Поскольку обсуждение важности «крепкого духа» в каратэ пришло к закономерному результату — «крепкий дух» там оказался не важен — то я выношу обсуждение в отдельную тему.
Попрошу всяких ритаев умничать в своем форуме — эта тема к каратэ отношения не имеет.
Предлагаю, на первом этапе не зацикливаться на сроках подготовки по самозащите и РБ, а предположить, что занятия ведутся регулярно в течение длительного времени. Сроки и связанные с ними особенности можно обсудить потом — сначала общие моменты.
Переношу некоторые свои сообщения сюда, чтобы стартовать 8)
Психорегулирующую тренировку (ПРТ) можно определить как некий настрой на занятие или на любой серьезный (значимый для исполнителя) вид деятельности.
Какова цель такого настроя? Очевидно, что в процессе настроя нужно сформировать определенное психофизическое состояние, которое позволит тренироваться с наибольшей эффективностью.
Как определить состояние? — Очевидно, что состояние характеризуется совокупностью и сочетанием психофизических процессов:
— мышечное расслабление,
— эмоциональное спокойствие,
— отсутствие лишних мыслей,
— отсутствие лишних образов памяти,
— повышенное внимание,
— повышенное восприятие.
В связи с тем, что для процессов необходима энергия, а вся энергия человека связана и расходуется в процессе деятельности, увеличить приток энергии для повышения уровней внимания и восприятия прямым способом (например волевым усилием) не представляется возможным. По крайней мере, всплеск повышенного внимания и восприятия будет весьма кратковременным и не обеспечит необходимого результата. Чтобы выделить необходимое количество энергии для повышения уровня функционирования одних процессов и может быть формирования какого-то резерва, нужно снизить уровень функционирования других. Следовательно, чтобы настроиться на тренировку, нужно убрать мышечные напряжения, эмоции, лишние мысли, образы памяти. Тем самым определяется возможность повысить уровень внимания и восприятия.
Таким образом, ПРТ перед тренировкой имеет цель формирование определенного психофизического состояния и содержит, на основе физического (мышечного) расслабления, работу с психическими процессами, которая заключается в снижении энергообеспечения одних процессов и усиления энергообеспечения других процессов.
Предлагаю рассмотреть в общих чертах основные психические процессы важные для ПРТ.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. СЛОВАРЬ.
Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В.
1. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная реакция.
2. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредствованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации, и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью.
3. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель) возможно появление т.н. постпроизвольного В. (послепроизвольное В., Н.Ф. Добрынин). При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.
К числу характеристик В., определяемых путем экспериментальных исследований, относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Следует различать В., адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (от лат. perceptio — восприятие) является включенность В. в процессы практической деятельности, общения и научного исследования. Возникновение первых гипотез о природе В. относится к античности. В целом ранние теории В. соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке В. был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов В. (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа. Изучение рефлекторного строения В. привело к созданию теоретических моделей В., в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в т.ч. двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук. Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается т.н. «законом перцепции» (Н.Н. Ланге): первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным В. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые в отдельных случаях могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Осуществляемая при опознании благодаря взаимодействию В. и памяти категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична понятийной категоризации. С процессами мышления В. сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Т. о., В. — не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды М.: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также М. теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. М. часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. М. человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задач. Продуктом М. могут быть цели последующих действий. Исследования целеобразования составляют важный раздел психологии мышления и личности. В контексте проблематики совместной деятельности и общения М. изучается в структуре межличностных отношений. М. выступает как интерпретация реакций и движений другого человека, как трактовка результатов предметных действий человека и деятельности в целом, как понимание речевой продукции (устной и письменной) другого человека. М. является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входят понимание себя как субъекта М., дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. В настоящее время считается доказанным, что словесно-логическое М. является наиболее поздним продуктом исторического развития. Онтогенетическое развитие М. ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое М. — последовательные стадии онтогенетического развития М.
Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Исследования П. имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. В психоанализе была предпринята попытка объяснения явлений забывания «вытеснением» неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания. Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Роль социокультурных факторов в формировании высших форм П. человека выявили французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. Наряду с запоминанием произвольным изучались также процессы запоминания непроизвольного. Так, П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды П. — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая — иногда описываются как этапы такого развития. Заметное влияние на постановку проблемы П. оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками вычислительных устройств. При психологическом анализе П. важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационно-потребностной сферы человека может изменяться его отношение к своему прошлому, вследствие чего одно и то же знание может по-разному храниться в П. человека.
Понятно. Просто у думал — Вы владеете темой серьезно.
