Самостоятельные (одиночные) занятия БИ.

Возможность самостоятельных занятий периодически обсуждается на БИ-форумах Интернета. Хотелось бы предложить вниманию уважаемых коллег свое виденье данной проблеммы.:
Самостоятельные (одиночные) занятия БИ имеют полное право на существование наряду с групповыми (в составе учебной группы) и индивидуальными (вдвоем с учителем). Обстоятельства бывают разные и нельзя допускать, чтобы они диктовали – заниматься чем бы то ни было Вам или нет. Можно изучать БИ в блестящем зале с толпой учеников, в полутемном подвале с группой товарищей, в одиночку в квартире или на берегу реки. Ничто и никто не могут лишать человека радости приобщения к искусству. И только от него самого должны зависеть его занятия. Ну, нет в городе Н-ске, группы по изучению «самовар-дзюцу» 😯 , а очень хочется…
Вперед! Для самостоятельных занятий нужно: а) желание, б) место где бы никто не мешал, в) любой носитель информации (память о показанной кем-то технике, умная книжка, видеозапись семинара или учебный фильм). И не стоит обращать внимание на презрительное шипение «знатоков» по поводу незнания тех нюансов, которые «может передать только Мастер». Я и только я занимаюсь «самовар-дзюцу» 😉 и в Москву не поеду, к великому представителю микроскопической Школы, не хочу платить за крохи знаний макро-гонорары. Если есть книга и(или) видеоматериал, то заниматься самому можно и нужно. Пресекая обозленный вой ренши и сиханов, заявляю: в них говорит жадность и гордыня. По книгам учиться можно! По книгам учились всегда! И суровые буси, и монахи- воители. Манускрипты ниндзя до сих пор будоражат умы кинематографистов. Макимоно с техникой стиля передаются в школах корю дзю-дзюцу по сей день. И если старинные свитки по информативности сопоставимы с наскальной живописью получеловеков, то насколько эффективнее переносит информацию образчик современной полиграфии, снабженный качественными фотографиями. А полноценное видео может заменить добрую треть ныне практикующих инструкторов.
Самостоятельно можно заниматься любым вооруженным и безоружным ударным БИ(кроме борьбы, но и там можно подумать). При наличии условий можно работать «базу» на снарядах, при их отсутствии- на воздухе. Формальные комплексы ушу и пенчак-силата, ката каратэ, пхумсэ тэквондо, тыли вьетводао предоставляют возможность отработки и наработки базовой техники избранного БИ в любых условиях… 🙄
❗ Никого не хотел задеть. С уважением и С НОВЫМ ГОДОМ 😆 ❗

Комментарии 68

  • Тэнугуи надевали не только под шлем, часто второй вкладывали в отворот кимоно.
    А кстати, если кровь свежая, то она сворачивается не сразу, но все равно более густая, чем вода. Но ради интереса проведите простой тест, налейте чуть чуть воды на клинок и попробуйте сделать Тибури как показывает Нишио и как описал я. Я проверял, лезвие более сухое при традиционном Тибури.
    Ну да ладно, что мы зациклились на Тибури, тут еще есть что обсудить.

  • Одно из классических Тибури делается от места на голове чуть выше виска, меч под 45 градусов, далее делается сначала движение как бы рубящее, но в конце меч чуть поворачивается по оси кистью и оказывается в положении острием в сторону земли, а заточенная часть почти вверх. Делается Такое Тибури вперед. при этом возможно и не вся кровь стечет (пробовал, немного остается в виде небльших капель), но большая часть точно. Не знаю понятно ли описал процесс.

    Кажется, что то очень похожее на один из стандартных видов Тибури в Сейтей. В класических формах Тохо такого нет. Но на видео, Нишо сенсей давал некоторые и нестандартные варианты, там похожее было.

    Но стоять, чтобы стекла не приходится.

    Понятно… не объяснил. Кровь естественно с туш свиней и коров. Мы пробовали рубить части туш. Так вот кровь не вода (она более густая и «липкая») и сама просто стечь по лезвию не сможет, ее надо стряхивать (хотя бы большую часть) для этого и делается Тибури.

    Понятно. А у трупов свиней и коров кровь не стала свертыватся? Не стала более густая и «липкая», чем живая?

    Остальное можно действительно вытереть, но лучше не о Хакаму, а о Тэнугуи. Хотя при необходимости (на бегу) учитель говорил, что вытирали так же о рукав.

    Ага, нашел..

    Тэнугуи — полотенце (в кэндо повязывается на голову под шлем)

    Похоже, если приспичило, вытерали тем, что под руку попадет 😛
    Хотя, может быть, в каком то стиле и такие вещи канонизированны.

  • А..Здорово.Надеюсь,у нас тоже такая практика будет.

  • Понятно… не объяснил. Кровь естественно с туш свиней и коров. Мы пробовали рубить части туш. Так вот кровь не вода (она более густая и «липкая») и сама просто стечь по лезвию не сможет, ее надо стряхивать (хотя бы большую часть) для этого и делается Тибури.

  • Делается Такое Тибури вперед. при этом возможно и не вся кровь стечет (пробовал, немного остается в виде небльших капель), но большая часть точно

    😯

  • Припомнил еще, и сенсей Мюлер пожалуй Тибури делает без характерного стряхивающего движения. Его пояснения можно понять и так, что ощищение клинка не из-за стряхивания происходит, а во время стояние в конце Тибури, тогда кровь стекает с клинка. Эта идея определяет положение клинка в конце Тибури. Так что, может быть, это и особенность школы.

    Однажды сказал, что Тибури это конечно здорово, но на практике, если клинок у самурая сильно испачкан, то он о хакаму вытрет, а потом в ножны вложит.

    Завершающая стадия каты (начиная с Тибури) занимает чуть ли не больше времени, чем все остальное. И это важно. Мне это не очень нравится, че время попусту терять, можно же 2-а раза кату сделать вместо 1-го..

    Одно из классических Тибури делается от места на голове чуть выше виска, меч под 45 градусов, далее делается сначала движение как бы рубящее, но в конце меч чуть поворачивается по оси кистью и оказывается в положении острием в сторону земли, а заточенная часть почти вверх. Делается Такое Тибури вперед. при этом возможно и не вся кровь стечет (пробовал, немного остается в виде небльших капель), но большая часть точно. Не знаю понятно ли описал процесс. Но стоять, чтобы стекла не приходится. Остальное можно действительно вытереть, но лучше не о Хакаму, а о Тэнугуи. Хотя при необходимости (на бегу) учитель говорил, что вытирали так же о рукав.

  • Не Сай (то бишь оружие Каратэ), а Сая — ножны.

    Да, конечно, просто мне показалось, что уважаемый z просклонял как раз сай. 😕 🙂

    Да я Сай в глаза не видел.. Помню о ней в основном из-за БИшной притчи. Там мастер какого то молокососа отметелил. А все из-за того,
    что молокосос был неряха, а мастер аккуратный — у мастера сай был начищен до зеркального блеска, а у молокососа грязная. Мастер ослепил зайчиком.

    3. что смутило это: во многих ката отсутствует Тибури (стряхивание крови) во всех старых техниках это обязательно (нельзя убирать меч в крови в ножны),

    Насколько знаю, Тибури присутствует во всех ката, сенсей Поль Мюлер на этот элемент всегда указывает. Наверно не так акцентированно, как в других стилях.

    Припомнил еще, и сенсей Мюлер пожалуй Тибури делает без характерного стряхивающего движения. Его пояснения можно понять и так, что ощищение клинка не из-за стряхивания происходит, а во время стояние в конце Тибури, тогда кровь стекает с клинка. Эта идея определяет положение клинка в конце Тибури. Так что, может быть, это и особенность школы.

    Однажды сказал, что Тибури это конечно здорово, но на практике, если клинок у самурая сильно испачкан, то он о хакаму вытрет, а потом в ножны вложит.

    Завершающая стадия каты (начиная с Тибури) занимает чуть ли не больше времени, чем все остальное. И это важно. Мне это не очень нравится, че время попусту терять, можно же 2-а раза кату сделать вместо 1-го..

