Наблюдал недавно, как в начале тренировки в школьном спортзале в этот зал с извинениями заглянула какая-то сотрудница школы и спросила ведущего занятие о чем-то своем, не имеющем отношения к самой тренировке. Учитель ей коротенько что-то ответил, но не преминул воспользоваться возможностью довольно громко (так, что в зале точно все слышали) ей указать на то, что она прервала занятие и вообще ведет себя не так, как полагается. Группа состояла из взрослых людей, но пришедших туда недавно.
Что-то у меня этот момент в памяти застрял и захотелось спросить у Вас — каким на Ваш взгляд должно быть проведение тренировки, в первую очередь со стороны самого учителя. Как Вы сами это делаете, или как это происходит в вашей школе? В основном меня интересуют занятия с людьми, которых детьми уже не назовешь.
У меня пока сложилась такая не вполне серьезная классификация учителей:
-1) Такие, которые сами много реально знают, умеют и могут донести до учеников свое знание (скажем прямо встречались нечасто).
-2) Те, которые тоже реально знают и умеют и многому из этого могут научить, но это далеко не все, что им и самим хотелось бы, учебный процесс у них самих активно продолжается и они не делают из этого тайны.
-3) Те, кто довольно много разного «по верхам» нахватался и в зале на тренировках изображают из себя при удобной возможности «самого великого Мастера всех времен и народов»
При этом, как правило, у 1-ой категории учеников много (если они сами этого хотят), что в общем-то и понятно. У 2-ой категории, мягко выражаясь, мало. Новички, если им еще и открытым текстом говорят, что учителю самому учиться — не переучиться, относятся к этому с подозрением и слишком надолго там не задерживаются (не все). В 3-ей категории можно найти очень разных особей. Некоторые владеют чем-то вроде искусства гипноза и, несмотря на слабые знания, учеников у них много и все довольны. Другие объясняют знакомым, что их не поняли и видимо не поймут, что уровень учеников нынче не тот, ленивые все стали и т.д. У этих занимается мало народа. Причем разброс наибольший видимо в этой самой третьей группе «учителей» — от умудрившихся сделать на своих знаниях и умениях не самый плохой бизнес, до людей рано или поздно бросающих это занятие, просто как невыгодное.
Может быть добавите еще каких-то учителей, которые в эту схему не вписываются и заодно поделитесь своими наблюдениями и выводами об учебном процессе или у себя, или где Вам довелось его наблюдать, а лучше и на себе прочувствовать. Конкретные адреса, пароли, явки и фамилии совершенно ни к чему — это по Вашему желанию. ❓
В студенческие годы на секции самбо у нас было 2 парня, один параллельно с самбо занимался гандболом и тренер смеялся: «Это лучший гандболист среди самбистов, и лучший самбист среди гандболистов!» Но не запрещал.
А вот второй тренировался 6 раз в неделю — 3 тренировки по самбо и 3 по классической борьбе. Вот ему тренер рекомендовал что-то одно выбрать — он восстанавливаться не успевал, постоянно был страшно уставший.
Наставников — много, Учитель -один… — очередные красивые слова, не больше. Человек учится у всего, что его окружает. Конечно, говорить о своих занятиях где-то в другом месте с одной стороны больше «по-людски», что ли и может оказаться даже полезным в примитивном смысле отдельного взгляда на человека в двух, например, разных местах. Но обычно учителя все же подобные параллельные занятия не любят. Это я из собственного опыта. Хотя сам говорил о своих походах «налево».
Учитель — один! (если он — Учитель)
Наставников может быть много.
Ну Вы сами знаете насколько теплые и дружеские отношения бывают между разными федерациями БИ и разными тренерами. 🙂 И если ученик в самостоятельном творческом поиске, то его не должно удивлять, если вдруг к нему сложится особое отношение у учителя и старших учеников, или даже укажут на дверь.
Страшного в занятиях у нескольких учителей нет ничего, но если это действительно Учитель — у него есть методика, рассчитаны нагрузки, ученикам дается определенный объем для самостоятельной работы. А если ученик пашет еще на одной секции — тут как минимум надо коррективы в процесс обучения вносить.
Не берем крайний вариант — «шпионские войны» между секциями БИ, хотя изредка и такое встречается. Так что моя рекомендация — обязательно ставить учителя-тренера в известность, что Вы занимаетесь или намерены заниматься еще и в другом месте.
Может и нет, но я все-таки считаю, что это вопрос уважения в человеческом общении. Если я нахожусь в поиске, то это вовсе не значит, что я не должна быть благодарна Учителю за то, что он мне дал.
