Когда человек только приходит в БИ да и вообще в спорт он ни то что не думает о преподавании, для него это что-то такое недостижимое, то о чем можно только мечтать. Но вот проходит время, человек набирается опыта, знаний.
И вот в один прекрасный момент он вдруг открывает свою группу, набирает учеников, становится наставником.
Всегда было интересно, как приходит это понимание, что ты уже готов передавать свои знания, делиться с другими опытом?
Это сообщение было изменено Kibawolf: (12 Ноябрь 2008 — 11:46)
Вот это точно — в самую суть. Но позволю несогласиться. Наставник всегда учится у своих учеников. просто он не афиширует это факт. И ещё — настваник учится всю жизнь. Как только ты сказал, что знаешь все, — то ты пересатл быть даже продвинутым учеником и сделал первый шаг к деградации.
Есть общее правило для любой науки, хоть математики, хоть каратэ: если хочешь в чем-то разобраться, попробуй обяснить (научить это делать) кого-то.
В каждой школе, существующей более 3-5 лет есть старшие ученики-сэмпаи. Они всегда стараются помочь новичку, объясняют и показывают. Так они вникают в тонкости методики и учатся быть учителями. Роль учителя здесь — приглядывать за процессом, корректировать огрехи методики, поручать сэмпаям конкретные задания.
Да, все верно. 😛
Какое-то у меня не очень удачное определение вышло.
Наверное не столько "ученик учит учителя" сколько "учитель тоже учится" в любой ситуации, в том числе связанной с учеником.К примеру, я на занятиях по йоге рекомендую ученикам наблюдать за кошками, но вряд ли "кошки учат йогов".
Спасибо за столь подробные ответы. Теперь я чуть по другому взглянул на такую ситуацию. Все оказалось намного сложнее чем мне представлялось. Хотя это как и везде, пока не начнешь капаться и разбираться все кажется простым. Особенно никогда не задумывался о том что учитель учит ученика ученик учит учителя. Одним словом простор дря размышлений еще очень широк и глубок.
Иногда просто человек заменяет тренера, отсюда начальный опыт. Или на тех же тренировках занимается отдельно с группой новичков. Основной этап, это когда група (школа, организация) расширяется, то вопрос ставится просто "Иди и делай!".
Угу, все так, а еще есть такие науки как педагогика, методика, спортивная медицина и физиология и тд
Мало просто идти через тернии к звездам там куда вы можете так прийти могут быть не звезды, а лампа над полуразрушенным сараем (ваше здоровье)
Кто должен быть наставником — талатливый спортсмен, хороший боец, или талантливый тренер — это не правильная постановка вопроса, надо имхо искать грамотного 🙂 или старатся чтоб о тебе говорили — грамотный тренер, знающий как строить учебный процесс и какими средствами и чего можно добится, и еще чтоб быть хорошим тренером — учителем, необходимо самому постоянно учится, тем более счас — когда все не стоит на месте, а несется семимильными шагами и гланое имеет тенденцию к интегрирации знаний, методик и техник.
Хотя чего эт я, Штабс-капитан уже все сказал — коротко и ясно.
Это сообщение было изменено vitki: (17 Ноябрь 2008 — 09:09)
Чаще хорошими тренерами (учителями) становятся именно те, кто сами не были особо выдающимися, попросту говоря те, кто не имел данных, чтобы этими выдающимися стать, не имел, как говорят, таланта. И наоборот, у талантливых зачастую не получается стать хорошим тренером (учителем) в той области, в которой они прославились, хотя при этом могут хорошо обучать в других областях. Это общее правило, но исключения бывают. Талантливые могут хорошо обучать талантливых, а с трудными учениками у них возникают проблемы. Хороший (выдающийся) тренер может к мастерству подвести и тех и других.
Связано это с тем, что если у человека не было определенного качества и он смог его наработать, пройти через все трудности связанные с обучением, шаг за шагом, нюанс за нюансом, набив все возможные шишки, потратив годы — он знает как провести своего ученика через все трудности. Он знает где поднажать, а где поддаться, в какой момент какого соперника подставить, как решать психологические проблемы, потому что у него есть свой такой же опыт. Человек может научить только тому, что умеет сам.
А если человеку показали и он сразу сделал, если у него не возникло сложностей, то он не может понять почему у других эти сложности возникают. Спросите у него, как он это делает, и он скажет "да вот так", просто делаю и все. Показать может, а разложить на детали нет. И научить соответственно тоже. Может сотни раз показывать и можно слизывать его движения, обучаясь таким образом. У таких учителей хорошо шлифовать мастерство, а базу закладывать у других.
Спросите у решительного человека как он стал таким, и если у него это качество было с детства, он скажет "да я всегда таким был". А как стать решительным? — Да нужно просто не сомневаться, делать и всё. — Ну а если я не решаюсь, что делать? — Решаться! Нужно взять раз и сделать, а потом 10 раз закрепить. — А как сделать первый раз?
А спросите у человека который прошел через это и он расскажет совсем по другому. Расскажет ступеньку за ступенькой, с чего начать, сколько раз каждую ступеньку повторить, какие сложности могут возникнуть, он может передать свое состояние или даже "провести за руку".
Если такой "работяга" еще и смог стать выдающимся спортсменом, то тому кто у него учится повезло. Точнее значит он готов, и для него учитель нашелся.
Самое главное в этом деле — не попутать понятия "настАвник" и "наставнИк".
А то, грешным делом, думаешь, что "настАвник", а по сути — полнейший "наставнИк".
А зачем Вам? Придет время и сами поймете. 😉
А на другой вопрос: если не способен чему-то научить ученика- первый звонок, значит что-то ты делаешь неправильно, надо исправлять.
Да, хороший спортсмен — не всегда ХОРОШИЙ наставник….
Примеры….да тут в первом приближении и не скажешь. Даешь технику, смотришь, отвечаешь на вопросы — а потом БАЦ, а вот один показывает то что тоже можно делать и не менее эффективно! И ты берешь это…перерабатываешь еще в голове и на татами несколько раз и понимешь что и ЭТО РАБОТАЕТ ХОРОШО. Вот так — вы учите друг друга.
ВиШень
Прошу прощения. Вопрос конечно же относился ко всем участникам форума, а не только к Pol.
Хот я и не Pol, хороший тренер это хороший методист.Чемпион как правило "потребитель" методики, не него часто работает несколько тренеров.
Средний спортсмен может оказаться отличным наставником.У него опыт и побед и поражений.
2 Pol
То есть, если я правильно понял, то к примеру чемпион или просто человек показывающий хорошие результаты в каком-либо БИ может не быть хорошим наставником и наоборот, средний спортсмен может оказаться хорошим наставником. Я правильно понял?
Прошу прощения, возможно вопрос покажется глупым, но не могли бы вы привести пример для лучшего понимания?
Это сообщение было изменено Kibawolf: (14 Ноябрь 2008 — 13:21)
Мне кажется что оно так и не приходит! ))) Просто бывает так что начинаешь вести группу…если ты у них не учишься, то это уже не НАСТАВНИК! Они тебя учат как и ты их…
Ведь слово СЭНСЕЙ дословно означает "Прошедший ранее"
Есть конечно ряд лиц, которые мнят себя высококласными тренерами…но, однозначно, без самосовершенствования — они просто НИЧТО!
А еще есть хороший боец, но это совсем не факт что он станет ХОРОШИМ тренером и наоборот.
Каждый выбирает свое…