  • Не Сай (то бишь оружие Каратэ), а Сая — ножны.

    Да, конечно, просто мне показалось, что уважаемый z просклонял как раз сай. 😕 🙂

  • Кстати, asata, интересно Ваше мнение, как у Нишо сенсея с традициям и т.п.
    http://aikiweb.ru/galleries/toho_iai/

    Посмотрел увы не все, поздно, а я после тренировки (кстати именно Йайдзюцу) и с прятелем «посидел» чуток, а завтра утренняя тренировка… Но по тому что увидел:
    1. То что школа присутствует это несомненно, чуствуется отработанность движений.

    Всю жизнь человек этим занимался..

    2. На традицию похоже, но такое впечатление, что школа «современная», но на страрых традициях.

    Да, это так. Это иайдо было создано специально для айкидо. Взял формы из старых школ и переделал, должно быть. Исполнение форм у него со временем менялось.

    3. что смутило это: во многих ката отсутствует Тибури (стряхивание крови) во всех старых техниках это обязательно (нельзя убирать меч в крови в ножны),

    Насколько знаю, Тибури присутствует во всех ката, сенсей Поль Мюлер на этот элемент всегда указывает. Наверно не так акцентированно, как в других стилях.

    Техника вынимания и вкладывания меча отличется от традиционной, и ото осознанно. Сенсей Мюлер подчеркивал это. Однажды у сенсея Чоэйта спрашивал об этих элементах, так он тоже упоминул, что в иайдо тохо есть отличия.

    рубящие движения в основном (хотя есть и другие) формальные (такое ощущение, что Тамэсикири не делалось), так же меч иногда «проваливается» (хотя это может быть спецификой школы, но Кириотоси у нас и что видел в школах, где есть Йайдо, делается чуть по другому)…

    Не очень разбираюсь в этом. У сенсея Мюлера все это выглядит слегка иначе. Удары четче и со звуком. У меня впечетление, в иайдо тохо (судя по видео) не так жестко следуют канонам, как в более традиционном иайдо. Разнообразие выполнения достаточно большое.

    Ну это то что увидел (еще раз повторюсь, просмотрел не все).

    Спасибо.

  • Кстати, asata, интересно Ваше мнение, как у Нишо сенсея с традициям и т.п.
    http://aikiweb.ru/galleries/toho_iai/

    Посмотрел увы не все, поздно, а я после тренировки (кстати именно Йайдзюцу) и с прятелем «посидел» чуток, а завтра утренняя тренировка… Но по тому что увидел:
    1. То что школа присутствует это несомненно, чуствуется отработанность движений.
    2. На традицию похоже, но такое впечатление, что школа «современная», но на страрых традициях.
    3. что смутило это: во многих ката отсутствует Тибури (стряхивание крови) во всех старых техниках это обязательно (нельзя убирать меч в крови в ножны), рубящие движения в основном (хотя есть и другие) формальные (такое ощущение, что Тамэсикири не делалось), так же меч иногда «проваливается» (хотя это может быть спецификой школы, но Кириотоси у нас и что видел в школах, где есть Йайдо, делается чуть по другому)…
    Ну это то что увидел (еще раз повторюсь, просмотрел не все).

  • Саю вроде достать без особых проблем можно.

    А что с сай в айкидо делают? 😯

    Не Сай (то бишь оружие Каратэ), а Сая — ножны.

  • Но ведь есть еще на каждую кату иайдо куча парных кат, кен via кен,
    кен via джо, кен (джо) via пустых рук, просто айкидошные техники, заточенные под конкретную кату иайдо. Столько всего, десятилетиями изучать и нарабатывать можно. кен via кен тоже неплохо стойки и т.п. ставит.

    Одиночные ката хороши тем, что они позволяют сосредоточиться на технике. Ничто не мешает отслеживать отдельные моменты, а партнёр — всё же существенный отвлекающий внимание фактор.
    Знаешь атэми-вадза ката — единственная безоружная ката айкидо Нисио-сэнсэя, которую нам показывали. Сейчас, когда её делаю, слежу за тем чтобы, корпус не наклонялся вслед за ударом. Разве с висящим на руке укэ можно такие моменты отслеживать? 8)

    Я об этом задумался, когда мне (и ещё нескольким ребятам из нашей группы) проводивший тренировку дановитый товарищ указал на то, что со стойками и руками всё довольно плохо. Так что начинающим это более, чем полезно, чтобы двигаться научиться. 😉

    Конечно, полезно..

    Причём у сэнсэя и учеников со стажем со стойками и руками всё в порядке — специально смотрел. Иайдо надо заниматсья побольше. Только фиг влезешь с бокэном в 16 кв. м. комнату с потолком 2,5 м. А уж с дзё… 👿

    Саю вроде достать без особых проблем можно.

    А что с сай в айкидо делают? 😯

  • http://aikiweb.ru/galleries/toho_iai/avi/1…emonogiri.2.avi

    это лучше, а в первом ролике в основном объяснения

  • Иайдо важная, но небольшая часть айкидо Нишо. Новичкам и так есть чем занятся.

    Не соглашусь. 😉 Ката иайдо в айкидо Нисио-сэнсэя выполняет те же функции что и ката в других БИ — постановка стоек (позиций), положения рук и ног, дыхания, наконец (да, я знаю, что этим функция формальных упражнений не заканчивается 8) ). Например, на семинаре Такэмори-сэнсэя, в день 2 тренировки айкидо и 1 — иайдо. Не зря, наверное. 🙄

    Да я не спорю, вешь хорошая. Сам увлекаюсь. 🙂 Да и у сенсея Мюлера треть семинара иайдо посвящается.

    Но ведь есть еще на каждую кату иайдо куча парных кат, кен via кен,
    кен via джо, кен (джо) via пустых рук, просто айкидошные техники, заточенные под конкретную кату иайдо. Столько всего, десятилетиями изучать и нарабатывать можно. кен via кен тоже неплохо стойки и т.п. ставит. Для одиночных занятий конечно иайдо предназначенно..

    Я об этом задумался, когда мне (и ещё нескольким ребятам из нашей группы) проводивший тренировку дановитый товарищ указал на то, что со стойками и руками всё довольно плохо. Так что начинающим это более, чем полезно, чтобы двигаться научиться. 😉

    Конечно, полезно..

    Вообще, ката — замечательная штука и для тренировок в одиночку. Иайдо иайдой, но для него нужно место и оружие. Почему так айкидо обделили? Над этим я задумался, когда пропускал треньки из-за в очередной раз застуженных коленей… 😕

    Меня это тоже огорчает. Но иайдо то есть. Саю вроде достать без особых проблем можно.

    Рассказывал, у него было впечетление, что последняя форма иайдо тохо — отрубании головы секундантом, когда кто сепуку делает. У Нишо сенсея спрашивал, но тот от ответа увиливал. 😆

    Есть прикольная ката, где исполняешь роль ассистента при сэппуку и отрубаешь голову воображаемому партнёру. 😆

    Это в тохо иайдо?! Последняя, что ли, ката, Suemonogiri:
    http://aikiweb.ru/galleries/toho_iai/
    1.4 M
    http://aikiweb.ru/ga…suemonogiri.avi

    Кстати, asata, интересно Ваше мнение, как у Нишо сенсея с традициям и т.п.
    http://aikiweb.ru/galleries/toho_iai/

  • Не знаю, может я неправ, но когда «…к традициям расслабленно относится.», то и получается «расслабленная» техника.

    Может и не расслабленно, это только мое впечетление. Что то он понимает, надо думать, все таки 5-ый дан в этом стиле иайдо. Лично меня, как он делает, вполне впечетляет.

    Нукицуки и ното без ножен просто не отработать нормально (остальные движения конечно возможно). Но с другой стороны сам видел, как парню, работавшему с боккеном без Сая, дали поработать Йайто, так он не смог сделать нормально ни Нукицуки, ни Ното, да и Сая с непривычки ему мешали, даже когда он делал просто Кириотоси.