У меня нет претензий ни к программе, ни к Корзинкину — делайте как вам по-кайфу. Но к обсуждению ни здесь ни там это отношения не имеет и мешать это не надо. ИМХО.
Ну на этом форуме писали много чего. Не стоит все принимать так всерьез.
С чего Вы решили, что методическая литература предназначена в основном для самостоятельного изучения? Самоподготовка со счетов не сбрасывается, но основная задача методички — помощь в организции тренировочного процесса для инструктора.
Я уже понял, что в Вашем каратэ это не нужно. Это меня уже не удивляет, хотя огорчает. Я считал каратэ лучшей системой.
Посмотрим:
И далее. Это просто набор слов сваленных в кучу.
Если есть измененные состояния, то должны быть исходные. Они должны характеризоваться четко, а не набором слов.
То есть определение обычного состояния Вы не дали толком, отсюда и определение транса ничего не значит и ни о чем не говорит. ИМХО.
Добавлено спустя 3 минуты 48 секунд:
Понятно. Это Вы про каратэ. Я же буду утверждать, что есть методика преподавания, преподавать будут инструкторы, а не всякий желающий. Инструкторы должны проходить соответствующую подготовку, где их и должны обучать преподаванию. То есть сообщать методики преподавания. Вся эта подготовка инструкторов если она системна — это методика подготовки инструкторов.
Возможно в каратэ ее нет и она не нужна. Но не надо обобщать за всех.
Вы просили привести МОЕ определение — я его и привел.
У меня — действительно нет. Я в данном вопросе опираюсь на программу. Есть претензии к программе — можете обратитьься к Корзинкину Г. А.
Осмысливать цели и задачи — это одно. Методичка, по которой люди будут учиться самостоятельно,- другое. О вреде изучения БИ по книгам на этом форуме писали не раз.
А отвечал я потому, что мне интересна тема и интересно обменяться мнениями по вопросу.
Да. Но если методика преподавания есть — это еще не значит, что есть и методика подготовки инструкторов.
Об этом я уже писал. Сразу после определения транса.
На этом откланиваюсь, поскольку по сабжу (Психорегуляция и формирование духа в РБ и самозащите) мне сказать абсолютно нечего — я совершенно не в курсе их методик. Хотя тему прочел с большим интересом, особенно посты Воюшина.
[quote name=’Estraven]Транс – измененное состояние сознания’ date=’… [/quote’]
[quote name=’Estraven]когда я давал свое определение понятия "транс"’ date=’… [/quote’]Уточните пожалуйста — это Ваше определение или оно объективно принято? Если принятое — будьте добры указать источник.
[quote=Estraven]Обратим внимание на слово «представил». Т.е. мы наглядно, образно представляем, что делаем некое техническое действие – и тело его воспроиздовит практически без задержки (по контексту – речь была именно об этом). Но это, опять таки, работа воображения.
Этот пункт относится не только к тренировочному процессу – но к мокусо не относится, поскольку мокусо выполняется статично. [/quote]
Представить — создать образ, это работа мышления. Образного мышления.
Ваши настоятельные попытки разделить на движение и статику (в мокусо) говорит о недостаточном понимании одной из основ — нет разницы в состоянии. Покой в движении — движение в покое, слышали когда-нибудь такое? Это анализом не понимается.
[quote=Estraven]Петрович писал(а):
переключаемость — не нужна, нужна текучесть.
Не припоминаю ни в одном учебнике и словаре по психологии упоминания этого термина.[/quote]ОК. Сформулирую позже.
[quote=Estraven]Если мы обсуждаем обучение – мы должны сравнить обученных и необученных. [/quote]Зачем? Зачем это делать в нашем случае и специально? Это давно пройденный и установленный этап. Мышечные зажимы и лишние напряжения нужно снимать в любом случае. Непонятно чего тут сравнивать? Это имеет смысл, если Вы хотите доказать, что со специальной тренировкой человек становится более адаптированным к нагрузкам, чем без тренировки. Ну для меня это вполне очевидно, мне это доказывать не надо.
[quote name=’Estraven]Лично я так упираю на внимание просто потому’ date=’ что его легче всего посчитать.[/quote’]Это Вы так считаете. Я же Вам скажу, что внимания без восприятия не существует. И если Вы фиксируете какие-то результаты, то фиксируете результаты восприятия, возможно некоторые моменты мышления и разумеется сопутствующие образы-ассоциации памяти. То есть ни о каком внимании в чистом виде говорить не приходится ИМХО. Покажите, будьте добры чистый тест на внимание и обоснуйте — почему не учитываются другие сопутствующие процессы.