Далеко не всегда так делается. А в общем-то если человек еще не определился и находится в «творческом поиске», то может и ничего особо «криминального» здесь нет?
Да, несомненно, этот вопрос должен быть обязательно решен с Учителем. Я и не говорю о том, чтобы в тайне от него брать уроки в другом месте. Ведь отношения Учителя и ученика должны строится на взаимном доверии и уважении.
Но Вы же согласитесь с тем, что этот вопрос в компетенции учителя. Иначе даже самые лучшие намерения ученика могут быть неверно интерпретированы. К примеру, в клятве учеников Кодокан дзюдо четко прописано, что не буду брать уроков в другом месте без разрешения.
Хороший учитель свои «минусы» знает лучше, чем кто-то другой. Хороший учитель всегда найдет способ, чтобы эти «минусы» не перешли к ученикам. А для этого совсем не зазорно для умного учителя послать учеников к тому, кто может их обучить тому, чему не может обучить сам.
А я это у к тому, что это право Учителя определять можно где-либо еще заниматься конкретному ученику в данное время или нет. Иначе вновь можете оказаться в свободном поиске.
Я это к тому, что для того, чтобы научиться, не надо ограничиваться одним учителем, ведь каждый преподает что бы то ни было, пропуская это сначала через собственное сознание. и,таким образом, преподносит свое субъективное понимание. Надо пытаться изучить предмет со всех сторон.
А мы с ним уже договорились 😉
А вот это Вы с ним решайте! 😉
Знать бы, где искать…
🙂
А правильно ли ограничиваться занятиями у одного тренера. даже если он Учитель?
Учителя бывают разные.
У Миямото Мусаси, в «Книге пяти колец», сказано:
Строят дом разные мастера (учителя): мастер по кладке стен, мастер по установке дверей, окон, укладке полов и т.д.
И только единицы могут построить дом «с нуля» «под ключ».
Учитель учителю — рознь.
Ищите не тех, которые научат вас только спортивному разделу (Чань Цюань, Нань Цюань) или боевому (кикбоксинг, тай-бокс) или оздоровительному (русскому Тай Цзи). А ищите Учителя, который доведет вас до высшего уровня мастерства, пройдя все разделы традиционного БИ.
Наверное, не выделять, одного или несколько учеников тяжело. Ведь из ста на самом деле способных может оказаться не больше десятка, а то и меньше!
Ну лично я могу сказать,что когда прием делают на мне,я воспринимаю его гораздо хуже,чем если смотрю,как он делается со стороны.
А может эти «любимчики» могут позволить показать прием без серьезных травм… Я лично не выделяю, но когда нужно показать прием предлагаю выйти кому то из учеников, кто хочет (и может) сам выходит на показ приема… А получают такие ученики действительно больше, чуствуя прием на своей шкуре.
Ну, личная неприязнь всегда имеет причины ( обычно некорректное поведение — это про школы и вузы ). Другое дело сам случай/фраза может и забыться, но как говориться осадок останется.
В общеобразовательной школе, обычно за одну парту сажают, а не в пары ставят 😆 А, что касаемо неприязни, я с вами согласна, мало ли кому, что не нравится, это не говорит, о том, что оно (он) плохое(плохой)!
Вы еще армию приплетите. 😆
Если Вам кто не нравится, надо попробовать взглянуть на его достоинства что-ли со стороны, с позиции чему у него можно научиться, например. Если же не нравитесь кому то Вы, то вставайте с ним в пару пореже, если в пару ставит учитель — тонко ему (учителю) намекните.
Заметьте, есть ещё личная не приязнь, человек старается и т. д. — а его по каким — то причинам не выносят, причём тот человек, который его не выносит, сам понять не может почему, ему так не приятен данный человек! (такое часто в общеобразовательных школах творится
2 Ната
Вы, полагаю, говорите о личностных отношениях, а не о том, что учитель говорит группе «ученик А делает лучше других технику (упражнение и пр.) 1, ученик В — технику 2, а С делает все техники на высоком уровне».
Т.к. я по основной профессии педагог могу сделать обобщение, что для любого процесса обучения свойственны симпатии/антипатии по отношению к ученикам, но в большинстве они основываются именно на отношении этих учеников к обучению. Если кто-то проявляет истинный интерес и усердие к учебе, то и учитель всегда будет стараться дать этому человеку больше. Это ЕСТЕСТВЕННО и только на пользу всем. Другое дело сексуальный интерес (приходилось наблюдать и в БИ) — далеко не однозначно, особенно для групп со значительной долей прекрасного пола. ИМХО — не одобряю.
