс-физкультурой и спортом,в то время как Сетокан, Тхэквондо и подобное им еще называют БИ.
На каратэ я все же записался… Помогла вера в Кекушин, для которого понадобится базис.
Ху из mr. Вопилкин?))
Собственно было нелегко из всей статейки вычленять наибольшие безобразия, но выделенное мной в цитате это просто шедевр))) Уж извините, не смог оставить без внимания)
статьи в большей части — отстой, действительно собранный и перепечатанный бред обиженного человека. видимо, пытался заниматься — и не пошло. бывает.
касательно этого:
да, человек не хищник. всеядные мы. больше собиратели, нежели хищники… а вот насчет кулака как единственного оружия можно подумать. ИМХО: да, для нас естественны размашистые амплитудные удары. но еще более естественно вцепляться, валить, душить и пр. те рефлексы, на основе которых в дальнейшем возникла борьба. а ударка — следствие использования оружия.
Бокс — это просто спорт и физкультура. В плане подготовки к уличной драке в нем куча недостатков. Просто автор статьи какие-то недостатки исказил, какие-то не учел, а какие-то придумал. Особенно люто Вопилкин отжег про нырки и Мохаммеда Али.
По вашим словам У.Б. прям супермен. 🙁
Правда что ли? Смотрим выше…
Зачем мне прикалываться? Вот если бы я спрашивал про то, как мне увеличить на 10 см, то да…
А так я в этом не имею смысла.
Я не настоящий спец. Драк у меня было не мало, но все они были такие же У.Б.
Я просто физически наверное не смогу противостоять не то что МС по боксу, но и КМС.
То же касается и на счет каратэ-тут уже надо начинать с 3 дана.
Боевое искусство создано для того, что бы более слабый побеждал более сильного.
Если против меня выйдет бугай, или 5-6 человек, мне точно несдобровать.
Я не знаю, как там у Вас дела, наверное это вы Мега боец. Но наверное вы до этого изучали самбо, и еще какие-либо эклектические стили.
Да да, на Кол!! Ведь это он плохо написал про бокс. Ладно про айкидо, ладно про каратэ, но про бокс… :angry:
Вопилкина на кол. Кстати, кто это вообще?
Человек назвавшийся ''уличным бойцом" должен понимать,что это не гласный солидный
уровень.Способный в поединке без каких,либо ограничений на равных драться с людьми
уровня м.с. по боксу или карате и при том,побеждать.
И перед ним не стоит такая задача и проблема
И тем более, даже начинающий У.Б. не выдаст такого
У.Б. часто не образованый человек,но мысли в таком направление не позволит себе.
Вы может настоящий спец.,тогда просто,прикалывались.
Это вы о чем? Я действительно в скором времени собираюсь записаться на бокс и каратэ, а ваши необоснованные фразы засуньте себе в одно место.
Всего доброго!
Уличный боец говоришь…
Зачем людей за нос водил?
Спорить и не собирался, тем более не вижу ни предмета спора, ни какой-либо внятной аргументации. А разговор ни о чём поддерживать просто не имеет смысла.
Ваше мнение-ваше право.Всегда найдутся люди, которые хотят поспорить.Я уже говорил-спор ни вам не мне не выиграть. Я всего навсего уличный боец, и многое могу не знать, также как и вы. Просто реально обидно, что многие БИ деградировали в спорт. А глупые споры оставим. Несерьезно.
П.С.
На уличных разборках самые полезные Би это — 1)убегай-дзюцу 2)пистолет-дзюцу. Кастет-дзюцу и кухонынож-дзюцу не ценятся, ввиду своей неэффективности с вышеперечисленными средствами.
Стоит также упомянуть БИ направленное против 1-го средства — догоняй-дзюцу.
Против 2-го средства очень эффективно 1-ое.
Это сообщение было изменено Иссин: (15 Июль 2009 — 23:14)
А Вы пока ничего толком и не сказали. Ссылаться на чужие авторитеты (Вопилкина того же) — невелика хитрость. Книгу Тараса я начинал читать раза три из-за того, что она часто упоминалась на форуме. Ни разу не смог дочитать, времени было жалко на этот бред. Брюс Ли для своего времени и своего опыта очень толковый автор, однако он не пытался откровенно обосрать всё, что не практиковал (и не знал) сам.
Про Шлахтера мало что знаю. Судя по количеству выданной им на гора литературы, он в первую очередь бизнесмен, а всё остальное уже потом (если остальное вообще есть). На форуме есть тема о нём
http://www.budo-foru…wtopic=18089
Больше доверяю мнению Воюшина, например, и ещё некоторым другим. Собственно ничего такого уж совсем хорошего о нём в той теме по-моему никто не написал. 🙂
Что мы их, не видели 🙂 ?
"(…) потому что с юношеским жаром занимаешься риторикой, с которой я распростился, по Божью вразумлению и для Бога обратив взоры ввысь, потому что надобно же было когда-нибудь перестать мне заниматься игрушками и лепетать по-детски, а заглянуть в истинную ученость, и вместе с другим, что только у меня было, в дар Слову принести и слова"
(Григорий Богослов, 6. К Адамантию)
Вы парни, наверное никогда не дрались на улице.
Мои слова никогда ни для кого не были авторитетом(пока), но почитайте тогда Тараса, Шлахтера.
Почитайте хоть Брюса Ли.
Всегда найдутся те, кто будет отстаивать свою точку зрения.Они всегда будут твердить одно и тоже…пока местные гопники не выйдут из-за угла.
Моё совпадает с Вашим и с Yonkamme. 🙂
"Переливание из пустого в порожнее в духе БИПа, то же самое" от Вопилкина — он и есть переливание из пустого в порожнее в духе БИПа, то же самое! 😀
🙂
Вопилкин вообще в курсе, что рога есть только у травоядных? У хищников рогов не может быть по определению.
Про "убогую технику у обезьян" — нет слов! Так и хочется спросить: много ли обезьян уложил в подворотне г-н. Вопилкин?