[quote name=’Estraven]я лично не вижу смысла в подробном обсуждении памяти в контексте мокусо’ date=’ выполняемого во варианте «всматривание в пустоту».[/quote’]Ну, во-первых это еще не говорит об отсутствии смысла вообще. Второе — я считаю, что формулировка "всматривание в пустоту" уже сама по себе формирует внутреннее напряжение и вряд-ли можно вести речь о какой-то психорегуляции.
[quote name=’Estraven]Но’ date=’ во-первых, мы даже с более простым вариантом прийти к консенсусу никак не можем…[/quote’]Мы не можем прийти к консенсусу по другой причине — по причине отсутствия стройной системы объяснения процессу. О чем собственно я и говорю.
Второе — никаких оснований у Вас нет называть Ваш вариант "более" простым или сложным. Вам дали вариант — Вы его "освоили", при этом критериев освоенности объективных нет, поэтому говорить об освоенности — как? Ну — так чисто условно 😆
Считать одни варианты мокусо начальными, другие продвинутыми можно только при наличии стройной теоретической системы. Поскольку она отсутствует — можно смело выбирать любой вариант на вкус. РАзницы нет.
[quote name=’Estraven]Мне представляется бессмысленной и отчасти возможно вредной идея пособия по психологической подготовке для учеников. Этим должен заниматься учитель’ date=’ причем строго на основе индивидуального подхода. [/quote’]Ну — вот. И нафига было стараться отвечать. Можно было просто ограничиться этим.
Я считаю, что осмысливать цели, задачи, средства и методы тренировочного процесса совершенно необходимо. В том числе в области психологической подготовки. В противном случае — не будет никакого индивидуального подхода. НЕТ ОБЩЕГО ПОНЯТИЯ — НЕТ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ. Все примеры — просто удачные случаи барахтанья в непонятном.
[quote name=’Estraven]Внутренний мир человека и процессы психорегуляции – крайне индивидуальны’ date=’ и нельзя всех равнять под одну гребенку. [/quote’]Индивидуальны не процессы психики — а их проявления. А процессы психорегуляции вполне общие. Например: способы дыхания, "всматривание в пустоту" и пр. Иначе как бы тов. Бутейко например лечил одним способом дыхания все болезни — от головной боли до геморроя? 😉
[quote name=’Estraven]Вообще же’ date=’ ИМХО, такие вещи требуют сугубо личной передачи – и далеко не всегда требуют прямых ответов на вопросы. [/quote’]Это просто привычка — привычка к месту и не к месту напускать таинственность и мистику. Есть вещи которые можно излагать доступно и ясно — обсуждаемая темы к ним относится. Напускать же туману — явно показывать свою несостоятельность.[quote name=’Estraven]В целом же – опять таки ИМХО – корень проблемы и ключ к ее решению не в методичках и не в методиках собственно преподавания’ date=’ а в методиках подготовки инструкторов. [/quote’]Зашибись. 😯 Если Вы так мыслите — то осмысленного разговора с Вами не получится.
Нет методики преподавания — нет методики подготовки инструкторов, а методичка — просто способ передачи информации. Системной информации, а не как бог на душу положит 😉
Ключ к решению проблемы — как раз в формулировании методики. Если Вам лично не нравится современная методика — попробуйте сформулировать в нормальных терминах и понятиях традиционные методики. Пока что Вы пытаетесь уйти от этого — все Ваши сообщения способ для этого ухода. ИМХО.
[size=1]Добавлено спустя 1 час 35 минут 44 секунды:[/size]
Интересен кстати такой момент:
Что такое измененное состояние сознания? Измененное от чего? То есть должно существовать определение какого-то среднего-нормального состояния сознания с соответствующими параметрами-характеристиками. Ну как в физиологии: нормальное физическое состояние характеризуется рядом процессов — давление, дыхание, состав крови и т.д.
Проблема многих психологов ИМХО в том, что они учатся красиво говорить ни о чем по сути.
все,все мужики, крыша едет-туда не пойдем-эта ветка РАЗВИТЫЙ ДУХ В ТЕЛЕ -не принесет нам пользы, я извиняюсь…
У меня пауза на осмысление, если хотите продолжайте о своем…чего удумали…
arkad, чего обосновать-то?
Не понял — слово "покинуть"!!!!
Петрович, обоснуйте пжлста, ежеле сможете…
Почему именно в теле? Для меня это не само-собой.
Зачем тогда ему тело покидать?
