В боевых искусствах есть четкое деление на "тренеров" и "учителей". Тренер — это как бы технический руководитель, который ставит технику, решает вопросы подготовки к соревнованиям и т.п. Учитель — нечто бОльшее. Хороший учитель учит именно боевому искусству, а не способу удара ногой в голову (хотя и этому тоже).
В этой связи давно волнует вопрос: насколько образованным ДОЛЖЕН быть учитель? Допустимы ли ситуации, когда человек, позиционирующий себя как учитель, не знает родного языка, не умеет сформулировать ту или иную мысль и т.п.?
Прошу не "компьютерный этикет" не ссылаться. Грамотный человек НЕ МОЖЕТ ПИСАТЬ НЕГРАМОТНО. Равно неграмотный НЕ МОЖЕТ ПИСАТЬ ГРАМОТНО.
Так вот — может ли НЕГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК обучать других боевым искусствам?
Речь в опросе шла о грамотности, а не о специальном образовании.
Сокаку Такеда был безграмотным человеком, не умел писать читать, в детстве школу прогуливал. И был проф. сенсеем, обучал десятки тысяч человек, его ученики основали айкидо и хапкиндо.
Кто то из старых сенсеев карате тоже был не шибко грамотным, кажется..
Я думаю, грамотность и образование большинству сенсеям не повредят, но утверждать категорично, что малограмотный человек не может обучать боевым искусствам — тоже нельзя.
Слова мои. Только где здесь написано, что учитель должен обязательно побеждать ученика? 😯 Здесь написано, что если инструктор не знает на собственном опыте, что такое реально- опасное движение и чем оно отличается от условно- реального, он никогда не объяснит разницу ученику. Соответственно, правильной реакции у ученика не будет, сколько бы методичек инструктор ни читал. А если и будет, то не благодаря инструктору. Если инструктор делает технику с ошибками, то и ученик будет делать технику с теми- же самыми ошибками, сколько бы высше- спортивных образований у инструктора не было. 🙄
Образование у меня высшее- Ленинградский институт авиационного приборостроения.
А караван идет…
Товарищ Точка М напоминает правоверного интеллигента — ежели факты не соответствуют теории, тем хуже для фактов.
Вы, уважаемый, опрос затевали для получения информации или просто чтобы подтвердить свое сложившееся мнение?
Кстати, образование у меня университетское — для вас это, видимо, важно.
Ну а как же:
Или это не ваши слова?
Я, конечно, дико извиняюсь, а какое у вас формальное образование? Школа или ПТУ?
😆 Ну естессно, каждый должен отвечать за свои слова.. 😉
Так вот, уточняю (ИМХО) — до первого разряда, это физкультура, а работа по мастерам в большинстве видов спорта — травматична по определению (спорт высших достижений!)
Мое понимание травматичности спорта сложилось из собственных занятий и занятий моих друзей видами, с которыми очень близко знаком — каратэ, дзюдо, самбо, бокс, рукопашный бой, спортивная акробатика, спортивная гимнастика, спортивное скалолазание, альпинизм, спортивный водный туризм…
Теперь повторюсь — среди моих друзей много мастеров спорта по перечисленным видам, ….и практически все инвалиды по спорту (кто оформил, а кто нет) 😉
Так, что дерзайте…. ведь всем известно, что "каждый любит сам наступать на свои грабли" (с)
….Хотя, если бы я знал заранее о своих травмах….все равно, занимался бы 8)
Мне за свое образование не стыдно ( http://www.goshinkan…om/ARCrimea.htm )…, но вам еще сто раз повторю — МОЖЕТ !!!
И уточню — Может ли быть МАСТЕР боевых искусств быть неграмотным? МОЖЕТ !!!
Сам у таких часто учился…. 😉
Тем не менее согласен с Антоном Фарбом —
Поэтому в своей организации мы стремимся обучать народ не формально —
http://www.bujutsu-k…officialdoc.htm
http://www.bujutsu-k…g/UnLesgaft.htm
http://www.bujutsu-k….org/eufimb.htm
Я такого нигде не писал, если Вы сделали такой вывод -это Ваши личные проблемы. И, кстати, напрасно вы с Точкой М меня в неграмотные рядите, у меня-то все есть: и сертификаты, и диплом инструктора, выданный спорткомитетом, и ученики- призеры, и 17 лет инструкторского стажа. Я знаю о чем я говорю, а вот Вы, судя по этому:
весьма плаваете в вопросе, если не знаете для служат даже такие элементарные методические приемы. Кроме чтения чужих методичек и собственный опыт иметь неплохо бы! 😉
Это вы про себя? Весьма самокритично.