Он очень хает всё спортивное. Видимо, обезьяны тоже спортсмены законченные! 😆
Это сообщение было изменено Gamrin: (15 Июль 2009 — 19:06)
"Однако бокс — не панацея от всех бед, хотя на улице он несравненно полезнее, чем каратэ. (…) Но у них и нет такой задачи, ибо все перечисленные школы занимаются спортом. Бытует весьма распространённое заблуждение, что боевое искусство (рукопашный бой) это один из видов спорта. На самом же деле спорт не имеет с боевым искусством ничего общего. Это понимали еще древние греки. Плутарх писал: "Филопемен (…) Цель спорта это самоутверждение, то есть победа в соревнованиях, получение спортивных титулов, медалей, поясов, данов и.т.д. При этом важно признание окружающих, поэтому нужно победить строго по правилам. Таким ценностям соответствует "спортивное" поведение. (…) Правила спортивных соревнований вполне соответствуют целям и задачам спорта. Почти в любых соревнованиях присуждается так называемая победа по очкам, она же победа за преимущество, по-японски "ваза-ари" (…)"
Ну вот точно такими вот словами все это и писали, из года в год. Такими же оборотами пользовались, и такой же риторикой. Читайте забытых авторов, исследователи дорогие. А то они еще в суд подадут, за цитирование сверх норм копирайта
Ваши слова меня развеселили. Но не будем спорить. Спор уже выиграли те, кто прочитав строки повыше, просто прошли мимо не отписавшись. Они то наверняка знают про себя, насколько правдивы или смешны слова автора этих строк.
*Ого, так я еще и философ!* :rolleyes:
Это сообщение было изменено Иссин: (15 Июль 2009 — 17:35)
Что же я могу противопоставить могучим философам из непобедимой школы Кои-но Такинобори-рю?… куда уж мне, немощному телом и мыслью
Разве что вот… подшивки "Спортивной жизни России, "Боевого искусства планеты", "Кэмпо" и "Додзё", плюс газетные статьи за последние 20 лет. Исследуйте, раз Вы исследователь. Будьте беспощадны к уже написанной макулатуре, и истина сделает Вас свободным
Вопилкин — это псевдоним или творческое кредо? А-афигенная чушь, изложенная сильно обиженным человеком (это у меня такое первое впечатление получилось :rolleyes: ).
Хотя и приходилось видеть совершенно неподготовленных к бою каратистов… примерно 3-х, 4-х летней подготовки по паре двухчасовых тренировок в неделю. Ну а что вы хотите при таком графике занятий? Ну и конечно спортивная реклама тоже свой немалый вклад внесла, однако свою голову тоже не мешало бы иметь.
В принципе это относится ко всем восточным системам боя. Если человек занимается "по верхам", то ему обязательно впарят какое-нибудь фуфло, если честно пытается влезть глубже, то очень многое из того, что раньше не работало (и не могло работать) почему-то становится вполне реальной техникой, правда с обязательными изменениями в этой технике, которые на первый взгляд могут казаться несущественными.
Думаю, что это не только к каратэ относится и даже не только к восточным системам боя… :blink:
Что вы можете противопоставить?
Я бы не пытался. Что касается второй статьи, то блоки каратэ выполнялись с оружием, есть такая версия. Тема и содержание обеих статей давно набила оскомину публике, еще в "Боевом искусстве планеты". Просто "переливание из пустого в порожнее в духе БИПа, то же самое
Нет, нет-не я. Я же вроде указал имя в конце-Вопилкин. :rolleyes:
Я бы с удовольствием занимался бы сейчас нормальным боевым искусством, приспособленных для нормальных реальных целей. Но увы, приходится довольствоваться тем, что есть в городе. А по книгам заниматься-не заниматься совсем.
Это сообщение было изменено Иссин: (15 Июль 2009 — 13:23)
Ну про старый тай вы сами ж в статье написали :rolleyes: правил нет, може х перчаток со стеклом -хотя это все равно ритуал. А еще более старый вариант включал работу с оружием и собственно говоря был национальной боевой системой. Простой и эффективной.
Реклама и коммерцианализация. Так уж получается что для привлечение народа руководителям приходится "кидать фишки". И вот уже спортивный клуб заходит на "территорию" боевых систем утверждая что обучает выживанию техникой бокса. А айкидо начинает претендоваеть на статус БОЕВОГО искусства вытягивая из закрамов Сигала или Сиоду. Хотя копни глубже и понятно что это мистичексая система ибо дальше идут алтари, приношения богам, слияние с духами Ками и т.д. А упражнения в виде приемов это всего лишь упражнения но для других совершенно целей. Не боевых.
А товарищи из капоэйры не понимая что по сути это хоть и боевой но ТАНЕЦ пытаются спарринговать…
Ибо каша в голове благодаря Масс медиа ПОЛНАЯ.
Прежде чем принимать решение о том чтобы начинать практикавать что либо из Боевой культуры я всегда рекомендовал изучить его историю и ответить на несокльо вопросов — ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ создавалось направление? Какие задачи оно перед собой стваит? Какими методами они решаются? Какие мои потребности оно может удовлетворить?
Потом ходить, пробовать. Периодически делая шаги в стороны и возвращаясь. И всегда иметь свою голову на плечах не теряя картины мира.
Огромный респект автору.
На днях пытался найти похожую статейку.
К сожалению, сейчас почти каждое боевое искусство деградировало в спорт.
Остались еще наивные, полагающие что Сетокан защитит их в конфликтных ситуациях, или Айкидо поможет их избежать. Все это непригодно, потому что не приспособлено к реальным условием. Даже в Киокушине, хоть там и есть так называемый яп. нокаут-закаляют грудь-и бьют только туда. На улице бьют только в лицо.
БИ-это то, что поможет в реальных ситуациях защитить себя и своих близких.
Все остальное не достойно называться БИ.
П.С.
Просветите меня-чем отличается Старый Муай Тай от нового?
Хочу добавить еще полезную статью.
Сюгэндо
(путь обретения могущества)
Пояс полезен только для
поддержания штанов.
