Самое страшное для инструктора, на мой взгляд — это когда его ученики не оправдывают его надежд. Особенно когда в ним вложено не только много труда, времени, но и души. Когда они становятся почти что членами семьи. Когда они заменяют собственных детей. Видеть, как они пошли по кривой дорожке — мучительно.
Недавно встретил одного в метро, пьяного и помятого. Ужастно видеть его помятость, ужастно слышать его заплетающимся языком произносимое «Учитель, я…». Слушаешь его и думаешь: — «Вот такой я Учитель»… Отвратительно.
Сейчас, когда я распустил всех учеников и снова с белым поясом пошёл в учение — стали понятны многие ошибки и просчёты. Многое стало на свои места. Но воспоминания всё равно далеко не самые хорошие — получается, я сам их распустил.
Вот сейчас зарегестрировавшийся на форуме мой бывший Первый ученик прислал ЛС — мол, Вы были правы во всём. Ну прав, и что это меняет? Ничего… Трус и слаб характером. Не понял я его в своё время, не тому его надо было учить. Видимо, качество учеников зависит от степени зрелости инструктора намного сильнее, чем я думал.
Пардон за сентенции — просто пытаюсь осмыслить. Не хочу повторить таких ошибок. Может сейчас, когда я восприимчив, опытные люди что-нибудь посоветуют — а я пойму.
А Вы точно уверены, что примеру того, кто упирается и добивается следует следовать?
Думаю это не самое страшное.
Ну ушло пару учеников завтра появятся новые.
Если вера в себя не потеряна значит все нормально.
Может на данный момент человек не хочет менять свое мироощущение. Обвинять его в этом не стоит у каждого своя дорога. Эти дороги сходятся и расходятся.
А ставить другому человеку свою цель и требовать обязательного выполнения ее занятие опасное для обоих. Первый создает как правило секту второй становится зомби.
Надо ценить свою свободу и свободу других.
Не каждый способен воспринимать перемены в другом человеке, а особенно когда ломают его привычный мирок, который он сам себе создал!
Не каждый человек склонен менять своё мироощущение. Мало кто способен эволюционировать. И уже и вовсе единицы способны упереться и добиться своей цели.
Тут главное — иметь цель…
Ната, молодец, — это действительно так и есть и с этим не поспоришь.
Самое страшное, это когда от инструктора, сенсея, тренера отворачиваются ученики, занимающиеся у него уже лет десять или больше. Просто уходят, обижаясь, на то, что что-то изменилось, толи они повзрослели, толи ещё, что-то (а скорее и то и другое). Страшно когда теряется доверие, уважение к тренеру которому ты в своё время безгранично верил!
Из всего выше написаного DC у меня создалось такое впечатление, что ты пытался навязать другим людям свой образ жизни. А из моего личного опыта я знаю, что любое навязывание влечет за собой отторжение, не восприятия ваших идей.
я вот счас занялся йогой, а сестра пошла на аэробику, как я не пытаюсь ей объяснить что йога это лутше, у меня ничего не получается.
поэтому я раслабился и просто занимаюсь тем что мне нравиться, а другие люди пускай сами решают. Время все покажет.
Вот все люди знают, что курение и алкоголь вредны, что надо правильно питаться, вести здоровый образ жизни, закаляться. А кто так делает? из всего человечества пару процентов и все. так что же получается что эти пару процентов умные, а все другие тупые?
вот поэтому DC вас и обзывали на форумах по всякому, так как человеку трудно признать собственную лень и заставить себя,что то сделать.
этот мир — мир желаний.
и наши порочные желания сильнее нас, но есть люди, которые сильнее желаний, вот они становятся святыми, сенсеями, учителями с большой буквы. таких людей увважают и за ними идут следом.
Ну а что же вы хотели изначально. Самый тяжелый «человеческий материал». Но если из них что-то получается, то на всю катушку.
А какого плана дефекты? По хулиганке загремели али как?
