В боевых искусствах есть четкое деление на "тренеров" и "учителей". Тренер — это как бы технический руководитель, который ставит технику, решает вопросы подготовки к соревнованиям и т.п. Учитель — нечто бОльшее. Хороший учитель учит именно боевому искусству, а не способу удара ногой в голову (хотя и этому тоже).
В этой связи давно волнует вопрос: насколько образованным ДОЛЖЕН быть учитель? Допустимы ли ситуации, когда человек, позиционирующий себя как учитель, не знает родного языка, не умеет сформулировать ту или иную мысль и т.п.?
Прошу не "компьютерный этикет" не ссылаться. Грамотный человек НЕ МОЖЕТ ПИСАТЬ НЕГРАМОТНО. Равно неграмотный НЕ МОЖЕТ ПИСАТЬ ГРАМОТНО.
Так вот — может ли НЕГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК обучать других боевым искусствам?
Да бросьте, народ…."обобщение — мать учения"(с) 😆
…Самурай — в современном смысле это чел, который служит,
ну вот , поэтому если служить с честью (отчизне, обществу, семье…) то глава 2 и глава последняя — как раз руководство к действию… 😉
Ну а стыдиться образованием….не понял :shock:, новая форма экзистенции что ли?
ИМХО конечно, но считаю любое образование — инструментом, не более того… 😀
Не, не, в губернаторы не надо. А то придётся и хоть какое-то уже имеющееся образование срочно вытравить и забыть, а всё ж таки жалко… 😀
Этоо верно. Но давайте все же не путать установки для самурая, т.е. члена оопределенного сословия которое управляет государством и из которого формируется правящая элита и требоования человека, который простоо хочет научиться драться. Две большие разницы, готоовишься ты отбиться от гопоты в подьезде ли, на дороге ли, или метишь в губернаторы проовинции. 😉
Недавно перелистывал "Кодекс самурая" (современный перевод "Бусидо Сёсинсю" Тайра Сигэсукэ), вот некоторые выдержки —
…может и не очень по теме, но задуматься стоит… 😉
Бокс тут ни при чём. Такого чувства не должно возникать вообще ни в одном деле. Осознавать своё умение и понимать в чём ты уже "мастер", а в чём пока что "не тянешь" тоже необходимо, чтобы не появился "синдром вечного ученика", но так же необходимо и представлять то, что учиться можно всегда, даже в том, что уже хорошо известно и отработано.
P.S. А людей, которые ведут себя именно так, как будто они уже всё знают и никто их ничему уже научить не может, не так уж и мало. Мне встречались. 😉
"я уже всё знаю и умею"
Это чувство в каратэ мне никогда не придет. Я вообще не понимаю как можно так думать о своих навыках в каратэ. Я понимаю бокс, но в каратэ… 😯
Здесь, по-моему, есть что-то по делу, а остальное уже не один раз пережёвывалось. 😉
Не переживайте так сильно по поводу Вашей отвратительной техники, это правильный процесс. Дальше Вы будете видеть у себя ещё больше ошибок, но не надо считать, что это только Вы один такой. Через этот этап проходили практически все. Всегда есть чему учиться и что исправлять. Главное научиться свои пробелы видеть и с ними бороться, чувства обречённости не должно возникать. Собственно, оно со временем само проходит, важно чтобы на смену ему не пришло чувство "я уже всё знаю и умею". 8)
Хм, есть одна фраза которая мне в принципе нравится — любой учитель должен мочь научить на "тройку" — остальное — дело исключительно ученика )
имхо — правда )
Ребят, обращаюсь к новичкам. У хороших учителей могут быть плохие ученики, а у плохих учителей хорошие ученики. Все зависит от вас. И приходя в зал запоминайте концетрируйте максимум внимания когда вам обьесняют азы каратэ, технику. Тогда я прослушал некоторые основы и сейчас вот где то час назад записал все мои удары на камеру. В резултате увидел: МОИ ДВИЖЕНИЯ ОТВРАТИТЕЛЬНЫ! кошмар! И это за 5,5 месяцов беспропускных тренировок! Господи! Сейчас вот до сих пор убиваюсь. Со стороны я же себя не видел.
Так что все зависит от вас.
А раньше не было особо хитромудрых методик. Скорее практика. И самостоятельная работа. Потому как никто разжевывать смысл и близко не собирался.
Как пример: учеба и институте и в аспирантуре. В институте студенту и лекции читают и учебники по курсу дают и конспект лекций электронный и еще упрашивают, чтобы хоть что-то сделал. В аспирантуре все гораздо проще. Руководитель задает направление, а аспирант начинает втуда копать. Никаких лекций, литература только приблизительно. Все сам. Некоторые даже сами испытательные стенды делали под свою работу. А не напишешь за 3-4 года — к тебе теряют интерес, потому что долго очень. Разница где-то такая же.
2 Vano Мои слова не претендуют на квинтэссенцию чистой истинны. Я здесь для поднятия своего собственного уровня знаний. 😆 Я просто высказал своё личное мнение. Насчёт 3 пункта, так я и не имел ввиду, что сенсей должен бегать за учеником. Извиняюсь если сейчас приду к теме которая кажется уже поднималась на этом форуме. Почему великие спортсмены довольно таки часто не могут стать тренерами? и наоборот люди которые не достигали больших высот в спорте становятся толковыми тренерами? Как мне кажется у великих спортсменов часто очень много получается от природы (я ни в коем случае не занижаю достижений спортсменов) просто хочу сказать, что один тренер просто показывает как делать какой либо приём, а другой может с лёгкостью объяснить его ученикам.
Будете относиться как к врагу — учиться не будете у такого человека. Будете относиться как "Эй, ты! Стой там, иди сюда" — не будете учиться после первой тренировки.
Учитель — не доктор, а додзе — не больница. Учитель должен знать разве что оказание первой помощи. Самый "железный" ответ я слышал для травм: "Вы травмированы? Не тренируйтесь. Сделайте перерыв"
А он и не должен никого учить. Хотите — учитесь у него. Не хотите — не учитесь. С соской никто бегать не будет. Самый максимум за который кланяться надо и очень почтительно — показ человеку того места где есть у него лажа. В этом собственно разница между "меня учат" и "я учусь".
2 Vano Запас знаний по обучению БИ. Тренер как мне кажется должен уметь: 1)Находить общий язык с учениками (например у нас на тренировке мы относимся к тренеру как к другу, что позволяет нам свободно с ним общаться), для этого сенсей должен быть в какой то степени психологом. 2)посоветовать что делать при какой либо травме ( тут снова же минимальный запас медицинских знаний + личный опыт)
3)не просто показать, а научить для этого нужно быть, хоть не много, педагогом.
Запас знаний в чем?
Я считаю что уровень грамотности тренера бесспорно влияет на сам процесс тренировок и отношение к нему. Не думаю что тренер обязан иметь учёную степень и несколько высших образований, но всё таки согласитесь приятно когда человек грамотно разговаривает и чётко объясняет, может аргументировать свои слова примерами из литературы и личного опыта, вместо того чтоб просто сказать: «Эээ, ну кароче так повторяйте за мной, ну вот так примерно ммм…. ну типа просто посмотрите и делайте как и я» 😀 Одно дело просто самому правильно выполнять какой либо приём, и совсем другое объяснить и научить другого — для этого уже нужно иметь определённый запас знаний и талант.
Наломали копий из за образования 😀 для меня неважно сколько у моего сенсея дипломов (могу сказать у меня больше) но в области би он намного образованей меня. 😀 Конечно я не буду (наверняка.. хотя) заниматься у косноязычного " Ты типа эта и тд " У меня была подобная тема " начитаность тренера илили сенсея" Непомню точно как назвал,несмог сейчас найти как раз на подобное почти отвечали более конструктивно 🙂
Речь в опросе шла о грамотности, а не о специальном образовании.
Сокаку Такеда был безграмотным человеком, не умел писать читать, в детстве школу прогуливал. И был проф. сенсеем, обучал десятки тысяч человек, его ученики основали айкидо и хапкиндо.
Кто то из старых сенсеев карате тоже был не шибко грамотным, кажется..
Я думаю, грамотность и образование большинству сенсеям не повредят, но утверждать категорично, что малограмотный человек не может обучать боевым искусствам — тоже нельзя.
Слова мои. Только где здесь написано, что учитель должен обязательно побеждать ученика? 😯 Здесь написано, что если инструктор не знает на собственном опыте, что такое реально- опасное движение и чем оно отличается от условно- реального, он никогда не объяснит разницу ученику. Соответственно, правильной реакции у ученика не будет, сколько бы методичек инструктор ни читал. А если и будет, то не благодаря инструктору. Если инструктор делает технику с ошибками, то и ученик будет делать технику с теми- же самыми ошибками, сколько бы высше- спортивных образований у инструктора не было. 🙄
Образование у меня высшее- Ленинградский институт авиационного приборостроения.
А караван идет…
Товарищ Точка М напоминает правоверного интеллигента — ежели факты не соответствуют теории, тем хуже для фактов.
Вы, уважаемый, опрос затевали для получения информации или просто чтобы подтвердить свое сложившееся мнение?
Кстати, образование у меня университетское — для вас это, видимо, важно.
Ну а как же:
Или это не ваши слова?
Я, конечно, дико извиняюсь, а какое у вас формальное образование? Школа или ПТУ?
😆 Ну естессно, каждый должен отвечать за свои слова.. 😉
Так вот, уточняю (ИМХО) — до первого разряда, это физкультура, а работа по мастерам в большинстве видов спорта — травматична по определению (спорт высших достижений!)