Брюс Ли
Что такое каратэ сегодня знает каждый. Вернее, думает, что знает. Это "знание" как правило представляет из себя довольно стандартный набор распространенных заблуждений. Причем, даже те, кто занимается каратэ, здесь не исключение. Спросите любого каратиста — что означает слово каратэ? И он, не моргнув глазом, ответит вам — каратэ, это "пустая рука", то есть рукопашный бой без оружия. Самбо, то есть, в японском варианте. С самбо тут общее только вранье, начинающееся прямо с названия, да еще, пожалуй, его причина. На самом деле каратэ по-японски, это "китайская рука". Из названия видно, что это вариант китайского у-шу, прямо из Китая позаимствованный. Так оно и было сотни лет, пока каратэ культивировалось на Окинаве, а в Японии о нем никто ничего не знал. Но в начале нашего века три окинавских бойца приехали в Японию и открыли там первые три школы японского каратэ, названные позже "классическими". В то время расцвета японской империи везде искали японские корни. Это в полной мере коснулось каратэ. Получить поддержку властей и раскрутиться с таким явно неяпонским названием было малореально. Но Гитин Фунакоси — основатель Шотокана и главный популяризатор каратэ придумал оригинальный выход из ситуации. Он заменил иероглиф "кара", означающий "Китай" на другой по написанию иероглиф, который читается тоже "кара", но означает "пустота". Естественно, тут же нашлись продажные "языковеды", благо такого сброда хватает среди любого народа, которые начали спекуляции на тему "исконно японского" боевого искусства каратэ-до (путь пустой руки). Разумеется, при этом игнорировался не только тот факт, что о каратэ в Японии еще в 19 веке никто ничего не знал, но и то, что в этой "пустой руке" используется довольно много оружия: палки (бо, дзё), нунчаки, сай и т.д. К слову, в самбо история повторилась, с поправкой на советскую специфику. После ареста основателя школы Ощепкова, никогда не скрывавшего, что его система основана на технике японского дзюдо, была срочно придумана мифологическая история создания школы. По мотивам этого мифа даже сняли фильм "Непобедимый". Название так же придумали в духе времени: "самооборона без оружия", сокращённо — самбо. Судьба самбо и каратэ сходна: оба направления в исторически короткий срок деградировали до видов спорта. В общем-то трудно было ожидать чего-то другого от школ, у которых ложь заложена еще в названии.
Впрочем, с названий набор заблуждений и лжи только начинается. Если по поводу эффективности самбо особых сомнений ни у кого нет, и не было (термин "боевое самбо" прямо говорит о том, что обычное самбо — какое угодно, только не боевое), то с каратэ общей ясности до сих пор нет, хотя термин "боевое каратэ" уже появился. Главное заблуждение, это обывательская оценка эффективности техники, возникающая у зрителя при просмотре низкопробных каратэшных боевиков или показательных выступлений спортсменов. Особенно поражает сознание обывателя и вызывает восторг у детей и подростков тэмишевари — разбивание руками твердых предметов. Естественно, неподготовленные зрители приписывают технике каратэ сверхъестественную эффективность. Сами же каратисты так же приписывают своим техникам эффективность существенно большую, чем есть на самом деле, но это — до первого реального боя. И наконец, бывшие каратисты, это люди, прозанимавшиеся каратэ не менее года и попытавшиеся проверить свою силу в реальном бою — на улице. Таких людей я видел не мало. Характерная история такого каратеки выглядит следующим образом: — "Я три года занимался по школе …..-кан(рю)", получил там …..-й кю (пояс нужного цвета), а потом мне на улице морду набили, хотя я все по технике делал…". Мне искренне жаль таких людей. Они могли бы стать мастерами боевого искусства, но им не повезло — они попали в каратэ. Многие из них, проиграв бой явно неподготовленному гопнику, настолько разочаровываются в своих школах, что начинают вообще отрицать само существование эффективных техник рукопашного боя. Они считают, "колхозный" ударчто бой надо вести инстинктивно, как тот уличный боец, который набил им морду по пьяни. Это заблуждение столь же пагубное, как и вера в эффективность японского каратэ. С точки зрения биологии человек — животное всеядное, а не специализированный хищник, вроде кошки. Природное оружие человека, равно как и инстинктивные боевые программы (врожденные навыки их использования в бою) столь же убоги, как и у обезьяны. Пасть короткая и не открывается широко — кусаться неудобно, да и зубы тупые и слабые. Когтей и рогов нет совсем. Единственным естественным оружием является кулак. Инстинктивная программа его использования хорошо видна у крупных обезьян (горилл). Это размашистый боковой удар (сбоку кулаком по роже — см. рисунок), который рукопашники называют "колхозным". Наблюдать его можно в любой пьяной драке (кроме него там больше ничего и нет). Прямые удары (то есть от груди в торец, но не сбоку, а по прямой) может наносить только человек, ни обезьяны, ни "колхозники" их не используют. Кроме того крупные обезьяны (шимпанзе) имеют врожденную программу использования палки и камня в качестве оружия. Но эта программа настолько убога, что пятилетний ребенок пользуется палкой несравненно лучше, чем взрослый шимпанзе. У кошки же есть не только эффективное оружие с врожденными навыками его применения, но и способность к концентрации. Что это такое, легко понять, наблюдая, как кошка мгновенно переходит от абсолютного покоя к молниеносному удару. Врожденной способности к концентрации нет ни у человека, ни у других приматов. Следовательно, все боевые навыки человека (кроме "колхозного" удара) являются не врожденными (инстинктивными), а приобретенными в процессе обучения. В том числе и навыки уличных бойцов и хулиганов.
Каратэ
Этот охотник давно не охотится.
Он борется за свою славу. Ему уже
удалось собрать 56 дипломов,
подтверждающих, что он знаменит.
