Сенсей моего сенсея…

Подумала как-то…
Сейсей кого-то учит, потом его ученики кого-то учат, так БИ предается и распространяется, но мастерство частично теряется.

Не буду брать конкретное БИ…

Есть Сенсей — основатель стиля (1), его ученики (2) тоже будут учить, и ученики учеников (3) тоже. Но не всякий ученик добирается до уровня своего учителя. Можно смело сказать, что часть (3) знает меньше приемов, соответственно (4) обучаемая у них будет знать меньше. Так как часть (4) не добереться до уровня сенсеев (3), но всеравно пойдет сенсействовать, то соответственно часть (5) будет знать еще меньше…

10 дан (1), (2)- 7-9 дан, (3) — 4-5, (4) — 2-3, (5) -1.

тенденцию вы поняли

Есть конечно сенсеи, которые продолжают совершенствоватся далее у более высоких сенсеев. Почти все многоданные учились у (1,2) и выползают на (2,3).
Но многие сенсеят и так.
Чем длинее цепочка, тем последнии звенья меньше знают, часть инфы полюбому теряется.

Получается, что сенсей 1 дана может вытянуть только на свой уровень, но часть примов может забыться, сответсвенно уровень падает, не только технический но и преподавания

Навеянно тем, что во многих клубах молодые инструкторы с 1-2 даном, а порой и кю.

Человек который учит, сам должен продолжать учится.
А то выродится БИ в подьездное махание кулаками.

Это сообщение было изменено Реалистка: (24 Сентябрь 2009 — 20:42)

Комментарии 40

  • Что бы основать новый стиль, это при полной вменяемости и адекватности основателя нового стиля как бойца, коих (бойцов) соответственно десятитысячные доли процента от общего количества занимающихся, необходимо этому бойцу освоить еще как минимум два-три стиля на приличном уровне, хотя бы 7-8 дан в японских школах БИ, не знаю как там в китайских.
    Соответственно основывающие стиль а-ля Вася Пупкин-рю, заведомо претенденты на доску почета, за редчайшим исключением.

  • Верно,не могут продвинуться или достичь результатов в старом стиле и тут же основывают новый,своего конечно,имени,Вася Пупкин-рю.К сожалению,возможно самому придется также поступить.

  • Подумала как-то…
    Есть Сенсей — основатель стиля (1), его ученики (2) тоже будут учить, и ученики учеников (3) тоже. Но не всякий ученик добирается до уровня своего учителя. Можно смело сказать, что часть (3) знает меньше приемов, соответственно (4) обучаемая у них будет знать меньше. Так как часть (4) не добереться до уровня сенсеев (3), но всеравно пойдет сенсействовать, то соответственно часть (5) будет знать еще меньше…

    10 дан (1), (2)- 7-9 дан, (3) — 4-5, (4) — 2-3, (5) -1.

    тенденцию вы поняли

    Есть конечно сенсеи, которые продолжают совершенствоватся далее у более высоких сенсеев. Почти все многоданные учились у (1,2) и выползают на (2,3).
    Но многие сенсеят и так.
    Чем длинее цепочка, тем последнии звенья меньше знают, часть инфы полюбому теряется.

    Имха , глупость . Приходит же такое в голову .

    Существует кодификация техник , сколько их есть столько и получите , не переживайте .

    Не обязательно основатель является великим мастером / бойцом . Как правило именно последующие мастера развивают и усложняют школу / стиль . В традиционных школах именно так дело и было . Техника развивалась , усложнялась , добавлялись разделы из других школ , изученных патриархами .

    Именно основатели чаще всего являются успешными бизнесменами-пиарщиками , нежели бойцами . Да куда ни кинь . Сетокан , Кодокан , даже наше Самбо .
    Ну и лично я добавляю Кекусин и Айкидо , хотя и спорно .

  • Ежели ученик не станет сильнее Сэнсея, школа(клуб) вырождается.
    В основном из-за того что "сэнсеи" боятся потерять авторитет и прочие атрибуты власти.