    Это точно. Когда мне иайто в первый раз в руки дали, я меч пару минут вытаскивал. В какой то момент мне даже показалось, что вытащить геометрически невозможно, типа, длины рук не хватает. Вытащил, хорошо что не поломал ничего.

    Но и без этих элементов есть чем занятся. К выполнению этих элементов можно подготовится с бокеном. Не на 100%, конечно. Но в общем то, конечно, если это дело интересует, то лучше иметь нормальное снаряжение.

    Только отработав с нормальным снаряженим можно позволить себе (и то не очень долго) работать чем угодно, хоть линейкой…

    Наверно, если стремится к некому эталонному качеству..

    Я не к чему особому не стемлюсь, мне просто нравится шашкой махать. Вот, разучил еше каты Сейтей. Только для себя, не очень заморачиваясь на правильность.

    Когда некоторые мои знакомые глупенькие (в БИ), но хорошенькие девушки стали выражать свое восхищение, я решил, что уровень моего мастерства для меня вполне достаточен, все реальные боевые задачи позволяет выполнять 🙂

    И кроме того, не обижайтесь, но я пока не видел нормальной техники Кендзюцу и Йайдо (Йайдзюцу), если человек не занимается в школе Кендзюцу и Йайдо паралельно. Может именно изза Боккена без ножен, а не изза техники…

    Может быть, конечно. Так то мне кажется, что в основном связанно со временем, сколько человек тратит на тренировки. И уровненем сенсея.

    Лично меня мой уровень не интересует, больше интересуют те полчаса в день, которые я посвящаю иайдо. Мне интересно что то новое узнать, но из-за правильности не напрягаюсь.

    То что дает сенсей, стараюсь усвоить, но он появляется редко, раз в полгода, год, да и особого внимания на меня не обращает. Так что я его воспринимаю, как источник интересной для меня информации, а не … Ну, надеюсь, понятно 😆 Вообще то, его внимание ценю, наиболее грубые ошибки поправляет. Ошибок у меня полно и так знаю, но он указывает на те, которые надо исправлять в первую очередь.

    Кажется, в тему топика, то чем я занимаюсь, очень слабо отличется от полностью самостоятельных занятий. И вполне доволен. Было бы больше времени, я бы иайдо серьезней занимался бы. Но..

  • [quote=»z»][quote=asata]
    Это должно быть специфика иайдо тохо. На записях семинаров (а у нас точно) люди либо с иайто, либо с бокеном, но без ножен…
    …Вообще, у меня впечтление, местами сенсей Мюлер мужик простой и к традициям расслабленно относится.[/quote]
    Не знаю, может я неправ, но когда «…к традициям расслабленно относится.», то и получается «расслабленная» техника. Нукицуки и ното без ножен просто не отработать нормально (остальные движения конечно возможно). Но с другой стороны сам видел, как парню, работавшему с боккеном без Сая, дали поработать Йайто, так он не смог сделать нормально ни Нукицуки, ни Ното, да и Сая с непривычки ему мешали, даже когда он делал просто Кириотоси. Только отработав с нормальным снаряженим можно позволить себе (и то не очень долго) работать чем угодно, хоть линейкой… И кроме того, не обижайтесь, но я пока не видел нормальной техники Кендзюцу и Йайдо (Йайдзюцу), если человек не занимается в школе Кендзюцу и Йайдо паралельно. Может именно изза Боккена без ножен, а не изза техники…

  • И еще хочу добавить про обучение по видео мастера и обучение у самого мастера.
    В инете наткнулся на критику Цу Яна (видео по Чень ТЦЦ). Так вот в начале 90-х плотно общался с некоторыми занимавшимися у него в тот приезд. Отзывы были самые положительные и мнению этих людей я доверяю. Но они тогда говорили, что то что Цу Ян давал под запись на камеру и без нее — разные вещи, а если еще и переводчика рядом не было… 😆 Я этот эпизод к тому привел, что мало того, что сложно по видео правильно «взять», не факт что там хотят правильно «дать»

  • Иайдо важная, но небольшая часть айкидо Нишо. Новичкам и так есть чем занятся.

    Не соглашусь. 😉 Ката иайдо в айкидо Нисио-сэнсэя выполняет те же функции что и ката в других БИ — постановка стоек (позиций), положения рук и ног, дыхания, наконец (да, я знаю, что этим функция формальных упражнений не заканчивается 8) ). Например, на семинаре Такэмори-сэнсэя, в день 2 тренировки айкидо и 1 — иайдо. Не зря, наверное. 🙄
    Я об этом задумался, когда мне (и ещё нескольким ребятам из нашей группы) проводивший тренировку дановитый товарищ указал на то, что со стойками и руками всё довольно плохо. Так что начинающим это более, чем полезно, чтобы двигаться научиться. 😉
    Вообще, ката — замечательная штука и для тренировок в одиночку. Иайдо иайдой, но для него нужно место и оружие. Почему так айкидо обделили? Над этим я задумался, когда пропускал треньки из-за в очередной раз застуженных коленей… 😕

    Рассказывал, у него было впечетление, что последняя форма иайдо тохо — отрубании головы секундантом, когда кто сепуку делает. У Нишо сенсея спрашивал, но тот от ответа увиливал. 😆

    Есть прикольная ката, где исполняешь роль ассистента при сэппуку и отрубаешь голову воображаемому партнёру. 🙂

  • Ну что же удачи… Линейку могу подарить… Но все кого я знаю и видел в записи, занимаются все же с Йайто или Катана, или, в крайнем случае с Боккеном, но с Сая (ножнами)… Может мы все глупые?

    Это должно быть специфика иайдо тохо. На записях семинаров (а у нас точно) люди либо с иайто, либо с бокеном, но без ножен. Думаю, достаточно простое объяснение. Бокен есть у всех айкидистов. Кто иайдо больше интересуется, то иайто приобретает. Иайдо важная, но небольшая часть айкидо Нишо. Новичкам и так есть чем занятся. Поспрашиваю, если не забуду, у сенсея, когда приедет, он в Японии с ножнами занимается или нет. Вообще, у меня впечтление, местами сенсей Мюлер мужик простой и к традициям расслабленно относится.

    Рассказывал, у него было впечетление, что последняя форма иайдо тохо — отрубании головы секундантом, когда кто сепуку делает. У Нишо сенсея спрашивал, но тот от ответа увиливал. 😆

  • Ну что же удачи… Линейку могу подарить… Но все кого я знаю и видел в записи, занимаются все же с Йайто или Катана, или, в крайнем случае с Боккеном, но с Сая (ножнами)… Может мы все глупые?

  • 3. Н начальном этапе советовать боккен… Это тоже прелестно. Конечно можно заниматься с Боккен, но тогда нужно хотя бы иметь специальный Сая (ножны) для Боккена. Или с таким же успехом можно советовать заниматься с линейкой.
    В общем может это и не совпадает с вашим мнение, но я все же придерживаюсь мнения, что заниматься можно, но куда путь приведет… может конечно к созданию какой нибудь одиозной системе, но насколько эта система будет далека от традиции? При условии если конечно если человек начинает заниматься традиционной системой, а не новоделом.

    Я не очень разбираюсь в традиции.. Сенсей Поль Мюлер (тохо иайдо, в рамках школы айкидо Нишо) говорил, что с бокеном заниматся нормально. Что когда он в Японии, то занимается там с бокеном. Я купил себе иайто когда выучил все каты тохо иайдо. Не очень хорошо, но более менее. Каты разучивать можно и линейкой, IMHO. И еще. Бокен и иайто — разные предметы. Ката с бокеном это не тоже, что ката с иайто. Исполнение с разными предметами одного и тоже что то дает. Я с интересом делаю каты с предметами без предметов. И ощущение, что это полезно. У меня впечетление, что одна из основных идей айкидо школы Нишо — одни и теже движения отрабатываются с разными предметами и в разных контекстах.