отлично! идем дальше дополняем-ДУХ РАЗВИТЫЙ В ТЕЛЕ -вроде самой собой где ж ему развиваться…
Однако в каком случае развитый дух может покинуть тело — у кого какие варианты…причем про слабый дух и соответствующее тело речь не ведем — мы "рыбаки"…
Для себя я применяю определение "взаимодействие самодисциплины+мотивации+психологической устойчивости=развитый дух"
Все написано в смысле жизненном…
Все в поряде мотивацию не упускаем. мы ж в принципе говорим об одном и том же, только по разному расставляем акценты и вот вопрос- чем отличается РАЗВИТЫЙ ДУХ, кто что думает по энтому поводу…может характеризуем как то это, классификацию дадим…
Счастья всем и здоровья!
arkad,
Чтобы перейти ко второму параметру — требуется нажать на кнопку "мотивации", без мотивации — все
не больше чем теоретическая выкладка, т.к. в зал должны хотеть идти и понимать, что желают ПОЛУЧИТЬ!!!
Вот как раз выращивание МОТИВАЦИИ — ВЫ упускаете и не рассматриваете — а это есть 1 этап, от него все остальное….
Поэтому все начинаетя с "трусов"….часов, и далее до костюма…
Я не сомневаюсь, что у Вас есть и продвинутый уровень, именно по по продвинутому уровню рассматриваются все "предложения судьбы" с негативными входящими и выходными данными, и ДА навыки нужно "взращивать" чтобы выжить, т.е. на этих уровнях "погружаешься" в "реанимацию" ("Атлас критических состояний")и одного коллективизма и положительных состояний мало — дух на этих этапах проходит самую настоящую проверку и у каждого индивидуально.
А так в принципе собираться и весело заниматься, а потом пивка и шашлыков-извините утрирую — да ради бога! 😆 Не "открывается" "потолок и стена".ИМХО с Вами согласен не для профи.
Так вот после осознания и пройдя через практику "проверки" духа можно и нужно ИМХО рассматреть вопросы взаимодействия духа с другими составляющими внупси составляющего индивидуума(дух и настроение, дух и чуства, дух и сознательное и др.) — имхо подходит образ "собрать цветы на дороге" , ну и т.д.
arkad, Немного не понял по поводу начального уровня…
Все правильно — все описаное мной для тех кто только начал, и никак по-другому…
Проф уровень — другая схема, основанная на мотивации и внутренних параметрах типа самодисциплины и базы навыков… Но это уже отдельная тема и она не столь интересна, т.к. с профи заниматься значительно ЛЕГЧЕ (лично мне)
Петрович! тонким слоем режешь… 😆 ….разделы из дифференциальной психофизиологии детально разбирают примеры право-леворукости, а само главное, правополушарных, левополушарный и равнополушарных челов и т.д.
Этот вопрос упирается таким образом в РАСКРЫТИЕ доминанты или связи мыслительных процессов конкретного чела, что проявляется в манере боя, движении, жестикуляции ит.п. И еще руководителю группы -ответственному за тренировку достаточно произвести оценку о наличии или об отсутствии прогресса в …. у ученика за год хотя бы…
Кстати у правополушарных — образных отрицательные эмоции могут быть базовым фоном и я опять повторяю АДЕКВАТНОСТЬ имеет значение…
А вообще мне понравилось…. 😆 Счастья всем и здоровья!
ОК — предложите свои формулировки. Например: ПРТ внешним воздействием (принудительная) или ПРТ самостоятельная. У нас свободное поле деятельности пока. ИМХО.
А почему — нет? Поток внимания и восприятия должен быть увеличен настолько, чтобы энергии для мышления, эмоций, образов памяти просто не хватало. Таким образом, можно контролировать мышление, например "открывая дверку" нужным процессам.
Вот тут немного не понял. В данном случае ИМХО не будет места словесно-логическому абстрактному мышлению, поэтому ни о каком детальном анализе ИМХО речи быть не должно. Мышление полностью сбросить со счета нельзя. Но существует грубо говоря три вида мышления:
1. наглядно-действенное
2. наглядно образное
3. словесно-логическое.
Человек в основном пользуется образным м логическим мышлением. А нужно вернуться к основному — действенному с небольшой долей может быть образного. ИМХО.
Не комп — круче. ИМХО.