    Это сообщение было изменено Pan: (01 Июль 2010 — 12:56)

  • У меня вообще паршивая ситуация. Имею 1 дан по иай-дзюцу и 3 кю айкидо и преподаю айкидо. К сожалению все мои учителя разъехались, так чтобы секция не развалилась пришлось брать в свои руки, никто не захотел. Теперь вот стараюсь ездить на семинары, а получать даны — не ставлю самоцелью. Знал одного человека, опыт в тренировках большой, но имеет 6 кю, а знает на 2 дан, он меня иногда учил 🙂 , Опять таки занл одну девушку, которая сдала на 1 дан, как она сказала "отплясала", сразу видно, что не серъезно подошла к техники, много чего не знает. Я считаю дан — не всегда является уровнем знаний. Я думаю надо больше смотреть на возраст сенсея, его стаж преподавания, какая группа, какой статус он занимает в обществе.
    Я слышал от кого-то, точно не помню от кого, что вроде как японские сенсеи понараздавали черных поясов всем, а теперь политика направлена на то, чтобы все эти черные пояса забрать, ужесточить меры сдачи. Может это всего лишь слухи.

    А так, ин май опинион, надо действительно строже и жестче относиться к сдаче на пояса.

    Ну аттестоваться тоже надо. Уж чтобы преподавать то — точно. Если просто для себя заниматься, то можно и без корочек.
    Лучше, если форма соответствует содержанию! (и наоборот, конечно):)

  • У меня вообще паршивая ситуация. Имею 1 дан по иай-дзюцу и 3 кю айкидо и преподаю айкидо. К сожалению все мои учителя разъехались, так чтобы секция не развалилась пришлось брать в свои руки, никто не захотел. Теперь вот стараюсь ездить на семинары, а получать даны — не ставлю самоцелью. Знал одного человека, опыт в тренировках большой, но имеет 6 кю, а знает на 2 дан, он меня иногда учил 🙂 , Опять таки занл одну девушку, которая сдала на 1 дан, как она сказала "отплясала", сразу видно, что не серъезно подошла к техники, много чего не знает. Я считаю дан — не всегда является уровнем знаний. Я думаю надо больше смотреть на возраст сенсея, его стаж преподавания, какая группа, какой статус он занимает в обществе.
    Я слышал от кого-то, точно не помню от кого, что вроде как японские сенсеи понараздавали черных поясов всем, а теперь политика направлена на то, чтобы все эти черные пояса забрать, ужесточить меры сдачи. Может это всего лишь слухи.

    А так, ин май опинион, надо действительно строже и жестче относиться к сдаче на пояса.

  • Можно ли научиться эффективному боевому стилю у человека далеко за 60? К нему надо приходить за оздоровительной гимнастикой — это вполне. Болезни и старость — вот враги, с которыми он эффективно борется в этом возрасте.

    А почему нельзя? Если он владеет методиками и может учить, то я не вижу проблем.

  • У Сенсея, первое поколение учеников, второе поколение это ученики учеников, третье ну вы поняли. К поколению 10 общий уровень будет падать.
    На мой взгляд, учится с серьезными намерньями (а не просто помахать кулаками), лучше до 4 поколения.

    Борцы должны бороться. Ударники — бить, блокировать и получать удары (с защитным инвентарём или без оного). Становясь тренерами, они, имея опыт, выводят технику на новый уровень.

    А виды, где дедушки "танцуют" (я не про какой-то конкретный стиль), получая пояс раз в десять лет за чаепития с сэнсэем — это другой разговор. Ну приятно, наверно, дедушке 80-ти лет, придя к врачу показать геморрой, не только показать врачу зад, но и рассказать, что недавно он получил 7-ой дан.

    Можно ли научиться эффективному боевому стилю у человека далеко за 60? К нему надо приходить за оздоровительной гимнастикой — это вполне. Болезни и старость — вот враги, с которыми он эффективно борется в этом возрасте.

    Это сообщение было изменено Contra: (30 Июнь 2010 — 11:12)

  • Еще либидо тоже. Офтопю, с дамой можно.

  • Сэнсей моего сэнсея — японец

    Да-а, хорошая,у Вас кАрма 🙂 такого не часто встретишь.

  • Сэнсей моего сэнсея — японец, регулярно бывает в союзе (москва и казахстан). Максимально открытый к людям, он может подолгу править зеленого пояса из уездного города на задворках большого семинара с важными черными поясами, объясняя все это на чистом руском языке. Он учителем моего учителя с середины семидесятых, я ежу к ниму на семинары с 88г. В суе имя писать не буду, сразу оговорюсь — это не Като.

  • С одного форума http://www.orlovsky.ru/forum/viewtopic.php…575&start=0

    Почитал. Да уж! 🙂 Форум прибитых на голову. Люди умудряются обсуждать то о чем они ВООБЩЕ понятия не имеют. 😛

  • куда деваться 5-му и прочим поколениям учеников ? и вообще, почему БИ до сих пор не вымерли?