Все, нафиг мне рукопашка? Иду в айкидо или СК! Там все либо духовные, либо физику знают! (бОксерам, если их тренер не вспомнит доказательство теоремы Пифагора, вообще советую застрелиться — столько времени потраченного впустую!!! :())) ).
Молодой человек, вы бы сначала определились, кто и зачем БИ занимается, потом уже такие выводы делали! Если вы хотите научиться грамотности через БИ, что, на мой взгляд, немного странно, — лучше в институт пойдите, там с этим проще будет. Мне, например, нету дела до образования моего тренера (учителя), я к нему не за дипломами и грамотами пришел! Все что мне от него нужно — рабочая методика обучения, умение "увидеть" мои ошибки и сказать мне о них и методах их устранения и т.д. и т.п.
🙁 Ну а куда ж ему падать-то? Других вариантов нет…
🙁
Есть достаточно известная американская притча про цыпленка, который бегал и вопил,что небо скоро упадет на землю 😀
В традиционных стилях количество одновременно занимающихся редко превышало сотню человек. Речь о федерациях из тысяч школ и клубов тогда не шла. Шарлатанов, объявлявших себя великими мастерами, тогда не вывешивали на стену позора, а тихо (или громко) мочили в сортирах. Сортиры, кстати, в традиционных школах тоже были традиционные — деревянные, с выгребными ямами.
Не вижу предмета для спора — специфическое тренерское образование МАСТ ХЭВ. Другое дело, что на Востоке подход к образованию несколько иной, чем на Западе, но это тема для отдельного разговора.
Если бы… 🙁 Знаете, сколько таких тренеров сейчас на просторах нашей родины заставляют детей отжиматься на кулаках и делать цуки из киба-дачи? Все те, кто в 80-е недоучился по фотокопиям Хаберзетцера, в 90-е упустил волну, а сейчас основал Тотально-Реальную Систему Улично-Подворотного Боя На Глобальное Уничтожение…
в таком случае надо дать точное определение слову "грамотность" …
Толково-словообразовательный словарь:
ГРАМОТНОСТЬ ж.
1. Умение читать и писать.
2. Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.
3. Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области. // Образованность, просвещенность.
Те кто ответил да ориентировались на п.1 и п.2. значения данного слова, те кто ответил нет , ориентировались на п.3. значения данного слова, под областью подразумевая БИ.
Традиция "НА ЛЮБОЙ ВОПРОС ДАЮ ЛЮБОЙ ОТВЕТ" — плохая традиция. На пяти страницах этой темы уже дали массу "ответов" = и об обучении в спортивных ВУЗах, и о китайцах, не знающих русский язык.
А всё гораздо конкретнее.
Так вот — может ли НЕГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК обучать других боевым искусствам?
Вот ваши ответы:
Может ли малограмотный человек обучать боевым искусствам?
Нет 38% [ 16 ]
Да 54% [ 23 ]
Мне все равно 7% [ 3 ]
Вы подавляющим большинством проголосовали за то, что НЕГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОБУЧАТЬ ДРУГИХ БОЕВЫМ ИСКУССТВАМ.
К чему юлить дальше? Вы ТАКИМ ответом подписали смертный приговор СВОИМ боевым искусствам.
Давно пора бы уже…
Если для человека его жизнь есть постоянное совершенствование в боевом искусстве и в том, чему его самого учили "с младых ногтей", то он не может быть необразованным в боевом искусстве. В традиционных стилях (не суть важно китайских или японских) кто кому дипломы о тренерском образовании выдавал? Тренерское образование, подтверждённое бумажкой с печатью — это уже изобретение нашего времени и, как я сильно подозреваю, западных методов привнесённых в восточные.
А специфическое тренерское образование внутри школы очень даже замечательно приобреталось и неподготовленным в этом вопросе тренировать новичков просто не доверяли, не дурее нас люди были.
