Выставка "Самураи: сокровища воинской знати Японии" в Кремле

Был сегодня на выставке "Самураи: сокровища воинской знати Японии" в Кремле. Экспозиция хоть и небольшая, но очень интересная.

Меня заинтересовало, что практически на всех представленных клинках (XI — XVIII вв.) совершенно не заметен традиционный волнистый рисунок, характерный для многослойной стали (думаю, что все мечи на выставке, учитывая их уникальность, должны быть сделаны по традиционной технологии).

Почему так: очень хорошая полировка, возраст, что-то еще? Какие будут мнения?

Комментарии 18

  • Эх! Не попал я на эту выставку. Не случилось 😆

  • Если не ковкой — то разве что фрезой.. Кстати, фрезой тоже проще "сплошной" :huh:

  • ну проще по-моему японцев как раз мало парило, там много разных долов, в том числе частичные, полуторные, двойные … если интересно — могу отсканить и выложить. Но у меня сложилось впечатление, что дол делался не ковкой … хотя может быть я не права

  • С точки зрения ковки "сплошной" дол проще сделать — сильно подозреваю, что именно в этом и фича.

  • У Баженова в книжке есть перечисление типов долов, если мне не изменяет память там есть и такие, которые заходят на хвостовик, а есть и такие, что до хвостовика не доходят, иногда преизрядно.

  • На что обратил внимание- несколько мечей носят следы укорочения. Хвостовик имеет элементы клинка(часть дола,полный дол). Особенно показательно вакидзаси.

    Дол на хвостовике — это не обязательно результат укорачивания. Дол вполне могли делать во всю длину клинка. На мечах, которые предлагают на Носюиайдо (www.swordstore.com) дол, уходящий на хвостовик, вообще, называется "синкэн-хи". Типа, на настоящих мечах так и было. Ну и терминология разных вариантов длины долов не дает оснований считать, что их не делали на хвостовике специально.

  • Многие мечи действительно укорачивали. Некоторые Танто вообще сделаны из обломков мечей.
    Крючок же нужен, чтобы ножны не выходили изза пояса (плотнее сидит при выхватывании меча).

  • Тоже посетил эту выставку. На что обратил внимание- несколько мечей носят следы укорочения. Хвостовик имеет элементы клинка(часть дола,полный дол). Особенно показательно вакидзаси. Возник вопрос-один из мечей в полной оправе(рукоятка цуба ножны) на ножнах ближе к середине имеется крючок. Он для чего?

  • А вот в чайниках не силён… :blink:

  • Twin, я выбрала короткий путь — спросила у людей заинтересованных, а с Яндексом и дурак найдет. Только у истинного джентльмена хватит такта объяснить даме-дилетанту что такое "дзингаса". Дмитрию огромное человеческое спасибо:D

    Еще бы о чайничках узнать чего-нибудь 😀 🙂 😀

  • ну есть же Яндекс, есть книжка Носова "Вооружение самураев", Википедия в конце концов …

    А ещё есть моя ссылко. 😀
    "Дзингаса (самурайские шляпы) в основном использовались с середины до позднего периода Эдо — с 1700 по 1860. Слово каса означает шляпа и дзин — военная." http://www.sengoku.ru/archive/library/matc…mour/222003.htm
    Кабуто — шлем. Асигару — самурай эконом-класса. 🙂

    Это сообщение было изменено Dmitrij: (02 Июль 2008 — 13:44)

  • Нет ну так не интересно, ну есть же Яндекс, есть книжка Носова "Вооружение самураев", Википедия в конце концов … 😀

  • Спасибо за ответы. Но у меня возникли наводящие вопросы опять: что такое "сасимоно", "кабуто", "дзингаса", "асигару"? Единственное, в чем я уверена, так это в значениии слова "рис":D

  • Трубочка почти наверняка для сасимоно.

    Угу. Он не настолько большой, чтоб с ним сдувало. 😉

    Шлем бумажный наверное чтобы голову не пекло — хороший кабуто это для богатых или очень богатых самураев, а остальным — на что риса хватит

    Нет, это скорее "парадка" мирного времени, эпохи Эдо. Дзингаса для асигару хоть и примитивная, но железная. Её вроде могли и как котёл использовать. 😉

    З.Ы. Заодно пропиарю братьев-реконструкторов: http://sengoku.ru/ 😀 По вопросам "а как оно было на самом деле" в эпоху гражданских войн — можно туда.

  • Трубочка почти наверняка для сасимоно.
    Шлем бумажный наверное чтобы голову не пекло — хороший кабуто это для богатых или очень богатых самураев, а остальным — на что риса хватит 😉

  • Уважаемые участники, я посетила эту выставку тоже. У меня возникла пара-тройка вопросов и я у вас прошу разъяснений. Зараннее спасибо. Первый вопрос: для чего на доспехах со стороны спины предназначается трубочка типа ножен? Я предположила, что для флага, но сомневаюсь, ведь это так неудобно и тянет корпус назад при сильном ветре. Второй вопрос: каково предназначение маленького симпатичного чайничка в туалетном наборе? Явно не для чая. В аннотации пояснений нет. Третий вопрос о шлеме в виде раковины. Там написано, что он из бумаги на металлическом каркасе, как я поняла. Та вот, каковы функции бумажного шлема?

  • Да, на некоторых из представленных мечей хамон тоже очень слабо выражен. На тех, что поновее (XVIII в.) — заметнее.

  • Когда много полируют, то рисунок становится незаметней. А те мечи я так понимаю очень старые.

    Кстати на моем Вакидзаси на клинке 17 века вааще не видно хамон (меч явно много раз точили и полировали).