ИМХО, если хотя бы 70% стали нормальными людьми, то вам есть чем гордится. Минимум 20% точно ваши. В противном случае в нормальных условиях у них шансов 50х50 было. В постперестроечных — больше шансов на «кривую дорожку».
Меня мой отец учил, что если поставить перед собой максимальные цели и упорно именно в этом виде их преследовать, то средние цели будут достигнуты обязательно. А при везении можно добиться и максимальных. В результате — и подвиг, и прагматика. 8)
Дорогу я показал. Слово за жизнью. 😉
Программа максимум как говорил дедушка Ленин
Я знаю только одну тёщу которая молится на своего зятя… моя (и то наверное потому, что интуитивно побаивается хотя я мягкий и пушистый в меру своих сил)
Их убедил не Бодхидхарма, а жизнь. Дамо лишь показал дорогу.
Я с Вами согласен, уважаемый Павел — хоть это и неприятно. Ваш анализ, на мой взгляд, жёсткий, но правильный. Не было осознанности занятий – а следовательно, и осмысленного результата. Получается, что я, как принявший решение и продвигавший весь процесс, сам отвечаю за их результат.
А по поводу того, что мне нужно… Меня мир вокруг не вполне устраивает — и я стараюсь сделать его лучше. Для себя, для своей семьи, своих детей, своего окружения. Думаю, для меня лично — задача вполне достаточная.
А то, что я – не гений, это даже тёща заметила – и мне сразу же сообщила 😉
За «кого-то» вправе – за несовершеннолетних детей и недееспособных родственников. За подчинённых в сложной профессиональной ситуации. Там, где компетентен. Думаю, в данной ситуации меня назвать компетентным было никак нельзя — судя хотя бы по результату.
Хотя подобные случаи в истории многократно описаны. Они – не миф, их реализация вполне возможна и, на мой взгляд, желательна. Просто для их реализации ещё дорасти надо.
Например, в своё время Бодхидхарма китайских монахов вряд ли спрашивал – не слабо ли им слегка потренироваться… Как-то убедил ведь, до сих пор тренируются… 8)
Возможно, в этом и ошибка. Мне как-то вдолбили — «ты не вправе выбирать за кого-либо».
В этом то и есть Ваша ошибка. Не Вы их должны были выбирать, а они Вас. Следовательно не было осознаности занятий. Это только в умных книжках легко взять человека и вылепить из него то что Вам нужно. В жизни на это способны еденицы. Вспомните мои ответы на Ваши вопросы.
Били и у меня ученики уходившие, были пару раз я считаю предавшие, пару раз закрывал школу и решал больше не открывать, но старые ученики (которые остались) уговорили меня вновь открыть школу. Теперь я знаю ради кого я тренирую и буду тренировать и постараюсь быть учителем. Именно ради этих оставшихся…
DC, не берите на себя слишком много, и жизнь будет казаться проще.
DC
Я думаю хорошо, что у Вас осталось чувство ответственности и в какой-то степени вины за своих учеников. (Занимались вы все вроде бы, действительно, немало, по крайней мере по сегодняшним меркам.)
Опять же, мне кажется, что делать из того, что кто-то не оправдал надежд, трагедию не нужно, — остался опыт, который «сын ошибок трудных» и наверняка какие-то изменения в мировоззрении. Не стоит зацикливаться на своих ошибках или искать их там, где их может быть и не было.
Просто при следующем витке спирали, если у Вас ещё будут ученики, этот опыт должен помогать, а не тормозить, как привязанные к ногам гири. 😉
К сожалению, за своих гавриков я очень даже в ответе. Я сам их выбирал: долго наблюдал со стороны, оценивал, взвешивал, строил их психологическую модель. Взял очень непростых ребят, из неблагополучных семей, безотцовщины, с дефектами характера. Сам их провоцировал попроситься ко мне в ученики. Рассматривал их как членов собственной семьи – учил их, защищал, помогал, участвовал во многих аспектах их жизни. Я сам их сделал. Боюсь, что многие их дефекты – плод моих ошибок. Так что кое-какие параллели тут есть.