Несомненно. Только вопрос об универсальной ПРТ, а не только для боя. Представляете — Вам в трамвае на ногу случайно наступили, а Вы взрываетесь от ярости и к конечной остановке приходит трамвай полный трупов 😆 😉
а вот здесь дальше будет тупик или потолок … здесь можно ставить клеймо "только для начального уровня"…ИМХО 😥
Нет не формируют, даже больше — нет даже еденичных случаев агрессии на этих параметрах… Видимо я не написал еще один момент — как стимул вводиться не разгонка психики на ярости, т.е. на деструктивных параметрах, а происходит включение эмоции как помощника в действии, ну типа можно крикнуть громко "эй", а можно и со злобой сделать тоже… И конечно формирующую роль играет атмосфера тренировки — у нас нет внутри групп соревновательного параметра — кто лучше (т.к. лучше — тот кто выжил), т.е. исключена личная неприязнь на эмоции КТО КРУЧЕ и СИЛЬНЕЕ — мы коллектив, веселый и конкретный… Мне удалось сформировать коллектив, хотя пришлось год это делать — так вот этот коллектив и есть та внутрення структура всего процесса преподавания….
Мы занимаемся НБ, так вот у нас за 5 лет преподавания нет случаев плохо конролируемых эмоций, т.к. работа без шлемов обязывает иметь отличную самодисциплину, в обратном случае — увечье… Может именно и суровое понимание этого — тоже дало этот результат…
Петрович! Слишком неточны имхо понятия "произвольное" и "непроизвольное"в приводимом посте-пишу потому что "режут" слух (произвольная и непроизвольная системы расписаны в "Топической диагностике заболеваний ЦНС"), а так смысл изложенного понятен, с чем я пожалуй соглашусь…
А сможете "жестко" взять под контроль? 😉 и что это такое, процесс то как проходить будет c такой конкретной локализацией? 😥 методами самовнушения что ли ? "я не помню, не думаю, не выражаю эмоций.."
Что то мне подсказывает что таких как мы не берут в "космонавты"… 🙂
Да с этим согласен … и вопрос по возврату из этого состояния соответственно без отрицательных последствий.
Для продвинутых это похоже не вопрос — анализ детальный и синтез всей информации в целом расставляют все точки на свои места. Сопутсвующий вопрос возникает по быстродействию мыслительного аппарата (не ПКомп же в голове) и адекватности выводов и последующих действий (ведь если что можно и взорваться от ярости в бою лишь бы результат был требуемый).
Воюшин К., думал-думал я, со всем согласен в общем, но кое-что хочется заметить.
Я бы сказал, что цель в РБ — получение навыка неразрывно связанного с духом. Потому что именно дух определяет применимость навыка в стрессовой ситуации. ИМХО.
Мне кажется такая связь недостаточна для РБ. Вопрос как раз заключается в том, чтобы снять проблему причинения боли противнику и боязнь ответной боли. Это надо сделать разом, глобально, дифференцированная борьба с такими проявлениями ИМХО бессмысленна. Собственно Ваши примеры как раз показывают возможные варианты решения этой задачи.
Собственно я считаю, что с этого "в мозгу" и надо начинать осмысление и решение проблемы. Что значит — в мозгу? Попросту человек осмысливает процесс (занятия или боя) и оценивает его. Следовательно первое, что необходимо убрать, взять под контроль — мышление. Однако память тут же услужливо подсунет какой-нить пример-случай-слух и другой, и третий. Следовательно — память тоже нужно взять под контроль, иключить ее деятельность. Эти два процесса плотно связаны с эмоциями, переживаниями — их тоже надо контролировать.
ИМХО. Ваши примеры хороши для подготовки по РБ, возможно — они вполне исчерпывающи. Человек получает состояние для тренировки и боя и должен его культивировать. Но кроме тренировки и боя есть еще различные ситуации, которые требуют контроля мышления, памяти, эмоций и переживаний. Мне кажется, что приведенные Вами примеры в этих ситуациях будут не совсем адекватны. Кроме того, ИМХО, эта ПРТ непроизвольная, хотя может и станет произвольной при соответствующем подходе самого занимающегося.
Поэтому, я обращаю внимание на опыт БИ, где в принципе заложена произвольная ПРТ. Это трудней, дольше, но и эффект должен получиться шире по применимости.
В любом случае, приведенные Вами примеры показывают, что нужно тем или иным способом исключить и взять под жесткий контроль мышление, память, эмоции и переживания. Конкретно — создать предельный поток информации для внимания, восприятия и частично — мышления, который займет всю имеющуюся энергию и отрежет ее расход на мешающие мышление, эмоции и память.
Вопрос теперь ИМХО заключается в том, чтобы порог этого состояния был достаточно высок и состояние должно быть достаточно длительным, чтобы его не смогли разрушить посторонние мысли, эмоции, ассоциации, боль, усталость, апатия.
