Задумался я однажды над своим путем в БИ и пришел к выводу, что "японская рубашка" для меня. Начал заниматься в 9 лет дзю-до, потом приобшидся в каратэ Сетокан, потом ушел в Айкидо, потом в Кендо. И только сейчас задумался, что при выборе очередного вида не задумывался о его месторождении. И получилось так, что все они из Японии. Захотел попробывать что-то китайское, но почувствовал что что-то не то, не по мне…
Вот такую тему предлагаю для обсуждения. Анализировали ли все то, чем занимаетесь и где стиль родился, а самое главное, почему вам не подошел тот или иной вид БИ и почему подошел??? 🙂
Это всего лишь рассуждение, не надо ярких споров в защиту того или иного вида БИ. 🙂
Нашли где спрашивать… Тогда спросите так же и о советских инженерах. Скорее всего, большинство вспомнят Калашникова и Королёва, но это же не значит, что других не было!? Современные восточные (и китайские в т.ч.) научные школы вторичны по отношению к западным, чего не скажешь о традиционных БИ, потому что на развитие БИ влияют такие субъективные факторы, как местная культура, обычаи, менталитет. В этом смысле японские БИ по-соему уникальны.
Во многом похоже на правду, однако расшифровать до уровня, — "это скорее всего удар, а это блок", совершенно очевидно маловато будет. Когда я вижу исполнение ката неизвестного мне стиля, то вопросов типа "что бы это значило?" возникает совсем немало.
Дальше ещё интереснее. Представлять что такое каратэ можно по-разному. Возьмём самое общее представление — система единоборств, или боевое искусство, или некая манера ведения драки, в конце концов. Понять СУТЬ движений просто глядя на мастера выполняющего ката будет практически невозможно, т.к. увидеть (в большинстве случаев) можно будет только то, что уже известно, т.е. то, чему этот мастер уже успел научить, а остальное пройдёт мимо, как некие несущественные детали. Именно поэтому ката обязательно должны практиковаться вместе с их расшифровкой (или с применениями). Иначе возможны самые разные домыслы о реальном значении и применении отдельных элементов ката, да и всей этой системы, которые уже приходилось и видеть, и слышать.
В этом смысле изысканность минимализма, несомненно, присутствует и сама по себе не позволяет просто слепить "ксерокопию" и начать пользоваться ей так же, как и оригиналом. 8)
По-моему это скорее минимализм до изысканности или изысканность до минимализма, а не аскетизм. 😆 В искусстве — точно.
Я не хотел сказать, что в Китае одни художники, а в Японии только инженеры. Просто в Японии очень развит аскетизм — это проявляется и в одежде, и в питании и в искусстве и… соответственно в БИ. Сранвивая Тайчи и Каратэ пытался пояснить, что если мне в руки попадут рисунки Ката , то я с 99% точностью смогу сказать, что это вот блок, это вот удар ногой, а это вот захват и бросок. А если я таким же образом попытаюсь самостоятельно разшифровать Таолу , то это будет примерно так… "так, ну это по-моему точно удар, а это вот, что? может блок? или захват? …а зачем тогда ногу сюда?" и т.д. количество вариантов моей трактовки резко возрастет. Этим я хотел показать, что такой "перевод" Таолу не возможен без участия опытного наставника, что осложняет массовые преподавания или они проходят с потерей боевой составляющей (как гимнастика). В Каратэ же Ката может одновременно делать человек двести наверное и каждый поймет суть движений без особых разьяснений, достаточно видеть мастера и представлять что есть такое Каратэ.
И в том и в другом случае зависит от специалиста преподающего систему. Можно и каратэ вполне превратить в аналог спортивной гимнастики ( тому есть примеры).
А что касаеться цветистости и т.д. то мне тоже каратэ кажется малость скушноватым и прямолинейным(что впрочем не умаляет его боевых качеств) ТКБИ мне ближе своей возможностью импровизации в гораздо более широких рамках…
Да у меня такое ощущение, что он вообще по природе был волк одиночка, ни в какую систему не вписывался, и если имел бизнес-план, то только свой личный (срубить денег как супер высокооплачиваемый актер и элитный инструктор БИ)), а никак не расчитанный на большую систему с филиалами, инструкторами и т.п. Проскочил быстро и так же быстро сгорел, правда настолько ярко, что сотни тысяч человек рвануло в разные залы.