  • Как я вас понимаю…

  • Хорошии видепособия, это здорово! Но так трудно их заполучить! 😥

  • Вы правы по поводу книг, имелись в виду и книги, и видеопособия. В тексте можно объяснить некоторые нюансы (типа кимэ и т.д.), видеопособие дает представление о внешней форме, динамике. С опытным (опытным!) же партнером техника корректируется, опробуется.

  • технику разучить можно и по пособиям

    Категорически не согласен. Ни одна книга не обьяснит как исполняется Тсуки. Здесь нужен хороший инструктор. Иначе всю жизнь можно будет в каратиста играться. 😥
    Правильность исполнения техники (кихон особенно )в каратэ важна не менее, чем производство двигателя для автомобиля! Можно ли всё просто так, на глаз делать? Разве оно потом вообще заработает?:wink:

  • Действительно, технику разучить можно и по пособиям, но инструктор дает понимание, суть системы, то, как именно все разученное использовать. Иначе придется доходить самому, а это далеко не так просто.
    А при самостоятельных занятиях вместе с партнером, если техники еще нет у обоих, скорее всего, она и не появится — для наработки качественного блока требуется качественный удар и т.д. Тогда лучше изначально тренироваться в одиночку.

  • 2 Dmitri
    Как в какой-то песне было
    «Но дело не в названьи, не в названии…»
    Дело то в том, что если данному конкретному тренеру/инструктору/учителю/мастеру есть чему научить, то сделать это возможно при непосредственном контакте. Я в свое время делал цикл компьютерных лекций в вузе по одному предмету (не БИ). Но вряд ли кто-нибудь из студентов взял бы хоть что-то если бы не было дополнительно ответа на вопросы и главное контролей, тестов и экзамена. Даже если бы они их и просмотрели — уверен не запомнили бы ничего.

    А так согласен с Вами

  • 2 Periskop
    Насколько я понял ув. Алексея, он эту тему поднял именно в контексте обучения с нуля (ну или почти с нуля), а не о людях

    имеющие приличную базовую подготовку

    А это существенно разные вещи.
    Скажем я беру какие-то вещи из других направлений, но я прекрасно понимаю, что то что я делаю, это уже что-то другое, подогнанное под мои скромные навыки, адаптированное под то, что уже было наработано раньше. Причем это вполне целенаправленный процес подгона. А под что подгонять если ничего нет? Речь то шла о формировании базы самостоятельно 😆 [/b]

  • Случается и такое, когда люди, имеющие приличную базовую подготовку, сознательно уходят в единично-индив работу на длительный период 1-1,5 года. Встречал некоторых. Обычно они объясняют это так:
    i) традиционная работа в группе не лишена духа конкуренции и соперничества и в некотором роде серьезно сдерживает полное раскрытие собственного потенциала личности
    ii) при работе с инструктором не избежать давления его авторитета. Это в свою очередь через систему поощрений и порицаний приводит к порождению комплекса вины (ты должен и все…).
    iii) следуя установкам школы, ученик обречен копировать также ее системные ошибки, привнесенные когда-то мастером или инструктором
    iiii) находясь в среде школы, ученик много внимания и времени затрачивает на соблюдение различных формальностей, от которых он не может отказаться, приняв корпоративные правила школы
    v) при индивид работе человек сам себе выбирает место занятий часто на природе, где как известно продуктивность работы выше, а мобилизовать группу для этого не всегда возможно
    vi) последующее возвращение в школу целесообразно не только с точки зрения продолжения занятий, но и в необходимости некого узаконивания своего индивидуального опыта.

  • Как говорят на китайщине: нехай расцветают уси цветы! 😆

    Можно и так

  • DC
    Ну экстремалы всегда находятся, для них сам процесс важнее чьего-то опыта. Не будет грибов, — волка найдем, оседлаем его и к заколдованной царевне поедем. Даже интереснее. 😆

  • 2 Начинающий
    Согласен. Поэтому и возникают стили, а в стилях подстили (в предыдущем примере лаоцзя, синцзя, сяоцзя в Чэньши). Более того, даже один и тот же мастер может в разные периоды давать существенно разные вещи.

    Поэтому и говорят: «Сколько мастеров, столько стилей». И это, прошу заметить, ❗ относится даже к тем мастерам которые не декларирую создание своего направления, а на каждом углу кричат, что являются носителями БИ Уэсибы, а паче того некоего грозного самурая 12 века.

  • Тут можно применить и такой взгляд: вот вы собрались пройти по тёмному лесу, найти килограмм вкусных белых грибов и на волков не наткнуться. Вы этот тёмный лес видите снаружи очень часто, но сами глубоко в него не углублялись. Вы (на всякий случай, да и просто для удовольствия) прочли массу книг и просмотрели множество записей с рассказами тех, кто в этом лесу ходит давно и советует, как в принципе по этому лесу ходить). В общем и целом — ясно, конкретно — не очень. Вместе с этим вам известны люди, которые давно по этому лесу ходят — и народ водят.

    Внимание, вопрос: неужели вы к таким людям не обратитесь и сами без оглядки в самую чащу пойдёте? И если да — то почему (и одновременно, зачем)?

  • Дело даже не в том. Конечно, то что делаю я отличается от того, что делает мой учитель или товарищи «по цеху». Каждый делает то, что ему нужно. Поэтому внешне это будут совсем разные вещи. Но я бы не понял чела, который бы собрался учиться по видеозаписям нашего учителя или с наших тренировок. Другое дело, если уже занимающийся для разучивания внешней формы какого-то конкретного тао (самой последовательности движений) просит сделать под запись на видео — никогда не отказывал. Но отрабатывалось то это все потом в зале. Соответственно, часть ошибок мог увидеть я, несоизмеримо большую (потому как включали и мои ошибки 😆 ) учитель. А так чтобы получилось если бы на мои ошибки наложились его? И это всего лишь по внешней форме? А что говорить о содержании? Дело не в том, что я конечно не образец для подражания, а в том что сложно правильно понять и еще сложнее правильно воспроизвести то, что видишь, если нет обратной связи.
    Конечно, я понимаю, что речь шла о видео и книгах настоящих мастеров, а не чайников (вроде меня 🙁 ) и, конечно, их надо смотреть и читать. Но скорее как повод для размышлений и анализа того, что ты делаешь сам.

  • 2 Дмитрий Жуков
    Ну что-то в этом духе. 😆

    2 Начинающий
    Согласен. Поэтому и возникают стили, а в стилях подстили (в предыдущем примере лаоцзя, синцзя, сяоцзя в Чэньши). Более того, даже один и тот же мастер может в разные периоды давать существенно разные вещи.
    Но, я полагаю, Вы не станете утверждать, что Коичи Тохей или Годзо Сиода делают не айкидо. А вот будет ли по сути айкидо то, что Вася П. освоил по касетам и книгам? Не уверен. Другое дело, а плохо ли то, что это получиться не айкидо, а что-то другое? Этот вопрос уже в каждом случае решиться индивидуально. И если уж человек что-то подобрал под себя, то и прекрасно. Просто давать себе отчет, что то что получилось может не иметь никакого отношение к айкидо (в Вашем примере) или чему то еще.

    Всем удачи 🙁

  • Это будет однозначно не Чэньши или Шиторю, а, возможно, даже не ТЦЦ или карате, а Васяпупкин-дзюцу.

    Пардон, Сэр, а если Вы изучаете айкидо или каратэ под руководством 6 дана Васи Пупкина, Вы что изучаете не Васяпупкин дзютцу? 🙁 Для примера- айкидо. У основателя несколько учеников. Сравним Койчи Тохея и Годзо Сиоду- совершенно разное айкидо. Каждый утверждает, что именно его истинное. 😉 Слушали одного- восприняли по-разному. Возьмем теперь учеников Годзо Сиоды, найдите хоть одного похожего на него- нету. Еще удалились от первоисточника. И когда Вы будете заниматься у ученика, который учился у ученика ученика Сиоды, т.е. у Васи Пупкина, Вы ЧТО, будете узучать айкидо Уешибы, ибо Вася имеет сертификат от Есинкан? Вот Пупкин дзютцу Вы и будете изучать. 😉 Называться это может, как угодно, а научиться Вы можете только тому, что из всего этого понял Ваш непосредственный инструктор, а гарантии, что он понял все это правильно…увы никакой 😆 Только на титулы и надежда. 😆

  • Не сочтите предыдущий пост критикой или желанием остудить пыл (всегда считал стремление к саморазвитию благом), но на выходе обычно как то получается что-то совсем отличное от того к чему стремились.