"Обыкновенное чудо"
Итак, немного истории. Наиболее известны 4 японские 'классические' школы: Шотокан (Сёто-кан), Шидарю (Сито-рю), Годзю-рю и Вадо-рю, представляющие собой вариации одной и той же окинавской школы. Несколько особняком от них стоит школа Кекусинкай. Эти 'древние боевые искусства' основаны соответственно: Шотокан — в 1924 г., Сито-рю — в 1926 г., Годзю-рю в 1928 г., Вадо-рю — в 1939 г., а Кекусинкай — в 1952 году. Но важно даже не это. На востоке, чтобы придать чему-то побольше значимости, обычно приписывают древность, на западе — наоборот, ультрасовременность. История создания каратэшных школ и федераций сама по себе очень показательна. Примерно каждые 20-30 лет от старой федерации или школы отделяется новая, при этом ругая старую последними словами. Суть этой ругани, кстати, совершенно справедливой и обоснованной, сводится к следующему: старая школа (федерация) вконец оспортивилась и учит людей бальным танцам вместо боевого искусства. Вот мы-то (новая школа) вернёмся к истокам будем учить людей настоящему каратэ. Эта идея хорошо передана в фильме 'Обреченный на одиночество'. Школа Кекусинкай была создана именно под этим лозунгом, равно как и все последующие. Однако, этот процесс всегда повторялся и будет повторяться впредь. Ведь при попытке очистить каратэ от профанаций и "вернуться к первоисточнику" неизбежно возникает вопрос: А где тот исток? Может быть в современной Японии? Но вот что мне написал недавно японец Минору Ясухара (4-й дан): "Если вы занимались Шотоканом, то совершенно очевидно, что вам нужна другая система для реальной самообороны." То есть и в Японии Шотокан не лучше. Тогда может быть надо вернуться к староокинавскому первоисточнику? Но тогда придётся выкинуть на помойку все эти пояса и даны вместе с системой экзаменов на эти самые пояса, потому что на Окинаве ещё 100 лет назад никто про это ничего не слышал — всё это придумал Фунакоси уже в Японии. К таким "корням" никто, понятное дело, возвращаться не собирается: если пояса отменить, так вся система японского каратэ развалится. Значит самый древний "первоисточник", к которому можно "вернуться", это сам Гитин Фунакоси — основатель Шотокана и самый успешный его популяризатор. Именно он переименовал каратэ в "пустую руку" и придумал систему поясов и экзаменов для их получения, точнее, не придумал, а содрал её из дзюдо. Жил он не в средние века, а в 20-м веке, поэтому информации о нём сохранилось предостаточно. Известно, что он мастерски выполнял ката, но нет никаких сведений о его участии в реальных боях. Глядя на шотокановскую технику, поневоле задаёшься вопросом: "А был ли мальчик?", в смысле, был ли Шотокан боевой школой вообще когда-нибудь? Ну, например при самом Фунакоси? Среди каратистов бытует мнение, что Шотокан задумывался Гитином Фунакоси как реальная боевая школа, а его сын — Ёситака Фунакоси, вместо того, чтобы продолжать боевые традиции отца, привнёс в Шотокан ногодрыгание на верхнем уровне и прыжки, за что отец ругал его всю жизнь. И что именно сын Гитина Фунакоси превратил шотокановское каратэ в спорт. В этом рассказе есть доля правды, но очень небольшая. Правда то, что прыжки и удары ногой на верхнем уровне привнёс Фунакоси-младший, но неправда, что Шотокан Фунакоси-старшего был эффективной боевой системой. Известно, что современник Фунакоси — настоящий мастер окинавского каратэ Мотобу Тёки, имевший в отличие от Фунакоси большой опыт реальных боёв, называл его "танцором" и "игроком на сямисэне", считая Шотокан профанацией окинавского каратэ (подробнее об этом см. статью Горбылёва "Неистовый боец Мотобу"). На самом деле Шотокан изначально разрабатывался не как боевое искусство, а как военизированная гимнастика для школьников общеобразовательных школ. Судя по технике — так оно и есть. Дело здесь в полном отрыве от реалий жизни — от контактности. Тэмишевари и ката — любимое развлечение каратистов всех времен и народов, только усугубляют этот отрыв. Всякому, кто изучал в школе физику, это должно быть очевидно. Никому же не приходит в голову считать дюбельный пистолет эффективным оружием, хотя гвозди он забивает и в кирпич и в бетон. То же относится и к тэмишевари. По весу и жесткости кирпичи и доски очень сильно отличаются от человеческого тела, поэтому удар, от которого ломаются кирпичи и сосновые дощечки, практически бесполезен против человека. Главным образом — из-за разной глубины удара. Если от удара на глубину 3-4 см. кирпич разлетается, то человек может его и не почувствовать. Если это удар в корпус, то такой глубины не хватит даже для пробивания жира, не говоря уже об одежде. Перемещения в ката и удары в воздух просто вредны. Каждому, кто не забыл закон сохранения импульса, должно быть очевидно, что после удара в воздух можно остаться на месте только в одном случае — если твой суммарный импульс равен нулю (Р=0). Каратисты, выполняющие ката, после каждого удара стоят в стойке как влитые. Это у них называется 'фиксация'. Добиться этого можно только одним путем — импульс бьющей руки должен быть равен нулю. Для этого каждый удар в воздух сопровождается встречным движением плеча, то есть, кулак летит вперед, а плечо — назад. Это движение плеча хорошо видно у не слишком продвинутых каратистов. Более опытные умеют его маскировать, так что если специально не присматриваться, то можно и не заметить, но законы физики не обманешь — рука останавливается сама, причём, как раз в тот момент, когда она должна бить, то есть, иметь максимальную скорость. При этом рукав кимоно довольно громко хлопает, что и приводит в восторг зрителей, особенно детей и подростков. Но это означает, что при нанесении такого удара по противнику, ему не достанется ничего — импульса-то нет ни у руки, ни у тела в целом. Легче всего понять это, нанося удары по мешку или лапе. Ударьте несколько раз, как можно сильнее, а потом ударьте так же в воздух, или просто промахнитесь мимо мешка. При ударе в воздух вы пролетите далеко вперед, так как у вас останется большой избыточный импульс, который не был передан мешку. Правда, при таком эксперименте можно повредить себе локтевой сустав, так что лучше этого не делать. Посмотрите лучше на любое соревнование по боксу — там хорошо видно, как боксёры, промахнувшись мимо противника, пролетают глубоко вперёд. Насколько их удары сильны — видно по результатам попаданий. Хороший боксёрский удар при попадании в цель отправляет противника в нокаут. За это и присуждается победа, поэтому никакой "фиксации" в боксе нет. Только детское, эмоциональное восприятие хлопков рукава заставляет людей, неплохо знающих физику, воспринимать ката как демонстрацию настоящих ударов. К слову, сами каратисты, если их спросить, скажут, что ката не имеет с реальным боем ничего общего, и что удары, демонстрируемые в ката, в реальном бою неприменимы. Вот только зрителей об этом они никогда не предупреждают.
