Критерии боевого искусства

Всем привет!
Меня зовут Владимир и я новичок в боевых искусствах: год занимаюсь кекусином, периодически дополняя его тренировками по кикбоксингу. До того, как я пошел в карате, меня чрезвычайно интересовал (и интересует сейчас — но не в личном, а общем смысле) вопрос выбора подходящего боевого искусства. И если с общим направлением (ударное, бросковое, борцовское и т.д.) и даже школой все прозрачно — их каждый выбирает "по душе" и по жизненным обстоятельствам (знакомые, цена, расположение и т.д.), то с точки зрения компетентности конкретной школы или тренеров по БИ мне показались очень интересными здешние "Признаки лохотрона".

Прочитав их, я очень заинтересовался (параллельно с тренировками в выбранном мною БИ, конечно : ] ) различными видами лохотронов: от "жестких" вроде Сарвеня, Старова и Лаврова, до "мягких" вроде всяких "Магистров" и прочих "замедленных техник с несколькими плоскостями" — и обнаружил забавную (но, конечно, достаточно очевидную) вещь: большинство тренеров лохотронов искренне верят в свои собственные сказки. Они чем-то похожи на детей, мечтающих о всемогуществе и придумывающих себе магические силы, которыми они могут управлять предметами. Но ведь они взрослые люди, причем многие — достаточно трезвомыслящие — не говоря уже о тех многих, кого в будущем угораздит пойти по их стопам.

В науке существуют специальные критерии научности, позволяющие определить, является ли та или иная теория научной (но не верной или неверной) — они чрезвычайно полезны в том плане, что позволяют очень быстро и эффективно отличать шарлатанов от ученых.
Я предлагаю в этой теме вместе подумать над тем, что может являться критерием отличия боевого искусства от лохотрона — но не с точки зрения шарлатанства и жульничества (эта тема исчерпывающе освещена в "Признаках лохотрона"), а в более общем смысле. Я считаю, что сделанные выводы будут полезны в будущем тем, кто только выбирает БИ для себя, а также тем, кто вздумал встать на тропу шарлатанства и самообмана (а также их ученикам) в БИ.

Особо хочу отметить, что это не попытка выработать критерии эффективности боевого искусства (также, как критерии научности не являются критериями истинности) — боевое искусство может удовлетворять всем им, но быть непригодным, например, для уличной драки, военных действий, охраны правопорядка или состязаний на ринге. Или деятельность может быть пригодна для чего-то из этого списка (и прочего), но не удовлетворять разработанным нами критериям и потому не являться боевым искусством.

Для начала я предлагаю рассмотреть следующие критерии боевого искусства (деятельность является боевым искусством, если удовлетворяет всем из них).

1. Воспроизводимость. Т.к. боевое искусство — это всегда преподавательская деятельность, то оно должно быть способно существовать вне головы и личности своего основателя. Поэтому любое БИ должно быть воспроизводимо путем обучения учеников. Если деятельность не соответствует этому критерию, то это значит, что она — группа очень личных, очень частных "натасканных" приемов одного (возможно, талантливого) человека, которые уйдут с ним в могилу.
Практический способ проверки этого критерия: для преподавания БИ должно быть достаточно того, что преподаватель учил в свое время сам. (Разумеется, речь не идет об общепедагогических знаниях (которые нужны помимо знания собственно предмета), а также о специальных знаниях о физиологии человека, необходимых тренеру, но не нужных ученикам для обучения)

Как только деятельность для своего повторения начинает для своего преподавания требовать от человека какие-то "тайные знания, которые он еще не проходил", то она перестает соответствовать данному критерию БИ.

Примеры несоответствия критерию: "Система Кадочникова", в которой каждый следующий инструктор не воспроизводит в полной мере то, чему учил предыдущий;
Примеры соответствия: карате, в котором черные пояса способны заниматься преподаванием того, чему научились сами.

2. Наличие критериев достижений в обучении. Обучение невозможно без проверки выученного. Если нет проверки — то невозможно понять не только то, хорошо ли усваивает материал ученик, но и присутствует ли процесс преподавания и передачи умений вообще как таковой. Поэтому в боевом искусстве должны быть критерии достижений в обучении.

Примеры критериев: пояса/даны; звания кмс/мс.

3. Наличие соревновательности. Помимо лохотронов и БИ существует масса других видов человеческой деятельности. БИ от них, прежде всего, отличает соревновательность: в деятельности должны присутствовать компоненты соревнования в той или иной форме. Это могут быть как полноконтактные спарринги, так и отработка друг на друге заранее оговоренного множества приемов.

Следует отметить, что соревновательность здесь означает, что в этих компонентах деятельности, претендующей называться боевым искусством, от каждого из соревнующихся должна требоваться победа — другими словами, ни один из них не должен заниматься "поддавками" или выполнять заранее заданную программу по "поражению". Также она подразумевает наличие четких критериев победы в каждом соревновании и воспроизводимую методику их проверки.

4. Необходимость физического контакта между соревнующимися на средне-короткой дистанции. Чтобы не называть боевыми искусствами игру в шахматы или онлайновые игры, введем критерий наличия физического контакта. Деятельность должна в процессе соревнования подразумевать наличие физического контакта между оппонентами на средне-короткой дистанции — с использованием каких-то материальных средств (оружия) или без них (используя только непосредственно части тела участников).

Конечно, я понимаю, что, возможно, я повторяю чьи-то давно высказанные мысли или говорю банальности — в этом случае прошу посоветовать мне уже существующую литературу по этому вопросу.

92 комментария

Comments are closed.