Общие понятия, классификация и терминология военно-специальной дисциплины (ВСД) "Рукопашный бой"

Навеяно дебатами в топике Константина…

Вместо предисловия.

Этот обзор имеет своей задачей дать справочный объем "знаний о понятийном аппарате и специфическом языке дисциплины как средстве общения специалистов". ([1], стр. 7)
В нем приведены определения, термины, классификация и специфические понятия ТМФВ (ТМФП) и ВСД "РБ", изложенные в нижеследующей литературе:

[1]. "Рукопашный бой" п/р Ю.И. Блажко ВИФК, Л., 1990, 332 стр. — учебник для курсантов и слушателей ВИФК (4-е издание),
[2]. "Специальная физическая подготовка" А.И. Долматов, ЦС "Динамо", М., 1989, 322 стр. — 2-е издание учебника по СФП для слушателей КУОС/ОУЦ
[3]. "Рукопашный бой" п/р В.П. Старченкова, "Воениздат", М., 1987, 121 стр. — учебно-методическое пособие ГУ БП СВ ВС СССР
[4]. "Приемы рукопашного боя" В. И. Самойлов, С. М. Соболев, А. Н. Прудов, ЦС "Динамо", 1988, 176 стр. — учебно-методическое пособие для сотрудников 9 УКГБ СССР
[5]. "Физическая подготовка: теория и практика" И.С. Барчуков, В.А. Собина, Москва-ВУ, М., 1999, 420 стр. — учебник для слушателей и курсантов Военного Университета по дисциплине "Физическая подготовка"
[6]. "Физическая культура" п/р Б.И. Загорского, "Высшая школа", М., 1989, 384 стр. — 2-е издание учебника для студентов пединститутов (про ФП и ППФП в ПТУ).

***

1. Что такое "Рукопашный бой"?
Согласно НФП-87, "Рукопашный бой" — это:
а) военно-специальная дисциплина;
б) раздел ФП;
в) вид боевой деятельности военнослужащих в ближнем бою. — [1], стр. 2

2. Что за зверь есть военно-специальная дисциплина "Рукопашный бой"?
ВСД "РБ" представляет собой часть науки о физической подготовке войск и изучает закономерности физического совершенствования военнослужащих с помощью характерных для нее средств, методов и форм в интересах боевой подготовки частей и подразделений. — там же, стр.7

3. А что определяет социальный заказ на содержание и методику подготовки военнослужащих к боевой деятельности в рукопашном бою?
Тактическая подготовка определяет социальный заказ. — там же, стр.7

4. Что использует дисциплина "РБ" для обучения, воспитания и развития занимающихся?
Дисциплина "РБ" использует положения военной педагогики, в т.ч. дидактики, на принципах и методах которой осуществляется обучение, воспитание и развитие курсантов и слушателей. -там же, стр.7

5. Во как… А еще что оказывает влияние на обучаемого?
— философия, — как методологическая основа дисциплины;
— цикл биологических дисциплин на основании учения о высшей нервной деятельности; с одной стороны, определяет понимание процессов нервной и психологической деятельности военнослужащих в рукопашном бою и при подготовке к нему, а с другой стороны дает знания об уязвимых местах человеческого тела (анатомия) и методические рекомендации при разработке рациональных способов и приемов эффективно воздействовать на противника (биомеханика);
— история военного искусства, — чтобы правильно определить место РБ в боевой подготовке и обучения в/служащих современным боевым действиям;
— военное законодательство, — определяет правовые основы применения приемов и двигательных действий РБ в военное и мирное время при защите государственных интересов, в процессе несения ГиКС, и при защите общественных интересов, личности граждан от общественно опасного посягательства;
— психология, — в основе теоретических положений при определении целей, задач и содержания подготовки к РБ лежат главные принципы и закономерности теории деятельности;
— теория и организация ФП войск, — в процессе преподавания "РБ" используются теоретические и организационные положения и система понятий этой учебной дисциплины;
— практика спортивных единоборств (бокс, борьба, фехтование) — т.к. основной структурной частью рукопашного боя является единоборство, многие приемы, двигательные действия, методические и тактические положения и понятия заимствуются оттуда;
— практические военно-специальные дисциплины (особенно "Передвижение и преодоление препятствий"), — важный резерв для выявления и развития двигательных способностей, который применяется в "РБ". там же, стр.8

6. Ошизеть… И после всего этого "РБ" — самостоятельная дисциплина???
Да. Близость "РБ" к вышеперечисленным дисциплинам не лишает его самостоятельности. А многогранность связей объясняется тем, что в центре внимания указанной дисциплины находится курсант, слушатель института, — будущий специалист по ФПиС.
"РБ" располагает большим количеством разнообразных приемов, действий и тактикой их применения. Это дает возможность совершенствовать все основные системы и функции человека, его физические и моральные качества, наиболее прикладные навыки для успешных и сноровистых действий на поле боя.
Обучение военнослужащих рукопашному бою непосредственно и прямо направлено на решение принципа "Учить войска тому, что необходимо на войне". — там же, стр.9

7. И что же получается?
При преподавании дисциплины в полном объеме используются:
— положения философии в качестве идеологической концепции;
— учение о высшей нервной деятельности для понимания процессов нервной и психической деятельности;
— принципы и положения системного подхода;
— положения теории деятельности, к. характеризуют единство внешних (предметных) и внутренних (психических) форм дисциплины;
— теория дидактики, на основе принципов которой осуществляется обучение, развитие и воспитание;
— положения тактики современного общевойскового боя;
— теория и организация ФП войск;
— анатомия, биомеханика и др. дисциплины.
Сочетания положений и выводов данных наук в единой концепции обеспечивают идейно-теоретическую, научную и методическую базу, придавая стройность и практическую эффективность ВСД "РБ". — там же, стр.9