Кроме всего этого, возникает вопрос (у меня) — не формируются ли сопутствующие состоянию в целом отрицательные и плохо контролируемые эмоции и чувства (гнев, ярость, злоба и т.д.)?
Здравствуйте всем!
Уважаемый Воюшин, это далеко не бред-"растворяетесь" великолепно, все очень здорово, все практично. Для качественной подготовки последователя РБ самое ТО. А глубже имхо только … способности…индивидуальные боевые и небоевые качества. Если вести статистику "бойцов" по стажу от 20 ПРИМЕРНО лет, там уже … "старички" ….интересные, у каждого свой сундук , самовар…НО…кто-то сказочником стал, а кто — то ведет дальнейший поиск…и так далее…
Счастья всем , здоровья! Петровичу привет!
мозги не хотят, но попробую…
Цель в РБ помимо получения навыка — воспитание духа… Если есть физ навыки, то существует и целый ряд псих навыков, которые неразрывны с физич параметрами. Так вот удар рукой связан с чувством попадания в тело и псих проблемой — приченением боли человеку, обратная сторона — боязнь в ответ получить болевой эффект.
Так вот это то малое, что у простого человека в мозгу перед и в момент занятия РБ….
Я предлагаю начать с такого момента, как ПЕРВЫЙ ШАГ, т.е. мотивация есть, чел пришел на занятие, но вот страх боли и приченения боли, а также боязнь неумения доминируют!!! Что может предложить ПРТ в таком случае???
1. Коллективная отработка в массовке — где личность замещается групповым "организмом", цель отстраниться от себя и сосредоточиться на прилагаемыч усилияч общего характера
2. Физическая и спец-физ подборка упражнений с обязательным разнопалановым воздействием и дозированным болевым эффектом, где доминанта это 2 параметра — скорость "быстро значит правильно" и болит-значит хорошо. Это не дает времени думать о других и в тоже время, скорость постоянно отвлекает от себя любимого. Эффект — растворение в процессе и приемленность такой формы, что является важным этапом к решению проблемы страха боли и т.д.
3. Мной не любимое, но часто применяемое — "клиновое" воздействие, т.е. перегрузка псих через супер физ параметры, усталость и переход на выносливость, и замещение своих проблем чувством НЕРЕАЛЬНОСТИ на фоне перегрузки…
Пример из КОИ — стояние на 1 кулаке….
что-то так…
Надеюсь не бред….
Окей
я тоже за это, разбить на этапы. Например начального уровня(хотя срок определить не готов) продвинутого и тд. Хотя разговор на таком уровне врядли поддержу, психология для меня темный лес, но с удовольствием почитаю. А если все пойдет ближе к пратическим руководствам будет вообще класс, теория + практические личные( и не личные) наработки.
Думаю, что знаком.
Честно говоря — я не знаю. Тема действительно большая. Может Вы начнете?
Петрович, Ну это уже другое дело, можно сказать моя любимая тема!Дело в том, что я ПРТ рассматриваю точечно, т.е. согласно локальной цели или задачи… Я не являюсь спортивным тренером и никогда не планировал долгосрочные тренировочные графики, поэтому для меня ПРТ — есть этапы краткосрочного обучения, возможно как стимулирующие, дополняющие и регулирующие впитывание навыка….
Но вот вопрос готовности к тренировки у нас решен, ПРТ в нашей методе — это введение обучаемого в стресс, и загрузка его двигательно-эмоциональной активностью выключающей процессы торможения и убирающей "паузы", а также производящей включение в процесс…
Я называю такой процесс — "отсутствием выбора"…, у обучаемого нет выбора, т.к. его не информируют о ходе и начале действа, он просто полностью сосредотачивается на выполнении подборки упражнений, который поэтапно включают те или иные двигательные участки, к моменту перехода от разминки к основной части — человек уже готов воспринимать движение, и когда ему говорят — "ну вот — ты же делаешь", у него снимается псих пауза…
Я борюсь с внутренним монологом, именно с паузой в голове, путем притока мыслей в голову и отвлечением от цели занятия — борьба происходит путем переключения на действия, т.е. все внимание на руки-ноги или счет, чтобы обучаемый не отвлекался у нас постоянный голосовой стимул — если ВЫ знакомы с "командным" голосом, т.е. с управлением группой людей через громкий и эмоциональный словесный приказ, то это то, что мы используем — и получается схема — тех исполнениие и внимание на технике-голосов стресс=отсутствие отвлечения…
тема огромная, может как-то под этапы определим, т.к. все себя останавливаю, т.к. скатываюсь на способы ПРТ от образности, замещения, переключения, отстранения до отождествления…
Никто морально-волевые качества со счетов не скидывает. Но если счас смешать, то мы запутаемся. Лучше морально-волевые на потом оставить. ИМХО
А может для начала ответить на вопрос какова цель ПРТ? Мне кажется что таковой является психологическая устойчивость в условиях экстремальной ситуации, каковой является бой( реальный или условный). И тут по мимо внимания, восприятия, мышления и памяти, еще нужно учитывать волевые качества бойца.