Гордыня, будь она неладна – а идея-то была хорошая…
Индивидуальные занятия – вот я тренируюсь, и вот рядом – они. Я тренируюсь для себя, и они со мной. Это где-то час. Затем час конкретно на них – под пристальным присмотром. Тренировались где угодно: чаще всего на улице, у меня в квартире, даже на лестничной клетке. Плюс два раза в неделю по два часа – взрослая группа каратэ для начинающих – вместе со всеми по общей программе. Плюс брал их с собой на детскую группу помогать. Плюс прицельно готовили из них судейскую бригаду – судей-фукушинов – с семинарами, теоретическими и практическими занятиями, практикой судейства детских соревнований. Плюс занятия по истории и по теории – с домашними заданиями, изучением дополнительной литературы, реферативной сдачей материала. Плюс участие во всех описанных дополнительных проектах – Альтерпоинт и Гладиаторский Клуб.
Программа индивидуального обучения: два дня – базовая техника каратэ; два дня – дзю-дзюцу; два дня – ката Шито-рю (Тайкёку, Пинаны, Сейентин, Дзион, Вансю, Бассай-Дай, Санчин) – одно ката на всё занятие; седьмой день – кумитэ (бункай и дзю кумитэ). И снова по кругу. Физуха на индивидуальных занятиях тяжёлая – занятия с отягощениями по 12 кг (жилет, наручи, поножи).
Исходный уровень ребят – 0. Даже без опыта уличных драк. До меня никогда ничем, кроме дворового футбола, не занимались. После года занятий перестали бояться вооружённого соперника (стали уважать), набрали опыт боёв (по 25 нокдаун и фулл), сдали аттестацию на 6 кю (в Шито-рю – зелёный пояс).
Собственно вот.
Ув.DC
Не стоит путать ответственность за ученика, жившего несколько лет при доме учителя в старом Китае и за нынешнего занимающегося АЖ!..
2-4раза в неделю по 1,5-2 часа. «Это 2 большие разницы».
Отношения внутри групп БИ регулируются здравым смыслом и традиционными правилами общежития. Преклонение перед «гуру, сэнсэем, сифу», постепенно сменяется взаимовыгодным обменом денег на знания и предоставление условий для занятий. Но! Взаимоотношения в мире увлечений, в силу наличия эмоциональной составляющей, всегда будут сложнее товарно-денежных отношений. В самодостаточной реальности БИ всегда были и будут существовать уважение к знающим больше, умеющим лучше, занимающимся дольше. Навсегда останутся обязательными взаимное доверие и взаимопомощь, необходимые для безопасного существования в условиях силового противоборства. Но заморачиваться на этом не стоит.
Что значит в Вашем понимании индивидуальные занятия (чем Вы на них занимались, какой был уровень учеников и как долго они у Вас занимались до этого)?
Виноват, видимо, недостаточно развернул тему, увлёкся описанием ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ деятельности. Я написал: индивидуальные занятия (каратэ) — именно этим я и занимался со «своими». Плюс к этому ОФП, Прикладуха и ПАРцовский Клуб.
Собственно, вот:
Увлёкся, поддался эмоциям и в результате допустил некорректность в изложении. Неудивительно, что Вы меня не поняли. Сорри! 😳
Знаете. Прочитав ваш пост. Я увидел создание группы ОФП, группы под условным названием «прикладуха для чайников», «бойцовского клуба». Но не увидел создания клуба каратэ или любого другого БИ. Человеку приходящему на ОФП нужно только ОФП, в «бойцовский клуб» — только выпустить пар. От учеников подобных групп нельза требовать большего.
Так и есть — не надо ничего от людей ждать.
