Добрый день всем!
Известно, что атака противника на его вдохе, когда его КЁ сильно выражено, наиболее эффективна. Тем не менее я встречал рекомендации делать вдох в момент атаки противника, в момент ухода или блока для возможности произвести контратаку на своем выдохе.
Кроме того я встречал разные мнения по поводу синхронизации дыхания и ударов, особенно в сериях. Частичный выдох на каждом ударе, задержка дыхания, полный выдох или сжатие части воздуха в себе.
Также интересно как вы реализуете дыхание при бросках. Выдох одновременно с броском или задержка дыхания и потом выдох на заключительной стадии.
Возможно, поэтому чтобы не путаться — пишу термины на романджи (латинскими буквами), а кто и что понимает под ними — дело каждого стилевого БИ и японской филологии.
Странно конечно, но часто слышал, как в русской транскрипции слово Ran — произносили через "Э".
С уважением 😆
Вы путаете рэн-цуки с "ран"-цуки.
😆 🙂 🙂 Ильич, вы в своем репертуаре — ran-tsuki переводится просто (ran-хаос, tsuki — укол, толчок,удар), и что вы под этим понимаете — это ваши проблемы (и чем вам хаос не серия, часто очень эффективная) 😉
Ну а серии ударов в Goshinkan bujutsu не только бьют (sanhon kumite[tachi] — серия из трех ударов и противодействия в каждом такте, или gohon kumite — серия из пяти ударов и противодействия в каждом такте, включая броски в "одно касание"), но и работают на них все технические аспекты, причем на реальной скорости, где синхронизация дыхания и применения kotodama являются принципиальным. 😉
Это ж с каких то пор серия ударов Рен-цуки стали "хаотичными ударами"??? Или в Гошинкане не бьют уже сериями вовсе? "Ик кен хисацу" и все??? 😆
Если вы, Ильич даже хаотические удары наносите на вдохе или задержке дыхания, то рад за вас 😆 😆 😀
Неужели вас этому в вашем "Кито-рю" научили 🙄
Дыхание синхронизируется когда делается "решающий прием", бросок или удар типа "Ик-кен-хисацу", т.е. когда это требует полной концентрации и самоотдачи. Считается, что все остальные движения — например Рен-цуки серии ударов являются подготовительными действиями для такого "решающего приема", в них главное это скорость исполнения, поэтому дыхание как правило произвольное (главное чтобы животом). 8)
Да Александр, тема однозначно актуальная…..но простых рекомендаций не имеет, Адепт прав 😉
ИМХО вопрос синхронизации дыхания относится к "движку" стиля и нарабатывается в ката. Дыхание при бросках, принципиально от обычной серии или комбинации не отличается.
Синхронизация с движением также регулирует концентрацию вдоха или выдоха и их баланс. Причем все эти вещи носят выраженный психоделический характер, поэтому обычно остаются в стороне по соображениям безопасности.
Для примера посмотрите на любое самое безобидное упражнение пранаямы и рекомендации к исполнению 🙂
С уважением 😆
Добрый день, Alexs!
Чтобы ответить на Ваш вопрос, думаю сначала следует определиться с методом тренинга с позиции Ки (ци)…Есть разные школы…С точки зрения внутренней энергии Ки (ци) (далее для простоты написания буду использовать термин ци) школы :
— не признают и не используют ци
— работают с ци дыхания
— работают с изначальной ци и ее подвидами в организме.
Соответственно получается и различие в использовании собственно дыхания, его циклов (вдох, задержка, выдох)…
1,Школы, не использующие ци, также относятся к дыханию двояко…Есть школы, которые НЕ привязывают свои действия к дыханию…Они мотивируют это тем, что привязка движения к дыханию ВЫНУЖДЕННО создает определенную ритмику движений…противник может разгадать эту ритмику и использовать ее против бойца, ее применяющего…Потому ритм должен быть "рваный" и не привязанный к дыханию…Второй довод — "боевое" дыхание требует вертикальности корпуса…При его изгибах дыхание сбивается…И, как следствие, падает эффективность техник..Это в свою очередь, ограничивает спектр применяемой техники, исключая из боя различные скрученные, наклонные позиции тела….Потому не стОит СПЕЦИАЛЬНО соотносить техники с циклами дыхания, а использовать свободное дыхание само по себе, а техники — сами по себе..Дыхание должно лишь обеспечит организм достаточным притоком кислорода, и, как следствие, выносливостью….Другое отношение — у школ, которые считают, что "взрыв" дыхания с криком в момент физического напряжения позволяет значительно усилить атакующее или защитное действие…Они соотносят технику с дыханием…Причем при менее важных действиях (финты, уходы, промежуточные тактические действия) выполняются на частичных (по глубине) вдохах-выдохах, а при РЕШАЮЩЕМ применении техник используется максимальная сила и акцентированный выдох…