"Тренер, который слепо копирует собственного тренера" (главное, чтобы он ещё и не задумывался о смысле упражнений и методик, — этакий чурбан-автомат) — это Ваше изобретение, не забудьте запантентовать. 😉 Своего тренера пытаются копировать новички, потом идёт уже не копирование тренера, а следование принятой в школе методике (никто не утверждал, что она не может со временем изменяться с развитием школы и получением новых знаний).
Ну и кто кого куда посадит или воспитает в общем тоже примерно понятно… 8)
Не, вроде я понимаю что имею дело с людьми серьезными, отвечающими за свои слова,но все же не верится..Есть много знакомых спортсменов(со стажем 8-10 лет), никакой инвалидности у них нет. Сотрясения мозга периодически встречаются()причем,что интересно не у БИ-шников а у хоккеистов,лыжников и футболистов), но как правило не более одного.
Это если учитель хороший. 🙁
Ок, чтобы не толочь воду в ступе, я попробую сформулировать свою позицию максимально лаконично.
Тех навыков и опыта, которые приобретает человек в ходе своих тренировок в БИ, недостаточно для того, чтобы преподавать БИ другим людям. Для того, чтобы стать хорошим тренером, необходимы дополнительные навыки и знания, совершенно не нужные рядовому (не тренирующему) бойцу. Т.е. чтобы быть хорошим тренером нужно специфическое тренерское образование. Приобретает ли он его в ВУЗе или самостоятельно — личное дело каждого тренера.
Тренер, который просто слепо копирует собственного тренера (не задумываясь о смысле тех или иных упражнений и методик), не только никого достойного не воспитает, но еще и наверняка посадит здоровье своих учеников.
То есть вы вообще не верите в образование в БИ? Задача учителя — показать/передать/научить чему умеешь сам, а дальше ученик должен самостоятельно наступать на все грабли?
Вы, господин Необразованный, поскипали самое интересное. Вы действительно полагаете, что тренер по боксу должен быть в состоянии победить любого своего ученика, или это грош цена этому тренеру?
Стандартный набор стандартных решений дает справочник, а не образование.
Образование (любое: карате, рисование, биофак) формирует навык с помощью имеющейся методики.
И эта методика делится на стандартную часть и индивидуальную.
Стандартная часть (ката например или задчи по химии) работает совершенно независимо от учителя, а вот в индивидуальной нужен кто-то кто будет смотреть на ученика со стороны и адаптировать методику под его способности.
В БИ на мой взгляд стандартная часть методики достается в наследство, а индивидуальная зависит от чутья инструктора в большей степени чем от какого-либо формального образования или общечеловеческих качеств.
Я бы еще отдельно выделил — учить учить бить морду, без этого получается неполное образование 🙂
С моей точки зрения, чуток сложнее получается. Есть люди, полагающиеся на логику, и рассудочную часть сознания, есть те, кто полагается на интуицию. В ряде случаев, интуитивная оценка оказывается полнее, а в ряде случаев — менее точной.
Человек с большим практическим опытом, может интуитивно оценить, что хорошо, а что плохо, не всякий хороший боец сможет красивыми словами объяснить — почему и как вот здесь можно хорошо попасть в голову, но сможет попасть и указать на этот факт.
С другой стороны, есть люди, которые смогут раскидать это логически.
Для первого способа образование не нужно вообще, человек с достаточным опытом, включая и опыт преподавания — будет давать ученику знания интуитивно.
Я предпочитаю оба способа, истина как всегда где-то между 😆 Если есть очевидный, простой и точный способ, решающий проблему — почему не воспользоваться? Если есть рядом человек, наступивший на грабли, летящие вам в лицо 20 раз и готовый помочь уклониться — почему не воспользоваться?
Образование, в идеале (когда учат как раз подготовленные люди) — дает стандартный набор стандартных решений. Опять же, никто не говорит о том, что получено оно может быть только в вузе. Опыт — практику применения таковых. Зачем отбрасывать что-то что может приносить результат?
🙂 Данные подтверждаю…. 😉
Я свою позицию уже высказывал….но все же давайте "мухи отдельно, а котлеты отдельно"(с)
😆 😆 Да, ирония тут уместна, но делу не поможет….
ИМХО
1. Тренировать свои навыки в основной дисциплине БИ и вспомогательных… (это для себя!)