Однако лично мне пока сложно распространить эту позицию на ТЕХ людей, которые вышли и сказали: «Смогу и Сделаю»! От таких людей волей-неволей ждёшь исполнения обещаний…
Ну так может не надо ничего от людей ждать? Мы же вот от погоды не ждем ничего особо. И как бы это сказать — не быть столь зависимым от поступков и выбора других людей … и столь категоричным … наверное же знаете, что больше всего хочется сделать то, что запрещено … нет конечно есть какие-то пределы, разумеется если я прийду на тренировку выпимши — меня из додзё выкинут в 5 сек, но если бы мне указывали пить или не пить в моей личной жизни я бы не поняла этого и потеряла бы к человеку часть уважения (глагол «пить» используется для примеру — на самом деле я практически не лопаю алкоголя вообще, как-то не торкает). Да тренер может и будет показывать свое отношение ко мне и моим поступкам … но категорических заявлений и требований делать не будет … за что пользуется моим большим уважением и доверием. Вот. Все. Ушла и больше не умничаю.
Да, получается так. Писал об этом выше:
Это — по молодости, это пройдёт.
Настораживает Вас, по всей видимости, максимализм и категоричность моих заявлений и описанных действий. Суть ощущения настороженности заключается в том, что описанные действия одинаково могут быть сделаны как с хорошими, так и с плохими целями. Плюс персонифицированный лидер — а это ОБЯЗАТЕЛЬНО должно настораживать. Напоминает фашистскую секту 😆
Своим ученикам я категорически запрещал вступать в драку или даже просто в перебранку. Требовал от них не красивых слов, а конкретных действий. Пытался научить их жить сообща, помогая друг другу и в больших делах, и в мелочах. Старался прежде всего научить их самостоятельно учиться — так, как умел сам. Ставил мораль выше удовольствия. Показывал пример упорства. Всё это действительно было.
Идея-то хорошая, воплощение подкачало…😳
Может быть то, что чего-то ждал … и даже не чего-то а благодарности?
Вот прочитал я ваш рассказ, уважаемый DC, и что-то меня в нём настораживает. Что-то заставляет думать, что во многом виноваты вы сами. А что — не могу понять…
Но если основываться только на том, что вы написали, в ученики я бы к вам не пошёл.
За цитату своевременную спасибо.
Мне-то за что??? 😕 Только ему:
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/cl…771&did=193 ❗
http://www.rustrana….le.php?nid=3403
http://www.japantoda…l/0407/07.shtml — вот эту книгу пока не видел, только в журналах читал отдельные главы.
Люди добровольно делающие что-то бесплатно, просто так, всегда вызывают у окружающего большинства спектр чувств от настороженности до агрессии. Потому что неясно на что он тогда живет (наверняка ворует или отправляет своих бойцов крышевать и долги выколачивать) и зачем ему это надо (наверняка хочет над нашими детишками поглумиться) и почему как все люди не сидит вечером перед телефизором с пивом (однозначно извращенец). И вообще он самый умный что ли, почему не живет как все, зачем выпендривается? Ведь более-не-менее стайные животные зачастую убивают особей по какой-то причине сильно от них отличающихся …
Чего же Вы ожидали? :))
Могу предложить ноу-хау — но Вам оно не подойдет — когда делаешь что то из ряда вон выходящее, что идет поперек всех канонов, и священных стереотипов очень удобно прикидываться дурачком, этакой «пачкой печенья» … [долго дышит на печать и ставит штампик «проверено»] :))
Позвольте, в таком случае, поделиться опытом и рассказать, как всё было реализовано у меня. Быть может, кому-то мысль понравится, а у кого-то будут интересные замечания.