Техника в каратэ, это вообще понятие особое, людям непосвящённым совершенно непонятное. Помнится, в молодости мне не раз доводилось биться в учебных боях с каратистами разного уровня, в основном из Шотокана и Сито-рю. Надо сказать, они всегда проигрывали, но интересно не это, а то, что они говорили мне после боя. А говорили они мне всегда одно и то же: "У тебя же совсем нет техники!". Сначала я думал, что это они от досады: проиграл бой — обидно же. Потом, когда эта фраза стала повторяться, я начал их расспрашивать на эту тему подробнее. Оказалось, что они действительно считали, что у меня нет техники. Тогда я стал задавать им вопрос, который просто напрашивался после такого заявления: "Как же так? У меня нет техники, а бой я выиграл. У тебя есть техника, а бой ты проиграл. И если бы этот бой был смертельным, то ты бы был уже мёртвым. Так что же такое эта твоя техника? Где и в чём она проявляется?" Ответ каратистов меня немало озадачил. Оказалось, что "техника" каратэ, это одно, а реальный бой, это совсем другое. И что эти две вещи почти никак между собой не связаны, то есть, "техника" проявляется при выполнении различных ката, а в реальном бою она особого преимущества не даёт. Тогда я стал спрашивать: "А зачем вообще нужна такая техника???". Ответ был прост и логичен: "А для самосовершенствования. Каратэ нужно не для мордобоя, а для совершенствования духа и тела. Это ещё Фунакоси говорил." И вот тут я уже не знал, что сказать…
Итак, рассмотрим подробнее технику каратэ.
Блоки и уходы в каратэ заслуживают отдельного рассказа. Как правило, это жесткие блоки (учи-удэ-уке, сото-удэ-уке, шуто-уке, аге-уке, гедан-барай), то есть фактически — удары предплечьем (реже ладонью) по ударной конечности противника. Причем, как правило их отрабатывают на среднем уровне, блок учи-удэ-укеоставляя верхний 'за кадром'. Реально выполнить их невозможно по простой физической причине: время выполнения жесткого блока всегда больше или равно времени выполнения удара, так как это — тот же удар, только более сложный. Но на удар надо еще успеть правильно среагировать, а на это тоже нужно время. Так что для того, чтобы отбить удар жестким блоком, надо начинать выполнение блока раньше, чем противник начал выполнение удара, а для этого надо быть ясновидящим. Блок нижнего уровня гедан-барай представляет из себя попытку отбить рукой ударную ногу противника. Это абсолютно порочная идея — отбивать ногу рукой. Нога намного тяжелее руки, поэтому всегда есть риск сломать о ногу противника руку или пальцы. Кроме того при выполнении этого блока передняя рука оказывается внизу, а лицо остаётся полностью открытым для ударов противника. Отработка блоков организована так, чтобы ученики не смогли этого понять, то есть бесконтактно. Я сам это видел на тренировке, которую вёл тогдашний председатель областной шотокановской федерации — зрелище незабываемое. Стоят две шеренги лицом друг к другу на расстоянии трёх метров. Одна шеренга это "атакующие", они стоят в стойках и не сходя с места периодически бьют в воздух перед собой любые удары, какие захотят. А вторая шеренга "защищается", то есть ставит перед собой блоки, которыми по технике школы надо бы было защищаться от того удара, который выполнил стоящий напротив. При этом все довольны: "атакующим" не надо целиться, а тем более искать дыру в обороне, то есть не надо пытаться достать: до противника 3 метра, а мимо воздуха не промахнёшься. Научиться бить таким образом невозможно: попал — не попал, сильный удар или слабый — не важно, всё равно никак не узнаешь. "Защищающийся" при этом ничем не рискует: успел — не успел, отбил — не отбил, правильный блок или нет — не важно, до противника 3 метра. Правда, научиться применять блоки он так же не "рискует". Иначе невозможность защититься жёсткими блоками стала бы очевидной. Естественно, что при такой технике блоков, единственным спасением от ударов являются уходы. Уходят а каратэ от атаки обычно назад. Это первая рефлекторная реакция на атаку, она же самая неправильная. В реальном бою с противником, который хоть что-то может, уход назад неминуемо ведет к поражению. Причина этого проста: люди бегают вперед гораздо быстрее, чем назад. Поэтому уходящий назад не сможет разорвать дистанцию, а перейдет в бегство спиной вперед. Это бегство кончится у ближайшей стены или другого естественного препятствия. gigo2.jpg (5423 bytes)При этом противник абсолютно ничем не рискует, ибо бегущий назад не может ударить (если не верите — попробуйте). Вся задача противника состоит в том, чтобы бежать вперед, сохраняя дистанцию. Те, кто разрабатывал каратэшную технику, видимо о чём-то таком догадывались. Об этом свидетельствуют так называемые "связки", являющиеся основой применения техники. В таких связках жёсткий блок выполняется одновременно с уходом назад. То есть, чтобы как-то сгладить впечатление от одного бесполезного действия, к нему добавляют второе, не менее бесполезное. На тренировке всё выглядит красиво (конечно, если зритель совершенно неподготовлен). Обороняющийся ушёл от удара рукой в корпус назад и поставил перед собой блок — сото-уде-уке. Блок как раз попал по атакующей руке. На самом деле, если чуть-чуть подумать, то сразу возникнет вопрос: а почему блок выполняется вместе с уходом? Если ты уже отбил удар блоком, то зачем тогда уходить назад — тебе же ни что не угрожает? А если ты уже ушёл назад, то противник до тебя не достаёт — зачем же ты ставишь блок? А затем, что это единственный случай, когда жёсткий блок ставить не страшно — всё равно не достанут!