У меня учитель на своих «любимчиках» показывал все приемы… И показывал дотаточно жестко и очень чувствительно. Но и давал им побольше чем остальным… Вот… Я всегда был перед выбором или стараться в обучении и попасть к учителю в любимчики или наоборот стараться не попасть… В общем я выбрал первое… и был бит нещадно 😆 за что и благодарен ему по сей день
Все в кучу.
Не выделять учеников по их отношению к занятиям, степени постижения, моральным качествам, учитель не может. Строить с ними отношения без учета этих фактиоров не может. Не демонстрировать особое отношение тем кто старается больше и добился большего не может, хотябы чтобы стимулировать тех кто не так усерден или в начале пути. Непредвзято должен относиться ко всем. Демонстрировать что имеет любимчиков которым «все позволено», не должен.
НИкаких поблажек, но вот нагружать в зависимости от возможностей…
Витя, 😉
Dmitri, думаю так и есть…
как вы думаете, может ли учитель выделять кого нибудь из учеников, или он должен относиться ко всем не предвзято!
ИМХО. Если существуют отношения уитель — ученик, то они не только в додзе. Можно называть это и дружбой, но учителя и ученика. «Равноправная» дружба возможна, но не раньше чем ученик станет мастером, т.е. процесс обучения для него качественно изменится.
Во-первых, не 2, а скорее 1,5. А во-вторых по массе, предполагаю тоже (поскольку тебя до сих пор не видел). 😉
Мда…это может быть проблематично, но не всегда же!!!
По моему возраст — никогда не должен быть основополагающим фактором во взаимоотношениях (всех)…жаль, что такое бывает редко…
ЗЫ в два раза — для меня не так страшно 😆
Вот питерский пример 2KpoHyca =~ 1Tropus…по возрасту…но я понял — то что вы хотели сказать…
Без личной неприязни — маловато будет. Для большей эффективности занятий нужно партнеру добра желать и помогать ему, если можешь. Конечно в жизни интересы могут быть разными и близкой дружбы между всеми партнерами просто быть не может.
А с учителем — «добрые друзья» — это тоже как-то не очень подходит. Хорошо, если учитель твой знакомый с детства, просто раньше заниматься начал и до большего уровня добрался, а если это незнакомый человек раза в два старше, например.
а вне хорошие добрые друзья — вот такие я отношения — по мне… — со всеми быть добрыми друзьями трудно. Потому как, у всех разные характеры и всё такое. Бывает, друзья поругаются на трене, на следующей смотрят друг на друга волком. Нормальные отношения на тренах, без эмоций лишних, без какой-то личной неприязни, позанимались и разошлись, тебе приятно и другим! Вот тогда всегда будит интересно и приятно ходить на тренировки! А хуже всего, когда между парнем и девушкой, что-то было, а потом разбежались, вот представь себе какого им в паре стоять, я знаю, проходила! Поэтому ни каких друзей и ничего личного на тренах быть не должно!
😆 😆 😆
Ната, я бы сказал — безупречное уважение!!! И смирение — но это про ученика, а вот про учителя…на додзё вы учитель-ученик, а вне хорошие добрые друзья — вот такие я отношения — по мне…
Не пиво вместе не пили, а вот по девочкам… что-то меня понесло 😆
слово барьер в «»-ках…иногда учителя сморят на всех с высока… — А это уже мания величия , превосходство какое-то, я б к такому учителю не пошла бы!
Может я и не права, но дистанция какая-то быть должна!
Доверие оно обязательно, как можно заниматься у человека которому ты ни в чём не доверяешь!
слово барьер в «»-ках…иногда учителя сморят на всех с высока…
Зы Дружеские значит? А пиво вы с ними пили?
А что это за отношения с невидимым барьером? Поподробнее можно? 😆
Я считаю что отношения строятся в зависимости от ученика и ситуации, они могут быть совершенно различными, хотя с моими учителями отношения только дружеские 😆
Как вы думаете какие отношение между учителем и учениками должны быть? Дружеские? Доверительные? С невидимым барьером?
ЗАТО ТЯЖЕЛАЯ!!!!
Одно жалко — жизнь короткая!!! Не все успеваешь…
Наш учитель, когда к нему подходят с расспросами во время тренировок просит, кого ни будь из старших учеников продолжить, тренировку, а сам выходит из зала с вопрошающим и там с ним общается! Всё тихо и мирно ни кто не в обиде. 😀 А человеку всегда надо учиться, великий он мастер или нет, потому как нет придела совершенствованию! 😉
Все правильно, я и говорил о том, что классификация не вполне серьезная, кроме того в 1-ю категорию отнес тех, кто много знает, а не все (таких и действительно быть не может). А когда писал, что знает много, имел в виду то, что уровень мастерства учителя такой, что его «без бинокля и не разглядишь», любому начинающему сразу становится понятно, что с таким человеком в поединок можно только с поднятыми руками вступать 😀 .