Дело в том, что в моём случае всё не так просто. Я тогда переехал жить к (теперь уже) бывшей жене в район метро «Водный Стадион». Там я подключился к местной локальной компьютерной сети. Моя деятельность носила общественный характер, была наглядной, регулярно освещалась в этой локальной компьютерной сети на форумах. Я занимался в этой самой сети пропагандой занятий БИ, здорового образа жизни, развития интеллекта, конструктивного подхода к жизни. Параллельно с этим вёл альтернативный сетевой форум, создал ознакомительный ресурс, на котором наглядно освещалась вся моя деятельность. Индивидуальных учеников я взял из локально-сетевой общественности — по их просьбе. Они были всем хорошо известны, и имели уже сложившиеся (сложные) репутации. Я также активно участвовал в сетевой жизни, разводил некоторые конфликты, отстаивал свою позицию в полемике, пропагандировал лично, говорил с людьми и т.д. Я вёл свою «агитационно-просветительскую» работу не только с точки зрения тренера, но и с точки зрения врача.
* Удивительное наблюдение: думаю, что если бы я пропагандировал свальный грех или узаконенный канибаллизм, у меня было бы НАМНОГО больше сторонников и НАМНОГО меньше противников, чем в случае с пропагандой здорового образа жизни. Меня клеймили и сектантом, и бандитом-отморозком, и экстремистом фашистского толка, и «слишком умным» (моё любимое!) – и почему-то опасным, хотя я не то, что ни разу никого не ударил, а даже за грудки не подержал!
Я не брал денег за обучение — были только равные для всех сборы на аренду зала, учил только тех, кого сочту нужным. Для учеников я вёл индивидуальные занятия и группу каратэ. Группа формировалась с нулевого уровня, поэтому основной упор был не на технику, а на физподготовку и освоение динамических стереотипов. И, что особенно важно, на формирование понимания, что это такое — каратэ, и зачем оно нужно. Тренировки были весьма тяжёлыми физически. Тогда я входил в качестве инструктора и одного из основателей в клуб полноконтактного каратэ «Тессен».
Вместе с этим я создал и вёл бесплатную оздоровительно-ознакомительную группу, которая занималась на свежем воздухе в любую погоду. Там я давал простейшее физо (попрыгали, поотжимались, пресс покачали). Давал вводные навыки обращения с/против палки, ножа, нунчаку; учил кувыркаться, прыгать, простейшие броски, заломы, удары, блоки. Раз в неделю показывал что-нибудь «эдакое» (например, все лично мне известные варианты исполнения «ножниц» — канэ-басамэ) — и разучивали самый простой вариант. Разрешал приходить на занятия всем желающим, запрещал наблюдать (только участие), являться выпимши и курить. Группа «работала» в тёплое время года, прошло 2 сезона (2004 и 2005). Никогда ни у кого не было никаких травм, никто даже не простудился. По аналогии с глупыми сетевыми «поинтовками», на которых локально-сетевая молодёжь сосала пиво и активно деградировала, группа называлась «Альтерпоинт».
В холодное время года я создал «Гладиаторский Клуб». Было собрано всё мыслимое защитное снаряжение, арендован спортивный зал на каждое воскресенье. В фиксированное вечернее время любой желающий с любыми физическими данными и уровнем подготовки мог прийти и попробовать себя в спарринге по любой версии в любом защитном снаряжении или без него с любым партнёром. При этом чётко было налажено судейство, контроль и хронометраж схваток. Я, как врач, присутствовал всегда. Все бои снимались на цифровую видеокамеру, записи были всегда доступны. Делались короткие «рекламные» ролики. Таким образом, как «мои», так и все желающие (в основном, обычные ребята безо всякого опыта) могли попробовать себя в рукопашном бою без большого риска получить травму, на опыте понять, что это такое – БИ. На этой (наглядной) основе я всегда старался объяснять, что драка – дело серьёзное, что нельзя относиться к ней легкомысленно.
От своих учеников я ждал, что они будут примером для окружающих, поскольку мы все всегда были на виду. Поэтому и брал их строго на годовой срок – а дальше пусть сами решают. В результате никто ответственности не выдержал. Всё в конце-концов развалилось, осталась только память, которая со временем тоже исчезнет. Я уехал оттуда далеко, а скоро уеду ещё дальше. Осознав свою неготовность к инструкторской деятельности и реализации своей программы в стабильном виде, я снял свой чёрный пояс и пошёл в учение. Надеюсь, что сумею добиться кое-какого понимания, поскольку после того, как я снова начал учиться – я вновь почувствовал, что развиваюсь.