    Многие едут к мастерам учится, естно когда есть база, то доучить что-то не так сложно. Врачаревич ездил в Японию, другие тоже ездели. Сами мастера часто устраивают выездные семинары.

    да с чего ж вы взяли, что прямые ученики основателя стиля обязательно лучше и грамотнее следующих поколений?

    Не лучше и грамотней, просто данный стиль знают лучше.

    всегда есть люди одаренные, которые понимают больше, развивают стиль, делают его эффективнее. иначе — регресс, смерть.

    Есть, но таких не много.

    К чему это тема. Я не про одаренных людей которые развивают стиль, совершенствуются, да такие есть. И неважно у кого они начинали учится… и у кого будут.

    Я о тех кто получив черный пояс мчаться сейсенсвовать (да обучение кого-то что-то дает, но это другой разговор).

    Не знаю как в москве (там вообще жизнь другая и все подругому. москва — "другая планета"), но в маленьких городках в провиции, часто сенсеят с очень низким уровнем.
    У нас были секции существовавшие пару лет, а потом исчезавшие в неизвестном направлении. Народ занимающийся там успевал отхватить пояса и кое какие зания.
    А потом получается, ну это уже частные случаи, когда вот такхи вот побивали обычные (занятие БИ куртости внешней придает многим), и потом заявляли: "фи ваше БИ фигня".
    И дискриминируются БИ в глазах обыватлей и спортсменов.

    С одного форума http://www.orlovsky.ru/forum/viewtopic.php…575&start=0

    Вост. единоборства неприемлемы для русского человека по причине ФИЛОСОФИИ(без нее никуда), опять же восточной, не близкой нам. да и чтобы постичь искусство в совершенстве, надо посвятить этому ВСЮ жизнь, что нереально в принципе.
    Сам имею трехлетний стаж по боксу, КМС. Поэтому утверждаю,что ни один боец вост. един.(кроме,конечно,грандмастеров, те еще помучают ) не выстоит против боксера или рукопашника и 30 секунд . проверенно.
    приемы знать — это хорошо, вот только борцовские. и оттачивать их нужно до рефлекса, иначе не работают.

    Тренировался тогда на "Динамо", приехали ребята из южных республик, самоуверенные, нагловатые, наши не удержались, вступили в беседу, слово за слово,х…м по столу, решили померяться силушкой.
    встречались 5х5, 2 таэквондо, 3 карате, пояса точно не вспомню, мне лично достался коричневый. каратист.
    бились на ринге 2 раза, на татами 3 раза.
    все восточные бойцы садились на попу в среднем за 20-40 секунд. мне пришлось повозиться чуть более минуты. пока меня пытались достать ногой в голову(!), выбрал дистанцию, и простой двоечкой засадил в репу. кстати , удар они держат плохо. вернее, вообще не держат.

    Вот так-то.

    Это сообщение было изменено Реалистка: (26 Сентябрь 2009 — 10:21)

  • кудаж без прогресса. Но опыт накопится далеко не у всех. Чтоб что-то развивать и прогрессировать надо это досканально знать.

    естественно, не у всех. но это не зависит от поколения мастеров. он и учеников первого поколения не у всех накопится.
    тогда вопрос: куда деваться 5-му и прочим поколениям учеников <_< ? и вообще, почему БИ до сих пор не вымерли?

    Допустим чел обучался у 9 поколения, дорос до максимума, поехал к ученикам сенсея (первое поколение), поцился стал вторым поколением.
    Поколения в БИ лет 6-7, столькоже сколько нужно на 1 дан.

    да с чего ж вы взяли, что прямые ученики основателя стиля обязательно лучше и грамотнее следующих поколений? всегда есть люди одаренные, которые понимают больше, развивают стиль, делают его эффективнее. иначе — регресс, смерть. ну и многое здесь зависит от конкретного стиля, его методик и лично мастеров.

  • Вот это вряд-ли. Для того, чтобы человек стал Вашим сэнсеем, он должен признать Вас учеником.

    Ну тут как посмотреть."Дед" по стилю — то есть — "Отец моего Отца" это святое <_<

  • Сенсей моего сенсея и мой сенсей.

