Читал тут на днях книгу про историю одного БИ — навеяно чтивом:
(все имена вымышленные, все совпадения случайны) 😉
"Жил — был мастер М. и однажды наблюдая за дракой двух животных (птиц, рептилий, насекомых), он придумал свой стиль БИ. И для того чтобы доказать, что его стиль БИ действительно БИ пошел он махаться с другими мастерами и всех победил (а как же). Потом на страну напали Враги и запретили все БИ кроме танцев и Мастер был вынужден зашифровать стиль в формальных упражнениях. Следующий его ученик нашел эти свитки и расшифровал их обратно (то, что понял). И стал мастер крутым, создал школу (клан) и все учили только это БИ. После смерти у него осталось три ученика. Первый лучше всех использовал ударную технику, второй умел делать броски, а третий решил следовать заветам и оставить всё как есть. Его ученик тоже следовал заветам и его ученик К. также следовал заветам. НО до этого К. уже был мастером по стилю В. и поэтому о добавил в стиль мастера М. (удары локтем, болевые, партер, удары ногами — на выбор) значительно обогатив технику.
Затем был период войн и поколения отшлифовали эту технику в боях убрав всё лишнее — оставив всё самое эффективное. Затем (следущий Мастер) понял, что в системе реально не хватает спортивных спаррингов, но сам их создать не успел, а завещал это двум лучшим ученикам. Первый ученик Р. пошел по пути наращивания защитного оборудования и поэтому изменил стиль, второй Т. пощел по пути ограниченного контакта и… тоже изменил стиль. Но вечерами они (в память о мастере) все равно делали традиционные упражнения — это было свято. Затем ученик мастера Р. ввел шлем и пришел к выводу, что удары в голову вообше неэффективны, а ученик мастера Т. ввел в систему смертельные удары и еще уменьшил степень контакта. Потом они как то огребли вместе в харчевне и поняли, что надо что-то менять.
Один из них пошел на Юг — искать мастеров там, Другой пошел на Север — по тамошним школам пройтись. Через десять лет они встретились и стали драться и не смогли победить друг-друга. И поняли они, что только соединив Жесткость и Мягкость получится Самый Лучший Стиль. Стиль получился хороший, но блин сложный… следующие ученики достигали мастерства только через 50 лет упорных занятий и поэтому стало много сомневающихся. Чтобы привлечь учеников в школу следующий патриарх разделил форму на Старую (традиционную) и Новую (читай боевую). Новая форма была проще, что позволило изучать её и в армии и в полиции. Старая же форма стала очень красивой — из-за того, что именно её требовали демонстрировать на "показухах", тем более, что она прекрасно тренировала координацию и баланс. Потом Школу сожгли (запретили/изгнали/завоевали), а мастеров распустили и стиль вдруг резко забылся.
Сегодня известно что из него вышло три направления:
1. В первом удары руками и ногами
2. Во втором только подсечки, удушения, партер и броски через бедро
3. В третьем же остались в основном броски основанные на использовании силы противника и немного болевых приемов.
И однажды Мастер, у которого было много данов и черных поясов по всем трем стилям решил их объединить в одно… 🙄 "
Мораль: Получается, что традиции как бы нет, раз каждый мастер всё равно делает стиль под себя, да? 😯
Главное, чтоб не стояло: "просто айкидо"…
Кто его знает… Может и так. 🙂 По крайней мере не вижу причин для прекращения процесса собственного обучения. Останавливаться в нём вообще нельзя, это почти сразу будет откатом назад.
Или просто искусство )
Да, возможно, что через N лет там будет написано : боевое искусство 🙂
В любом случае стиль придётся адаптировать "под себя". Когда-то наступает момент, когда начинаешь чувствовать либо неполное освоение стиля (без перспективы дальнейшего активного развития), либо собственное недовольство классическими методами преподавания и даже базовой техникой.
Здесь есть момент, к которому следует относиться очень осторожно. С одной стороны прежде чем начинать собственные поиски чёрного кота в тёмной комнате нужно иметь уже довольно приличный опыт, с другой стороны хорошо бы этот приличный опыт получить за не очень запредельное время, когда собственные поиски может оказаться уже поздно начинать.
У меня получилось где-то в течение последних 3-5 лет перетряхнуть и пересмотреть (не отбросить!) почти всё, чему успел до этого научиться и влезть в какую-то не очень известную для себя область, но я по-прежнему могу назвать всё это словом карате (может быть потому, что со стилями с другими названиями просто не очень близко знаком).