А мой бывший ученик… Во многом эта тема была создана для него. Он почитал, сейчас переваривает. Судя по ЛС`ам, процесс мыслеварения идёт с большим трудом.
Вот такие бывают в Первопрестольной дела и вот такие живут в Москве люди…
В любом случае вы проводите (проводили) с учеником меньше время, чем его друзья и родители. Вы просто не можете считать, что в состоянии направить подростка на путь истинный. Это уже из разряда мании величия. Вы можете постараться сделать всё что в ваших силах, но не более. Винить себя не следует и развивать в себе комплекс вины тем более. Свои мозги другим не вставишь и каждый ребёнок, становится взрослым и сам решает какой путь ему избрать. Возможно это и есть зрелость, когда человек начинает решать сам, а не подчиняться инструкциям старших. Кто то делает правильный выбор, кто то нет, но это их выбор. Увы но это так.
2 P.V.Vereschagin
Спасибо.
Может быть Ваша проблема в том, что Вы от них сильно чего-то ждете, что Вы их стараетесь изменить, перестроить и ожидаете ответных подвижек. Возможно стоит попробовать принимать их такими как они есть …. не ждать от них лучшего на что они способны. Это не значит что надо быть к ним равнодушным, нет … и не значит что надо к ним плохо относиться … но сделать так, чтобы они, их жизнь, их поступки не ранили Вас, защитить себя. Потому что по сути получается глупо — в данной ситуации Вы сами жертва, Вы сами страдаете больше всех — ибо они такие, какие есть и живут как могут. Они чего-то еще не поняли, не узнали, а возможно им это и не дано вообще — но они то этого не страдают. У них такой путь. А Вы получается беззащитны и ранимы, причем, ранимы ошибками других людей, ошибками, которые возможно им просто необходимо совершить, чтобы вырасти. Как необходимо ребенку раз в жизни обжечься, чтобы понять что огонь — это больно и опасно. Как-то это все мутно словами получается выражать 🙂
И в дополнение: ччерт как же это тяжело понимать, что от тебя чего то ждут, что на тебя рассчитывают и в тебя верят, отвественность придавливает, начинаешь зажиматься, стараешься, а выходит еще хуже, все валится из рук. Приходишь к мысли что полный кретин и тебе здесь нечего делать …
DC, мне тоже хочется вас поддержать, т.к. тоже учитель (совсем другая специфика — англ.яз и ПК, но, по-моему, суть одна). Многое от учеников все-таки зависит. Не стала бы я на Вашем месте брать полностью ответственность за их судьбу.
Истина не в устах говорящего, но в ушах слушающего. Не помню, кто это сказала, но так и есть: можно максимально стараться доносить до учеников то, что воспринять им было бы неплохо, но всегда есть возможность не так понять или просто не услышать.
… имеют уши, да не слышат, имеют глаза, да не видят…
Кстати, я пошла заниматься с целью «врезать хорошенько», как и многие, наверное, но как-то дошло (через несколько месяцев примерно), что есть способы поэффективней: что-то вроде «психологического» кузуши. Заодно сил меньше на ерунду тратится… Но словами не объяснить этого, только в процессе жизни приходишь к такому пониманию, только сам.
Удачи и всего Вам хорошего желаю!
Тут бы для себя определится, что доброе и как любить, а уж на роль Учителя претендовать… Это святым и гением надо одновременно быть. А такие звери лично мне не встречались.
ИМХО максимум, что можно — сообщить своё мнение (если есть желающие слушать) и надеятся, что оно не во вред пойдёт…
З.Ы. Возвращаясь к исходной теме — учить оружию тех, в морали кого не уверен допустимо для тренера но аморально для Учителя. Смягчать наказание за гнусности, совершённые учеником — аморально для Учителя. «Учитель», которого «кинул» ученик (по мнению учителя, не ученика) — это именно учитель в кавычках. Не тянет такой человек на Учителя.