    Вот это вряд-ли. Для того, чтобы человек стал Вашим сэнсеем, он должен признать Вас учеником. А вот это практически не реально Существует расхожее выражение:"Ученик моего ученика- не мой ученик". И это правильно, и это проверено поколениями.А моя фраза, это просто производная от этой, по аналогии.

  • Тады всё. Кранты. Как раз четвертое на дворе. А кое-где и пятое.

    Допустим чел обучался у 9 поколения, дорос до максимума, поехал к ученикам сенсея (первое поколение), поцился стал вторым поколением.
    Поколения в БИ лет 6-7, столькоже сколько нужно на 1 дан.
    ИМХО

    да с чего вы это взяли? а прогресс, а накопление опыта?

    кудаж без прогресса. Но опыт накопится далеко не у всех. Чтоб что-то развивать и прогрессировать надо это досканально знать.

  • К поколению 10 общий уровень будет падать.
    На мой взгляд, учится с серьезными намерньями (а не просто помахать кулаками), лучше до 4 поколения.

    да с чего вы это взяли? а прогресс, а накопление опыта?

  • На мой взгляд, учится с серьезными намерньями (а не просто помахать кулаками), лучше до 4 поколения.

    Тады всё. Кранты. Как раз четвертое на дворе. А кое-где и пятое.

  • "Сенсей моего сенсея не мой сенсей" (С)

    Сенсей моего сенсея и мой сенсей.

    А вот со временем сложилась ситуация, когда люди имеющий крайне малый опыт вообще в БИ, получив 1-2 дан начинают вести себя как большие мастера, но реально не владея ни методикой ни мировоззрением — таких сейчас все больше и больше становится… Правда, начинающим это не слишком заметно…

    Вот я и про то.

    И еще.

    У Сенсея, первое поколение учеников, второе поколение это ученики учеников, третье ну вы поняли. К поколению 10 общий уровень будет падать.
    На мой взгляд, учится с серьезными намерньями (а не просто помахать кулаками), лучше до 4 поколения.

  • Ничиго никуда не выродица.

    protokarate а каков был сенсей Вашего сенсея?

  • Ничиго никуда не выродица. Стиль — это прежде всего путь. Дорога, у которой есть старт, указазатели направления и нет конца. Взял свой указатель и несеш вперед, устал остановился — откатился назад. Нашел в себе силы пошел дальше. Дан ништо — практика все.

  • Нуу вспомнили — сейчас два раза в год аттестации, кю все получают регулярно, А раньше? В том же 78 в киокушине аттестовали на желтый пояс года через 2-3 занятий. Может не везде….

    У нас не получают. Приходится зарабатывать. Поэтому далеко не у всех "два раза в год аттестации". Бывает и намного реже.

  • Нуу вспомнили — сейчас два раза в год аттестации, кю все получают регулярно, А раньше? В том же 78 в киокушине аттестовали на желтый пояс года через 2-3 занятий. Может не везде….

  • Черный пояс был пределом мечтаний для меня и моих ровесников в конце 80-х годов, когда мы только начинали заниматься каратэ и думали, что круче черного пояса ничего нет 😉 В айкидо изначально сложилась ситуация, что данов изначально было крайне мало, а желающих заниматься много — преподавали начинающим часто 3-1 кю, а когда они сдавали на даны становились практически "сенсеями"… то есть опыт преподавания начинался с 3-го кю… опыт в БИ был до занятий айкидо, у некоторых по 10-15 лет… мой инструктор, когда я сдавался на 1 дан имел тогда 3-ий, а начал тренировать меня имея 1-ый кю…
    А вот со временем сложилась ситуация, когда люди имеющий крайне малый опыт вообще в БИ, получив 1-2 дан начинают вести себя как большие мастера, но реально не владея ни методикой ни мировоззрением — таких сейчас все больше и больше становится… Правда, начинающим это не слишком заметно…

    Всяко бывало. Я начинал преподавать в 1975 году с 4 кю. До 80 года в нашей школе 4 кю были ассистентами инструктора. Потом постепенно это прекратилось за ненадобностью, а сейчас и не все черные пояса преподают.

  • Я не буду спорить. Моя жена, имея почти 20 лет 2 Дан, вполне успешно занималась подготовкой 1 и 2 Данов. Но это, скорее, исключение из правила. А правило простое — 1 Дан вполне может обучать до 2-3 кю. 2 Дан — до 1 кю, редко до 1 Дана. 3-4 Даны могут готовить 1 Даны. Ну и так далее. Речь не о стаже занятий и не о "наборе технических действий". Речь именно о владении методикой подготовки на черный пояс.