2. Получить формальное образование физвоза и т.п. (это для того, чтобы меньше вопросов тебе разные органы задавали…, т.е. тоже для себя!
3. Получая формальное образование — реально заняться самообразованием и литобзором, для понимания современного положения вопроса в теории и практике всего, что рядом с БИ (опять для себя!)
4. Помогать своему наставнику на тренировках, работая с каждым участником и тренировать самому… — для лучшего понимания того, что сам изучаешь…. (опять для себя любимого 😉 )
5. Все вышеперечисленное делать искренне (для себя), тогда окружающие вам поверят…,а "мухи от котлет" сами отвалят 😆
А если по сути опроса,
то встречал настоящих УЧИТЕЛЕЙ, причем как образованных, так и необразованных, но это их СУДЬБА и ПРАВО жить собственной жизнью (из классики — всем известный пример — 6-й патриарх Хуэйнэн).
….а вообще, не стоит забывать, что сейчас 3-е тысячелетие на дворе…:wink:
С уважением ко всем 😀
От спортсменов.
Откуда такие данные?
Ну тогда ладно, пусть все желающие образовываются, другие желающие преподают, а третьи совмещают и то и другое… 😉
Мой первый начальник по работе, совершенно не имеющий отношения к боевым искусствам, всегда смеялся над термином "заочное обучение", я сразу не понимал — чего это он? 🙄
Александр, доводы тут бесполезны. На эту фразу всегда будут кидаться, как на красную тряпку ибо следствие: чтобы преподавать- надо уметь. Преподавать- то хочется, а с умением беда…вот и доказываем, что главное не умение и опыт, а образование, справка, диплом, будо- паспорт…- ну что у кого есть- подставить нужное. 😆
Нет, не следовательно. И не будет хороший ученик всегда уступать хорошему учителю. Соответственно и вырождаться ничего не будет.
Если учитель указывает на необходимые, правильные ощущения в конкретных действиях, то дальше уже ничего не мешает ученику эти ощущения развивать и может быть добавлять к ним что-то своё.
А вот если ученик не будет знать что необходимо чувствовать во время исполнения правильных технических действий наиболее эффективным образом, то текст и картинки из учебников, да и видеозаписи ему мало чем помогут. Т.к. увидеть человек может в первую очередь уже знакомые и хоть как-то известные ему вещи, остальное так и останется "филькиной грамотой". Всё же не надо полностью объединять спорт и боевые искусства.
Да и в спорте, например в лыжном, когда появился коньковый ход и Гунде Сван выигрывал всё подряд, анализ его видеозаписей далеко не сразу привёл к появлению достойных соперников. Потом они появились, но я тогда внимательно просматривал манеры бега сильнейших лыжников Мира. Все они довольно сильно друг от друга отличались. Мне их просматривание мало в чём помогло, так или иначе приходилось вырабатывать свою манеру.
По этому поводу не зря существует поговорка: "Сколько мастеров — столько стилей" 😉 .
Ну, не все так однозначно. Научить — тому, что умеешь. В том числе — учиться. А остальному — научится сам.
То-то я и смотрю, что 90 процентов спортсменов в 25 лет уже инвалиды от профессии. 😥 Видать от большой образованности тренеров, от чего же еще… 🙄
Читать научитесь, господин Образованый 👿 Я написал "научить". НаучитьСЯ можно и превзойти учителя можно. Разница понятна? Утверждение мое верно, а Ваша логика- нет.
P.S. Да, а учить бить морду, не умея бить морду, это что-то из серии секса по телефону- имеет успех в среде тех, кто настоящего секса и не нюхал.
При помощи специальных методик и упражнений, известных любому квалифицированному тренеру. Только не передать — развить.
Вы вообще о чем? О боевых искусствах или об эзотерическом опыте?
Скажите на милость, а чем боевые искусства в своем практическом аспекте (т.е. мордобое) отличаются от легкой атлетики? Или тренер по прыжкам с шестом тоже должен "вызывать у учеников нужное ощущение полета"? Или лучше он будет разбираться в системе правильного питания, методике построения тренировочного процесса, спортивной медицине и т.д.?
В БИ можно научить только тому, что умеешь сам!
А вы понимаете, что это значит? При такой системе обучения ученик всегда будет уступать учителю. Следовательно, с каждым поколением учеников БИ будут вырождаться и деградировать.