Мое понимание травматичности спорта сложилось из собственных занятий и занятий моих друзей видами, с которыми очень близко знаком — каратэ, дзюдо, самбо, бокс, рукопашный бой, спортивная акробатика, спортивная гимнастика, спортивное скалолазание, альпинизм, спортивный водный туризм…
Теперь повторюсь — среди моих друзей много мастеров спорта по перечисленным видам, ….и практически все инвалиды по спорту (кто оформил, а кто нет) 😉
Так, что дерзайте…. ведь всем известно, что "каждый любит сам наступать на свои грабли" (с)
….Хотя, если бы я знал заранее о своих травмах….все равно, занимался бы 8)
Мне за свое образование не стыдно ( http://www.goshinkan…om/ARCrimea.htm )…, но вам еще сто раз повторю — МОЖЕТ !!!
И уточню — Может ли быть МАСТЕР боевых искусств быть неграмотным? МОЖЕТ !!!
Сам у таких часто учился…. 😉
Тем не менее согласен с Антоном Фарбом —
Поэтому в своей организации мы стремимся обучать народ не формально —
http://www.bujutsu-k…officialdoc.htm
http://www.bujutsu-k…g/UnLesgaft.htm
http://www.bujutsu-k….org/eufimb.htm
Я такого нигде не писал, если Вы сделали такой вывод -это Ваши личные проблемы. И, кстати, напрасно вы с Точкой М меня в неграмотные рядите, у меня-то все есть: и сертификаты, и диплом инструктора, выданный спорткомитетом, и ученики- призеры, и 17 лет инструкторского стажа. Я знаю о чем я говорю, а вот Вы, судя по этому:
весьма плаваете в вопросе, если не знаете для служат даже такие элементарные методические приемы. Кроме чтения чужих методичек и собственный опыт иметь неплохо бы! 😉
Это вы про себя? Весьма самокритично.
Все, нафиг мне рукопашка? Иду в айкидо или СК! Там все либо духовные, либо физику знают! (бОксерам, если их тренер не вспомнит доказательство теоремы Пифагора, вообще советую застрелиться — столько времени потраченного впустую!!! :())) ).
Молодой человек, вы бы сначала определились, кто и зачем БИ занимается, потом уже такие выводы делали! Если вы хотите научиться грамотности через БИ, что, на мой взгляд, немного странно, — лучше в институт пойдите, там с этим проще будет. Мне, например, нету дела до образования моего тренера (учителя), я к нему не за дипломами и грамотами пришел! Все что мне от него нужно — рабочая методика обучения, умение "увидеть" мои ошибки и сказать мне о них и методах их устранения и т.д. и т.п.
🙁 Ну а куда ж ему падать-то? Других вариантов нет…
🙁
Есть достаточно известная американская притча про цыпленка, который бегал и вопил,что небо скоро упадет на землю 😀
В традиционных стилях количество одновременно занимающихся редко превышало сотню человек. Речь о федерациях из тысяч школ и клубов тогда не шла. Шарлатанов, объявлявших себя великими мастерами, тогда не вывешивали на стену позора, а тихо (или громко) мочили в сортирах. Сортиры, кстати, в традиционных школах тоже были традиционные — деревянные, с выгребными ямами.
Не вижу предмета для спора — специфическое тренерское образование МАСТ ХЭВ. Другое дело, что на Востоке подход к образованию несколько иной, чем на Западе, но это тема для отдельного разговора.
Если бы… 🙁 Знаете, сколько таких тренеров сейчас на просторах нашей родины заставляют детей отжиматься на кулаках и делать цуки из киба-дачи? Все те, кто в 80-е недоучился по фотокопиям Хаберзетцера, в 90-е упустил волну, а сейчас основал Тотально-Реальную Систему Улично-Подворотного Боя На Глобальное Уничтожение…
в таком случае надо дать точное определение слову "грамотность" …
Толково-словообразовательный словарь:
ГРАМОТНОСТЬ ж.
1. Умение читать и писать.
2. Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.
3. Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области. // Образованность, просвещенность.
Те кто ответил да ориентировались на п.1 и п.2. значения данного слова, те кто ответил нет , ориентировались на п.3. значения данного слова, под областью подразумевая БИ.
Традиция "НА ЛЮБОЙ ВОПРОС ДАЮ ЛЮБОЙ ОТВЕТ" — плохая традиция. На пяти страницах этой темы уже дали массу "ответов" = и об обучении в спортивных ВУЗах, и о китайцах, не знающих русский язык.
А всё гораздо конкретнее.
Так вот — может ли НЕГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК обучать других боевым искусствам?
Вот ваши ответы:
Может ли малограмотный человек обучать боевым искусствам?
Нет 38% [ 16 ]
Да 54% [ 23 ]
Мне все равно 7% [ 3 ]
Вы подавляющим большинством проголосовали за то, что НЕГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОБУЧАТЬ ДРУГИХ БОЕВЫМ ИСКУССТВАМ.
К чему юлить дальше? Вы ТАКИМ ответом подписали смертный приговор СВОИМ боевым искусствам.
Давно пора бы уже…
Если для человека его жизнь есть постоянное совершенствование в боевом искусстве и в том, чему его самого учили "с младых ногтей", то он не может быть необразованным в боевом искусстве. В традиционных стилях (не суть важно китайских или японских) кто кому дипломы о тренерском образовании выдавал? Тренерское образование, подтверждённое бумажкой с печатью — это уже изобретение нашего времени и, как я сильно подозреваю, западных методов привнесённых в восточные.
А специфическое тренерское образование внутри школы очень даже замечательно приобреталось и неподготовленным в этом вопросе тренировать новичков просто не доверяли, не дурее нас люди были.
"Тренер, который слепо копирует собственного тренера" (главное, чтобы он ещё и не задумывался о смысле упражнений и методик, — этакий чурбан-автомат) — это Ваше изобретение, не забудьте запантентовать. 😉 Своего тренера пытаются копировать новички, потом идёт уже не копирование тренера, а следование принятой в школе методике (никто не утверждал, что она не может со временем изменяться с развитием школы и получением новых знаний).
Ну и кто кого куда посадит или воспитает в общем тоже примерно понятно… 8)
Не, вроде я понимаю что имею дело с людьми серьезными, отвечающими за свои слова,но все же не верится..Есть много знакомых спортсменов(со стажем 8-10 лет), никакой инвалидности у них нет. Сотрясения мозга периодически встречаются()причем,что интересно не у БИ-шников а у хоккеистов,лыжников и футболистов), но как правило не более одного.
Это если учитель хороший. 🙁
Ок, чтобы не толочь воду в ступе, я попробую сформулировать свою позицию максимально лаконично.
Тех навыков и опыта, которые приобретает человек в ходе своих тренировок в БИ, недостаточно для того, чтобы преподавать БИ другим людям. Для того, чтобы стать хорошим тренером, необходимы дополнительные навыки и знания, совершенно не нужные рядовому (не тренирующему) бойцу. Т.е. чтобы быть хорошим тренером нужно специфическое тренерское образование. Приобретает ли он его в ВУЗе или самостоятельно — личное дело каждого тренера.
Тренер, который просто слепо копирует собственного тренера (не задумываясь о смысле тех или иных упражнений и методик), не только никого достойного не воспитает, но еще и наверняка посадит здоровье своих учеников.
То есть вы вообще не верите в образование в БИ? Задача учителя — показать/передать/научить чему умеешь сам, а дальше ученик должен самостоятельно наступать на все грабли?
Вы, господин Необразованный, поскипали самое интересное. Вы действительно полагаете, что тренер по боксу должен быть в состоянии победить любого своего ученика, или это грош цена этому тренеру?
Стандартный набор стандартных решений дает справочник, а не образование.
Образование (любое: карате, рисование, биофак) формирует навык с помощью имеющейся методики.
И эта методика делится на стандартную часть и индивидуальную.
Стандартная часть (ката например или задчи по химии) работает совершенно независимо от учителя, а вот в индивидуальной нужен кто-то кто будет смотреть на ученика со стороны и адаптировать методику под его способности.
В БИ на мой взгляд стандартная часть методики достается в наследство, а индивидуальная зависит от чутья инструктора в большей степени чем от какого-либо формального образования или общечеловеческих качеств.
Я бы еще отдельно выделил — учить учить бить морду, без этого получается неполное образование 🙂
С моей точки зрения, чуток сложнее получается. Есть люди, полагающиеся на логику, и рассудочную часть сознания, есть те, кто полагается на интуицию. В ряде случаев, интуитивная оценка оказывается полнее, а в ряде случаев — менее точной.
Человек с большим практическим опытом, может интуитивно оценить, что хорошо, а что плохо, не всякий хороший боец сможет красивыми словами объяснить — почему и как вот здесь можно хорошо попасть в голову, но сможет попасть и указать на этот факт.
С другой стороны, есть люди, которые смогут раскидать это логически.
Для первого способа образование не нужно вообще, человек с достаточным опытом, включая и опыт преподавания — будет давать ученику знания интуитивно.
Я предпочитаю оба способа, истина как всегда где-то между 😆 Если есть очевидный, простой и точный способ, решающий проблему — почему не воспользоваться? Если есть рядом человек, наступивший на грабли, летящие вам в лицо 20 раз и готовый помочь уклониться — почему не воспользоваться?
Образование, в идеале (когда учат как раз подготовленные люди) — дает стандартный набор стандартных решений. Опять же, никто не говорит о том, что получено оно может быть только в вузе. Опыт — практику применения таковых. Зачем отбрасывать что-то что может приносить результат?
🙂 Данные подтверждаю…. 😉
Я свою позицию уже высказывал….но все же давайте "мухи отдельно, а котлеты отдельно"(с)
😆 😆 Да, ирония тут уместна, но делу не поможет….
ИМХО
1. Тренировать свои навыки в основной дисциплине БИ и вспомогательных… (это для себя!)
2. Получить формальное образование физвоза и т.п. (это для того, чтобы меньше вопросов тебе разные органы задавали…, т.е. тоже для себя!
3. Получая формальное образование — реально заняться самообразованием и литобзором, для понимания современного положения вопроса в теории и практике всего, что рядом с БИ (опять для себя!)