    Правильно. Начинается с желания начистить морду ближнему, а заканчивается гармонией со Вселенной.

  • Бакунин Алексей и все самостоятельно изучающие
    Не сочтите предыдущий пост критикой или желанием остудить пыл (всегда считал стремление к саморазвитию благом), но на выходе обычно как то получается что-то совсем отличное от того к чему стремились.
    Хотя в каком-то смысле это происходит всегда 😆 но скорее из-за смены приоритетов.
    А по поводу самостоятельных занятий в дополнение или после занятий с учителем — двумя руками ЗА
    Удачи

  • Изучать и заниматься самостоятельно можно…
    Только если Вася Пупкин самостоятельно изучает, к примеру, Чэньши ТЦЦ или Шиторю карате, то ни о какой аутентичности речи идти не может. Это будет однозначно не Чэньши или Шиторю, а, возможно, даже не ТЦЦ или карате, а Васяпупкин-дзюцу. Хорошо это или плохо? Если Васю Пупкина устраивает Васяпупкин-дзюцу и это не создает ему проблем со здоровьем и психикой, то ради бога.
    Только надо отдавать себе отчет в этом, чтобы избежать разочарований как в старом анекдоте «10 лет думал, что занимался карате, а оказалось сурдопереводом» 😆

  • Вот так-то.А вы говорите-ничего нельзя добиться 😉 .

    Но сначала все же был совет учителя…

  • Послать можно было бы по ссылке, ну да ладно… 👿

    Кто говорил, что НИЧЕГО нельзя добиться?
    А еще сам про скептическое отношение говоришь… 😉

  • Извиняюсь,что привожу целиком,когда можно было просто послать по ссылке,но ИМХО так нагляднее:

    Кун Слепой из Чжэньцзяна

    Кун Слепой из Чжэньцзяна, от рождения был слеп на оба глаза. Отец его зарабатывал на жизнь мелкой торговлей, мать была из семьи Лу, изготовляла швейные принадлежности для заработка. Семья хоть и бедствовала, но радовалась жизни.

    Однажды отец Куна отправился в город, где встретил лодочника Вана Гусеголового. Они заспорили из-за цены на товар, которая, по мнению Вана, была слишком высокой. Ван был крепким и яростным бойцом, но отец Куна твёрдо стоял на стоём и не давал слабины. Дело дошло до драки, и так как отец Куна был годами немолод, то получил сильный удар в голову. В панике он вернулся в семью Лу и сказал:

    — Жена! Я в беде. Ван Гусеголовый разбил мне голову, внутри всё болит – мочи нет, вряд ли выживу. Мой сын годами молод, глазами слеп – кто сможет отомстить за меня?

    Сказав эти слова, он почувствовал сильное головокружение, а на следующее утро скончался.

    Куну Слепому было тогда уже десять лет, и смерть отца сильно потрясла его. Он решил отомстить обидчику, и стал допытываться у матери о том, кто это был. Мать сказала:

    — Ты годами очень мал, вот повзрослеешь – тогда и скажу тебе.

    Кун про себя подумал, что для того, чтобы отомстить, нужно отлично овладеть боевым искусством – иначе и браться за дело не стоит, и он стал день и ночь думать о том, как бы натренироваться, чтобы быть способным отомстить за отца.

    Однажды в их дом пришёл учитель охранников У Кэчжэ. Семья Лу встретила его с большим почтением, и начала расспрашивать о боевых искусствах. Услышал это Кун Слепой – и запрыгал от радости, а набравшись смелости спросил:

    — Учитель! А слепой может заниматься боевым искусством?

    Услышав такие речи, наставник весьма удивился. Покрутив головой, он увидел во дворе большой камень. Так как в голову ничего не приходило, а ответить что-то было надо, он сказал:

    — Если ты хочешь тренироваться в боевых искусствах, то пока не вырастешь – могу подсказать один метод. Во дворе камень есть – весом цзиней в пятьсот. Ты каждый день, утром и вечером, обхватывай его по несколько десятков раз. Через три года сможешь обхватывать по желанию, не тратя лишних сил. Это мастерство – из шаолиньских тайно передаваемых, одно из 72 искусств, «чаньская наработка нефритового пояса». В простонародье его называют «обхват в тысячу цзиней».

    Кун хоть и был молод, но понял, что встретился с необычным человеком, с уважением запомнил сказанное, и трижды поклонился. Как только наставник ушёл, Кун сразу же принялся тренироваться так, как он рекомендовал.

    Поначалу было трудно, камень не желал сдвигаться ни на волосок. Однако со временем камень становился всё легче, а силы всё прибывало. Так прошли три года, утро не отличалось от вечера, и вот уже оказалось возможным зажать камень одной рукой и обнести его вокруг двора несколько раз, без обмана.

    Однажды Кун отправился на набережную искать Вана Гусеголового. Оказалось, что Ван куда-то уплыл, и ещё не возвращался. Кун ждал его несколько дней, представляя, как будет убивать. Были доброхоты, уговаривавшие его бросить эту затею, но Кун продолжал свои поиски день за днём. Так безрезультатно прошло два месяца.
    Когда Ван, наконец, вернулся, то Кун пошёл и стал звать его

    — В чём дело? – спросил Ван.

    — Ты – Ван Гусеголовый? – спросил Кун. – Я слеп, могу ли я ощупать тебя, чтобы удостовериться в подлинности? Один человек просил вернуть тебе деньги…

    Ван не заподозрил подвоха, и позволил. Кун, ощупав Вана, убедился, что его голова действительно похожа на гусиную, и усмехнулся:

    — Есть, правда.

    И не успели ещё слова утихнуть, как он с силой, используя «наработку нефритового пояса», сжал Вана за поясницу. Ван почувствовал себя плохо, и попытался освободиться, но сил вырваться не было. Руки противника сдавили его словно железным обручем, не давая ни двинуться, ни повернуться. Кун несколькими словами напомнил Вану про обстоятельства совершённого им преступления, и когда слова отзвучали – добавил силы ещё чуток. Кости Вана треснули, потекла кровь и он умер.

    Так слепой мальчик упорным трудом смог натренировать удивительное мастерство и отомстить за отца. Отсюда видно, что в китайских боевых искусствах и во всех видах жёсткой и мягкой наработки нет ничего мистического, любой может достигнуть успеха, нужно лишь усердно тренироваться.
    _________________

    Вот так-то.А вы говорите-ничего нельзя добиться 😉 .Впрочем,мое лично отношение к самостоятельным занятиям БИ-скептическое.

  • По-моему здесь не мешало бы определиться чем именно заниматься самостоятельно и чему учиться.

    Да заниматься самостоятельно и учитьСЯ можно чему угодно. Единственный критерий- это уровень самооценки. Если он на должном уровне, то результаты тоже будут на должном уровне. Никто же не говорит о том, что по вопросам, которые вызывают сомнения нельзя сходить, съездить и проконсультироваться у специалиста. Здесь только две проблемы: вовремя понять, какой вопрос не решается без посторонней помощи и четко сформулировать сам вопрос.

  • По-моему здесь не мешало бы определиться чем именно заниматься самостоятельно и чему учиться. Если основной критерий — уделать соседа Васю, то самостоятельных занятий вполне может быть достаточно. Если цель научиться какому-то из уже известных и широко (или не очень) практикуемых БИ, то самостоятельных занятий будет недостаточно.
    Сначала может быть все пойдет вполне нормально, информации действительно очень много, лишь бы не запутаться. На каком-то этапе наступит такой период, когда нюансы, к которым некоторые в этой теме довольно легко и свободно относились, выйдут на первый план. Без этих тонкостей уже начнется превратное понимание того, чем честно пытаешься заниматься.