Т.к. этого не происходит, ваше утверждение неверно. Хороший учитель всегда хочет, чтобы ученик его превзошел. Более того, учитель изначально может уступать ученику в физических характеристиках — в силу возраста, например, или врожденной одаренности ученика.
Посмотрите как-нибудь на тренеров по боксу — тех самых, что стульчик боксеру ставят и кричат на ухо в перерывах между раундами. Да кто из них выдержит хоть раунд против своего ученика?
Или вы думаете, что тренер Мохамеда Али двигался быстрее него? Или бил сильнее? Тренеру это не нужно. У него другая задача: учить, развивать способности ученика, ковать бойца, даже если сам он, тренер, как боец ничего особенного никогда не представлял (это, кстати, закономерность — великие бойцы, как правило, никого достойного не воспитали, зато из средних бойцов выходят великолепные тренера). А знаете, почему?
Учить бить морду и бить морду — это разные виды деятельности, каждый из которых требует специфического образования.
Учителями, как правило, не называютСЯ, а называЮТ. 😀 А по образованию, это как-то все больше педагоги. 🙂 И жалеть тут нечего: в отличии от многих, я своим результатом в БИ вполне доволен. Знаю чего мне надо, знаю у кого научиться и знаю как достичь. Чего и Вам желаю! 😉
Ведь если скажу, что модератор чушь написал — обидится, заблокирует. Ну да ладно — ЧУШЬ ЭТО, УВАЖАЕМЫЙ!
Не бывает в природе врачей с тремя классами образования. Даже ветеринаров. Бред это.
Не бывает учителей русского языка, не владеющих методикой преподавания. И не от бабки данной, а научно созданной и научно проверенной.
НЕ БЫВАЕТ.
Засим откланиваюсь. Для меня дальнейшее обсуждение этой темы уже не интересно. "В России каждая кухарка может управлять государством". Так перевирали фразу Ленина. На самом деле покойный Ильич написал, что "каждую кухарку МОЖНО НАУЧИТЬ управлять государством". А это — ОБРАЗОВАНИЕ. Слышали о таком слове? Оно и для врача пригодится, и для кухарки, и уж тем более ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Жаль ваших учеников. Жаль ваши боевые искусства.
ШИРОКО шагать- штаны порвешь! (Народная мудрость)
Я безо всякого страха лягу под нож к врачу с тремя классами образования, но имеющему за спиной десятки успешных операций, а вот "специалиста" с тремя медицинскими дипломами, который, как держать скальпель знает только из чужой методички, пошлю подальше. С бОльшим удовольствием отдам ребенка учиться русскому языку, русскому человеку со средним образованием, чем немцу- филологу, закончившему русское отделение университета. Когда мне понадобится юрист, то я буду интересоваться исключительно тем сколько дел он выиграл и сколько проиграл, а никак не тем, что он заканчивал.
А в БИ еще и проще: бьют по морде, а не по образованию. 🙂 С дипломами, данами и саунами при зале- их много таперича, одна беда- поучиться не у кого 😀 🙂
естественно, что-то теряется. это неизбежно. но во-первых эти потери не так фатальны: человек обычно знает больше, чем умеет применить. и если инструктор каким-то аспектом особо не овладел — это не значит, что он не сможет научить этому ученика, которому это нужно. во-вторых, что-то и находится. мастер вносит в школу собственные находки, обогащающие систему. это нормально. БИ эволюционирует, обогащаясь личным опытом мастеров. конечно, если бояться отступить хоть на шаг от переданного УЧИТЕЛЕМ, система рано или поздно загнется. к счастью, не все учителя запрещают ученикам самостоятельно мыслить.
А вот это — полная херня. Передаётся сущность учения, а не форма движений, — как поставить ногу, где вытянуть руку, как её согнуть и т.д.
Впрочем, если умерли, то мир им и покой, может меньше станет "великих многоданов", которые кроме этого ничего и не имеют. 😉
Не могут они (если следовать вашей логике) быть живы. Любая передача "из уст в уста" всегда ущербна. Всегда теряются какие-то мелочи, пустяки, но постепенно в результате теряется все больше и больше.
Так что — или боевые искусства развиваются (а это могут только ШИРОКО образованные учителя), или оно уже давно умерло. Другого не дано.