Ну скажем так не совсем согласен.Наш Сенсей(asata) сам неоднократно говорил,что он сам еще ученик в стиле Синро Рю,т.к. не было возможности продолжить обучение у Учителя из Японии.Но «относятся к этому с подозрением и слишком надолго там не задерживаются» я думаю только те люди,которые являются полными профанами в БИ,и не понимают,что человек учится всю жизнь.Я бы даже сказал,что учителей первой категории просто не бывает-любой хороший Учитель должен понимать,что совершенству нет предела,и учиться можно и нужно всю жизнь.Не зря мудрейший из людей Сократ сказал:»Я знаю,что я ничего не знаю.
2 alex-m
Насчет гипноза хорошо подмечено. Встречалось. Но, кажется, лучше назвать это харизмой, по крайней мере таких больше, чем реально владеющих НЛП/гипнозом.
Уйти от таких действительно непросто, так как каждая треинровка сопровождается (даже насквозь пропитана =)) промывкой мозгов.
alex-m, мда…и такое бывает — хороший видать гипнотезер =)
знаю очен хорошего учителя 2 категории!
занимаюс у тренера 1 категории
Мне как-то попался весьма удивительный «экземпляр». У нас так получилось, что учитель уехал, а группа осталась и продолжали мы учиться понемногу чему-нибудь и как-нибудь сами по себе. Мне этого казалось мало и я нашел-таки себе еще один спортзал с учителем, куда ходил года два, пока окончательно не офигел от процесса преподавания в том числе.
Однажды на тренировке было как-то очень ненавязчиво и не впрямую, конечно, рассказано, что мы уже в понимании кунг-фу дошли до уровня Брюса Ли, а может быть и еще дальше. Я отлично помню незабываемое ощущение гордости за себя и своего «Великого Учителя», которое продолжалось около двух-трех часов, а потом уже дома я задумался — что же это за хреновину нам недавно «скормили», какой к бесу уровень, когда большинство и занималось-то чем-то не более 3-4-х лет.
После этого как минимум полгода, может и больше, я после каждой тренировки, возвращаясь домой спрашивал себя: — А что мы, собственно, сегодня делали и ответа не находил, но ко времени следующего занятия-промывания мозгов, как крыса под дудочку собирался и шел. Выбраться из этого круга оказалось не очень просто… 😉
alex-m, я бы добавил еще категорию учителей, которые приходят не учить, а доказывать, что они круче!!! Избивая и унижая своих учеников…
У нас в Додзё происходит примерно так — ты приходишь учиться — обстановка очень дружелюбная — тебе помогут, покажут, объяснят, но никакой праздной балтовни, поведения и оскорблений, тем более мести — наказывается по разному — либо сидишь у входа, либо 50 — 200 отжиманий…дисциплина, но не издевательство — но у меня просто нет времени «шалить» — пот со лба в глаза скатывается — кимоно в 20 унций выжимается после тренировки (в прямом смысле) — working non stop
Касаемо классификации, мои ИМХИ такие:
Действительно, учителей-(1) чрезвычайно мало. А тех, кто будет набирать нулевую группу еще меньше. Так что вопрос доверия новичка к учителю-(1) не совсем актуален, т.к. новичку это пока не светит, попахать надо.
ИМХО, 2-я категория — это круто, это правильно, ведь нет предела совершенству. Но она тоже не так часто встречается, т.к. далеко не все готовы признать, что им еще есть чему учиться. Таким надо почаще перечитывать Фунакоси, где он перед смертью говорит про отработку удара цуки :lol:.
Что касается третей категории, то человек взрослый, думающий, даже если он и новичек, через какое-то время поймет что к чему. Почитает этот форум, подумает, и поймет, что если мастер не может доступно объяснить и показать любые ньансы техники, то это не мастер.
ИМХО, безотносительно доученности-недоученности и количества учеников умение учить — великое искусство.
Для меня учителя делятся на Учителей и людей, которые могут реально знать и уметь, будучи от личного ученика признаного мастера до чемпиона, инструктора, обладателя самого красивого пояса, но не умеющие это искусство передать. Первым не мешает даже языковой барьер 😆
Если человек не способен учить, не помогут даже продуманные и тщательно разработанные методики.
Людей, которые умеют учить очень мало.
Ну, это все моя ИМХА про взрослые группы.