  • При чем тут «крутость»? 😯 Я пытался писать совсем о другом. Возможно не хватило слов или понимания темы, чтобы донести свою мысль до вас.

  • Я не буду спорить относительно того, что круче: традиционные БИ или современные системы. Каждому своё.
    П.С. Приведённая мной в качестве примера «свободная трактовка» слишком часто встречается на практике.

  • 1. Вопрос о традиционности многих техник достаточно спорный, а проверить пригодность техники для боя проще банальным способом «чьё кунфу круче».
    2. По нунчакам. На улице применяется то, что рационально. Я не думаю, что средневековые японцы или китайцы тратили бы время на изучение неработающей в бою техники.
    3.А вот выполнение «традиционных» техник на воздухе, стоя в киба и тому подобных дачи со стопами, словно прибитыми к полу гвоздями, и отсутствием вложения тела в удар, имеет мало отношения к традиционной технике, которую я имею в виду.

    1. Традиционность — традиция это ряд признаков:
    — Длительность существования той или иной школы
    — Наличие набора техник и упражнений ведущих к мастерству
    — Передача знаний без перерыва. (это моя трактовка традиционности, может она и неправильная, возможно ктото поправит или дополнит),
    но мне кажется, что школа которой лет десять-двадцать еще не может претендовать на традиционность.
    И опять вы сводите к улице… Ну я вот нунчаку знаю, но применить пришлось лишь раз (чаще применял палку и другие подручные средства, не люблю разборок с законодательством и органами), но то что я отбился не является фактом, что это произошло в силу моей хорошей техники (может противник был слабый).
    2. Насчет применения Нунчаку в средневековой Японии нет упоминаний и быть не могло. Нунчаку — Окинавское оружие Каратэ. В Японии оно появилось (вместе с Каратэ) относительно недавно. А в средневековой Японии использовалось Джиуджицу (Дзюдзюцу) и ни в одной школе (относящейся к средневековью) в перечне оружия вы нунчаку не найдете.
    И второе, наработав «реальные» техники «работающие» в бою и японцы и китайцы создали школы. Вы же предлагаете начать по новой, поскольку я уже писал, что то что изучил человек сам (и даже это будет «работать» на улице), не факт, что это будет похоже на то, что наработали китайцы и японцы (или они зря создавали школы, выбирая «работающие» приемы и техники?).
    3. А кто вам сказал, то что вы описали именно «традиционная» техника? Может это такая же «свободная трактовка» «традиционности» как и у вас?

  • Уважаемый asata!
    Вопрос о традиционности многих техник достаточно спорный, а проверить пригодность техники для боя проще банальным способом «чьё кунфу круче».
    По нунчакам. На улице применяется то, что рационально. Я не думаю, что средневековые японцы или китайцы тратили бы время на изучение неработающей в бою техники. А вот выполнение «традиционных» техник на воздухе, стоя в киба и тому подобных дачи со стопами, словно прибитыми к полу гвоздями, и отсутствием вложения тела в удар, имеет мало отношения к традиционной технике, которую я имею в виду. Как всегда, ИМХО.

  • То что проверено улицей не факт, что это традиционная техника. Оденьте самого лучшего уличного драчуна в кимоно, боксерские трусы, но это не будет Каратэ, Муай-Тай, Кикбоксинг или Бокс, звините техника будет не та. Но на улице то, что наработал уличный боец конечно будет работать, но это не будет никогда техникой каратэ или другого БИ, а насколько я понял тему, что интересовал вопрос можно ли самостоятельно наработать традиционную технику…

  • Начал занятия БИ с техники нунчаку. Самостоятельно. Потом, прочитав Комлева и посмотрев, что могут другие, понял, что иду правильным путём. Может и не мастер, но техника работает, проверено «улицей».
    То, что написАл Алексей Бакунин, верно, если не творить себе кумиров и прочих «автортетов», а просто поверить в себя… для начала.

  • От души полагаю, что для того, чтобы тренироваться, принципиально никто не нужен. Но для того, чтобы развиваться, обязательно нужен наставник.

    Даже самые интенсивные и революционные тренировки годятся для того, чтобы развить и отточить то, что уже есть — но не что-то новое. Нужен фундамент, а для этого нужен учитель.

    Другое дело, что иным удаётся самим стать Учителем в одиночку — но, на мой взгляд, это исключение, подчёркивающее правило: ХОЧЕШЬ НАУЧИТЬСЯ — ИДИ К УЧИТЕЛЮ.

  • По сути — я за точку зрения Алексея Бакунина. Да, нужна начальная база, да, иногда — нужно похаживать и посматривать чему там разные инструкторы учить пытаются (порой суетливо, лениво и небрежно; встречаются и откровенные шарлатаны — но это тоже инфо). Здесь дело в характере. Кто-то — принципиально — одиночка и не будет всю жизнь «кушать» что ему «подают». Кому то морально легче верить, что если он ходит в зал и регулярно платит — все ОК. Кто-то предпочитает «униформу» в БИ и гордится «принадлежностью», кому то это уже оскомину набило и костюмчик под себя кроится и не один, а на все сезоны и погоды. Т.е. есть «униформитсы» (у разных групп отличается цвет и форма воротника и т.д.) и «стиляги» — у этих все подд себя

  • Маленькая история о своих самостоятельных занятиях.
    Захотелось как-то к тайцзи приобщиться и попробовал по учебной видеокассете самое простое их тао выучить (там и о применении некоторых движений было). Без особых проблем выучил, даже друзьям-каратистам показывал. Потом нашелся один знакомый, который всерьез тайцзи занимался, посмотрел на это безобразие и очень убедительно показал мне, что оно к тайцзи отношения точно не имеет. Правда некоторые движения отдаленно что-то напоминают, при желании можно выправить, но самому ничего делать не надо, — только хуже сделаю.
    В результате около 1.5 — 2-х лет прозанимался с ним. (Интересно стало.) В общем то, что сам выучил было явно «не по делу». Скорее это можно было назвать «плохим замедленным карате». 😀

  • ИМХО. Заниматься можно если ты уже мастер. Но и при этом с определенной периодичностью не худо появляться на семинарах больших мастеров, навещать коллег, а если есть желание, то и участвовать в соревнованиях. Сверяться, так сказать. В противном случае и у мастера есть много шансов зайти не туда. Что же до немастера, то самостоятельные занятия без периодечских консультаций с наставником в лучшем случае ничего не дадут, а в худшем забьют такие рефлексы, что потом и десяток велик учитлей их не выбьют. Этого навидался сполна.

  • Я тоже считаю что заниматься самостоятельно по книгам, учебным фильмам и так далее можно. Главное много раз выполнять одно и тоже действие и оно рано или поздно получиться, это действо надо понять головой, а уж потом тело это сделает.
    Вот к примеру у нас на тренировках по айкидо, сколько не объясняй учитель ученику как надо делать технику (даже если он будет раскажывать ему все нюансы и тонкости — этим он только запутает ученика) пускай хоть миллион раз посторит, пока ученик сам не сделает определенное для него природой количество повторений, он никогда не научиться.
    Учитель своего рода как стрелка в компасе, чтобы показать направление, а идти по дороге должен сам ученик. И этот путь кроме него никто не пройдет.

    Я специально выделил вашу фразу… Вот именно сколько учитель ни объясняй… И не факт что от повторений получится правильное движение (я не имею ввиду, что не нужно повторять) просто нужно повторять правильное движение, а вот его может показать только сэнсэй. Возможна семинарная работа, посещение семинара, а затем отработка по книгам, кассетам (как помощь, пособие, но не как заменитель учителя) это еще хоть что то.

  • Я тоже считаю что заниматься самостоятельно по книгам, учебным фильмам и так далее можно. Главное много раз выполнять одно и тоже действие и оно рано или поздно получиться, это действо надо понять головой, а уж потом тело это сделает.
    Вот к примеру у нас на тренировках по айкидо, сколько не объясняй учитель ученику как надо делать технику (даже если он будет раскажывать ему все нюансы и тонкости — этим он только запутает ученика) пускай хоть миллион раз посторит, пока ученик сам не сделает определенное для него природой количество повторений, он никогда не научиться.
    Учитель своего рода как стрелка в компасе, чтобы показать направление, а идти по дороге должен сам ученик. И этот путь кроме него никто не пройдет.