4. Помогать своему наставнику на тренировках, работая с каждым участником и тренировать самому… — для лучшего понимания того, что сам изучаешь…. (опять для себя любимого 😉 )
5. Все вышеперечисленное делать искренне (для себя), тогда окружающие вам поверят…,а "мухи от котлет" сами отвалят 😆
А если по сути опроса,
то встречал настоящих УЧИТЕЛЕЙ, причем как образованных, так и необразованных, но это их СУДЬБА и ПРАВО жить собственной жизнью (из классики — всем известный пример — 6-й патриарх Хуэйнэн).
….а вообще, не стоит забывать, что сейчас 3-е тысячелетие на дворе…:wink:
С уважением ко всем 😀
От спортсменов.
Откуда такие данные?
Ну тогда ладно, пусть все желающие образовываются, другие желающие преподают, а третьи совмещают и то и другое… 😉
Мой первый начальник по работе, совершенно не имеющий отношения к боевым искусствам, всегда смеялся над термином "заочное обучение", я сразу не понимал — чего это он? 🙄
Александр, доводы тут бесполезны. На эту фразу всегда будут кидаться, как на красную тряпку ибо следствие: чтобы преподавать- надо уметь. Преподавать- то хочется, а с умением беда…вот и доказываем, что главное не умение и опыт, а образование, справка, диплом, будо- паспорт…- ну что у кого есть- подставить нужное. 😆
Нет, не следовательно. И не будет хороший ученик всегда уступать хорошему учителю. Соответственно и вырождаться ничего не будет.
Если учитель указывает на необходимые, правильные ощущения в конкретных действиях, то дальше уже ничего не мешает ученику эти ощущения развивать и может быть добавлять к ним что-то своё.
А вот если ученик не будет знать что необходимо чувствовать во время исполнения правильных технических действий наиболее эффективным образом, то текст и картинки из учебников, да и видеозаписи ему мало чем помогут. Т.к. увидеть человек может в первую очередь уже знакомые и хоть как-то известные ему вещи, остальное так и останется "филькиной грамотой". Всё же не надо полностью объединять спорт и боевые искусства.
Да и в спорте, например в лыжном, когда появился коньковый ход и Гунде Сван выигрывал всё подряд, анализ его видеозаписей далеко не сразу привёл к появлению достойных соперников. Потом они появились, но я тогда внимательно просматривал манеры бега сильнейших лыжников Мира. Все они довольно сильно друг от друга отличались. Мне их просматривание мало в чём помогло, так или иначе приходилось вырабатывать свою манеру.
По этому поводу не зря существует поговорка: "Сколько мастеров — столько стилей" 😉 .
Ну, не все так однозначно. Научить — тому, что умеешь. В том числе — учиться. А остальному — научится сам.
То-то я и смотрю, что 90 процентов спортсменов в 25 лет уже инвалиды от профессии. 😥 Видать от большой образованности тренеров, от чего же еще… 🙄
Читать научитесь, господин Образованый 👿 Я написал "научить". НаучитьСЯ можно и превзойти учителя можно. Разница понятна? Утверждение мое верно, а Ваша логика- нет.
P.S. Да, а учить бить морду, не умея бить морду, это что-то из серии секса по телефону- имеет успех в среде тех, кто настоящего секса и не нюхал.
При помощи специальных методик и упражнений, известных любому квалифицированному тренеру. Только не передать — развить.
Вы вообще о чем? О боевых искусствах или об эзотерическом опыте?
Скажите на милость, а чем боевые искусства в своем практическом аспекте (т.е. мордобое) отличаются от легкой атлетики? Или тренер по прыжкам с шестом тоже должен "вызывать у учеников нужное ощущение полета"? Или лучше он будет разбираться в системе правильного питания, методике построения тренировочного процесса, спортивной медицине и т.д.?
В БИ можно научить только тому, что умеешь сам!
А вы понимаете, что это значит? При такой системе обучения ученик всегда будет уступать учителю. Следовательно, с каждым поколением учеников БИ будут вырождаться и деградировать.
Т.к. этого не происходит, ваше утверждение неверно. Хороший учитель всегда хочет, чтобы ученик его превзошел. Более того, учитель изначально может уступать ученику в физических характеристиках — в силу возраста, например, или врожденной одаренности ученика.
Посмотрите как-нибудь на тренеров по боксу — тех самых, что стульчик боксеру ставят и кричат на ухо в перерывах между раундами. Да кто из них выдержит хоть раунд против своего ученика?
Или вы думаете, что тренер Мохамеда Али двигался быстрее него? Или бил сильнее? Тренеру это не нужно. У него другая задача: учить, развивать способности ученика, ковать бойца, даже если сам он, тренер, как боец ничего особенного никогда не представлял (это, кстати, закономерность — великие бойцы, как правило, никого достойного не воспитали, зато из средних бойцов выходят великолепные тренера). А знаете, почему?
Учить бить морду и бить морду — это разные виды деятельности, каждый из которых требует специфического образования.
Учителями, как правило, не называютСЯ, а называЮТ. 😀 А по образованию, это как-то все больше педагоги. 🙂 И жалеть тут нечего: в отличии от многих, я своим результатом в БИ вполне доволен. Знаю чего мне надо, знаю у кого научиться и знаю как достичь. Чего и Вам желаю! 😉
Ведь если скажу, что модератор чушь написал — обидится, заблокирует. Ну да ладно — ЧУШЬ ЭТО, УВАЖАЕМЫЙ!
Не бывает в природе врачей с тремя классами образования. Даже ветеринаров. Бред это.
Не бывает учителей русского языка, не владеющих методикой преподавания. И не от бабки данной, а научно созданной и научно проверенной.
НЕ БЫВАЕТ.
Засим откланиваюсь. Для меня дальнейшее обсуждение этой темы уже не интересно. "В России каждая кухарка может управлять государством". Так перевирали фразу Ленина. На самом деле покойный Ильич написал, что "каждую кухарку МОЖНО НАУЧИТЬ управлять государством". А это — ОБРАЗОВАНИЕ. Слышали о таком слове? Оно и для врача пригодится, и для кухарки, и уж тем более ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Жаль ваших учеников. Жаль ваши боевые искусства.
ШИРОКО шагать- штаны порвешь! (Народная мудрость)
Я безо всякого страха лягу под нож к врачу с тремя классами образования, но имеющему за спиной десятки успешных операций, а вот "специалиста" с тремя медицинскими дипломами, который, как держать скальпель знает только из чужой методички, пошлю подальше. С бОльшим удовольствием отдам ребенка учиться русскому языку, русскому человеку со средним образованием, чем немцу- филологу, закончившему русское отделение университета. Когда мне понадобится юрист, то я буду интересоваться исключительно тем сколько дел он выиграл и сколько проиграл, а никак не тем, что он заканчивал.
А в БИ еще и проще: бьют по морде, а не по образованию. 🙂 С дипломами, данами и саунами при зале- их много таперича, одна беда- поучиться не у кого 😀 🙂
естественно, что-то теряется. это неизбежно. но во-первых эти потери не так фатальны: человек обычно знает больше, чем умеет применить. и если инструктор каким-то аспектом особо не овладел — это не значит, что он не сможет научить этому ученика, которому это нужно. во-вторых, что-то и находится. мастер вносит в школу собственные находки, обогащающие систему. это нормально. БИ эволюционирует, обогащаясь личным опытом мастеров. конечно, если бояться отступить хоть на шаг от переданного УЧИТЕЛЕМ, система рано или поздно загнется. к счастью, не все учителя запрещают ученикам самостоятельно мыслить.
А вот это — полная херня. Передаётся сущность учения, а не форма движений, — как поставить ногу, где вытянуть руку, как её согнуть и т.д.
Впрочем, если умерли, то мир им и покой, может меньше станет "великих многоданов", которые кроме этого ничего и не имеют. 😉
Не могут они (если следовать вашей логике) быть живы. Любая передача "из уст в уста" всегда ущербна. Всегда теряются какие-то мелочи, пустяки, но постепенно в результате теряется все больше и больше.
Так что — или боевые искусства развиваются (а это могут только ШИРОКО образованные учителя), или оно уже давно умерло. Другого не дано.
Ошибаетесь- живы. Но хороший мастер, как был так и остался- на вес золота. 🙄
Значит, боевые искусства уже умерли…………. давно…………….
А как при помощи высшего образования передать поставленный удар?! 😯 Или быструю реакцию? 😀 Единственный способ передать знания в БИ, это, каким либо способом вызвать у человека нужное ощущение и указать ему на то, что это оно, то самое- что нужно, и есть. А для того, чтобы передать ощущение, его надо иметь 😉 И тут количество прочитанных чужих методичек никакого значения не имеет, так же не имеет значения 5 баллов по физиологии, полученные в институте. Единственное, что имеет значение- это личные умения и опыт. Если умения и опыт есть, высшее образование может и пособить, а может и нет- от таланта зависит 😉 А если опыта нет -ЛИЧНОГО 🙄 …хоть там десять будо- паспортов с 25 данами и с тремя высшими образованиями в придачу. 🙂
В БИ можно научить только тому, что умеешь сам!
P.S. А растяжка …оно что, неотъемлемая часть БИ? 🙂 Я знаю мастеров, которые в жизни ногу выше колена не поднимали. 🙄 😉
Народ, для того, чтобы ответить на вопрос, нужно сначала определится, что такое образование. Не стану умничать здесь своими суждениями, но без этого четкий ответ получить не удастся.
Мудрецы города Лапута, прежде чем начать спор, доставали предмет спора из мешка и ложили на стол, а иные споры были не шарман.
Почти в тему:
два дня назад тренер Strider’a, в профессионализме и умениях которого еще кажется никому не приходило в голову сомневаться, совершенно потрясающий человек и один из лучших инструкторов, что мне приходилось встречать (ну я правда не так их прямо много видела) рассказывал Hyppi чего нет в их секции, так вот в том числе он перечислил отсутствие каких-либо записей, программ и методик в бумажном или электронном виде. "Считается, что должна быть прямая передача" как было сказано.