Россия вот тоже когда то начиналась с Киева, однако чем дальше, тем больше различий в культуре, языке, национальной одежде и традициях у нас с Украиной… : ))
Просто написав это я представлял разницу между преподаванием напимер Каратэ и Тай-чи: Если в первом случае при переходе на систему от "учитель — ученик" к системе "учитель — массы" такое качество как боевая составляющая теряется не значительно (потому что форма идеальна проста), то во втором — выхолащивается до уровня массовой гимнастики (потому, что форма сложна и многообразна — самостоятельная трактовка затруднена, требуется личное участие специалиста).
А где-нибудь есть наоборот??? 😯
Я не знаю практически ни одного всемирно известного японского учёного и иженера тоже… 😕 Однако это скорее говорит о моей образованности, чем об отсутствии таковых в Японии, а может быть о том, что японцы свои задачи решают более скромно, чем скажем европейцы, но уровень решения этих задач остаётся на очень высоком уровне и, насколько мне известно, они не прославились на весь Мир "скупанием мозгов", как американцы например.
Кстати всемирно известных китайских учёных и инженеров я тоже не очень-то знаю (Лао-цзы, Конфуция, Мао Цзе Дуна предлагаю не включать в этот список 🙂 ).
Кроме того, синтоизм — вроде бы чисто японское религиозное направление, но оно удачно вписалось в привнесённый буддизм, практически не изменившись при этом.
Восприятие китайского (особенно центрально и южно-китайского), как чего-то шумного, цветастого, яркого, густо перемешанного и, честно говоря, малопонятного на первый взгляд, у меня тоже присутствует. Японское воспринимается тоже, как более спокойное, плавное и может быть даже более терпимое и близкое к природе. Могу запросто ошибаться, т.к. и то и другое от российского восприятия всё же далековато. 😉
Может и есть…
Но. Основные религиозные и философские течения пришли в Японию через Китай (и частично через Корею).
Отсюда же и основы государственного устройства, жизненного уклада, значительная часть обычаев.
Писменность, основанная на визуальных знаках-иероглифах, пришла из Китая. Это к вопросу об образном мышлении.
Поэтому просто противопоставлять Японию и Китай несколько прямолинейно-упрощенно. (Тем не менее, у меня лично есть некая разница между восприятием китайскго и японского, не объяснимая мною напрямую. Китайское в моем восприятии цветастое, яркое и шумное, японское — более приглушенное и спокойное.)
Кстати, касательно БИ, — в Японии также нисходящая передача, т.е. передача от учителя к ученику.
И еще вопрос. Назовите ну хотя бы 5 всемирно известных японских ученых. Ну и пять инженеров. 🙂
таки есть такая классификация — естественно, как и любая классификация, условная. смотрим по преобладанию логического восприятия (осмысления) мира или интуитивного. это увязывается с доминированием левого или правого полушарий. и вполне возможно, что в некоторых региональных стилях преобладает опора на рефлексивный пласт психики, в других — на интуитивное, образное мышление.
Гипотеза-то как раз личная 🙂 . Не уверен, что полностью соответствует действительности. Художники и инженеры в любой нации присутствуют. Кроме того технарь-конструктор вполне может быть прекрасным импровизатором, а художник — неким подобием фотоаппарата. 😉
Возможно, что это связанно с тем, что люди бывают как бы двух типов: инженера и художники (не помню как это в психологии называется). Так вот японцы предлагают на мой взгляд очень рациональные стили… основанные больше на логике и формах. Чёткое, аскетичное, наукообразное японское Бу-дзюцу несет в себе прежде всего выводы, оптимальные решения, и… выверенные схемы. А китайское же Кунг-фу это нечто интуитивное, личное, от учителя к единственному ученику, местами ирациональное (неподвластное человеческой логике), всегда непредсказуемое, всегда разное как и само искусство в принципе. Здесь главное не форма как таковая, а принцип, содержание и образ. Формы не ради приемов — но ради красоты, разнообразия, универсальности и импровизации. Импровизация в пределах стиля — как высшая ступень свободного творчества.
Просто гипотеза… ничего личного 😉
Мне лично без разницы откуда стиль нача с Кореии таэквондо, потом Китай,Русский стиль,Япония. Японские стили начали нравиться больше,конечно открыт всему сейчас узнаю для себя Филипины.