  • Можно изучать одному…можно… Если ты базу осовил под контролем наставника.. Вот тогда можно.. А если нет базы..то может получится или абсолютная чушь или абсолютно гениальная вещь..

    А у меня возник такой вопрос:есть ли ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ препятствия для того,что бы наработать результативную базовую технику без личного контроля наставника?Или ,иными словами,есть ли такие детали,которые НЕВОЗМОЖНО где-либо увидеть,где-либо услышать ,или о которых невозможно где-либо прочитать?
    Как мне кажется,принципиальные препятствия при таком подходе — это собственные глупость и лень.
    А вот уже нюансы применения(в нужное время,в нужном качестве)без наставника(без парной работы)освоить весьма проблематично.И парная работа должна быть именно с с человеком,который стоит на более высокой ступеньке мастерства,так как,на мой взгляд,когда два «дурака» работают в паре,то и резульат соответствующий 😥

  • Ув.asata
    Стоит ли акцентироваться на частностях? Суть в том что (повторюсь) и при отсутствии группы (школы) «ничто и никто не могут лишать человека радости приобщения к искусству. И только от него самого должны зависеть его занятия». И если на одной чаще весов будет адепт БИ, самостоятельно занимающейся ХЗ-дзюцу в Усть-Припиздрюченске а на другой нюансы недо(переданной)понятой традиции. Я порадуюсь за Человека 🙁 , а традиция… это всего лишь…традиция 🙄

  • 1. Постоянный учитель, как таковой, не обязателен и для занятий иай-дзюцу. Что действительно необходимо и без чего иай теряет смысл- это меч. Заводской, самодельный, кустарный, сделанный на заказ, но обязательно железный, острый, с односторонней заточкой и обязателен в ножнах. Если невозможно найти изогнутый, то можно использовать прямой. Несколько поменяется техника, но светлый образ Затоичи сверкнет молниеносными ударами в темноте непонимания и подражание ему надолго обеспечит работой пытливый ум неофита.
    2. В моей жизни был период (к счастью недолгий), когда приходилось повторять технику иай-дзюцу, используя школьную линейку дочери. На воздухе — на даче, в лесопарке.
    3. …при занятиях в городских скверо-парках целесообразно ограничиться бокеном, оставив иай-то для дома, дачи, леса.

    1. Насчет Тайдзюцу не знаю, но насчет Йайдо (Йайдзюцу) поспорю. Один мой ученик продемонстрировал то что он наработал сам в одиночку (он по работе не смог приезжать в зал). То что он продемонстрировал было примерно тоже, если сравнить Мерседес и Запорожец (хотя вроде и то и то машины). И при этом эти движения он отрабатывал ранее в зале, но вот детали, после его «отработки», точность, нюансы «ушли»…
    Теперь насчет прямого меча, конечно и «на безрачье рыба раком»…, но при исполнении техники у одной из учениц возникли некоторые трудности (даже при вынимании меча «Нукицуки» умудрилась повредить ножны), да и поверьте техника прямого меча и изогнутого хоть и не на много, но все же различается. А приводить художественный фильм «Затоичи» чуть ли не как учебное пособие «для неофитов» это прелесть. Там особенно убедительно смотрится там эпизод, где он перерубает каменный фонарь…
    2. В этой фразе вы сами подтвердили, что если приходится работать непривычной вешью, то «к счастью недолгий» период, иначе к чему бы вы пришли с «линеечной техникой» неизвестно, может открыли новую школу типа: Линейка Йайдо, поскольку сказать насколько традиционной осталась бы техника сказать сложно. Человек уже изучивший технику и понявший ее (хотя я до сих пор нахожу какие то детали, тонкости) конечно может себе позволить так иногда поработать (при необходимости я тоже как то работал веником на даче, соседи наверное подумывали, а не вызвать ли психушку), но советовть подобное новичкам… Сомнительно…
    3. Н начальном этапе советовать боккен… Это тоже прелестно. Конечно можно заниматься с Боккен, но тогда нужно хотя бы иметь специальный Сая (ножны) для Боккена. Или с таким же успехом можно советовать заниматься с линейкой.
    В общем может это и не совпадает с вашим мнение, но я все же придерживаюсь мнения, что заниматься можно, но куда путь приведет… может конечно к созданию какой нибудь одиозной системе, но насколько эта система будет далека от традиции? При условии если конечно если человек начинает заниматься традиционной системой, а не новоделом.

  • Можно изучать одному…можно… Если ты базу осовил под контролем наставника.. Вот тогда можно.. А если нет базы..то может получится или абсолютная чушь или абсолютно гениальная вещь..

  • хм.. А никто не пытался создать такой мини-учебник, направленный именно на основу базы одному.
    Ведь разные вещи, например учить английский по школьным учебникам, без учителя и если есть специальный курс с кассетами, дисками заочными проверками?

  • Ув.gun
    Спасибо. Ваше наблюдение «что многие вещи НЕВОЗМОЖНО натренировывать с партнером.Например,»мощный удар,ломающий кости»…Выход из ситуации давно известен — есть стены,столы,манекены и т.д.,которые вполне «потерпят» насилие над собой…» очень в тему 8) .
    Ув. Альхазред,Shock,asata и др участники обсуждения.
    Самостоятельные занятия в дополнение к обычным групповым (в составе учебной группы) и индивидуальным я не постулировал в данной теме в силу их естественности и обычности для нормального человека в БИ 🙄 .
    Под самостоятельными (одиночными) занятиями я понимаю занятия без постоянного контакта с учителем, в силу его объективного отсутствия 🙁 .
    Некоторые БИ изначально «заточены» под одиночные занятия. Занимающийся сам наполняет приемы своим ментальным содержимым, виртуальными образами и личными ощущениями. Например христоматийный Тайцзы-цюань построен на формах, выполняемых в одиночку, в любое удобное время и в любом удобном месте. Постоянный учитель, как таковой, не обязателен и для занятий иай-дзюцу. Что действительно необходимо и без чего иай теряет смысл- это меч. Заводской, самодельный, кустарный, сделанный на заказ, но обязательно железный, острый, с односторонней заточкой и обязателен в ножнах. Если невозможно найти изогнутый, то можно использовать прямой. Несколько поменяется техника, но светлый образ Затоичи сверкнет молниеносными ударами в темноте непонимания и подражание ему надолго обеспечит работой пытливый ум неофита. Необходим пояс. Хакама, таби, ги и другие понты по желанию. Место для занятий (при отсутствии додзе)- любое помещение, где никто и ничто не мешает. Можно дома, в большой комнате с мечом и по полной программе или в маленькой, чтобы ничего не сломать — с небольшой деревяшкой. В моей жизни был период (к счастью недолгий), когда приходилось повторять технику иай-дзюцу, используя школьную линейку дочери. В зависимости от погоды и сезона можно заниматься на воздухе — на даче, в лесопарке. С учетом изменений внесенных в статью 222 УК, это не невозможно для современных буси. Однако генетический страх «слуг государевых» перед «оружием у народа российского» остается 😉 . И во избежание тяжелых и ненужных объяснений с милицией, при занятиях в городских скверо-парках целесообразно ограничиться бокеном, оставив иай-то для дома, дачи, леса. Вышесказанное справедливо для занятий с нунчаку, ножом и другим оружием кобудо и бу-дзюцу. Кстати одиозный, но и самый известный российский мастер нучаку А. Комлев (если верить его же книгам) свою Школу нучаку-до создавал в одиночку.

  • Мое мнение однозначное. Заниматься самостоятельно без четко поставленной и выработанной базы- это полный бред! Никакая книга и никакое видео мне в этом не поможет. Мой любимый пример: представьте Тайсона который занимался без тренера и Тайсона который делал то же самое с тренером . Догадайтесь кто победит? 😉
    При этом совершенно точно если ты занимаешься в группе и хочешь достичь четкого прогресса, ты просто обязан тренироваться самостоятельно. Оттачивая те вещи которые ты изучал с тренером.