Не посоветую. Это Вам в библиотеку РГУФКа надо обратиться. 🙄
Я больше привык работать с той методикой, которую японцы к нам "завезли".
А хорошей литературы действительно очень мало. Кроме того, чтобы найти что-то стоящее, нужно перелопатить практически все статьи, выходившие в журналах, посвящённых боевым искусствам, т.к. издавать отдельную книгу стало гораздо сложнее.
Важна не форма обучения, а сам факт обучения 😀 На инструктора надо учиться — что и требовалось доказать. Как учиться — это другой вопрос.
Если мне в руки попадет книжка (любая) по БИ, я как минимум ее открою и пролистаю. Если что-то заинтересует — прочитаю. Я, конечно, не маньяк, который торчит днями у книжных прилавков, листая все подряд, но вот с инета качаю многое.
Проблема в том, что методической литературы по БИ — кот наплакал. Про историю стилей, про приемы, про ки или ци — гигабайты информации, а про методы проведения тренировки — только старые советские книги по боксу и самбо.
Может вы посоветуете хорошее методическое пособие по БИ, изданное после 1991 года? Для тренера, а не для "диванного мастера"…
Не только. 😉 И даже не столько в "библиотеке/вузе/интернете", сколько всё в том же спортзале или в других условиях при личном обучении, а не заочном.
Вы говорите:
"Талантливый учитель никогда не упустит шанс полистать методичку другого учителя".
Этих методичек сейчас тысячи, а может и больше. Скажите честно (хотя бы для себя), Вы их все читаете?
Кто ж говорит — пренебречь? Выслушать, учесть, адаптировать для себя 🙂
Категорически не согласен. Тысячи лет практики БИ, сотни книг и пособий — и до всего идти своим умом? Зачем изобретать велосипед? Опыт ведь и негативный бывает, а в БИ негативный опыт чреват летальным исходом или инвалидным креслом.
Учиться надо в первую очередь на чужом опыте. "Умный учится на чужих ошибках, дурак — на своих, следовательно, умный учится на дураках" 😀
А это без разницы — образование формальное или неформальное. Главное, что специальные знания инструктору необходимы. Так же как бойцу необходимы бойцовские навыки, инструктору — инструкторские. И если первые можно приобрести в зале/подворотне, то вторые — увы, только в библиотеке/вузе/интернете.
Имхо, талантливый учитель сам всю жизнь учится. Неважно, что он изучает — анатомию или философию, в вузе или дома по книжкам — но он учится, т.е. перенимает чужой опыт, чтобы легче было передать ученикам свой опыт.
Речь ведь не о том, что образование важнее таланта. Речь о том, что талант без образования не развивается. Талант — это 10% вдохновения, 90% потения (пыхтения, корпения на книжками и т.д.)
Талантливый учитель никогда не упустит шанс полистать методичку другого учителя — а вдруг там что-то, чего он не знает?
А если человек считает, что знает все — ну какой он учитель… дурак он. 😀
человек с опытом драк действительно может дать многое в плане тактики и стратегии. а еще психологии. и пренебречь опытом практика достаточно глупо. он может быть сколь угодно коряв и пр. — но его тактика работает.
и думаю, многие профессиональные иеструктора, особенно прикладники, учат прежде всег она основе своего опыта. касательно растяжки и пр. — Антон, вы правы. это требует специальных знаний. но, кстати, получают их не только в вузе, но и от инструктора, и из книг.
а комплекция, например, у меня и моих основных учителей совсем разная. и намного больше, и намного меньше. учат ведь, и хорошо учат.
Антон — вы путаете две разных вещи — способность быть учителем и образование -грамотоность. Первое дается от природы как и многое другое в этой жизни. Второе помогает первому, но не более того. Т.е. талантливый учитель без специального образования научит гораздо лучше чем человек без способностей к преподаванию но с хорошим образованием.
И это справедливо не только в БИ.
[quote=Антон Фарб] Q.E.D.
Получаете предупреждение на невежливое поведение от модератора.[/quote]
Это ваш единственный аргумент? Тогда до свидания, ранимый вы наш…[/quote]
Да нет, не единственный. И не аргумент это вовсе был. И аргументов по сути я привел не мало. Данное замечание я вынес уже не по поводу спора, а как модератор, по форме изложения. 👿
Но то что спор стоит прекратить, я согласен. Не в коня корм. Особенно когда человек спрашивает.
[quote] Позвольте поинтересоваться — как передать "из души в душу" растяжку, поставленный удар, быструю реакцию? [/quote]
Так ведь у тренера что-то за душой что-то должно быть, а ученика то куда принимать наличиствовало, и все получится. 😉
[quote]Что же, Антон, если Вы считаете что научить Вас чему-то может только человек вашего роста и комплекции, с высшим образованием и в совершенстве владеющий Вашим языком и только в специально оборудованном зале, такого и ищите. [/quote]
Вы же сами написали:
[quote]Любой человек с практикой реальных драк вам столько о тактике и стратегии расскажет, только успевай записывать. Хотя, конечно, без ссылок на Сунь-дзы. [/quote]
Разжевываю: человек, который изучал тактику на собственном опыте, передать сможет только собственный опыт. Чтобы подобрать тактику для человека другой комплекции-опыта-физических данных, придется читать Сунь-цзы, т.е. заниматься самообразованием.
Q.E.D.
Получаете предупреждение на невежливое поведение от модератора.[/quote]
Это ваш единственный аргумент? Тогда до свидания, ранимый вы наш…
Что же, Антон, если Вы считаете что научить Вас чему-то может только человек вашего роста и комплекции, с высшим образованием и в совершенстве владеющий Вашим языком и только в специально оборудованном зале, такого и ищите. Мой опыт и опыт тех у кого я занимаюссь говорит совершенно об обратном. Впрочем, Вы хотите получить, а вернее не получить свой. Успехов. 😉
Да, для справки. Казацкие части долгое время считались в русской армии одними из наиболее боеспособных, при том обучение там в первую голову строилось именно на семейных традициях. Хотя Вы опять же можете не поверить, т.к. многие казаки ивпрямь были неграмотные.
Получаете предупреждение на невежливое поведение от модератора.
Ну-ну. Из души в душу. У одного моего ученика проблемы с растяжкой. Ему нужны специальные упражнения для разработки тазобедренного сустава. У другого — размазанные удары руками, с ним надо работать на лапах. А третьего медленная реакция — опять-таки нужны специальные упражнения.
Позвольте поинтересоваться — как передать "из души в душу" растяжку, поставленный удар, быструю реакцию?
Замодерировано как несущественное, но крайне не вежливое высказывание Вы бы ссылались на более достоверные источники информации. Те, кто учили — неграмотными не были. Другое дело, что грамоте могли и не учить — она-то для махания шашкой не нужна. Грамота нужна, чтобы учить махать шашкой.
Замодерировано по тем же причинам
Ага, только то, что расскажет о своей практике уличных драк боец ростом 2 метра и весом в полтора центнера мало поможет бойцу ростом 1,60 и весов 70 кг. Ученики ведь, они разные бывают.
А еще говорят, у них кур доят. Вы бы ссылались на более достоверные источники информации. Те, кто учили — неграмотными не были. Другое дело, что грамоте могли и не учить — она-то для махания шашкой не нужна. Грамота нужна, чтобы учить махать шашкой.
А еще есть вероятность, что крокодилы летают — но нызенько-нызенько 😆
Ага, только то, что расскажет о своей практике уличных драк боец ростом 2 метра и весом в полтора центнера мало поможет бойцу ростом 1,60 и весов 70 кг. Ученики ведь, они разные бывают.
Вот ведь забавно. Когда говорят об учителях, то почему-то обязательно подразумевается гуру который должен стать и духовным наставником и образцом для подражания во всем. Если идет поиск такого человека, я ж не спорю, что нужно отбирать по высшему критерию и во всех сферах. А вот если есть задача изучить конкретную технику, прием, навык, какая разница кто ее будет преподавать? Хоть колхозник без падежов, хоть подонок по жизни, хоть человек отвратительных религиозных и политических убеждений. Как то вяло я себе предсчтавляю аргументацию по отношению к специалисту в своей области: ударную технику я у него ставить не буду, т.к. он матерится, карате я у него не займусь, т.к. он коммунист, дзюдо он мне преподавать не может, т.к. в секте состоит. Если обучение не потребует поступиться какими-то своими основополагающими принципами, да пусть говорит что хочет и как хочет, дишь бы научил то за чем ты к нему пришел. А ведь тоже учитель.
Не так. Необходима готовность к знаниям ученика, а учителя — это вторично.
Пример — основатель иайдо сам нашел новое знание путем долгого поиска и труда…
Аналогично. И их было не так уж мало. 😆
А некоторые являются для меня Учителями, даже не подозревая об этом.
"Учитель приходит при готовности Ученика"(с)
Если Вы избрали себе Учителя, то он соответствует Вашим поискам….и его образование не имеет значения.
Например Сидхартха увидел Учителя в перевозчике через реку…. (Г.Гессе).
Думаю вопрос в такой форме неуместен, т.к. требование образования — формальный аспект современной действительности, и более актуален для современных тренеров 😉
Лучше бы о себе говорить всё-таки, а не от неизвестного большинства выступать, тем более, что и полномочий таких у Вас, как я понимаю, нет. Выборов в БИ пока что не проводилось и Вас никто никуда не выбирал… 😉 .
Чего объяснить-то? 😯 БИ передается через ощущения, почему и говорится: "из души в душу" А для того, чтобы объяснить словами ощущение и трех высших образований не хватит! 😆 Вон пол-форума про Ки исписали и ЧТО? А показать…3 минуты, не больше 😉
Я говорил про то, что цели, преследемые вами, для большинства тренирующихся неактуальны.
