Опять про питание для занимающихся БИ

Интересно было бы еще услышать мысли Дмитрия Борисовича на тему богомолы и питание (или шире — ушу и питание).

О еде и танланцюань можно говорить долго, много, и – со вкусом.
Еще в давние времена Известный Классик Танланцюань отразил всю сущностную идею Стиля в короткой фразе «люблю повеселиться, особенно пожрать!»(с) , обыгрывая тем самым фундаментальный принцип: «Богомол не сражается, богомол – обедает!»(с). Эти глубокие мысли нашли свое отражение в таких известных приемах танланцюань как «Обезьяна срывает персик», «Украсть у небожителя баклажан», и многие другие.. Ну и конечно же в этой связи мы не можем не вспомнить легендарный прием «Богомол хватает цикаду», ибо все знают легенду возникновения Стиля, когда Первопатриарх Ван Лан придумал Танланцюань, подглядев богомола в момент атаки и последующего употребления по назначению цикады (или ящерицы, змейки и тп., подставляем требуемое по желанию). Безэмоциональное восприятие любого противника всего лишь как источника пропитания стало основой для психологического воспитания последующих поколений адептов Стиля. «Научили – [иди] отрабатывай, наработал – [иди] применяй» (с) с этим принципом выходили Адепты Стиля на пыльные дороги Шаньдунщины, выискивая противников по аналогии с цикадой — помощнее и покрупнее, тех, в ком больше калорий. И образ маленького, но злобного , Практика Танланцюань крепко отпечатался на века в истории местных гошугуань, где выжившие передавали шепотом наставления избегать богомолистов: «не съест – так надкусает!». Эти события хорошо отражены в известном фильме «Разящие богомолы», как противостояние Стилей Богомола и Орла – кто кого сожрет в итоге, выдавая тем самым сокровенное знание Древних Мастеров Стиля: храбрый враг – вырвать и сожрать печень, если у противника сильные и быстрые руки — съешь их! Мощные ноги? Надо откусить их! И лучше начинать в процессе поединка, применяя легендарный «Смертельный укус Богомола!»

——-

Если серьезно, то какие-либо рекомендации в рамках нашей школы или в дошедших трактатах мне не попадались, хотя в других стилях подобное есть. В первую очередь это связано с иной, отличной от Запада культуры питания и подхода к еде. Не зря же в Китае первый и фундаментальный принцип традиционной медицины – лечить сперва «поведением и питанием».
Однако хочу сразу отметить, что, на мой взгляд, методологии спортивного питания как системного подхода более развиты в современном спорте. И для нас, людей Западной культуры и воспитания, они будут оптимальные. Но вопрос был задан, поэтому я бы остановился на ряде важных общекультурных для Китая моментах, которые естественны для аборигенов, но не всегда знакомы и понятны иностранцам. Именно их наличие делает не столь важным обязательность методологии спец.питания для занимающегося ушу в глазах китайцев.
Итак…
1.Набор повседневных продуктов зависит от твоего проживания, что отражает пословица «Живешь у горы – ешь то, что на горе[живет и растет], если у реки – то что в реке[живет и растет]». Суть в том, что с точки зрения древнекитайца мы неразрывно связаны с местом, где родились, росли и продолжаем жить. И местного происхождения продукты – для нас более естественны, несут наиболее необходимые минералы и микроэлементы для данного региона, лучше усваиваются и тп. Иногда мы можем столкнуться с этим, когда в путешествиях получаем расстройство желудка, приняв в пищу вроде и нормальный, но не привычный в нашей повседневной жизни, хавчик.
Мы же обычно питаемся закупленными в супермаркетах неизвестно где произошедшимы продуктами, что, с точки зрения ТКМ, не очень хорошо. В идеале же, надо бы нам в Питере употреблять картошку, капусту, свеклу, яблоки и прочую растительность, выведенную на своем огородике или закупленную у местного фермера, разбавляя это по сезону ягодами да грибами, и выловленной в озерах рыбой. Кроме того, наш край богат разнообразной дичью(уток в этом году девать было некуда!). Опять же коз можно держать, или курей… Ну это вы сами прикиньте, насколько это реально и удобно! 😉

2.Разнообразие в питание, т.н «восемь блюд» Еда должна быть разнообразна! И где сохраняется старый уклад, на стол как минимум 8 блюд должно присутствовать, ну если доход позволяет. А позволяет он даже в очень бедных деревнях где-нибудь в горах Хайяна. Должна в рацион входить рыба и какой-нибудь «饭»,т.е. лапша, рис или маньтоу, для итогового набивания брюха – для гарантированного эффекта сытости.
Вообще, в еде сочетается известный парадокс китайцев – практицизм «базарной торговки» и легковерие «лоха чилийского». Именно этим и объясняется вся та экзотика, что обычно отпугивает лаоваев. Китайца могут есть все, что может насытить и утолить голод, а наивная вера в удивительную полезность (для здоровья, потенции и даже – удачи) всяких там редких видов и гадов и заставляет употреблять их всяческую дрянь. С нашей точки зрения. Ибо выросший в рамках их культуры и в их среде воспринимает это спокойно и потребляет с удовольствием. Хотя большинство изысков типа ласточкиных языков или гнезд, пенисов диких животных и т.п. – это относится уже к разряду деликатесов. А в повседневке в Циндао, к примеру, аборигены отлично хавают ракушки-«гала», морские огурцы(именуемые богомольской братией морскими пиписьками см.фото), маринованных медуз, салатики из водорослей, запивая отменным местным пивасиком. Но нашему брату-лаоваю тоже можно с этим бороться. Пребывающий нонче в Польше Юра Бабин, зайдя как-то в ресторан, где я несколько часов уже оттягивался с местной родней, завопил во весь свой неслабый голос: «Я эту{непечатное слово} водку не пью, и {много непечатных слов} морепродукты не ем!». В итоге в течение многих последующих ему сразу и без напоминаний подгоняют 羊肉串на велосипедных спицах и свежайшее 青岛扎啤. Очень традиционное богомольское, а главное – спортивно-диетическое питание!

3.Что должно доминировать в еде и сочетание «три к одному». Это продолжение предыдущего подпункта, разбитое для удобства восприятия. Опять к вопросу о разнообразии питания. Мы, живущие здесь, скорее нация «мясоедов», так нас сформировала социально-культурная ситуация. Хотя наши предки и не были избалованы китайским разнообразием, но питались также куда разнообразнее нас теперешних. Как там говориться: «хлеб да каша – пища наша»? И если порыться в старых поваренных книгах, изобилие рецептов разнообразных каш и методов их приготовления – впечатляет! А как бы пошла б на пользу избалованному подрастающему поколению несправедливо забытая «березовая каша»! 😛
Но вернемся к нашим баранам, вернее – к мясу, вернее – к тому, как его употреблять. Если ты не монах, да и живешь в наших северных широтах, вопрос о вегетарианстве не затрагивается вообще. Да и в том же Китае есть поговорка – «Не ешь мяса – откуда [взяться] гунфу»? Белковую пищу есть надо! А мясо – это один из важнейших источников белка и жиров. Другое дело, что с точки зрения старшего поколения Поднебесной , например, обед из блюд растительной и животной пищей должен соблюдать сочетание «три к одному» в пользу всякой там травы,злаков и тп.
Что для нас неестественно и шибко непривычно, и это прекрасно понимают многие китайцы, например, заказывая для нас в ресторане преимущественно «мясные блюда». Не зря даже есть акое понятие как «лаовайская еда», где вы легко найдете свои любимые «острые свиные нити», «свинину в кисло-сладком соусе» и прочее гуано… Ну и бывают еще такие приколы, когда моя Шиму, в благой идее сделать мне еду более "мясопривычной", заменяла в хавке всякие там креведкомолюсски на мелко нарезанные китайские соевые сосиски… Редкостный отстой! :))

4.Режимность питания. Все, кто так или иначе бывал длительно в Китае, обращал внимание на такую местную особенность – в полдень и в шесть вечера вся страна вымирает, т.к. все идут жрать! А с утра – едят либо «сифань», это такая жиденькая пресная кашка из сильно разваренной пшенки или риса, бобов и тп. К ней подается в Циндао нечто вроде нашего «хвороста», т.е. полоски теста, длиной сантиметров тридцать, кидают в кипящее масло. Акже популярны поутру куриные яйца , сваренные ..в зеленом чае. А в замечательном городе Тайгу пров.Шаньси по утру можно это разнообразить изЮмительным «мягким тоуфу»…

5.Еще один важный момент, это то, что еда должна быть в итоге легкой и быстро усваиваться.Как говорил один мой знакомый на китайщине, вроде час назад поел, а уже опять можно! Однако китайцы любят обжираться вкуснятиной до отвала, ибо старые традиции – нет, нет, да уходят.. 😛 В таких случаях есть старое средство – в конце еды традиционно едят..суп. Кстати, это отлично пересекается, например, с традициями в горном Дагестане, где тяжелый и сытный хинкал запивают крепким бульоном.

6.Если лезть в более глубокие дебри, то делят еду по соответствию пяти первоэлементам, на «холодные» и «теплые», на «сезонные» блюда и прочую заумь. К счастью, местные все меньше и меньше обращают на это внимание, а знающие старики – уходят…
Но сам проверял, так можно сочетанием блюд здорово влиять на самочувствие, тонус и пр. хрень. Даже простуду лечил правильным хавчиком под чутким руководством лаобайсинов. Про снятие похмелья – даже молчу, солянка нервно курит в углу! Или вот меня моя китайская подруга почему-то потчевала одним салатиком, а её бабушка потом раскрыла секрет – его принято готовить в первую брачную типа ночь, сами понимаете для чего… B) ))
В общем, как говориться : ты то, что ты ешь!

Подводя вышеизложенное, предлагаю не париться всеми этими Восточными тонкостями (которых всех и не перечислишь в такой короткой статье!), ибо, как известно, – что русскому во благо, то немцу – смерть.
А если уж совсем невтерпеж – читайте мануалы по спортивной медицине и питанию , скажем для дзюдо и бокса! Я сам так и делаю… 😉

P.S. Да, перечисленные техники в начале – действительно существуют, тока то, что вы приняли за «персик», на самом-то деле – «баклажан»! 😉
Р.P.S. Цитаты – тоже подлинные.

Это сообщение было изменено TaijiTanglang: (09 Ноябрь 2010 — 15:42)

One Response

Page 1 of 1

Comments are closed.