  • Отвечу коротко. Если занятия идут паралеьно с тренировками с учителем (тренером), то это здорово. Если это самостоятельные занятия без учителя (тренера), то неизвестно куда это заведет.
    Я стал зениматься сам (в одиночку), когда учитель уехал обратно к себе и могу точно сказать, что моя техника стала «садиться», пока не стал заниматься с другими и преподавать сам, тогда техника стала восстанавливаться.

  • Изложу свои соображения на тему…
    Заниматься самостоятельно можно и даже нужно,так как если подход серьезный,то практиковать надо каждый день и ,желательно,не один раз за день.А тренер вряд ли всегда будет под боком.
    Другая причина заключается в том,что желание и возможности не всегда совпадают.Например,человек хочет заниматься традиционным ушу,а в его городе полно секций «оздоровительного тайцзи»,»спортивного ушу» и «боевой кунг-фы»,но нет и в помине того,что он хочет практиковать.Выход из такой ситуации только один — работа с различными носителями информации.
    По большому счету,учиться по видео и по книгам(естественно качественным)можно.Как-никак главные особенности внешних форм не ПОКАЗЫВАЮТ,а ОБЪЯСНЯЮТ с помощью слов.Или описывают в книгах.Т.е.обучение зависит от того,как хорошо понимаешь ПРИНЦИПЫ(ИДЕИ,которые выражаются словами).Классический пример — «столбовое стояние».Если просто копировать УВИДЕННУЮ позу,то неизбежно пропустишь многие тонкие нюансы положения различных частей тела и т.д.,но если тебе ОБЪЯСНЯТ ПРИНЦИПЫ(или ПРОЧИТАЕШЬ) того,как стоять правильно,то даже мелкие неточности в форме не являются ошибкой.
    Еще один нюанс заключается в том,что многие вещи НЕВОЗМОЖНО натренировывать с партнером.Например,»мощный удар,ломающий кости».Все-таки партнера жалко.Выход из ситуации давно известен — есть стены,столы,манекены и т.д.,которые вполне «потерпят» насилие над собой.
    Т.е.картина в целом такова,что основная работа — это САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа.
    И вполне можно самостоятельно поставить базовую технику(в контексте одиночных занятий — в основном ударную).И добиться того,что техника будет сколько-нибудь эффективной.А насколько эта работа будет эффективна зависит от многих причин — качественный носитель информации,личное трудолюбие,правильное понимание,честное и критичное отношение к своей практике и т.д.
    Т.е.,в целом,можно достичь неплохих результатов.
    Но хотя одиночно-самостоятельная практика не отрицает высоких результатов,а совместная практика с настоящим мастером не гарантирует их достижение,все же я полагаю,что БЕЗ ЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ С НАСТОЯЩИМ МАСТЕРОМ РЕЗУЛЬТАТ ВРЯД ЛИ БУДЕТ ТАК УЖ ХОРОШ,потому что:
    1)любой носитель/носители информации СТАТИЧНЫ,они не могут дать больше,чем в них заложено,они не рассчитаны на человека,который развивается,движется вперед.
    2)любой носитель/носители информации не знают о ваших психофизиологических особенностях и не рассчитаны на работу именно с вами.
    3)редкий человек(если такой вообще есть) способен достаточно критично оценивать то,что он делает — ему нужен человек с большим опытом,который поможет понять и исправить недостатки.
    4)даже если у вас есть сверхэффективная техника,все же умение использовать ее в нужное время в нужном качестве нарабатывается в СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ с человеком ПРЕВОСХОДЯЩИМ вас по уровне мастерства.
    5)в конце-концов,для того,чтобы постоянно усердно практиковать, большинству людей необходимо видеть цель(мастерство человека) и общаться с мастером и группой единомышленников.
    6)и прочая,прочая,прочая…

    P.S.Сим графоманством не хотел доказать возможность или невозможность самостоятельно-одиночной практики,но лишь пытался объективно рассмотреть вопрос.

  • Согласен с Алексеем о том, что тренироваться одному можно и нужно и с Альхазред-ом о том что предыдущий опыт для самозанятий необходим.
    Еще есть идеи и опыт, что даже для борцов и тех, кто занимается «борцовскими» видами единоборств можно найти способ тренироваться одному или в ограниченных условиях. Любая тренировка – лучше, чем вообще никакой тренировки: можно найти клуб или секцию по близости, если таких нет, то подумать о еженедельном или ежемесячном «паломничестве» в секцию борьбы подальше, где тебя, как правило, хорошо примут и, по договоренности, можно заниматься/приходить на спарринг раз в неделю или раз в месяц. Можно практиковать базовые движения самому дома (движения бёдер на полу, мостики, растяжки, стойки и т.д. и т.п.) Если боксеры боксируют с тенью, то почему бы борцам не «бороться» с тенью.
    Улучшить физическую подготовку можно и самому. Оставаться в хорошей форме будет полезно, когда наконец-то вернешься к спаррингу с опытным противником. Иногда для этого достаточно пары кроссовок. Обыкновенные пробежки помогли Мухаммеду Али, так почему они не могут помочь и мне. Йога, растяжки, отжимания от пола для этого много не надо. Хоть что-то лучше, чем ничего.
    А можно найти единомышленников или энтузиастов и заниматься с ними, пусть даже и дома. Я борюсь дома со знакомым, на обыкновенном ковре два раза в неделю. Потом болят колени, локти и уши, но это как подьверждение целеустремленности. Можно прогрессировать даже не ходя в секцию, до тех пор, пока есть мотивация и хороший спарринг-партнер. А когда борешься с новичком, можно использовать всего одну технику в течение всей тренировки. Например, если использовать только перекрестный удушающий в время всей тренировки, ваш партнер найдет способ эффективно от него защищаться, а вы, в свою очередь, обнаружите другие методы, разновидности и комбинации применения этого приема. Всего один спарринг-партнер, а какой-то прогресс уже на лицо.
    Тренировка сознания, так же важна. Можно просматривать видео и учиться, откладывая информацию в голове, (особенно если есть с кем потренировать увиденные техники); просматривать записи соревнований, читать книги, статьи в интернете. Конечно, лучшая тренировка для борца — спарринг, однако визуализация так же отличный инструмент. Пытаться визуализировать технику в мельчайших деталях, как и когда сместить центр тяжести, как предотвратить движение оппонента, как спровоцировать нужное вам движение, какие группы мышц использовать, какой тип захвата применять на каждой стадии техники. И борцу можно тренироваться одному, главное – желание.

  • Оно конечно можно, но вот в чем беда. Хорошо, когда есть предварительная база, на которую можно делать надстройку. Когда же человек занимается самостоятельно с нуля, у него нет такой важной вещи, как критика со стороны. Кто-то, кто умеет, должен показать, как надо, а потом стоять над душой и бубнить — херово сделал, херово сделал, потому что вот этот нюанс не понял, о — хорошо. К сожалению книжка, или видео не заменят такого человека. Помню 20 лет назад один чунцюань отрабатывал только года два, а друг, у которого классический удар был коронкой даже в драках (и по сей день у него ничего цветастого — прямой удар и таньтуй, ну броски — всё. Зато как работает!), так вот он стоял и ругал меня на чем свет стоит — блин! рано доворачиваешь! закрепощаешься! гантели возьми! и так всё время. Другое дело, что сейчас тренеров развелось, которые не качественно тренируют, сами может быть и умеют, но им до ноги — как человек делает, лишь бы дэнгы давал. когда у тренера корейской сборной по ITF занимался, группа была большая, ну пройдет он пару раз — у одного поправит, у другого, все равно даже ч/з год некоторые неправильно делали. Но тут надо не стоять в стороне, а подходить к тренеру и спрашивать.

  • С НОВЫМ ГОДОМ ! ! ! 😆

    «Самовар-дзюцу» можно изучать в любых условиях, только самовар найти, а дальше проблем нет.