Озолин Н.Г "Настольная книга тренера" стр 286
Если это вписывается в тему, то можно продолжить.
Точно… Все, перестаю мыться, вдруг тоже вырастут, полятаим… 🙄
Да и дух будет такой, что от этого душка противник падть будет не доходя до цели… 😀
Нет уж, хватит. Один раз помылся — майку потерял, второй раз — фуфайку, третий — нашел фуфайку под майкой. Все. Я люблю троицу 😀 😉
Добавлено спустя 20 минут 45 секунд:
Асата, может у Вас поэтому крылья и не растут — Вы их просто смыли? 🙂
Моется тот, кому лень чесаться! А в БИ от лени избавляются и формируют трудолюбие 😀
Ладно, размялись.
Что касается темы, то мне интересно сформулировать в общих доступных чертах — что же происходит во время ПРТ.
Понятно, что ПРТ может строиться по-разному в зависимости от разных факторов. Но ИМХО, суть процесса останется неизменной — работа с психическими процессами. Одни процессы стимулируем, другие замедляем или останавливаем. Это может происходить например замещением — формированием образа, как описывает А.Тарас или другим способом. Но суть ИМХО остается.
Ну лично я, когда спина и затылок чешутся, моюсь… На время помогает… 😀
Ну — елы-палы, Хде у ангелов крылья расти могут — на спине! Чешутся иногда, блин 🙂
Концентрация внимания на тренировке больше всего заментна в детских группах. Рекомендация нашего куратора – выполнение большинства техник под громкий счет. А базовых передвижений – под счет инструктора, с обратной связью (ответный счет при следующем движении). Чем то похоже на фильмы про американскую армию :D.
За очень короткий промежуток позволяет настроить детей на тренировку, отбросить все лишнее. Но у детей этого настроя хватает макисум минут на десять.
Ну и во взрослых группах аналогично, правда с оговорками. Мне кажется что такой вариант начала тренировки заряжает, добавляет силы и больше всего подходит для тренировки в ускореном режиме и закрепления ранее изученых приемов.
Воюшин К.,
Согласен. Все от воспитания зависит.
Craftman,
есть конечно такой фактор — врожденный дух война, но ведь все мы рождаемся синенькими, писающимися и орущими…
Да но, воспитание, условия жизни, выбор жизнидеятельности — определяют приутствие духа…
К сожелению воинами в полном понимании слова, НЕ РОЖДАЮТСЯ, ими становяться, и причем нет такого прибора который бы замерил мужество и силу духа…
Где??? 😀
В каком смысле? Если Вас интересует мой уровень — загляните в форум "Участники". Если Вас интересует — не летаю ли я? То могу огорчить — крылья еще не очень большие 😀 Но — растут 😉
Воюшин К.,
А вам не кажется что многое от рождения дается. Как талант, (слух, умение рисовать) тоесть люди уже рождаются с духом внутри. Если же его нет, то наработать можно, но он никогда не будет таким как у рожденного. Яркий пример харизма, одни уже рождены с ней, а другие путем тренингов и прочего пытаются научится быть похожими на людей у которых есть врожденная харизма.
Тут все глубже и даже очень глубже…
Если брать за основу вкладывание в любое действие своего присутствия, т.е. именно своя Я, дух ты вкладываешь в каждое действие, тогда тема приобретает понятные значения, т.к. именно по отсутствию "вложения" в жесты, голос, — оценивается человек по псих признакам…
И отсюда растут ноги по псих установкам, реакциям, и общим принципам действий на уровне рефлексов…
тема интересная, но лично для меня тяжелая, т.к. без общего понимания моих определений, слов, многим будет не понятно…
я предлагаю такую интересную темы начать обсуждать по кусочкам на конкретике…т.е.
1. как влияет самозащита и РБ на дух и псих параметры
2. что является ключевым и важным в формировании духа
3. отличия в техническом механизме формирования духа между вби (с ярко выраженной философией Будо) и др единоборствами без традиций Востока
4. проблематика формирования духа и самовоспитания в рб
и т.д.
Присоединяюсь. Вопрос интересный. У меня честно говоря особых рецептов нет, т.к. углубленно этим вопросом не занимался.