А ведь золотые слова Св. Николая! Это то, что мне было нужно сегодня.
Даже отрицать не стану, что ЖДАЛ благодарности — поскольку учил бесплатно, лично и ответственно. Не стану отрицать, что был (одно время) ПЛОХИМ примером. Плюс молодость (в данном случае — это минус).
Очень приятно видеть, что я получаю поддержку, особенно от людей, с которыми спорил. Думаю, именно в таких условиях — условиях доброжелательности и взаимоподдержки можно плодотворно общаться и духовно расти. Пусть слова красивые, но они от души. Спасибо за поддержку!
Единственное чем Вы можете влиять на ученика — это личный пример и не какие душеспасительные беседы не помогут. Если ученик осознано пришёл именно к Вам учится он во всём будет стараться походить на Вас, особенно если занимается с малолетства.
Я пытаюсь личным примером. Но (ИМХО) получается плохо. 😕 Цитату можно? Она мне очень нравится. Из дневников Св. Николая Японского (основателя Русской православной миссии в Японии):«Не ждите, что вас встретят приветом, сразу оценят и признают. Вы будете унижены и огорчаемы, будете осмеяны и оклеветаны не раз. Но будьте глухи и слепы перед хулой. Пусть в вашем сердце живет лишь радость Господня. Вы — новые пахари. Колосья созреют. О плодах своего труда заботьтесь, но и пекитесь о том, чтобы в вас никогда не мелькнуло желание наград или похвалы за ваш труд. Когда вы творите доброе, когда вы любите, когда вы созерцаете красоту, когда вы чувствуете полноту жизни — Царство Божие уже коснулось вас«.
Как бы мне объяснить молодому дурачку, что умение драться — не главное, а вот умение жить — всё (включая и умение драться)?
Как бы мне дать ему понимание, что именно в закалке характера и в глубине понимания кроется мастерство, а не в количестве отжиманий и не в силе удара?
Как бы мне заставить его поверить, что не повзрослев, нельзя ничему научиться; что без ответственности за свои поступки просто нельзя их совершать?
Как бы растолковать ему, что один неправильный шаг удлиняет Путь на день, а несколько могут и вовсе с него увести?
Наверное, всё-таки примером. И не учить тех, кто к этому не готов. В лучшем случае заставлять их отжиматься — здоровее будут.
Из сугубо личного опыта — ученики всегда больше расстраивают, чем радуют. Они всегда совсем не такие, как мы их хотим видеть. Приходят не те, кто кажется нам нужен, и уходят те, кого очень хотели бы удержать. Процесс обучения — это постоянные взлеты и падения. Очень часто просто опускаются руки и хочется бросить все и всех, но за этим обычно следует новый подъем. По опыту общения — у многих тренеров и учителей та же ситуация.
Держитесь! Сосредоточтесь на тех, кто сейчас действительно учится у Вас.
Где-то мне попадалось, что Учитель несёт не только свою карму но и карму учеников… Очччень правильный подход. Не уверен — оставайся тренером!
Хотя остаются свои дети — им поневоле Учителем быть придётся…
Дело в том, что получилось двояко. Личных учеников у меня было два: 24 года и 19 лет. Остальные — просто группа, кто как.
Первый озлобился, не справившись с ответственностью. Он решил сам решать, чему и как я должен его учить. Когда мы вместе празновали Новый 2005 год, он, напившись, влез в драку с ни в чём не повинными людьми и получил серьёзные повреждения. Драку (мирно) я развёл сам. Плечо я ему вправлял сам дважды, лечил потом сам. Улаживал ртношения с несправедливо оскорблёнными людьми сам — силой своего авторитета. Остался виноват, причём за то, что не устроил кровавую бойню на Новый Год за его выпендрёж. Постепенно он меня начал подставлять, пока не кинул в конце-концов. Я его выгнал. Однако считается, что он — мой ученик, моя креатура; считается, что это я его всему научил. А я его плохому не учил никогда — за что он на меня и злился.