Стойкистойка дзенкудзу-дачиблок аге-уке в каратэ так же заслуживают внимания. Руки в них не подняты, зато поднята голова (см. рисунок).При этом расстояние от руки до лица может составлять полметра. Естественно, заблокировать удар в лицо при таком положении рук жестким блоком (см. рисунок) невозможно. Многие пытались, но практически никому не удавалось — времени не хватало. Кроме того, в Шотокане, например, стойка настолько низкая, что находящийся в ней человек почти полностью теряет подвижность. (Подробнее о стойках см. "Элементы техники — стойки")
Особая тема — удары ногами (подробнее об этом см. "Работа ногами"). Если простые и эффективные удары в нижний уровень (то есть по яйцам, в колено, голень и голеностоп) запрещены и практически не изучаются, то сложные и бестолковые удары ногами на верхнем уровне (то есть в голову) просто культивируются. Особое место занимают удары ногами в прыжке (тоби-гери). Все дети их очень любят, особенно после фильмов с Ван-Даммом. В этой связи уместно заметить, что Ван-Дамму в американском кабаке набил морду местный байкер, причем без всякой техники. Чтобы просто достать ногой до головы противника, надо иметь довольно хорошую растяжку. Но достать, не значит поразить. Удар ноги в верхний уровень сильно растягивает мышцу — антагонист, то есть, пружину, которая просто сжирает энергию удара. Если удар наносится на пределе растяжки, то скорость ноги в верхней точке траектории, в которой и должен наноситься удар, просто равна нулю. Чтобы скорость ноги была отлична от нуля, надо иметь в верхней точке удара довольно большой запас по растяжке. Кроме того, очень важно при ударах ногами выше пояса иметь хорошее сцепление с грунтом. Выполнять удар ногой стоя на снегу лучше не пытаться — скорее всего грохнешься. А в средней полосе России снег лежит по полгода. Прыжковые же удары ногами (тоби-гери), без которых не обходится ни одно показательное выступление, только для шоу и годятся. Может быть лет 300 назад кто-то и выбивал всадников из седла ударом в прыжке, как это утверждает легенда, но вот применять прыжковые удары против пехотинцев, это уже изобретение ХХ века. Я проводил на тренировках простой эксперимент — можно ли попасть прыжковым ударом в человека, если он не слепой и может ходить? Выяснилось — однозначно нет! От прыжкового удара можно уйти медленным шагом. Однако, ударами на верхнем уровне ошибки не ограничиваются. Удары в средний уровень, то есть в корпус так же делятся на те, которые неэффективны, опасны, и те, которым в каратэ практически не учат. Особой популярностью тут пользуется маваши-гери (см. рисунок). маваши-гери в верхний уровеньЭто маховый удар ногой сбоку, наносится обычно подъемом, реже подушкой стопы (основание пальцев). Чтобы отработать его, достаточно подойти к бомжу сбоку и дать ему пинка по заднице. Этот пинок и есть маваши-гери. На более опасных противниках его лучше не пробовать. Трудно представить себе нечто, более бесполезное и опасное для того, кто его выполняет. В любой каратэшной школе спарринг (кумитэ) новичков обычно сводится к бестолковому обмену этими самыми маваши-гери. Результаты такого размена всегда одни и те же. Обычно это травмы голени о локоть противника, но можно и сломать палец на ноге, если бить подушкой стопы. Защита от маваши-гери крайне проста и не требует ни навыков, ни скорости. Достаточно рефлекторно закрыться рукой, и противник попадет вам по локтю голенью или подъемом. Грамотный рукопашник не будет ставить блок от маваши-гери, а просто сделает шаг вперед и выиграет бой ударом в торец (я такое часто наблюдал). Единственный случай, когда этим ударом можно кого-то поразить, это попадание голенью в бедро — лоу-кик (low kick) в кикбоксинге. Но учат ему только в школе Кекусинкай. На втором месте по частоте использования стоит мае-гери (см. рисунок) — удар мае-гери в средний уровеньвперед подушкой стопы. Мае-гери в корпус, конечно, может поразить противника, а может привести к перелому пальцев — тут как повезет. Но рассчитывать в реальном бою на везение, это безумие. Кроме того в арсенале каратэ есть удары вбок, по-японски ёко-гери. Они делятся на маховые (кеаге), то есть, просто неэффективные, что признают сами каратисты, и проникающие (кекоми). При правильном исполнении проникающий удар вбок (ёко-гери-кекоми) обладает страшной силой. Но для выполнения он требует так много времени, что реально не применим — противник всегда успеет убежать из-под него. Стоит отметить, что в некоторых школах каратэ используют неправильный вариант этого удара, направленный не строго вбок, а под 45 градусов, вбок-вперед. Этот удар побыстрее, а главное, его можно демонстрировать в ката — в нем почти нет импульса. Поразить таким ударом можно разве что комара, у которого были давние нелады со здоровьем. Действительно опасный удар пяткой вперед (дэн-туй по-китайски) в каратэ практически не используется — я даже не знаю, как его назвать по-японски. Мощный и опасный при правильном исполнении удар вбок с разворота (ёко-уширо-гери-кекоми) так же не пользуется популярностью. Зато вместо него подолгу отрабатывается сложный и совершенно бесполезный маховый удар вбок с разворота (ёко-уширо-гери-кеаге). На вопрос, зачем вообще нужны эти явно неэффективные удары, каратисты бодро отвечают: а это останавливающий удар, он и не должен пробивать. Когда каратистам задают следующий вопрос: а зачем вообще останавливать противника, они толком не знают, что ответить. Очевидно, что если ты не в состоянии эффективно защищаться, но догадываешься, что бегство назад неминуемо приведет к поражению, то единственный способ прервать атаку противника, это пнуть его как-нибудь. Это, может быть, ненадолго остановит его и даже позволит перейти в контратаку, если, конечно, противник так же толком не умеет ни атаковать, ни защищаться. Но скорее всего этот жест отчаяния не даст никакого эффекта. На моей памяти он ни разу не помогал, обычно приводя того, кто пытался выполнить по мне останавливающий удар к падению и поражению в бою. Эта порочная доктрина останавливающего удара явно придумана для оправдания бесполезных ударов. Ни один более-менее подготовленный рукопашник никогда не станет останавливать бегущего на него противника, ибо сама эта идея глубоко порочна. Тот, кто умеет защищаться, постарается использовать импульс противника против него самого, если противник настолько глуп, чтобы издали показать этот импульс. Даже в таких видах спорта, как айкидо, дзюдо и самбо с самого начала учат использовать импульс и энергию противника.