Есть у меня возможность заниматься в КШВСМ (ну это где Путин тренировался) у 6 дана: покрытие, душ, сауна, кафе, парковка, 15 минут от дома и плюс… все это на халяву! 😯 Так представляете, я туда ни ногой, а учиться мотаюсь за 250 километров в город Тихвин. Вам не кажется, что мне-то как раз далеко не все равно где заниматься? 😆 А может просто мазохист? 😆
вот оно!
гораздо вероятнее, что хороший зал со всеми приложениями найдется в фитнес-клубе. а уж тренерский состав там, кстати — сплошные чемпионы. ну и как положено: тренировка длительностью целый час 😯 , партнеры соответствующие, реклама, будо-паспорта… вопрос только, чему сможет научить тот чемпион в таких условиях.
Интересно, а казаки, донские, уральские и терские слово "методика" знали? Многие, говорят, даже неграмотными были. Воевать же вроде умели неплохо. И детей своих учитили. Как?
Нет, я этого не говорил. Я просто говорил, что для того чтобы подготовить ученика не обязательно пединститут заканчивать. Хотя не спорю, что среди "самородков" тех кто сможет научить будет немного. Но есть вероятность что и смогут. Об этом и говорю.
Да ну? 😯 Ну да?! 🙄 Методист вы батенька. 🙂 Ну да бог с ним. Не о том речь.
Вы еще скажите, что без обучения в Академии Генштаба мастером БИ не бывать. 🙂 Любой человек с практикой реальных драк вам столько о тактике и стратегии расскажет, только успевай записывать. Хотя, конечно, без ссылок на Сунь-дзы. 🙂
У меня вообще-то 18-й год занятий. Так что стойку и передвижение мастера и шарлатана как-нибудь все же различу. А если я 0 и ищу учителя, то буду искать по рекомендации тех кто прозанимался и те кому доверяю. Но уж никак не по будо-паспортам или рекламным сайтам.
факт. но "восток-запад" — довольно приблизительно. бывают разные люди там и там. соответственно и методики подходят разные.
И в этом-то и лежит коренное различие между восточными и западными БИ. На западе сперва понимают, потом делают, а на востоке — сперва делают, а потом понимают.
и у многих отличных бойцов и учителей его нет и не будет никогда. зато демонстрируемые ими техники в каких-то других школах идут как "секретные". конечно, желательно, чтобы учитель изъяснялся культурно. но к владению методикой это отношения не имеет. более того, по методике не всегда требуется логическое осмысление материала.
Хе-хе, а откуда вы знаете, как надо стоять в стойках и передвигаться? Он же Мастер, ему видней! 🙄
А этого никто и не говорит. Достичь — сможет (особенно если встретит хорошего тренера). Научить не сможет, понимаете?
Вполне вероятно. Если, конечно, его не убьют и не покалечат в процессе самообразования методом проб и ошибок.
А вот это — вряд ли. Чтобы методику выработать, надо для начала слово такое — "методика" — знать. И знать зачем она нужна.
По вашей логике, любой чемпион мира по боксу способен воспитать себе преемника. Дескать, если он так дерется, то ученики его будут.
Факты свидетельствуют об обратном: хороших тренеров на порядок, а то и на два меньше, чем хороших бойцов.
При этом — парадоксально, но факт — хороший тренер не всегда сам является хорошим бойцом.
Шаги по столбам и черпание воды — это физо. Которое, кстати, надо уметь нормировать, чтобы не надорваться. Чтобы составить грамотную программу физподготовки, аспирантура как раз не помешает.
А как быть с тактикой? Стратегией? Или для бойца это необязательно?
Я смотрю, вам все сауна покоя не дает. Ну сходите, попарьтесь. После подвала оно завсегда полезно.
Ну, на счет того, что писатель без членского билета СП писателем не является еще М. Булгаков ерничал. 🙂
Будо-паспорт, как и членский билет, кстати, подделать легче чем умение стоять в стойках, передвигаться и т.п. 😉
Был такой эпизод. Году в 1990-м приехал в Питер китаец преподавать. Большой мастер. И жил он, как на зло, рядом с общежитием, где вьетнамцы обитали. И вот один раз 4 гопника решили проучить "вьетнама", как покупать продукты, которые нужны гордым славянам. То что он с ними сделал, тоже с их точки зрения было фантастикой. 🙂
А теперь по сути. Почему нельзя допустить, что человек с низким образовательным уровнем достигнет высокого боевого уровня? Технику в молодости в секции бокса поставит и в дворовых драках. Через то же чувство опасности, стойки, дистанции придет. Из своего опыта он и свою методику сможет выработать. Простенькую такую, но эффективную. Те же шаги по столбам и черпание воды аспирантуры не требуют. Ну и почему он не может научить? Не, другое дело, если ожидать, чтобы вам все разжевали и в рот положили, да еще на понятном и приятном языке изложили… Ну дальше идут уже требования сауны и массажистов. 🙂
Слава богу, прошли те времена, когда любой оборванец с азиатским разрезом глаз мог выдать себя за великого мастера БИ и наследника традиции Шаолиня. Сейчас принято требовать будо-паспорт 😈
Не, марсиан мы любим. 🙂 Всяких прочих чужаков. 😕 Скажем, если встретить в степях Монголии оборванца, который может на своем монгольском только матом и говорит и образование у него 3 класса, мы вполне можем допустить, что это великий мастер БИ, получивший традицию от патриархов Шаолиня и пойти к нему в ученики. А вот свой тракторист по определению ничему научить не может, потому как рылом не вышел. Вот пусть университет окончит, тогда и учит морды бить. 🙂
И называется эта техника "рессора от трактора "Беларусь" 🙂
Уж очень фантастическую ситуацию вы описали. Тракторист, врывающийся в толпу и кладущий супостатов голыми руками — это сильно… Но я скорее поверю, что мне на помощь прилетит бэтмен со своими верными ниндзями 🙄
Зачем нам тракторист? Давайте про марсиан. Что там они будут говорить?
Хорошо. Давайте возьмем практическую ситуацию. На вас накатила гопа человек 10, прижала к стенке и вы поняли, что вам крендец. И туут в толпу врезается тракторист в засленных штанах, с удивительной легкостью голыми руками кладет всех супостатов и вы понимаете, что перед вами боец от бога, да еще владеющий неведомой вам техникой. Потом он поваорачивается к вам и говорит:
"Да, парень, ХХ ХХХХ ХХХХ, вижу что ты ентим, ХХХХХ ХХХХ карате занимаешься, но все равно, тебе ащо ХХХХ ХХХХ Х ХХХ, пахать и пахать" и собирается уходить.
Ваши действия.
а) Просите у человека о нескольких уроках, чтобы он показал как повалил суупостатов.
б) Брезгливо кидаете ему "Спасибо любезный", даете стольник на бутылку и идете мыть руки, потому как недостойно человеку вашего статуса общаться с быдлом, а матерящийся тракторист ну никак вас не может ничему научить.
Нет. Потому что в любой традиции есть этап развития, когда ученик должен превзойти своего учителя (по-японски это, если не ошибаюсь, называется "ри", и следует за "су" — слепое копирование, и "ха" — осознание смысла техники). А для этого мало "обезъянничать" — надо искать свое.
Что в итоге приведет к деградации и вырождению данного вида БИ. Потому что что-нибудь из полученного от учителя обязательно забудется и потеряется, а если не привнести нового — то забываться с каждым поколением будет все больше и больше.
Отсюда и споры типа "как они расшифровываются"…
То-то и оно, что без образования природные способности реализовать гораздо сложнее.
Я и говорю — результаты опроса в комментариях не нуждаются.
Придурок, это "склад ума". Таких и с университетскими дипломами достаточно и даже с будопаспортами. А человек с низким образовательным уровнем может понять ох как много. Просто почувствовать. Вон, "философия" темами о связи дзен и БИ вся изресована. А что, интуитивные озарения и пр. напрямую от академических часов в универе зависят? Стойки, дыхание, чувство удара, опасности, дистанции. Латынь то здесь зачем?
А вы не путаете разработку своей системы и работу в рамках уже сложившейся традиции?
Человек может быть малограмотным с точки зрения читать/писать, но учась у хорошего учителя он вместе с техническими приемами воспринимает и этикет додзё и манеру вести занятия и методики обучения. Если есть у него к тому способности. Открывая свой зал он на первых порах будет максимально точно воспроизводить методики и традиции того зала, где учился сам. Ну а дальше по природным способностям, которые от образования не зависят, хотя с его помощью могут быть развиты.
З.Ы. я вообще то очень положительно отношусь к приличным раздевалкам, хорошим душевым и наличию парковки. Но к хорошему учителю приеду на другой окнец города в подвал.
Думаю вопрос в расставлении приоритетов.
1. учитель/тренер
2. снаряжение
3. окружающая среда (раздевалки, души, парковки, окна)
Коэффициентом влияния ставим отношение цены занятий к заработной плате. 🙂
то бишь, если есть тренер и нет комфортной раздевалки — это переживаемо легко. если есть комфорт и нет тренера — кому оно надо. если есть и то и другое — очень распрекрасно. и если есть возможность ходить к одному и тому же тренеру в чистый зал и в подвал, думаю что очень многие выберут первое, невзирая на некоторое удорожание тренировок. если же это удорожание станет непереносимым, будут ходить к нему же в подвал, а не к другому в чмстый зал.
Да не учатся у придурков нормальные ученики! НЕ УЧАТСЯ! А ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ и из придурка сделает нормального человека.
[quote=Антон Фарб] Научить — не может. Неграмотный, никогда нигде систематизированно не учившийся человек ничему научить сам не сможет. Сможет показать, сможет сказать "делай как я" — и точка. Даже будучи при этом супер-бойцом.