    Черный пояс был пределом мечтаний для меня и моих ровесников в конце 80-х годов, когда мы только начинали заниматься каратэ и думали, что круче черного пояса ничего нет 😉 В айкидо изначально сложилась ситуация, что данов изначально было крайне мало, а желающих заниматься много — преподавали начинающим часто 3-1 кю, а когда они сдавали на даны становились практически "сенсеями"… то есть опыт преподавания начинался с 3-го кю… опыт в БИ был до занятий айкидо, у некоторых по 10-15 лет… мой инструктор, когда я сдавался на 1 дан имел тогда 3-ий, а начал тренировать меня имея 1-ый кю…
    А вот со временем сложилась ситуация, когда люди имеющий крайне малый опыт вообще в БИ, получив 1-2 дан начинают вести себя как большие мастера, но реально не владея ни методикой ни мировоззрением — таких сейчас все больше и больше становится… Правда, начинающим это не слишком заметно…

    Это сообщение было изменено pointer: (25 Сентябрь 2009 — 16:08)

  • Возможно, это зависит все-таки от школы и опыта. В айкидо (в нашей стране) это очень даже возможно, потому что в среднем люди к 1 дану имеют опыт занятий 5-6 лет и набор технических действий, который требуется для аттестации на 2-3 даны… 2 дан вполне может подготовить ученика на черный пояс — другое дело, что не каждый сможет это сделать хорошо, все зависит от того, насколько человек соответствует этому уровню…

    Я не буду спорить. Моя жена, имея почти 20 лет 2 Дан, вполне успешно занималась подготовкой 1 и 2 Данов. Но это, скорее, исключение из правила. А правило простое — 1 Дан вполне может обучать до 2-3 кю. 2 Дан — до 1 кю, редко до 1 Дана. 3-4 Даны могут готовить 1 Даны. Ну и так далее. Речь не о стаже занятий и не о "наборе технических действий". Речь именно о владении методикой подготовки на черный пояс.
    Хотя………. это становится всё менее актуальным.

  • Всё верно. За исключением пустяка. 1 дан никогда не может полноценно подготовить кого-то на 1 дан. Часто — даже на 1 кю. Да и 2 дан скорее всего не сможет грамотно в полном объеме подготовить ученика на черный пояс.

    Возможно, это зависит все-таки от школы и опыта. В айкидо (в нашей стране) это очень даже возможно, потому что в среднем люди к 1 дану имеют опыт занятий 5-6 лет и набор технических действий, который требуется для аттестации на 2-3 даны… 2 дан вполне может подготовить ученика на черный пояс — другое дело, что не каждый сможет это сделать хорошо, все зависит от того, насколько человек соответствует этому уровню…

  • Получается, что сенсей 1 дана может вытянуть только на свой уровень, но часть примов может забыться, сответсвенно уровень падает, не только технический но и преподавания

    Навеянно тем, что во многих клубах молодые инструкторы с 1-2 даном, а порой и кю.

    Человек который учит, сам должен продолжать учится.
    А то выродится БИ в подьездное махание кулаками.

    Всё верно. За исключением пустяка. 1 дан никогда не может полноценно подготовить кого-то на 1 дан. Часто — даже на 1 кю. Да и 2 дан скорее всего не сможет грамотно в полном объеме подготовить ученика на черный пояс.
    Надо просто учиться. Уровень 5-6 Дана — это практически вся школа, весь стиль. Дальше — действительно часто встает вопрос не о продолжении стиля, а о его "развитии", то есть об уходе от стиля. Может — в лучшую сторону. Чаще — нет.
    Но это уже другая тема.

  • джерри,
    а бывает что кто-то поставил планку, а добившись на вольные хлеба сенсеить или вообще в другой стиль.

    ну ничего особенно плохого здесь не вижу.

    Учить любят все, а вот учится…

    да и учить-то не все любят. :rolleyes: а учиться нужно, согласен. и действительно, когда начинаешь учить — есть хорошая возможность переосмыслить то, что вроде бы казалось пройденным и как бы освоенным.

    последний вариант (самый поскудный) взяв все, что можешь у одного учителя — перебираться к другому. Иногда это работает, но чаще — вредит. Всем. Ученику, учителю, школе.

    не согласен. в принципе, это нормальный путь.