Однако, правила контактности, вернее безконтактности, подходят к такой технике и тактике как нельзя лучше. Неэффективные, дистанционно ошибочные удары, бесполезные блоки, уходы назад, стойки с высоко поднятой головой и опущенными чуть ли не до пояса руками и весом на передней ноге — все это прямые порождения отсутствия контакта на верхнем уровне. Нет ничего удивительного в том, что бойцы, прошедшие такую подготовку, в армии просто летают с кулака на кулак. Каждый, кто хоть раз дрался на улице, знает, что по корпусу там никогда не бьют — неэффективно. По этой причине нет почти никакого смысла отрабатывать блоки на среднем уровне (от ударов в корпус). На улице каратисты обычно сразу получают в торец, или, как они говорят, в "верхний уровень". Хотя здесь возможны варианты. Если каратист атакует первым, он может пострадать от последствий собственной атаки при минимальном участии противника. Я лично знал одного такого деятеля (синий пояс, школа Сито-рю), который два раза ломал себе пальцы на ноге при попытке нанести удар "мае-гери", но это его так ничему и не научило. Во второй раз противник, к слову, совершенно не подготовленный человек, просто рефлекторно съёжился под ударом. Этого оказалось достаточно. Пальцы бьющей ноги попали ему в локоть и, естественно, сломались. Обычно сами каратисты говорят, что безконтактность, это "владение собственным телом", то есть, когда надо будет, контакт появится. На практике — ничего подобного. Известно, что в стрессовой ситуации все навыки человека деградируют до "мышечной памяти", то есть сохраняются только навыки, доведенные до автоматизма. Если рука "помнит", как "не ударить", то именно это она и выполнит в реальном бою — не ударит. К сожалению, некоторым каратистам это открытие стоило жизни… Впрочем, идея эта не нова. Привнести контактность в японское каратэ пытались многие, начиная с робкой попытки Оцуки Хидэнори, ученика Фунакоси и основателя Вадо-рю. Увидев спарринги, проводимые им, Фунакоси гневно воскликнул: "Я тебя этому не учил!". Вскоре и сам Оцука Хидэнори отказался от контактности, опасаясь травм.
Согласно доктрине "классических" школ, изучение прикладной, то есть боевой техники каратэ начинается со второго дана черного пояса. То есть, минимум 10(ДЕСЯТЬ!!!) лет ученик должен изучать какую-то ерунду, и только после этого его можно допустить к изучению чего-то практически применимого. Вдумайтесь в эту цифру — 10 лет общефизических упражнений и бальных танцев вместо боевой подготовки — врагу не пожелаешь. Что будет после получения этого второго дана, тоже вопрос (если вы его вообще получите). По своему опыту знаю — учить с нуля гораздо легче, чем переучивать. А можно ли переучить человека, занимавшегося ерундой 10 лет — не берусь судить… Естественно, желающих ждать 10 лет найдется не много. Многие каратисты предпринимали и будут предпринимать попытки сделать каратэ контактным, путем надевания боксерских перчаток. Так даже целое направление появилось — "фулл-контакт". Представители славяно-горицкой борьбы тут же окрестили его "фуфло-контакт". На соревнованиях по кикбоксингу я много раз наблюдал такую картину: боксеры 7 раз вяло пинают каратистов из фулл-контакта, стоически перенося их постоянные маваши в голову (правила требуют не менее 7-и ударов ногой за бой). После чего боксёры ждут очередного удара ногой в верхний уровень. Каратист, уже решивший, что ничего кроме этих бестолковых пинков ему не грозит, смело лезет на боксера и, опустив руки, бьет ногой в голову. Это последнее, что он делает. Боксер, только этого и ждавший, спокойно наносит нокаутирующий удар в открытое лицо каратиста… Вывод отсюда один: надел перчатки — занимайся боксом, все равно ничего другого не придумаешь. Я сам пару лет наблюдал, двух каратистов из Сито-рю, которые пытались биться в боксерских перчатках (мы тренировались в одном зале). Я видел, как мучительно они изобретали боксерскую технику, и наконец, стали плохими боксерами. Такой же результат ожидает всех, кто пойдет по их пути. Кроме бокса там изобретать нечего, ибо ничего другого эти перчатки не позволяют. Блокироваться ими нельзя, зато легко закрыться. Удары можно наносить только из боксерского арсенала. Поэтому, если хотите заниматься боксом, не изобретайте велосипед, учитесь у мастеров, благо они почти везде есть. Они вам по крайней мере поставят сильный удар и приучат не подставлять лицо под кулак противника. Однако бокс — не панацея от всех бед, хотя на улице он несравненно полезнее, чем каратэ. В боксе запрещены удары ниже пояса, а на улице их применяют сплошь и рядом. Боксеры, сильные на средней дистанции, в клинче становятся практически беспомощными. Техникой ближней дистанции обладают бросковые школы — самбо, дзюдо и.т.д., но им как раз не хватает ударов. Одними бросками бой не выиграть. Но у них и нет такой задачи, ибо все перечисленные школы занимаются спортом. Бытует весьма распространённое заблуждение, что боевое искусство (рукопашный бой) это один из видов спорта. На самом же деле спорт не имеет с боевым искусством ничего общего. Это понимали еще древние греки. Плутарх писал: "Филопемен не только сам отказался от профессии атлета и осмеял ее, но в последствии, будучи стратегом, насколько это было в его власти, выводил из употребления всякого рода атлетические упражнения, предавая их позору и поруганию, так как они делают непригодными к боям людей, самых способных к ним от природы". (Плутарх, "Избранные жизнеописания"). Цель спорта это самоутверждение, то есть победа в соревнованиях, получение спортивных титулов, медалей, поясов, данов и.т.д. При этом важно признание окружающих, поэтому нужно победить строго по правилам. Таким ценностям соответствует "спортивное" поведение. А за неспортивное поведение спортсменов дисквалифицируют, и правильно делают. Правила спортивных соревнований вполне соответствуют целям и задачам спорта. Почти в любых соревнованиях присуждается так называемая победа по очкам, она же победа за преимущество, по-японски "ваза-ари". Чему это соответствует в реальной жизни, понять невозможно. На улице все просто и понятно: победа, это победа. Ее не присуждают судьи, но в ней, тем не менее, никто никогда не сомневается, настолько она очевидна. А преимущество в чем-либо еще не есть победа. Если у тебя есть техническое преимущество (ваза-ари) — используй его для достижения победы. Если же преимущество так и осталось не реализованным, то грош ему цена. Цель боевого искусства — уничтожение противника. Любыми средствами. Правило там одно: никаких правил. Жаловаться на нечестность победителя после смертельного боя обычно некому.