Ошибаетесь- живы. Но хороший мастер, как был так и остался- на вес золота. 🙄
Значит, боевые искусства уже умерли…………. давно…………….
А как при помощи высшего образования передать поставленный удар?! 😯 Или быструю реакцию? 😀 Единственный способ передать знания в БИ, это, каким либо способом вызвать у человека нужное ощущение и указать ему на то, что это оно, то самое- что нужно, и есть. А для того, чтобы передать ощущение, его надо иметь 😉 И тут количество прочитанных чужих методичек никакого значения не имеет, так же не имеет значения 5 баллов по физиологии, полученные в институте. Единственное, что имеет значение- это личные умения и опыт. Если умения и опыт есть, высшее образование может и пособить, а может и нет- от таланта зависит 😉 А если опыта нет -ЛИЧНОГО 🙄 …хоть там десять будо- паспортов с 25 данами и с тремя высшими образованиями в придачу. 🙂
В БИ можно научить только тому, что умеешь сам!
P.S. А растяжка …оно что, неотъемлемая часть БИ? 🙂 Я знаю мастеров, которые в жизни ногу выше колена не поднимали. 🙄 😉
Народ, для того, чтобы ответить на вопрос, нужно сначала определится, что такое образование. Не стану умничать здесь своими суждениями, но без этого четкий ответ получить не удастся.
Мудрецы города Лапута, прежде чем начать спор, доставали предмет спора из мешка и ложили на стол, а иные споры были не шарман.
Почти в тему:
два дня назад тренер Strider’a, в профессионализме и умениях которого еще кажется никому не приходило в голову сомневаться, совершенно потрясающий человек и один из лучших инструкторов, что мне приходилось встречать (ну я правда не так их прямо много видела) рассказывал Hyppi чего нет в их секции, так вот в том числе он перечислил отсутствие каких-либо записей, программ и методик в бумажном или электронном виде. "Считается, что должна быть прямая передача" как было сказано.
Не посоветую. Это Вам в библиотеку РГУФКа надо обратиться. 🙄
Я больше привык работать с той методикой, которую японцы к нам "завезли".
А хорошей литературы действительно очень мало. Кроме того, чтобы найти что-то стоящее, нужно перелопатить практически все статьи, выходившие в журналах, посвящённых боевым искусствам, т.к. издавать отдельную книгу стало гораздо сложнее.
Важна не форма обучения, а сам факт обучения 😀 На инструктора надо учиться — что и требовалось доказать. Как учиться — это другой вопрос.
Если мне в руки попадет книжка (любая) по БИ, я как минимум ее открою и пролистаю. Если что-то заинтересует — прочитаю. Я, конечно, не маньяк, который торчит днями у книжных прилавков, листая все подряд, но вот с инета качаю многое.
Проблема в том, что методической литературы по БИ — кот наплакал. Про историю стилей, про приемы, про ки или ци — гигабайты информации, а про методы проведения тренировки — только старые советские книги по боксу и самбо.
Может вы посоветуете хорошее методическое пособие по БИ, изданное после 1991 года? Для тренера, а не для "диванного мастера"…
Не только. 😉 И даже не столько в "библиотеке/вузе/интернете", сколько всё в том же спортзале или в других условиях при личном обучении, а не заочном.
Вы говорите:
"Талантливый учитель никогда не упустит шанс полистать методичку другого учителя".
Этих методичек сейчас тысячи, а может и больше. Скажите честно (хотя бы для себя), Вы их все читаете?
Кто ж говорит — пренебречь? Выслушать, учесть, адаптировать для себя 🙂
Категорически не согласен. Тысячи лет практики БИ, сотни книг и пособий — и до всего идти своим умом? Зачем изобретать велосипед? Опыт ведь и негативный бывает, а в БИ негативный опыт чреват летальным исходом или инвалидным креслом.
Учиться надо в первую очередь на чужом опыте. "Умный учится на чужих ошибках, дурак — на своих, следовательно, умный учится на дураках" 😀
А это без разницы — образование формальное или неформальное. Главное, что специальные знания инструктору необходимы. Так же как бойцу необходимы бойцовские навыки, инструктору — инструкторские. И если первые можно приобрести в зале/подворотне, то вторые — увы, только в библиотеке/вузе/интернете.