Второй — эпатаж и ветер в голове. Заставляешь — он делает. Говоришь по душам — красивые слова говорит. Потом обещает, кидает и долго извиняется. Выгонял его раз… 5, что ли. Сейчас, кажется, снова клинья подбивает. А смысл?
Группа разошлась по жизни. Понятное дело, что никто меня не забудет (Инквизитор, как-никак 😉 ), но и добро, что я пытался нести — явно не прижилось.
Вот был я или не был?
Зачем Вы хороните своего ученика? Если сегодня он такой, это еще не значит, что и завтра будет таким же. И, возможно, подняться ему поможет именно то, чему его учили Вы.:!:
Хотя, конечно, Вам тяжко, и никакие слова тут не помогут — только время… наверное 🙂
И еще, если уж сравнивать учеников с родными детьми, то важное качество хороших родителей — однажды отпустить детей от себя и позволить жить самостоятельно СВОЕЙ жизнью, разрешить им делать свои ошибки.
Не всё, что говорит учитель правильно, но надо уметь слушать и выделять для себя, полезное!
DC прав, часто учителя говорят или делают что-то, что может наложить немалый отпечаток на характер, взгляды, поступки и даже судьбу ученика. Дети всё впитывают как губка, неважно за 1,5 часа тренировки или целыми днями с ними заниматься. После окончания школа хотелось мне поступить учиться на инженера, учительница по физике сказала, что мне не стоит и соваться на эту специальность, у меня нет для этого способностей. Результат: три года безуспешных попыток поступить на гуманитарную специальность, затем пришлось учиться там где изначально хотелось, но уже заочно так как необходимо было уже самостоятельно себя обеспечивать и сейчас работаю инженером. Если бы она знала, какую пакость мне сделала. 👿
Каждый из нас сам делает свою жизнь. И никто не может это сделать за нас. Человек сам выбирает свой путь и то, какой жизнью он будет жить. Учитель не может прожить жизнь за него, он может лишь направить его на нужный путь, посоветовать, но если человек не готов воспринять это, то никакие усилия не помогут.
Скажите, вы считаете что «грехи» ваших учеников связаны с тем что они учились у вас или с тем, что они вас не услышали? Если первое, боюсь что это деействительно страшно для инструктора, если второе… А почему вы собственно считаеете что все вас должны были услышать и пойти за вами? Можеет кому-то ближе иной путь, а кто-то вообще не готов. Когда я вел группу (детскую), для меня первым было «не навреди». Я прекрасно понимал, что 3 треенировки в неделю по 1,5 часа совсем не то время, которое поможет оказать на них серьезное влияние. Если кто-то увлеечется, ну и слава богу. Нее понравится, и бог с ним. По крайней мере хоть какой-то навык но может у меня получит. Как говориться, я сделал что мог, кто может, пусть сделает лучше. Право слово, я не очень расстроился, что из прошлеедших за учебный год череез мой зал на второй год хотели прийти только 25%. Но вот если бы узнал, что кого-то занятия у меня подтолкнули к чему-то очень плохому, действительно очень сильно расстроился бы и пришел к выводу, что сам пошел не по той дороге.
А мне в таких делах, Будда пример! Он просто учил, вернее говорил то, как сам мир понимает и видит. И если ученик «созрел», то и он мог видеть мир глазами Татхагаты 🙂 . А если нет, то не дорос, в следующей жизни попытку повторит….
Каждому своё. Родился бамбуком, бамбуком и помрёш.
Кит. поговорка: » если тянуть ребёнка за волосы, выше он не станет. А вот лысым сделать можно». 🙂
А Вы хотите брать на себя отвественность не только за их скажем так «физические» успехи, но и за духовное совершенствование?
Это я не всмысле подколоть, а наоборот, практически с восхищением.