  • джерри,
    а бывает что кто-то поставил планку, а добившись на вольные хлеба сенсеить или вообще в другой стиль. Учить любят все, а вот учится…

    "Сенсей моего сенсея не мой сенсей" (С)

    Блин! я под столом Ну почему я не могу генерировать подобные перлы? Ушла убиваться об стену

    Вассал моего вассала не мой вассал. По ассоциации.

  • Вот тут маленькая такая собачка зарыта. Почти крыса. Когда стиль развивается он уходит от первоначального. Как это приверженцы "традиционных" направлений обходят?

    Скорее свинка :rolleyes: . Когда кто-то вслух полагает,что "я и есть традиция" — некоторые остальные расстраиваются.
    ИМХО — своё осмысление традиции — вполне в духе самой традиции.

    Это сообщение было изменено ВиШень: (24 Сентябрь 2009 — 21:47)

  • Вот тут маленькая такая собачка зарыта. Почти крыса. Когда стиль развивается он уходит от первоначального. Как это приверженцы "традиционных" направлений обходят?

  • Заметьте я не сазал стиль, не сказал мастер.

    Заметили :rolleyes: а как ещё — достигаешь успехов в стиле — надо прилагать усилия к его развитию.Причём развитию исходя из места-времени-обстоятельств. Что-то из этого будет иным,нежели у мастера.

  • Не знаю как в БИ, почему-то мне кажется тоже самое. Но что касается науки — плох тот учитель, если ученики его не превзошли, плох метод, если последователи не превзошли основателя! Заметьте я не сазал стиль, не сказал мастер.

  • А копирайт чей кстати???

  • А вообще-то: "Сенсей моего сенсея не мой сенсей" (С) 😛

    Блин! я под столом 😀 Ну почему я не могу генерировать подобные перлы? Ушла убиваться об стену :angry:

  • Любой учитель должен совершенствоваться. И уча других это делать иногда даже проще, чем только тренируясь у кого-то. В идеале — ведешь группу и дополнительно занимаешься сам у своего сенсея. К сожалению такое получается не всегда.
    При правильном подходе к обучению хотя бы некоторое количество (далеко не каждый) учеников будут в состоянии превзойти учителя. Ну и последний вариант (самый поскудный) взяв все, что можешь у одного учителя — перебираться к другому. Иногда это работает, но чаще — вредит. Всем. Ученику, учителю, школе.

  • Есть Сенсей — основатель стиля (1), его ученики (2) тоже будут учить, и ученики учеников (3) тоже. Но не всякий ученик добирается до уровня своего учителя.

    Дурак тот ученик, который не способен добраться до уровня основателя потому, что то, что ученику подносится на блюдечке, основателю приходилось постигать путем долгих размышлений и ошибок.
    А вообще-то: "Сенсей моего сенсея не мой сенсей" (С) :angry:

    Это сообщение было изменено Начинающий: (24 Сентябрь 2009 — 21:07)

  • Человек который учит, сам должен продолжать учится. А то выродится БИ в подьездное махание кулаками.

    все правильно

    а вот здесь ошибка:

    Сейсей кого-то учит, потом его ученики кого-то учат, так БИ предается и распространяется, но мастерство частично теряется.

    Есть Сенсей — основатель стиля (1), его ученики (2) тоже будут учить, и ученики учеников (3) тоже. Но не всякий ученик добирается до уровня своего учителя. Можно смело сказать, что часть (3) знает меньше приемов, соответственно (4) обучаемая у них будет знать меньше. Так как часть (4) не добереться до уровня сенсеев (3), но всеравно пойдет сенсействовать, то соответственно часть (5) будет знать еще меньше…

    бывает и такое. слышал от приверженцев ТКБИ в точности те же мысли. здесь все зависит от установок: ежели ты точно знаешь, что до учителя тебе не подняться никогда, так оно и будет. в частности потому, что такие установки ученику дают все время обучения. нормальный же инструктор стимулирует учеников к росту, в том числе и к самостоятельному поиску, и к обучению у других мастеров. тогда новое приветствуется. и нормальный учитель не боится, что ученики его превзойдут, и установки дает соответствующие. я понимаю, что некоторым традициям вообще чужда идея прогресса — но не нужно на них ориентироваться. вообще это нормально, когда следующее поколение "продвинутее" предыдущего. да, что-то может потеряться при передаче. но при этом что-то и найдется, привнесется новое. это нормально.