Имхо, талантливый учитель сам всю жизнь учится. Неважно, что он изучает — анатомию или философию, в вузе или дома по книжкам — но он учится, т.е. перенимает чужой опыт, чтобы легче было передать ученикам свой опыт.
Речь ведь не о том, что образование важнее таланта. Речь о том, что талант без образования не развивается. Талант — это 10% вдохновения, 90% потения (пыхтения, корпения на книжками и т.д.)
Талантливый учитель никогда не упустит шанс полистать методичку другого учителя — а вдруг там что-то, чего он не знает?
А если человек считает, что знает все — ну какой он учитель… дурак он. 😀
человек с опытом драк действительно может дать многое в плане тактики и стратегии. а еще психологии. и пренебречь опытом практика достаточно глупо. он может быть сколь угодно коряв и пр. — но его тактика работает.
и думаю, многие профессиональные иеструктора, особенно прикладники, учат прежде всег она основе своего опыта. касательно растяжки и пр. — Антон, вы правы. это требует специальных знаний. но, кстати, получают их не только в вузе, но и от инструктора, и из книг.
а комплекция, например, у меня и моих основных учителей совсем разная. и намного больше, и намного меньше. учат ведь, и хорошо учат.
Антон — вы путаете две разных вещи — способность быть учителем и образование -грамотоность. Первое дается от природы как и многое другое в этой жизни. Второе помогает первому, но не более того. Т.е. талантливый учитель без специального образования научит гораздо лучше чем человек без способностей к преподаванию но с хорошим образованием.
И это справедливо не только в БИ.
[quote=Антон Фарб] Q.E.D.
Получаете предупреждение на невежливое поведение от модератора.[/quote]
Это ваш единственный аргумент? Тогда до свидания, ранимый вы наш…[/quote]
Да нет, не единственный. И не аргумент это вовсе был. И аргументов по сути я привел не мало. Данное замечание я вынес уже не по поводу спора, а как модератор, по форме изложения. 👿
Но то что спор стоит прекратить, я согласен. Не в коня корм. Особенно когда человек спрашивает.
[quote] Позвольте поинтересоваться — как передать "из души в душу" растяжку, поставленный удар, быструю реакцию? [/quote]
Так ведь у тренера что-то за душой что-то должно быть, а ученика то куда принимать наличиствовало, и все получится. 😉
[quote]Что же, Антон, если Вы считаете что научить Вас чему-то может только человек вашего роста и комплекции, с высшим образованием и в совершенстве владеющий Вашим языком и только в специально оборудованном зале, такого и ищите. [/quote]
Вы же сами написали:
[quote]Любой человек с практикой реальных драк вам столько о тактике и стратегии расскажет, только успевай записывать. Хотя, конечно, без ссылок на Сунь-дзы. [/quote]
Разжевываю: человек, который изучал тактику на собственном опыте, передать сможет только собственный опыт. Чтобы подобрать тактику для человека другой комплекции-опыта-физических данных, придется читать Сунь-цзы, т.е. заниматься самообразованием.
Q.E.D.
Получаете предупреждение на невежливое поведение от модератора.[/quote]
Это ваш единственный аргумент? Тогда до свидания, ранимый вы наш…
Что же, Антон, если Вы считаете что научить Вас чему-то может только человек вашего роста и комплекции, с высшим образованием и в совершенстве владеющий Вашим языком и только в специально оборудованном зале, такого и ищите. Мой опыт и опыт тех у кого я занимаюссь говорит совершенно об обратном. Впрочем, Вы хотите получить, а вернее не получить свой. Успехов. 😉
Да, для справки. Казацкие части долгое время считались в русской армии одними из наиболее боеспособных, при том обучение там в первую голову строилось именно на семейных традициях. Хотя Вы опять же можете не поверить, т.к. многие казаки ивпрямь были неграмотные.
Получаете предупреждение на невежливое поведение от модератора.
Ну-ну. Из души в душу. У одного моего ученика проблемы с растяжкой. Ему нужны специальные упражнения для разработки тазобедренного сустава. У другого — размазанные удары руками, с ним надо работать на лапах. А третьего медленная реакция — опять-таки нужны специальные упражнения.
Позвольте поинтересоваться — как передать "из души в душу" растяжку, поставленный удар, быструю реакцию?