Потому что мало показать — надо еще и объяснить. А как это сделать, если словарного запаса не хватает, и вместо термином, которых он не знает, лезет мат?
Мало объяснить — надо еще подвести к пониманию. Через подводящие упражнения, через игры, через методику подготовки. А откуда она у неграмотного?
А когда ученик поймет технику, ее еще надо отработать и закрепить — а это едва ли не самое сложное, потому что чревато травмами и подорванным здоровьем.
[/quote][/quote]
[quote] Интересно, как быть с моим учителем? Он был китайцем и по-русски знал только: "Очень хорошо", а я, соответственно, по- китайски: "Ни хао" Тем ни мение, всему, что я умею, научил меня он. И не объяснял он ничего, а просто показывал, причем максимум 2 раза. Если со второго раза человек "не въезжал", он просто терял к нему интерес. Тишина в зале была…-муху слышно, при том, что народу было человек тридцать. Интересоваться его образованием или связывать его способность обучать с чистотой в туалетах…блин, никому в голову и не приходило… [/quote]
Напрашивается простейший вывод. Важно не только кто учит, но и кто учится. 🙂
Все правильно. Только забыли уточнить, какие БИ этохороший человек сможет преподавать. 😉 Конечно не любые. Но тем что сможет, в статусе БИ тоже не всегда можно отказать. 🙂
[quote]
[quote]может гопник научить БИ или нет. :)[/quote]
Так почему же не может? Может, конечно. На мой взгляд — до определённого уровня, но в среднем этого уровня вполне хватает.[/quote]
А я думаю, что не может. Научить — не может. Неграмотный, никогда нигде систематизированно не учившийся человек ничему научить сам не сможет. Сможет показать, сможет сказать "делай как я" — и точка. Даже будучи при этом супер-бойцом.
Потому что мало показать — надо еще и объяснить. А как это сделать, если словарного запаса не хватает, и вместо термином, которых он не знает, лезет мат?
Мало объяснить — надо еще подвести к пониманию. Через подводящие упражнения, через игры, через методику подготовки. А откуда она у неграмотного?
А когда ученик поймет технику, ее еще надо отработать и закрепить — а это едва ли не самое сложное, потому что чревато травмами и подорванным здоровьем.
[/quote]
Так, собственно, что ж тут обсуждать? Результаты голосования говорят сами за себя. Перефразируя покойного Ленина (он же Ульянов и прочая и прочая и прочая) У НАС КАЖДЫЙ М*ДАК МОЖЕТ ПРЕПОДАВАТЬ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА!
Результаты опроса
Может ли малограмотный человек обучать боевым искусствам?
Нет — 31% [ 7 ]
Да — 59% [ 13 ]
Мне все равно — 9% [ 2 ]
Признаюсь — хотел сделать еще один вариант ответа:
ТАК Я Ж ПРЕПОДАЮ!
Почему-то не получилось. А жаль.
А я так вовсе не считаю и такого нигде не писал. Я просто знаю. что филантропы есть, потому что таких встречал. Потому и возражаю против утверждений типа:
По крайней мере я знаю одного, который непобрезговал именно по указанным мной причинам.
А теперь прошу свернуть 101-е обсуждение бизнеса в БИ как офтопика для данной темы. Если есть необходимость, можно взбодрить любую из заглохших ранее соответствующих тем. Здесь обсуждается то, какой культурно-образовательный уровень нужен человеку, чтобы он мог преподавать БИ.
насчет гигиены — вы безусловно правы. и насчет татами, мешков и пр. а для фехтования нужно оружие и защита 🙂 . это все само собой. просто у каждого свое представление о минимальном уровне.
что касается привлечения людей и их удержания — вот тут-то все и начинается. если приходит мало, выбирать не из кого. а платить за зал нужно .и желательно еще заработать хотя бы немного. если то, чему учишь, популярностью не пользуется — все, приехали. либо учить тех, кому интересно (пользуясь любыми наличными условиями), либо менять политику и заниматься зазыванием народа. ну или бросить все на хрен.
если ученику нужно — думаю, он будет тренироваться и без зала.
Вот это и есть ключевые слова
Так почему же не может? Может, конечно. На мой взгляд — до определённого уровня, но в среднем этого уровня вполне хватает.
Можно ещё порассуждать будет это боевым искусством или дракой, какие между ними различия и т.д. Но мне неохота 😉 . Важнее результат: человек умеет реально противостоять другому и справиться с ним бывает совсем непросто.
Правильно. Вот я не так давно кусал локти от желания поехать на "сити-экстрим" в Москву — но стоимость плюс дорога для меня выливались в сумму моей месячной зарплаты, и я не поехал. Обидно? Еще бы! Но обида эта в основном на себя — мало зарабатываю… 😥
Ну почему вы считаете, что мастер БИ — обязательно филантроп? Почему вы считаете, что человек, всю жизнь посвятивший БИ, должен делиться своими знаниями задарма или за стоимость обеда в макдональдсе?
Проблема образования для "бедных, но талантливых" во всем мире решается путем стипендий, за которые надо еще ох как побороться. Допустим, мастер БИ сделает два-три бесплатных (или льготных) места на своем семинаре (или в своей школе) для "бедных талантов". Но это же еще не повод перебираться в подвал, чтобы быть доступным всем и каждому.
См. мое письмо про must have и luxury.
Привлекать — да, безусловно. Удерживать — никогда. Если человеку не нужно то, чему ты учишь — нельзя подстраиваться под этого человека. Если ко мне в зал иногда девушки приходят с явно выраженной целью "снять спортивных мальчиков" — мне что, уроки камасутры вводить, чтобы они остались? 🙄
Случайные люди как приходят, как и уходят. Остаются те, кому нужно то, чему я учу. Чтобы их было в достаточном количестве, приходить должно много, из расчета 10% останется, 90% — уйдет.
"Хорошие условия" можно разделить на две категории:
1. Must have. Я никогда не буду заниматься дзюдо в зале без татами, или боксом — в зале без мешков, груш и ринга. И уважающий себя мастер не будет проводить тренировки без необходимого инвентаря, потому что это будет профанация искусства.
Второе — гигиена. Зал чистый, отапливаемый/проветриваемый, с душевыми и туалетом. Тут, как говорится, ноу комментс — я своим здоровьем дорожу.
2. Luxury. Парковки, сауны, зеркала от пола до потолка, стиральные машины для стирки доги, массажные столы. Казалось бы — без всего этого можно обойтись. Можно. Но нужно ли? Есть же те самые 90% случайных людей, которые готовы платить за сауну и парковку лишние деньги, и тем самым — поддерживать школу в целом. Так что все эти излишества, на мой взгляд, — всего лишь еще одна, и не маленькая, статья дохода школы. И если есть возможность на этом заработать, зачем ей пренебрегать?
А теперь вспомните кого-нибудь из этих гопников в реальном бою, прикиньте, что учил его всему этому другой такой же и ответьте честно, может гопник научить БИ или нет. 🙂
Слегка отклонились. 🙂 . В общем, по-моему, в той ситуации, которую описывал Точка М, в такой обстановке на тренировках воспитываются примерно те "гопники", о которых на форуме немало тем и сообщений… 😉
Цена семинара мастера (даже филантропическая, но с учетом перелета из Японии и проживания здесь) + цена аренды зала "пять звезд" = астрономическая цена семинара, сиречь только для фанов, готовых вылоожить месячную и более зарплату за 3-х дневный семинар и очень состоятельных людей, которые писают кипятком от мысли что они "элита". Все остальные как бы отсекаются. Вот из уважения к тем кто отсекается, он может и согласиться пойти в обшарпаный зал. А если завизжит, что ему без сауны, кафе и массажистки никак, это как раз может и быть свидетельсчтвом уровня снобизма а не мастерства. Что называется, с какой стороны смотреть и какие приоритеты у мастера.
Это, любезный, не аналогия. Это ваша фантазия. У меня знакомый сейчас на третьем курсе. Платно. Очень даже платно. Так в его группе количество студентов за два с половиной года сократилось в три раза. Повыгоняли за неуспеваемость.
Правда, универ старый, с советских времен, дорожит своей репутацией. Есть куча новых, коммерческих, где и учиться-то необязательно — башляй, корочку выпишут. Но в серьезной фирме к специалистам с корочкой из такого вуза и отнесутся соответственно.
Так что репутация школы — дороже денег. И честно заработанный первый дан от серьезной федерации, где дурака на экзаменах валять не принято, вызывает больше доверия и уважения, чем купленный третий или четвертый у какого-нибудь самозванного сихана с двенадцатым 🙄
Марку надо держать. Марка, брэнд школы — это основная ее статья дохода. 🙂
ну, не во всех вузах, к счастью. бывает, гонят и из платных. и валят на госэкзаменах. хотя в целом — да, есть тенденция.
сталкивался я с коммерческими проектами в БИ. не много ,но сталкивался. и как бы ты ни любил свое дело, но вынужден привлекать учеников и удерживать. и не можешь позволить себе не учить. или учить тому, что не пользуется спросом. и не всегда, повторю, способные и интересные ученики достаточно платежеспособны. остается пользоваться теми условиями, которые можешь себе позволить. вплоть до тренировок на улице. если ученику нужно — будет заниматься. если ему нужны лучшие условия — пусть оплатит аренду хорошего зала.
я понимаю, что хочется тренироваться в хороших условиях. просто есть они не у каждого инструктора. и уровень мастера здесь ни при чем.
впрочем, мы от темы отклонились.
Именно!
Проходит еще пару лет. Приходит студент на экзамен. Т.к. он нифига семестр не делал, то он экзамен покупает. А преподы его выгнать не могут. Как же так — выгнать?! Он же деньги несет и за учебу и за экзамен. А учить… А учить будут тех, кто на лекции ходит и то при желании. Да и зачем вообщем-то? Студентам же нужны не абстрактные "знания", а реальный диплом с корочкой.