2. Школы используют ци дыхания…Тут движения "привязываются" не только к ритмике, но и к фазам дыхания…Считается, что максимальная работа ци дыхания происходит в момент задержки дыхания на вдохе…Соответственно, техники выполняются на задержке, с последующим выдохом…Набор ци осуществляется на вдохе…Поэтому вдох выполняется на переходах и промежуточных позициях…А техника, как атакующая, так и защитная, и бросковая выполняется на задержке дыхания…
3. Школы используют некую изначальную ци организма, не являющуюся ци дыхания…В этом случае жесткой привязки техник к дыханию не происходит…Техники привязываются к "отдаче" и "возврату" изначальной ци ("открытию и закрытию"), а дыхание происходит свободно-расслабленное с тенденцией к "утоньшению", т.е. с ростом мастерства становясь все тоньше и незаметнее…
Вот примерный обзор…Существуют еще и "смешанное" отношение к дыханию, где переплетается работа с дыханием, свойственная различным школам…В коротком посте всего не расскажешь…Увы 😥 [list]
Выдержки из статьи "Специальные дыхательные упражнения для борцов", В.И. Силин
В одной эмпирически выведенной рекомендации по дыханию, записанной в древней летописи Японии о борьбе, говорится: "Чтобы сохранить правильную осанку для атаки, надо сделать глубокий вдох, выдохнув часть воздуха, затаить дыхание, напрячь низ живота (танден) и атаковать противника на его вдохе. Научившись дышать, сумеешь уловить момент для броска" (И. Мацумото, 1975).
Японский ученый Иваи экспериментально подтвердил правильность этого эмпирического тезиса: он установил, что тори (атакующий), выводя из равновесия укэ (атакуемого), после глубокого вдоха выдыхает только 20% воздуха от возможного и, задержав дыхание, отрывает укэ и бросает его, продолжая задерживать дыхание. Дыхание укэ в начале броска по фазе отличается от дыхания тори, но в момент полета его дыхание на доли секунды задерживается, переключаясь на выдох. Пока длится полет и тори и укэ задерживают дыхание.
В момент подготовки броска (цукури) кривая дыхания смещается вверх в сторону выдоха, по амплитуде объем дыхания уменьшается вследствие сдерживания дыхания в момент подготовки броска.
Таким образом такое сложное виртуозное движение, как подготовка броска, имеет тесную связь с дыханием. В момент подготовки броска возрастает общее напряжение, дыхание учащается, но не сбивается. Уравновешенное дыхание обеспечивает надежную подготовку броска и синхронность фаз дыхания с идеальным отрывом укэ от татами.
После подготовки броска следует отрыв укэ. Благоприятнами моментами для отрыва являются средний и заключительный периоды фазы вдоха, начальный период выдоха; до и после пика фазы выдоха движения сковываются в результате увеличивается время биомеханической реакции (И. Мацумото, 1975).
Выведение из равновесия (кудзуси) совпадает с фазой вдоха. Вдыхая воздух, дзюдоист выводит из равновесия партнера и готовит себя к дальнейшему развитию броска. В среднем периоде фазы вдоха борец, как правило, задерживает дыхание и проводит отрыв. Во время отрыва борец задерживает около 80% воздуха от возможного, входит в фазу выдоха. С момента отрыва до полного завершения броска борец продолжает задерживать дыхание. Первый глубокий выдох борец производит после окончательного завершения броска. Чем больше времени тратится на отрыв и бросок, тем больше времени задержка дыхания.
Броски, выполняемые на демонстрациях техники дзю-до (ката), по способу подготовки приема до момента отрыва отличаются от излюбленных бросков, выполняемых в вольных схватках (рандори), так как в момент выполнения коронных приемов дыхание сдерживается глубже, чем в ката.
В момент вдоха тело находиться в расслабленном состоянии. Это наиболее удобный момент для атаки, поэтому вдох следует производить незаметно для противника, тихо и глубоко.
Лит-ра: ежегодник "Спортивная борьба" 1982 год. Москва ФИС.
У меня пока что получается так, что удар или защиту (бывает и приём удара на себя, если не успел) удобнее делать на выдохе. Обычно выдох частичный, чтобы иметь возможность продолжить активные действия. Освобождение от захвата иногда удобнее делать на вдохе.
Совсем полного выдоха в поединке (или в отработке каких-то действий) не делаю, всегда оставляю что-то "на всякий случай".
То же самое в ката, — полного выдоха нет, весь комплекс должен выполняться без внутренних остановок, соответственно и дыхание не останавливается, пауз на то, чтобы "передохнуть" не должно быть, даже если по рисунку ката делается остановка.
Как у больших мастеров — не знаю, но один раз видел выполнение ката, в котором дыхания у мастера не было заметно, живот оставался практически в одном положении.
Я слышал что и удары и блоки мастера иногда не связывают с дыханием! Дыхание само по себе — естественное, а удары сами по себе в зависимости от ситуации. ❗