Был сегодня на выставке "Самураи: сокровища воинской знати Японии" в Кремле. Экспозиция хоть и небольшая, но очень интересная.
Меня заинтересовало, что практически на всех представленных клинках (XI — XVIII вв.) совершенно не заметен традиционный волнистый рисунок, характерный для многослойной стали (думаю, что все мечи на выставке, учитывая их уникальность, должны быть сделаны по традиционной технологии).
Почему так: очень хорошая полировка, возраст, что-то еще? Какие будут мнения?
Эх! Не попал я на эту выставку. Не случилось 😆
Если не ковкой — то разве что фрезой.. Кстати, фрезой тоже проще "сплошной" :huh:
ну проще по-моему японцев как раз мало парило, там много разных долов, в том числе частичные, полуторные, двойные … если интересно — могу отсканить и выложить. Но у меня сложилось впечатление, что дол делался не ковкой … хотя может быть я не права
С точки зрения ковки "сплошной" дол проще сделать — сильно подозреваю, что именно в этом и фича.
У Баженова в книжке есть перечисление типов долов, если мне не изменяет память там есть и такие, которые заходят на хвостовик, а есть и такие, что до хвостовика не доходят, иногда преизрядно.
Дол на хвостовике — это не обязательно результат укорачивания. Дол вполне могли делать во всю длину клинка. На мечах, которые предлагают на Носюиайдо (www.swordstore.com) дол, уходящий на хвостовик, вообще, называется "синкэн-хи". Типа, на настоящих мечах так и было. Ну и терминология разных вариантов длины долов не дает оснований считать, что их не делали на хвостовике специально.
Многие мечи действительно укорачивали. Некоторые Танто вообще сделаны из обломков мечей.
Крючок же нужен, чтобы ножны не выходили изза пояса (плотнее сидит при выхватывании меча).
Тоже посетил эту выставку. На что обратил внимание- несколько мечей носят следы укорочения. Хвостовик имеет элементы клинка(часть дола,полный дол). Особенно показательно вакидзаси. Возник вопрос-один из мечей в полной оправе(рукоятка цуба ножны) на ножнах ближе к середине имеется крючок. Он для чего?
А вот в чайниках не силён… :blink:
Twin, я выбрала короткий путь — спросила у людей заинтересованных, а с Яндексом и дурак найдет. Только у истинного джентльмена хватит такта объяснить даме-дилетанту что такое "дзингаса". Дмитрию огромное человеческое спасибо:D
Еще бы о чайничках узнать чего-нибудь 😀 🙂 😀
А ещё есть моя ссылко. 😀
"Дзингаса (самурайские шляпы) в основном использовались с середины до позднего периода Эдо — с 1700 по 1860. Слово каса означает шляпа и дзин — военная." http://www.sengoku.ru/archive/library/matc…mour/222003.htm
Кабуто — шлем. Асигару — самурай эконом-класса. 🙂
Это сообщение было изменено Dmitrij: (02 Июль 2008 — 13:44)
Нет ну так не интересно, ну есть же Яндекс, есть книжка Носова "Вооружение самураев", Википедия в конце концов … 😀
Спасибо за ответы. Но у меня возникли наводящие вопросы опять: что такое "сасимоно", "кабуто", "дзингаса", "асигару"? Единственное, в чем я уверена, так это в значениии слова "рис":D
Угу. Он не настолько большой, чтоб с ним сдувало. 😉
Нет, это скорее "парадка" мирного времени, эпохи Эдо. Дзингаса для асигару хоть и примитивная, но железная. Её вроде могли и как котёл использовать. 😉
З.Ы. Заодно пропиарю братьев-реконструкторов: http://sengoku.ru/ 😀 По вопросам "а как оно было на самом деле" в эпоху гражданских войн — можно туда.
Трубочка почти наверняка для сасимоно.
Шлем бумажный наверное чтобы голову не пекло — хороший кабуто это для богатых или очень богатых самураев, а остальным — на что риса хватит 😉
Уважаемые участники, я посетила эту выставку тоже. У меня возникла пара-тройка вопросов и я у вас прошу разъяснений. Зараннее спасибо. Первый вопрос: для чего на доспехах со стороны спины предназначается трубочка типа ножен? Я предположила, что для флага, но сомневаюсь, ведь это так неудобно и тянет корпус назад при сильном ветре. Второй вопрос: каково предназначение маленького симпатичного чайничка в туалетном наборе? Явно не для чая. В аннотации пояснений нет. Третий вопрос о шлеме в виде раковины. Там написано, что он из бумаги на металлическом каркасе, как я поняла. Та вот, каковы функции бумажного шлема?
Да, на некоторых из представленных мечей хамон тоже очень слабо выражен. На тех, что поновее (XVIII в.) — заметнее.
Когда много полируют, то рисунок становится незаметней. А те мечи я так понимаю очень старые.
Кстати на моем Вакидзаси на клинке 17 века вааще не видно хамон (меч явно много раз точили и полировали).