Улавливаете аналогию? 🙂
улавливаю. и не спорю. просто не всегда удается раскрутить коммерческий проект в БИ. и не всегда приходят платежеспособные ученики в нужном количестве. все это уже проходилось.
Буквально на днях заглянул в родной универ, свою, так сказать, альма-матер. Я учился там в конце 90-х, еще "забесплатно", и воспоминания остались не самые приятные — обшарпанные стены, сифонит из окон, вместо учебников — ксерокопии, какие-то бобинные магнитофоны в фонолаборатории, древние компьютеры… зато бесплатно.
Сейчас универ перешел на коммерческую основу. Образование в нем, как для провинции, стоит дорого. Но разница в качестве этого образования видна невооруженным глазом.
Улавливаете аналогию?
Вы забыли еще одно применение мата — это наш, домотканно-сермяжный "ки-ай". Редкое нападение на улице ободится без мата.
Поэтому у меня в зале мат звучит при каждой отработке "реальной" ситуации. Когда есть девушки — выражения смягчаются, но все равно есть.
Без этого нельзя: даже боец, прекрасно работающий на полной скорости и в полный контакт, может моментально "потеряться" при точно таком же нападении, но с воплем "убью, #$%@!!!"
Так что на мой взгляд, мат бывает не только уместен, но и необходим. Впрочем, я веду курсы самообороны, а у них своя специфика…
Согласен с вами. Но грязь внешняя столь же омерзительна, как и грязь внутренняя. Поэтому матершина и мастерство так же несовместимы, как мастерство и грязное до-ги. И БЕЗГРАМОТНОСТЬ из той же оперы.
причина, думаю, одна: стоимость аренды. мне попадались прекрасные инструктора, не имеющие возможности арендовать хороший зал. и здесь многое зависит от учеников — готовы они или нет тренироваться в тех условиях, которые есть.
А мне почему-то кажется, что настоящий Мастер может и побрезговать грязным подвалом. Сейчас ведь не 80-е годы, и даже не 90-е. Залов нормальных, с парковками и саунами, хватает даже в провинции. Так зачем Мастеру спускаться в грязный подвал? Ради чего? Это же элементарное неуважение к себе и своим ученикам — все равно что прийти на тренировку в грязном доги, не побрившись и не приняв душ.
😕
alex-m, ежели так, то согласен. заменять нормальную речь матом таки не стоит. хотя эмоциональная наполненность ненормативной лексики имеет место, и в нашей культуре мат допустим и, в общем, нормален. в разумных пределах, когда он реально позволяет отразить мысль, чувство и пр.
а вот так и не влияет 🙂 .
до бытовой ненависти к последователям БИ мы едва ли дойдем. представитель БИ — такой же человек, практика БИ не делает нас однозначно лучше. кто-то становится мягче, кто-то отмороженнее. зависит скорее от вида БИ и поставленных задач.
мат в додзе, наверное, не уместен. мат в тренировочном зале — на усмотрение инструктора. как и вообще этикет. как пример, иногда нужно раскачать группу, расслабить и завести. бывает и такое. все по обстоятельствам. а, например, оскорбить я при желании гораздо лучше сумею без мата. так что есть форма, есть содержание, и есть обстоятельства.
Что значит, культурный уровень на использование мата не влияет?
В додзе матом могут общаться только гопники…
А зачем тогда таких людей учить? Если человек так себя ведет в додзе, как он будет себя вести в жизни?
Вы хотите, чтобы обыватели относились к тем, кто практикует БИ как к опасным и деградированным людям?
Вы хотите взрастить бытовую ненависть к последователям БИ?
Мат — очень выразительная и "неотъемлемая" часть русского языка. Однако необходим он бывает в критических ситуациях или, в крайнем случае, в анекдотах. Когда мат начинает заменять остальный язык и лезть повсюду — вот здесь уже беда. Собственно, Точка М, по-моему, об этом и пишет.
Могу, кстати, привести пару анекдотов на тему:
Два мужика с бутылкой, на улице, разлили по стаканам, посмотрели друг на друга и выдают следующий диалог
— Ну, х… — ли?
— Да ни х…
— Ну, по3.14здили…
Человек из глубокого далёка впервые съездил в Москву на ноябрьские праздники (анекдот давний, затёртых советских времён) и увидел кроме всего прочего салют. Когда вернулся все стали просить рассказать про салют.
— Ну, как вам это… Сначала ни х.. Потом …як! ..як! …як! Ё.. твою мать!!! И на х…
Вот примерно так. 😉
Это если аренда приемлимая. В противном случае я предпочту без сауны, кондиционера и стоянки… Учении не безграничные деньги готовы платить, а они мне дороже… Хотя матерится не буду, не просите… 🙁
А в детском саду из уст нянечки матершина — нормально? А в школе от учителя? Среди выпускников МГУ довольно много идиотов. Это не основание для того, чтобы в ДОДЗЕ матерились неучи, называющие себя "учителями".
да что ж за сложные отношения у вас с матом? на его использование, кстати, уровень грамотности никак не влияет. да и кульбтурный уровень ,строго говоря, тоже. у меня тут выпускники МГУ, совсем гуманитарии, умнейшие люди — и что? вполне себе доносят информацию матом ,если нужно. нет в этом ничего страшного, даже если инструктор и выразится иногда нецензурно.
Я почему-то думаю, что грамотный, компетентный УЧИТЕЛЬ тоже с бОльшим удовольствием будет заниматься в хорошем, чистом зале, с хорошим сортиром, с приличной стоянкой, сауной, кондиционером и т.п.
А в подвале пусть те занимаются, кто вместо родного языка матершиной пользуется.
Насчет китайцев — я не писал о знании РУССКОГО языка. Я писал о ГРАМОТНОСТИ. Знание СВОЕГО языка.
Э, а вот тут вы передергиваете.Фитнесс и уличный мордобой-не одно и то же( в данном случае вы использовали слово фитнесс как оскорбление). Например у К.Воюшина,который учит искусству уличного боя,залы оборудованы тоже весьма неплохо.Сауна вроде есть 🙁 И что,это как-то помешает ему обучать людей?
И вы так и не уточнили,что это за "супер-уровень" бойца,которому не смогут обучить в комфортабельном зале.
Начинающий, а почему вас так это задевает? По моему у всех разные цели в изучении би..есть фанатики; есть люди, которые просто поожерживают форму..по моему надо ко всем относиться уважительно. И то что вам все равно где заниматься, это ваше дело..
Я собственно об искусстве ведения боя 🙄 А Вы собственно о чем? Все об уличном мордобое? 😯 Так у меня лет с семнадцати с этим проблем не было, а заниматься начал в двадцать. Так что, мне Ваши проблемы не близки, увы! Занимайтесь своим фитнесом 🙄 Каждому- свое 🙄
А вы собственно о чем?О бесконтактном воздействии,которое вы демонстрировали на своем видео?Я верю,почему бы и нет..Много еще есть вещей,не поддающихся пока научному объяснению.А по поводу того, что страдает уровень обучения…Я лично(и как мне кажется процентов 70% тренирующихся) становиться Великим Воином,демонстрирующим всякие супер-техники, не собираюсь.Так,постоять за себя в уличной драке,нескольких гопников отфигачить,не более.А вы про какой уровень говорите?
Если интересует удобство парковки, то, при существующем количестве предложений, проблем не будет. Если интересует БИ, то, при постоянно растущем количестве предложений, количество мастеров- увы… :cry:. Да еще надо, чтобы тот мастер согласился Вас учить. 🙄
Да пофигу вам, пофигу. Только потом изумленные глаза делаете потому, что по вашему такого быть не может 🙁 Потому не может, что сенсей ваш Вася… с тремя высшими и со всеми удобствами 🙂 не только такому научить не может, но и слыхом об этом не слыхивал, а вам важно не чему учат, а с комфортом. Страдает ваш уровень, Господа, а вот, чтобы обидно-то не было и талдычите вы, что раз вас такому не учили, то и не бывает такого на белом свете. 😉 А то ведь, вдруг как 250 верст ехать надо. 😯 😯 😯 🙂
Времена сейчас другие. И кому-то это видимо совершенно не дает покоя."Я вот за 250 верст ездил, в грязном подвале занимался…А им тут видишь ли сауны подавай.. :twisted:"
А нам пофигу на это брюзжание.Мы хотим заниматься в чистых,хорошо оборудованных залах,с комфортом.И будем заниматься. И готовы за это платить.И не думаю,что наш уровень обучения будет сильно страдать от этого.
Во-первых передергиваете (см болды). Во-вторых я не вижу во всем этом ни чего плохого. C определенного возраста хочется душа и удобной парковки, особенно при существующем количестве предложений на рынке.
Ну да мы отвлеклись …
Это уточнение к вашему же вопросу отношения не имеет. Вопрос был о образованности и культурности Учителя, а не цели БИ… Так что это оффтоп
Интересно, как быть с моим учителем? 🙄 Он был китайцем и по-русски знал только: "Очень хорошо", а я, соответственно, по- китайски: "Ни хао" 😉 Тем ни мение, всему, что я умею, научил меня он. 🙄 И не объяснял он ничего, а просто показывал, причем максимум 2 раза. Если со второго раза человек "не въезжал", он просто терял к нему интерес. Тишина в зале была…-муху слышно, при том, что народу было человек тридцать. Интересоваться его образованием или связывать его способность обучать с чистотой в туалетах…блин, никому в голову и не приходило… 😯 Я тихо хренею от некоторой публики:
О, как! 😯
Чему научат не важно, важно сауну и стоянку. 😉
Видно я тот, который по образу и подобию… 🙄 Мне вот и сейчас как-то не лень к человеку за 250 верст съездить поучиться, потому как- у другого этому не научишься. 🙄 А тут оказывается об учителях по чистоте сортиров судят… 🙄
Это не офф-топ. Это уточнение позиции отвечающего.