Собственно поэтому в моих данных, которые выкладываются на форум, сначала было написано каратэ сито-рю, потом каратэ сито-рю ?, а сейчас просто каратэ 🙂
И то и другое…
Сначала я подумал, что так ты шифруешь боевой гопак)))) Типа угадайте стили))
Мораль только в одном: что ЛИЧНО ВЫ умеете, Антон Ильич и насколько это работает? 😆 😛 😀
Получается, что так и есть.
Ага что? 😯 Первое или второе?
Ага…
Тем не менее учим один язык Русский — и понимаем друг друга — не то что по китайски… 😆 Это я к тому, что когда стилевые отличия идут внутри стиля — то это норма (руки короче, ноги длиннее), но когда идет явное заимствование (смешивание) техник из других БИ — что это признание, что система потеряла свою эффективность или признание своей несостоятельности… ? 😕
Только если в личку… боюсь посеять "межклассовую борьбу" — какой бы стиль не указал — кто то да обидется. А вообще это к любому БИ применимо… 💡
Когда мы изучаем язык — начинаем все с одного и того же: правописание, произношение, грамматика… Но кто из нас в результате говорит (а тем более пишет!) абсолютно идентично соседу по парте? Да, принципы одинаковы, но способы передачи информации различны. Разве не так?
А навеяно очень интересное.. Название книжки не укажите, Антон Ильич?
В 2003 году была написана статья "Мастера, ученики и стили" http://isrb.ru/articles/experts.html состоявшая из:
Аксиомы: мастер это творец.
Теоремы: основной ориентир для мастера при разработке новой техники — он сам!
И целого ряда выводов:
Вывод 1: лучший боец в стиле — сам мастер.
Вывод 2: чем больше ученик похож на мастера, как в физическом, так и в эмоциональном плане, тем легче ему учиться и тем больших успехов он добьется.
Вывод 3: из талантливых учеников выходят последователи и инструкторы, бесталанные либо бросают, либо становятся мастерами.
Вывод 4: "средние" мастера формируют общепринятую манеру работы.
Вывод 5: чем более нестандартен мастер, тем более нестандартной будет техника, которую он создает.
Вывод 6: чем более нестандартна техника, созданная мастером, тем тяжелее передать ее ученикам.
Вывод 7: чтобы среднему человеку работать нестандартно, ему нужно превзойти предел своей нормальности.
Кажется статья в тему разговора.
Истина где-то рядом(с) 😆 Есть и традиция, но каждый мастер формирует стиль под себя — комплекция разная, скорость и сила разные и т.д. Отсюда и идёт то, что, как правило, ученик известного мастера показывает не совсем то, что показывает мастер. Хотя делает вроде бы то же самое, но пластика другая, движения немного другие и т.д.
"Все мы претендуем на то, что именно мы преподаем "подлинное каратэ", но довольно трудно найти каких-либо двух инструкторов, которые одинаковым образом определили это искусство. Для некоторых каратэ — это только поединок, бой. Для других — это прежде всего шоу. Иные рассматривают его как религию, как средство обучения, как путь к физическому совершенству, как спорт, как систему самообороны. и это только некоторые из дюжины других возможных точек зрения. Бесспорно, как и мои предшественники, я чувствую свою вину в том, что считаю собственное определение единственно правильным определением "подлинного каратэ". Вспоминаю эпизод, который произошел в школе другого инструктора. Некоторые из моих учеников, наблюдая необычные упражнения, выполнявшиесяучениками этой школы, начали с усмешкой покачивать головой и саркастически посмеиваться. Я уж было собрался упрекнуть их в отсутствии вежливости, но вдруг увидел в зеркале собственное лицо. На моем лице была такая же явная и малоприятная усмешка……
Каким бы образом вы не определили искусство каратэ, оно многогранно. Оно, каратэ, одновременно принадлежит к умственной и физической сферам, оно и артистично, и гротескно, и практично (самооборона), и непрактично (спорт), оно жестко и изящно, абстрактно и конкретно, научно и духовно. Есть ли в этом непримиримые противоречия? Полагаю, что нет…..
Как и любого … мой подход к каратэ субъективен и неизбежно неполон.
Каратэ постоянно развивается, изменяется. Одной из наиболее характерных черт этого искусства являются изменения, вносимые многими людьми в разное время и в разных местах. Нет такого человека, кто сумел бы понять и осознать всё каратэ в целом".
Норими Госэй Ямагути, ведущий инструктор Годзю-кай каратэ-до США.
(Из книги "Фундаментальное каратэ Годзю-рю" пер. ГрандФаир, М, 1998).