Школы
Таких бы нинзей за
нунчаки да в музей.
Барон Хираока
Среди адептов различных "восточных единоборств" бытует расхожее мнение, что "не бывает плохих школ, а бывают плохие бойцы (как вариант — плохие мастера)". Абсурдность такого утверждения очевидна. Это всё-равно что сказать: "не бывает плохих автомобилей, бывают плохие водители". Конечно, в одной и той же школе бойцы разные, но вот мастер, он и в Африке мастер. В старом Китае вопрос о школе звучал не "каким стилем занимаешься?", а "в след какого мастера ступаешь?". Разумеется, школы рукопашного боя бывают разные: хорошие, плохие и очень плохие. Хорошие это те, где хорошо учат рукопашному бою, плохие это те, где рукопашному бою учат плохо — слишком медленно или не в полном объёме, а очень плохие это те, где учат бальным танцам и гимнастике, но при этом нагло врут, что это и есть "боевое искусство". Если ученик плохо учится в хорошей школе, он может так ничему и не научиться. При этом он, как правило, вполне трезво оценивает свою боеспособность, благо есть с чем сравнивать. На рожон такой "боец" скорее всего не полезет, а если и получит по морде на улице, то никакого удивления это у него не вызовет — он и не считал себя серьёзным бойцом, а уж тем более мастером. А вот когда ученик очень хорошо учится в очень плохой школе, ситуация гораздо хуже. Такой человек искренне верит, что способен вести реальный бой, что он мастер. Его учителя поддерживают его в этом заблуждении, выдавая ему пояса и сертификаты, подтверждающие его "мастерство". В своей школе он один из лучших — выступает на соревнованиях, побеждает, получает призы и т.д. То есть по меркам своей школы он — самый, что ни на есть, мастер. И когда такой "мастер" получает на улице по морде, совершенно очевидно, что дело не в нём — он-то хорошо учился. Дело в самой школе — он учился не тому. Рассказов про то, как "…алканафт воткнул 1-му дану (не стану называть адепту какой школы карате) нож в бочину и слинял спокойно,
а того в больницу повезли зашивать…" я слышал предостаточно.
Итак, более-менее понятно, что тем, кто хочет научиться действительно эффективной технике рукопашного боя, в "классическом" каратэ искать нечего. В какой бы обертке его ни подавали, суть та же — Шотокан. Именно Шотокан имеется ввиду практически всегда, когда говорят слово "каратэ". Оно и не удивительно — более 70% всех каратистов занимаются именно Шотоканом. Однако, есть еще много всяких школ и стилей "единоборств" — восточных и не очень. Тут, естественно, в глаза бросаются 2 вида вранья: восточный и западный. То есть школы, соответственно, или "очень древние" или "совершенно новые". Разобраться в этих стилях довольно трудно, однако, попытаемся. Начнем с наиболее крупных по численности.
Окинавское каратэ вероятно существенно более эффективно, но я что-то не слышал ни об одном мастере с Окинавы, переехавшем к нам жить. Судя по литературным данным, это изначально жёсткое контактное боевое искусство, но в России оно практически неизвестно.
Контактное каратэ.
Так как само понятие "каратэ" уже давно и основательно испоганено последователями бесконтактных школ, умеющими только танцевать и философствовать, среди каратистов так же довольно давно возникла идея создания боевого каратэ. Ещё основатель Вадо-рю Оцука Хиронори пытался ввести контактные бои, но из-за травм эту практику быстро свернули. Первым, кому это удалось, стал Масутацу Ояма, основавший в 1952 году школу
Кекусинкай, что в переводе означает "школа абсолютного идеала". При попытках привнесения контактности в каратэ неизбежно возникает вопрос: как приблизиться к реальности, но при этом избежать травм? Ответом, предложенным М. Оямой, стал т.н. японский нокдаун. Это полный контакт в корпус и в б
ИМХО не суть. Классификация услОвна, где-то спОрна, но не суть. ИМХО здесь важнее другое:
Мысль правильная. Сам хотел как-нибудь на эту тему накатать. Те же Будо-форумы тем и уникальны, что на одном ресурсе общается народ, образно выражаясь, из разных БИ-галактик <_< И всякого рода разборки, по большому счёту, неизбежны. Хотя, если разобраться, бессмысленны. Ибо людей на форуме объединяет общий интерес, пусть и в некоторой степени разнонаправленный. Поэтому уважение к "смежникам" — основа мирного сосуществования.
ИМХО разборки, главным образом, возникают на "рабочей" почве, когда ставится под сомнение эффективность какой-либо системы. Если утрировать, то, к примеру, люди, занимающиеся БИ-фитнесом, могут с пеной у рта доказывать "боевитость" своих систем. Народ, занимающийся какой-нибудь прикладухой, естественно, будет супротив подобных заявлений. И… Множество исписанных страниц, множество сломанных копий… По сути ни о чём. Каждый остаётся при своём. Поэтому адекватная оценка собственной практики на предмет её основной направленности — залог не начинания заведомо "порожняковых" дебатов. Да где там… "Достоверная" информация черпается отовсюду, даж из женских гламурных журналов (самому попадался такой кикос). Чел, не желая просвещаться далее, "стопится" на уровне БИ-глянца или какой-нибудь Интернет-заманухи, и вот вам готовый "шмертельный джедай".
Будо-форумы, в своём роде, оазис правильной БИ-информации. И чем больше будет правильной инфы, тем лучше. Если инфа эта убережёт очередного неофита от "джедайства" или других ошибок — не зря кнопки жмём :angry: