О КОРНЯХ, РУССКОМ РАТНОМ ИСКУССТВЕ и МИКУЛЕ СЕЛЯНИНОВИЧЕ

О КОРНЯХ, РУССКОМ РАТНОМ ИСКУССТВЕ и МИКУЛЕ СЕЛЯНИНОВИЧЕ

Сейчас много школ боевых искусств, которыеназывают себя русскими. Но возникает вопрос, а что значит "русскими"? К примеру, одна из наиболее популярных ныне школ "стильКадочникова" — это русская воинская школа ? Или это все же новодел ? А"Система Рябко" ? Тогда почему русская школа названа нерусским словом"Система" ?

Конечно, любой новодел может по праву стать русской школой, если его создательрусский по духу. Я все же веду речь о корнях, о том, что сейчас принятоназывать латинским словом Традиция — передача от поколения к поколению. В этомсмысле традиционными можно назвать лишь несколько школ (из тех, которыеизвестны) — это Скобарь, Буза, родовой стиль князя Голицына-Тимофеева,владимирская Рукопашь (и Любки). Первые две этнографически наполнены, нона мой взгляд этим школам, все же реконструированным по большей части, нехватает глубины и цельности. У князя Голицына цельность была — он раскладывалкаждое движение и сквозь него самого было видно, что школа его по сутисвоей аристократическая — часто он показывал приемырукопашного боя сжатыми вместе руками и в этом рисунке движений узнавались истыбоя двуручным мечом. Двуручным мечом владели только "аристократы".Аристократы как слой общества изначально складывались как кастапрофессиональных воинов. Да и меч — это орудие аристократическое. Недавно яспросил своего знакомого МСМК по боксу "Ты занимаешься английским боксом,а какое оружие было бы в твоей руке будь ты с оружием ?". Почти недумая, от ответил — шпага. Тот же английский бокс — это аристократический посвоим корням стиль. А все удары бокса — это по сути своей уколы шпагой подразными углами. Традиционность школы видна в самом "движке" школы."Движок" — это сленговое понятия в мире боевых искусств. Это такназываемая база — общая для всех представителей школы. Между "движком"аристократических школ и школ, возникших в крестьянстве, видна принципиальнаяразница. Эта разница отображена в одежде. Признак аристократа — это свисающий идаже кружевной рукав (на французский манер) — таким образом подчеркивается то,что аристократ может не работать.

Рукава крестьянина закатаны — со свисающими рукавами особо не поработаешь. Иработает крестьянин по световому дню. Такие условия жизни и определяют тедвижения, которые становятся "движком" боевого стиля. Аристократможет себе позволить тренироваться и чередовать свои тренировкивосстанавливающим отдыхом. Крестьянин же может совершенствоваться в ратном делетолько тогда, когда выдается свободное время после пахоты — так исобирались в каждой русской деревне мужики вместе в кулачные ватаги. Напервый взгляд кажется, что аристократ имеет преимущество — у него большевремени и возможности совершенствоваться в ратном искусстве. Но это только напервый и весьма поверхностный взгляд.

Давайте копнем глубже. Я сам все свое детство провел в русской деревне. Я знаю,что такое крестьянский быт. До сих помню, как после многолетнего расставания янаконец приехал в деревню. На тот момент я был чемпионом мира — мастером спортамеждународного класса по пауэрлифтингу. В один из дней привезли дрова. Яобрадовался возможной «тренировке», заодно я решил показать себя во всей красе.Поплевав на руки, я ухватился за топор-колун. Со мной вместе рубил дрова50летний Григорьич – сосед с другого конца деревни, худощавый и невысокогороста. Дров было много, я резво начал и быстро оторвался вперед. Через 40 минутя дико устал и был не состоянии продолжать работу. А 50-летний Григорьич внебольшими "перекурами" все рубил и рубил.. Я выпал из работы, а онне торопясь перерубил все дрова.

В те времена, мне казалось, что я могу перевернуть мир — силой.. или дажесмести его как "лавина кочевников". Мне не было нужды наблюдать заэтим миром и опираясь на эти наблюдения думать.. Я все торопился сам не знаякуда.. Сейчас такая пришла пора "начинать думать". Время жизни уходитвсе быстрее и быстрее, но я учусь не торопиться и наблюдать за миром, учусьвыделять время (которого так мало) на то, чтобы сесть и «помозговать». И яначинаю понимать, как важно не ломить, как важно все время быть в сильномположении и правильно себя выстраивать — тогда твои собственные напряжения несъедят тебя. Не так давно я понял, как важно ложиться на то движение, котороеуже есть, как важно движение катить и вообще быть с миром в Позволении.Тогда все движения становятся очень етественными. А силой становится не еёколичество, а способность её приложить или пропустить сквозь себя.

Еще я (почему-то пронзительно) начинаю понимать, что весь крестьянский быт -это путь Воина, путь постоянного внутреннего усилия, постоянная тренировка -косьба, рубка, работа с вилами. Крестьянин оттачивает эти движения по десяткучасов каждый день. Аристократы так не тренировались 🙂

Благодаря этнографическим сборам сохранились свидетельства того, что могли«крестьяне» и не могли «аристократы»:

— среди мужиков бытовала забава, таскать вместо лошади воз, груженныйсеном. Мужик хватал оглобли и сдвигал гигантское сооружение с места,приговаривая – если я не смогу, то и лошадка не сможет.

— есть и такая история: у нас в деревне был дедушка, когда он проходил мимопарней, которые сходись в борьбе или на кулачках, то поднимал край мельницы,клал между венцами свою шапку и посмеиваясь, приговаривал – так надежней будет.И уходил. Парни сколько не пытались, не могли шапку достать. Неизменно дедвозвращался обратно, поднимал угол мельницы и забирал свою шапку. Действительнонадежно.

Историй о богатырской силе крестьянина множество. Однажды стоит собрать все этиистории, чтобы они сохранились для наших детей. В этих итория (быличках) многочудесного.
Все сказы.. былички.. да былины…

Былины ! Великий русский эпос о богатырях. Особняком среди всего русского эпосастоят былины о крестьянине Микуле Селяниновиче.
Среди своего архива я нашел несколько вариантов, предлагаю почитать один изних.

Микула Селянинович (былина)
http://traditio.ru/images/thumb/5/5b/Mikula_selyaninovich1.jpg/350px-Mikula_selyaninovich1.jpg
МикулаСелянинович

Когдавоссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Какстал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чыстыим полям.
Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темныи леса.

Какстал тут Вольга растеть-матереть,
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцов да без единого,
А сам-то был Вольга во тридцатыих.
Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих.
Вот посели на добрых коней, поехали,
Поехали к городам да за получкою.
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати
Они ехали да ведь и другой день.
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А омешики по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,
А третий день еще до пабедья.
А наехали в чистом поле оратая.

Какорет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенье-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.

Ау оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Говорит-тоВольга таковы слова:
— Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьянствовати,
А бороздки тебе да помётывати,
А пенья-коренья вывёртывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
Говорит оратай таковы слова:
— Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?

Тутпроговорил Вольга Святославович:
— Как пожаловал меня да родной дядюшка,
Родной дядюшка да крестный батюшка,
Ласковый Владимир стольно-киевский,
Тремя ли городами со крестьянами:
Первым городом Курцовцем,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Теперь еду к городам да за получкою.

Тутпроговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьего дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд…
А тут стали мужички с меня грошей просить,
Я им стал-то ведь грошей делить,
А грошей-то стало мало ставиться,
Мужичков-то ведь больше ставится.
Потом стал-то я их ведь отталкивать,
Стал отталкивать да кулаком грозить.
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.-
Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Ты поедем-ко со мною во товарищах.

Атут ли оратай-оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул.
Они сели на добрых коней, поехали.
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у нее да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.
Говорит оратай таковы слова:
— Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего:
Маломощный-то наедет — взять нечего,
А богатый-то наедет — не позарится,-
А для-ради мужичка да деревенщины,
Как бы сошку из земельки повыдернути,
Из омешиков бы земельку повытряхнути
Да бросить сошку за ракитов куст.

Тутведь Вольга Святославович
Посылает он дружинушку хоробрую,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Приезжает дружинушка хоробрая,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Ко той ли ко сошке кленовенькой.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли поднять,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Тутмолодой Вольга Святославович
Посылает-от дружинушку хоробрую
Целым он ведь десяточком.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли выдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Итут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Туторатай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.

Атут сели на добрых коней, поехали,
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у ней да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.

ТутВольга стал да он покрикивать,
Колпаком он стал да ведь помахивать:
— Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу пятьсот бы дали.

Тутпроговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
Я купил эту кобылу жеребеночком,
Жеребеночком да из-под матушки,
Заплатил за кобылу пятьсот рублей.
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу цены не было бы!

Тутпроговорил Вольга Святославович:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя да по отечеству?-

Тутпроговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же ты, Вольга Святославович!
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
"Молодой Микула Селянинович!"…

еще одна былина.

СВЯТОГОР И МИКУЛА

ПоехалСвятогор путем-дорогою широкою,http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/kochergin/images/kochergin_1.jpg
И по пути встрелся ему прохожий.
Припустил богатырь своего добра коня
К тому прохожему,
Никак не может догнать его:
Поедет во всю рысь — прохожий идет впереди;
Ступою едет — прохожий идет впереди.
Проговорит богатырь таковы слова:
«Ай же ты, прохожий человек,
Приостановись не сомножечко,
Не могу тебя догнать на добром коне».
Приостановился прохожий,
Снимал с плеч сумочку
И кладывал сумочку на сыру землю.
Говорит Святогор-богатырь:
«Что у тебя в сумочке?»
«А вот подыми с земли, так увидишь».
Сошёл Святогор с добра коня,
Захватил сумочку рукою,
Не мог и пошевелить;
Стал здымать обема рукамы,
Только дух под сумочку мог подпустить,
А сам по колена в землю угряз.
Говорит богатырь таковы слова:
«Что это у тебя в сумочку накладано?
Силы мне не занимать стать,
А я и здынуть сумочку не могу».-
«В сумочке у меня тяга земная».-
«Да кто ж ты есть, и как тебя именем зовут,
Звеличают как по изотчины?»-
«Я есть Микулушка Селянинович».-
«Ты още скажи, Микулушка,
Поведай-ка, как мне узнать судьбину божию?»
«А вот поезжай путем-дорогою прямоезжею до розстани,
А от розстани сверни влево,
И пусти коня во всю прыть лошадиную,
И подъедешь к Сиверным горам.
У тых у гор, под великим деревом стоит кузница,
И ты спроси у кузнеца про свою судьбину».-
Поехал Святогор дорогою прямоезжею,
От розстани свернул влево,
Пустил коня во всю прыть лошадиную:
Стал его добрый конь поскакивать,
Реки, моря перескакивать,
Широкия раздолья промеж ног пущать.
Ехал Святогор-богатырь три дня
И доехал до Сиверных гор,
До того до дерева великаго и до той кузницы:
В кузницы кузнец кует два тонкиих волоса.
Говорит богатырь таковы слова:
«А что ты куешь, кузнец?»
Отвечает кузнец:
«Я кую судьбину, кому на ком жениться».-
«А мне на ком жениться?»-
«А твоя невеста в царстве Поморском,
В престольном во городе,
Тридцать лет лежит во гноище».
Стоит богатырь, пораздумался:
«Дай-ка я поеду в тые царство Поморское
И убью тую невесту».
Приехал он к царству Поморскому,
Ко тому ко городу ко престольному,
Приезжал к домишечку убогому,
Входит в избу: никого нет дома,
Одна только девка лежит во гноище;
Тело у ней точно еловая кора.
Вынул Святогор-богатырь пятьсот рублей
И положил на стол, и взял свой вострый меч,
И бил ее мечом по белой груди,
А затым и уехал из царства Поморскаго.
Проснулась девка, смотрит:
С нея точно еловая кора спала,
А на столе лежит денег пятьсот рублей;
И стала она красавицей:
Такой на свете не видано, на белом не слыхано.
На тын деньги почала она торговать
И наживала безсчотну золоту казну,
Строила кораблики черленые,
Накладала товары драгоценные
И поехала по славну по синю морю.
Приехала она ко городу великому на Святых горах
И стала продавать товары драгоценные.
Слух про ея красоту пошел по всему городу
И по всему царству.
Пришел и Святогор-богатырь
Посмотреть на красавицу-
Полюбилась она ему.
Стал он ю сватать за себя,
И она пошла за него замуж.
Как поженился на ней и легли спать,
Увидел он рубчик на нея белой груди
И спрашивал жену:
«Что у тебя за рубец на белой груди?»
Отвечала ему жена:
«В наше царство Поморское приезжал невем человек,
Оставил в нашей избы денег пятьсот рублей,
А я спала крепким сном.
Как проснулась: у меня рубец на белой груди,
И точно еловая кора спала с бела тела,
А до той поры-времени
Я лежала во гноище цело тридцать лет».
Тут Святогор-богатырь дознал,
Что от судьбины своей никуда не уйдешь

Давайте думать. Как взять лучшее, доставшееся от наших предков и какперенести это в нашу жизнь.
Естественно в годоских условиях это будут уже упражнения.


С уважением, Рагдай

Это сообщение было изменено Рагдай: (05 Октябрь 2011 — 02:34)

486 комментариев

Comments are closed.