Милейший, вы в начале задавали чуток другой вопрос или автору можно офтопить в своей теме?
Но вообще, конечно, если заглянуть на Стену Позора — то приходит в голову мысль, что некоторые люди с удовольствием считают "учителями" откровенных мошенников и продавцов воздуха и их это вполне удовлетворяет … а еще вспомнилась истерия связанная с Распутиным — тоже ведь "учитель был". Так что если исходить не из того, кого мы считаем хорошим или плохим, а из того, кто находит себе последователей, то учителем может быть вообще кто угодно, вплоть до сумашедших, юродивых и пр. А вы говорите матом ругается и плохо пахнет.
З.Ы. я бы не смогла учиться у человека, запах которого мне неприятен 🙁
У кого как. Бывает и диаметрально противоположный эффект. Не все воспринимают матершину как "нормальный" язык.
"При использовании мата информативность речи возрастает вдвое"(по слухам,из какой-то военной методички).
зависит от методики обучения в данной системе. иногда понимания и осмысления не требуется. если может научить, если есть результат — почему бы нет?
Давайте все-таки определимся с терминами. Что есть безграмотный учитель.
Тот который матерится в додзе и ГИ не стирает?
Тот который по-русски не может двух слов связать?
Тот который на форуме пишет с ошибками?
Тот который считает Достоевкого бульварным чтивом?
касательно мата и пр. иногда (не всегда!!!) но бывает, по субъективным ощущениям инструктора нужно — например, придать драйва. особенно при обучении прикладухе, мордобою и пр. жестким вещам. мат может нести необходимый эмоциональный заряд. то есть смотреть нужно по ситуации. и к уровню образования, как и к общему культурному уровню, это отношения не имеет.
Так я и не спорю. Вернее спорю только с тем, что учить он не сможет. Сможет, но только учеников своего "сословия" и сопоставимого культурного уровня. Как вы выразились, "по своему образу и подобию" А эти ученики вряд ли смогут заниматься у весьма образованного но "заумного" с их точки зрения сенсея. И за что же их лишать радости приобщения к БИ?
Ну зачем же передергивать? Заниматься могут все. А вот УЧИТЬ — вряд ли. Безграмотный, косноязычный учитель — недоразумение. Но учеников и он себе найдет "по образу и подобию своему".
Вы не правы. Просто Вы смешали все в одну кучу. Грамотный, образованный, интеллектуальный, мудрый… Все эти термины разные, а Вы все сводите только к культуре написания, или культуре речи. И почему упоминается только обучение БИ? Значит все остальное допускается?
А с чего такое неприятие того что встречается сплошь и рядом? Не нравится не кушай…(с).
А при чем здесь это? Мы уже раньше выяснили, что БИ это искусство устранения/паредотвращения конфликтов оптимальными методами. И что, эти методы доступны только людям с университетским образованием?
Напомнило:
🙁
Понеслось по новой… 🙁
А вы считаете, что цель боевых искусств — победа в схватке? Может ли быть целью искусства победа?
Есть контингент который тоолько через еХ тХХХ мХХХ и понимает. А интеллигентуу, как я ууже говорил, без Будды, дао и красивых слов с цитатами великих обучаться ну никак невозможно. Каждому свой учитель. 😉 Чей ученик выйдет победителем в схватке, не в первую очередь от того на высоком стиле или на русском матерном они будут обучать. 👿
Ни кто, ни кому, ни чего не должен.
Кто хочет тот и учит чему хочет. А мы вольны выбирать у кого чему учиться.
Нет такого деления. 😉
Сам целиком и полностью ЗА грамотность, но с БИ это ИМХО никак не связано.
Грамотность, конечно, штука хорошая, с грамотным и культурным человеком общаться приятнее. Но что до учительства и "может/не может"… ИМХО, если речь о человеке, который учит собственно технике, "дзюцу" — он должен в первую очередь эвладеть этой техникой и уметь учить. Если речь об "учителе по жизни" — он в превую очередь должен быть мудрым. Учитель БИ, которое не "дзюцу", а "до", должен сочетать в себе и то, и другое. А мудрость с грамотностью как-то не очень связана. А вот с уважением к окружающим и культурой общения, ИМХО, связана и очень даже сильно.
Прямо в тему — Сокаку Такеда — активно не любил учится, писать так и не научился.
Ага, или на любую пусконаладку съездите, послушайте и понюхайте настоящих инженеров! :lol:)))
5+
Вы даже не можете себе представить какими выражениями изъяснялись два доктора наук и как от них воняло (две недели жили в лаборатории — спали на раскладушках) когда шла работа по созданию первого советского рекомбинантного интерферона 🙂
Общая культура в додзе зависит исключительно от того насколько сенсей поддерживает эту культуру. *И все* — ни каких зависимостей от образования, грамотности, цвета кожи, вероисповедания места жительства и тп я не вижу.
Неделя явно "удалась". 😀
Но мне кажется к уровню образования это имеет весьма отдаленное отношение. Это имеет отношение к самоуважению, к умению построить тренировки, изложить материал, вызвать к себе уважение и управлять коллективом. Да несомненно для отработки этих навыков (если дано от природы, если не дано, ничто не поможет) образование может быть положительным фактором, но не более того.
Да, но только отчасти.
За прошлую неделю побывал в трех залах у трех разных "учителей". Люди с данами, чемпионы и призеры, с десятками учеников. В зале — мат-перемат (сразу после "сенсей-ни-рэй!", "учитель" не в состоянии объяснить технику кроме как в терминах "е*ани ему туда", "звездани ему сюда". И ученики полностью соответствуют этому "стилю" — грубы, не блещут воспитанием, поносят все другие школы. Мне показалось характерным, что и сортиры в этих залах загажены, и половина учеников воняет хуже, чем грузчики в пивной (еще до начала тренировки).
Ну почему не матерятся в зале ученики О.Фомина или Н.Егорова?
Данная тема, как мне кажется, родилась из постов некоторых участников форума. Постов характерных большим количеством грамматических, орфографических, стилистических и прочих "…их" ошибок, но при этом изобилующих пафосом, нравоучениями и претендующими на роль "божественной истины", как минимум.
Как мне кажется человек который обучает тому что знает и умеет — может не быть знатоком этикета и каких-либо других наук. Я знаю несколько человек не имеющих высшего образования, не прочитавших и половины от моего запаса книжек, но ТАК РАБОТАЮЩИХ на татами, что любо-дорого поглядеть. У них можно и нужно учиться тому, в чем они профи. И своим мастерством они вызывают уважение. А поговорить "о высоком" можно и с закадычным другом в кафешке. А не с тренером на татами.
Но! Но если человек берется на форуме писать поучения, если он претендует на роль учителя и непререкаемой истины, если он официально отвечает на вопросы от имени школы, то он для нас лицо школы и ему надо его выдерживать. Если человек пишет официальные ответы от школы/федерации с диким количеством ошибок — для меня он: не уважает себя, не уважает свое дело, не уважает своих учеников, ну и за компанию тех, с кем общается.
Если ты отвечаешь другу в аське — можешь при этом грызть мобильник и писать на подоночьем диалекте. Но если ты берешься отвечать официально от чьего-то лица, отложи другие дела и выстрой себя в соответствии с принятым статусом и обязательствами. Иначе не надо браться. Иначе у меня вызывает большие сомнения умение такого человека "выстроить себя" под какую-либо более сложную ситуацию, нежели общение на форуме.
😀
Обычно Учитель действительно должен быть более менее грамотным и хотя бы "падежи связывать".
Но мне пришлось столкнуться с противоположностью этому. Мы были на Кубани у родных маминой знакомой. Там я столкнулся с любопытным дедком, казаком. Образование у него было "начальное заушное", то бишь его за уши тянули к парте, а он отбивался. Потому все его образование было 2-3 класса. Читал он с трудом, писал еще хуже. Даже в разговоре "падежов не выговаривал" (хотя может изза дикции, зубов у него было негусто) лет то ему было около 80. Но поразил меня дед тем, что он березку в руку толщиной (махнул небрежно так шашкой) с одного раза срубил почти под корень. Я потом пробовал, так смог отрубить только ветки раза в три тоньше (правда я тогда еще Кендзюцу и Баттодзюцу не занимался). Стрелял дед тоже хорошо, ножиком тоже владел нехило. А потом удивил еще больше тем, что завалил несколько парней ударами (хотя парни и были "под шафе" но координацию еще не потеряли, были весьма крепкими и вино придало только "борзости"). Выяснилось, что он своего сына этому выучил и внуков учит. А его научил рукопашке офицер у которого он был денщиком еще в Деникинской армии.
Так что из любого правила есть исключения.
Если он плохо знает медицину, нет. Если Плавает в вопросах философии будиизма, да.
Если он отмажет меня, не будучи при этом хнаком с учением Конфуция, да
Хорошему учителю математики я прощу некомпетентность в вопросах истории. И т.п.
Надеюсь, логика понятна.
Сначала докажите, что малограмотный человек не может достичь мастерства в БИ. Тогда я скажу, что у него нельзя учиться БИ. Но пока у меня такой убежденности нет.
А к малообразованному врачу под нож вы лично ляжете? А к необразованному юристу за помощью пойдете? А неграмотному учителю своего ребенка отдадите?
Мда, без знания 3 иностранных языков, экономической географии и истории философских учений нокаутирующему ударе не научить. 😀
Малообразованный человек будет обучать тому чему он понял и тому как он понял. Это скажется на методике. Но у таких учителей, самое смешное, методики бывают и поэффективнее. 8) Другой вопрос что интелектуалу у такого учителя будет не так интересно заниматься. Но это уже личные трудности.
в данной формулировке — однозначно может.
и вы путаете образованность и грамотность. конечно ест ьзависимость между уровнем образования и культурным уровнем, но не абсолютная. всякое было. видел полное быдло с университетским дипломом. и обратное тоже встречалось.