Если настрой проводить в начале тренировки, в виде мокусо, на 80 % это не работает. Посидели, поспали, забыли.
Полностью выделять конкретное занятие по ПРТ в мезоцикле? Не знаю. Не пробовал. Эффективно ли? И как долго будет работать настрой?
Максимум, что делал — психоустановки на фоне физической усталости. Но это, имхо, не совсем в тему. По крайней мере к конкретному занятию это не относилось.
Привет всем!
Петрович поясните пжлста чего Вы достигли и как Вы сами настрой/дух "производите" — тема слишком обширна…
Это хорошо 😀
(нахмурил брови, удивляясь непониманию таких элементарных вещей)
Не в бою, он, безусловно, также очень важен…
А не в бою?
Дух в бою, безусловно, важен!..
(скрестил руки на груди с глубокомысленным видом)
…каждый человек приходя в зал приносит свой багаж, опыт, часто иллюзии, именно этот фактор часто имеет очень большое значение. Перебороть ложные стереотипы, порой очень сложно, часто важен личный пример инструктора. О копировании поклонов, "ОС" за которым ничего кроме обезьяничества ничего нет (неосознанном, без личного участия) я уже писал в теме крепкого духа в карате. Мое глубокое убеждение, что поклон, мокусо итд. это не только традиция, этика, сколько практическая тренировка внимания, фокусировка, присутствия в каждом дейсвии, если этого нет, то все эти действия не более чем мишура, обертка. Достаточно вспомнить как делается поклон, кто то в это действие вкладывает душу, а кто то скрючивается лишь бы как. Если же в каждое такое действие вносится осознаность, они имеют воспитательный характер как морально-этический, так волевой и психофизический. Наверняка опытные рукопашники, подтвердят, когда приболел или устал, стоит прийти в зал- РЕЙ и потихоньку, а то и сразу все в норме, забываешь все проблемы, болячки…
Петрович,
Да глубоко капнули. Респект и уважуха)))
Мне кажется что все правильно, и то подход к тренировке очень правильный. Жаль что вырабатывается он долгое время. Хотя хороший спортсмен за минуты настраивается что на тренировку что на бой.
Такое пусть на контене обсуждается — самое место.
эх… на Контене об этом писали в свое время много… Был там товарищь один, Борисом зовут. И рекомендовал он перед тренировкой делать шавасану (лежание на полу в позиции трупа), до тех пор пока энергия не придет. Приходит — встать и тренироваться, уходит — снова ложиться…
можно и так, я не вижу принципиальной разницы для нашего случая. Возможно в процессе детализации это и будет нужно. Тогда и посмотрим ИМХО.
Ни в коем случае. ПРТ — упражнение психологической подготовки. Психологическая подготовка — часть формирования духа. Все вполне дифференцируется. Просто на настоящий момент меня больше интересует обсуждение ПРТ, как отдельно, так и в связи с формированием духа.
Безусловно. У других некоторых это происходит заранее, а не со временем. Но давайте для определенной чистоты обсуждения абстрагируемся от этого размытия и разделения и обсудим пока — как это должно быть.
Привет Петровичу! класная тема, интересная, а размах какой… 😆 внесу свою лепту в виде коротких замечаний -вопросов:
-мне кажется термин "психофизическое" уже устарело, в настоящем успешно развивается новая дисциплина -психофизиология и для последователя БИ имхо самая актуальная вещь;
-мне показалось Вы с-идентифицировали "дух" и "настрой" как одно и тоже. Это я считаю ошибкой — дух категория вечная-это отдельная большая тема, настрой на тренировку — временная корректировка пси/физ состояния;
-мне нравится что Вы подчеркиваете важность настроя, это актуально для тех живет в условиях 21 века-мы все повязаны множеством связей, образов, бесконечных растрат энергии и т.п.
-согласен с тем что с временем настрой как процесс протекает очень быстро и это похоже на то как будто в голове включается "фильтр"-своего рода избирательное мышление, определенным образом осуществлющее все пси/физ процессы и соответственно настрой воспринимается как часть тренировки;
-однако опять же со временем у некоторых последователей БИ понятия "тренировка" и "жизнь" размываются. На данном этапе все пси/физ многократно усложняются. По словам некоторых сразу "бросаются в глаза" несуразная раздельность т.н. тренировок и какой-то другой жизни. Что все дело в режимах и в моментах переключения на разные режимы жизни и вообще — восприятие, мышление, память это лишь часть высших мозговых функций…
За тему спасибо! Счастья и здоровья всем!