8. Зачем нужно знать понятия, классификацию содержания и терминологию?
В учебном процессе ВСД "РБ" оперирует определенными специфическими понятиями, классификацией содержания и терминологией.
Через понятия происходит понимание сущности рукопашного боя.
Классификация содержания позволяет распределить множество приемов и действий согласно их отличительным признакам на подразделения (классы, группы). Она позволяет сортировать объекты и хранить информацию о них для дальнейшего дополнения и использования в педагогической практике, особенно при составлении программ обучения.
Терминология и понятия составляют знания и язык дисциплины, выполняя три основные функции:
— фиксацию накопленного опыта;
— взаимодействие между руководителем и обучаемыми, в ходе которого формируются знания, навыки и умения;
— саморегуляцию практической и интеллектуальной деятельности обучаемых.
Другими словами, указанные функции координируют действия индивидуума в составе коллектива и создают условия для одинакового понимания обучаемыми смысла педагогической деятельности руководителя занятий. — там же, стр. 10

9. И каковы же общие понятия ВСД "РБ"?
Рукопашный бой представляет собой вид боевой деятельности военнослужащих и подразделений в ближнем бою с целью уничтожения или выведения из строя противника путем применения личного оружия, подручных средств и борьбы без оружия.
Составные части РБ — рукопашные схватки и единоборства с противником.
Рукопашные схватки — это групповые боевые действия, к. возникают в местах упорного сопротивления противников при непосредственном соприкосновении: при атаке опорного пункта, его обороне, в засаде и др. случаях.
Рукопашное единоборство — бой (борьба) одного против одного или одного с несколькими противниками, к. проводят действия друг против друга как правило, в определенной последовательности (атаки-защиты-ответные атаки)
Действия в рукопашном бою — двигательные акты противников, направленные на решение конкретных задач (атаковать, обезоружить) и достижение определенной цели (победить). В действиях рационально применяются боевые средства РБ, к. сочетаются целесообразно конкретно складывающейся обстановке. В процессе подготовки эти действия д. стать для обучаемых индивидуальными и привычными.
Боевые средства РБ — способы применения личного оружия, шанцевого инструмента (пехотной лопаты), предметов снаряжения, подручных средств, борьбы без оружия, к. выполняются в виде соответстующих приемов.
Приемы РБ — движения, специально организованные в единый акт, в к. нет перерывов между отдельными составляющими его частями. Выработаны в боевой практике с учетом анатомии и биомеханики движений человека. Составляют технику единоборств и являются предметом обучения в подготовке к рукопашному бою.
Кроме этого, позиционируют еще такие способы действий как Нападение на противника и Оборона от нападения противника
хотя лично мне (и не только мне) вот как-нибудь по-другому бы их назвать… — там же, стр. 10-11; [5], стр. 245-246

10. Как классифицируются и какими терминами обозначаются действия рукопашного боя?
В содержание действий включаются: восприятие ситуации, умственное решение задачи и психомоторная реализация этой задачи; другими словами, действия представляют комплексную деятельность бойцов, к. проявляется в знаниях, умениях и навыках с максимальным использованием физических качеств.
В методическом плане действия — это основы тактики РБ.
Действия РБ делятся на :
— подготавливающие действия:
1) разведка
2) маскировка: а) вызовы
б) обманы
в) отвлечение внимания
г) симуляция
д) угрозы
3) маневрирование: а) дистанции — ближняя
— средняя
— дальняя
б) сближение
в) отход
г) уход;
— действия нападения:
1) атаки — по наполнению:
а) простые
б) сложные
— по ситуации: а) повторные атаки
б) атаки с отбивом
в) атаки с обманом
г) встречные атаки
д) ложные атаки
2) контратаки
3) групповое нападение
— действия обороны:
1) защитные действия:
а) активные
б) пассивные
в) упреждающие
г) уступающие
2) ответные действия
3) действия при отражении группового нападения. — там же, стр. 11-15

11. Как классифицируются и какими термины применяются для обозначения техники рукопашного боя?
Технику рукопашного боя составляет комплекс приемов, соответствующий цели боевой деятельности военнослужащих. Объектом классификации техники рукопашного боя, т.о., являются приемы.
Приемы РБ делятся на:
— приемы обеспечения (в [3] — подготовительные приемы, стр.5):
1) изготовки к бою
2) передвижения
3) захваты и выведения из равновесия
4) приемы самостраховки
5) приемы задержания и транспортировки противника
— приемы боя с оружием:
1) приемы боя с автоматом
2) приемы боя с ножом
3) приемы боя пехотной лопатой
— приемы боя без оружия:
1) приемы боя рукой и ногой
2) болевые приемы
3) броски
4) приемы удушения
5) приемы освобождения от захватов
6) приемы обезоруживания
(в [3] на стр.5 дана несколько иная классификация приемов РБ, хотя и названная общей).

Для обозначения элементов техники и приемов РБ применяются следующие термины:
— бросок
— выведение из равновесия
— выпад
— высед
— двойное удушение
— загиб
— замок
— захват
— изготовка к бою
— конвоирование
— нырок
— обезоруживание
— обыск
— освобождение от захвата
— отбив
— отвод
— переворот
— передвижение
— передвижение переступанием (шагами)
— передвижение прыжками (скачками)
— поворот
— подворот
— подножка
— подсечка
— подставка
— подхват
— положение
— рывок
— рычаг
— самостраховка
— сбивание
— сваливание
— связывание
— стойка
— страховка
— транспортировка
— толчок
— удар
— удушение
— узел
— укол
_______________________________________

Про принципы, методы, методики — сегодня вечером… с работы выгоняют…

Это сообщение было изменено liesnyak: (15 Июль 2009 — 16:54)

70 комментариев

Comments are closed.