Так он же с детства в театральной среде вращался. Вспомните, кем у него родители были 😉 Раз видели интервью — возможно, видели и известные кадры его кинопроб в Голливуде. Там есть момент, когда его просят рассказать о различиях "гражданского" и "военного" персонажей в традиционном китайском театре, и он тут же начинает демонстрировать — как какой из персонажей ходит, как двигается и т.п.
Видел как Б.Ли давал интервью на TV, рассказывал чем отличается гунфу от каратэ, крутил фрагменты тао и т.д. думаю все видели эти кадры. Он же самый настоящий актер (в хорошем смысле слова) как он подает себя, как жестикулирует он сильно отличался на фоне остальных "восточников", чего стоят одни только эмоции, ярость, упоение боем, на мой взгляд до сих пор в этом его никто не превзошел. В Брюсе на мой взгляд было много западного тоже. Помню любил в"далеком пионерском" смотреть его фильмы по нескольку раз, потом несколько лет вообще не сталкивался с Брюсом 🙂 и как то увидил его по телеку и подумал — Да он же настоящий шоу-мен ;)…надо было повзрослеть чтобы придти к такому выводу 😀
Уточним: Брюс вообще был гонконго-американец, и с вышестоящим начальством в Пекине, паразит этакий, своих действий абсолютно не согласовал. А местных тайваньско-гонконговских сил на насыщение мирового рынка ну никак не хватало 😉 😀 😆
Угу. Вспомним массовое шествие "джиу-джитсу" на рубеже веков…
А просто японцы к рекламе успели прибавить достаточное количество инструкторов по всему миру, готовых работать на местных рвнках, и люди знали куда идти. А Брюс выступил так резко, что китайцы не успели подготовить достаточно большое количества школ для "розовых обезьян". Соответственно "тепленький клиент" достался конкурентам. За недостатком школ ушу шли в карате, кикбоксинг, дзюдо и т.п. Но вообще-то начало 70-х это далеко не первая влна интереса к восточным единоборствам на западе.
Согласна, это все происходило на несколько десятков лет раньше Брюса Ли и Шаолиня. Тогда вопрос: если японцы — "лучшие в мире БИ-пиарщики", то почему для мира фильмы с Брюсом Ли стали откровением? Ведь это после них народ в залы повалил, уже не разбирая дороги — в ушу, каратэ или кикбоксинг, лишь бы чем-то заниматься. А японцы очень грамотно распиарили именно свои виды — каратэ, дзюдо.
http://www.budo-forums.ru/viewtopic.php?t=…ht=%C1%D0%DE%D1
Всегда считал, что Брюс Ли был ещё и как боец очень да же ничего, но последние время всё чаще встречаются высказывания, что это не так. Может кто выложит link, где бы этот вопрос рассматривался с аргументами.
Успешный, согласен. Но опять же в догонку. Для мира фильмы с Б.Ли были откровением, ооказывается у китайцев тооже… А сколько лет в это время былоо фильму "Гений дзюдо". А сколоькоо прошло со времени туров Оямы по США?
Говорим о массовом "потребителе", пиаре в БИ и т.п. Согласитесь, что ушу отпиарил именно Б.Ли. При том отпиарил не на самом низком уровне, за что, кстати, достоин уважения.
Это какие китайцы так счтитают?
И что понимать под брендом?
Если то, чем торгуют — совершенно согласен.
Если то, чем дерутся — вряд ли.
Ага. Кстати, китайцы считают, что лучший китайский бренд — это Брюс Ли. Официальные результаты, кстати.
А как же Джеки Чан? А шаолиньские монахи? Там весь монастырь с 80-х годов двадцатого века — один сплошной пиар-ход, причем весьма и весьма небезуспешный!
А я не зря спросил про "носителей". Сам могу похвастаться только 3 мес занятий у японца, да и то на нашей территории, гдее было заметно, что он не хочет слишком навязывать привычные ему методы и адекватно оцениваеет разницу в менталитеетее. Неудобств не ощутил, хотя попал к нему на 16-м году занятий, т.е., тщу себя надеждой, более или менее подготовленным. В остальных случаях занимался у соотечественников и соответственно в их преломлеении. Честно скажу, когда пробовал заниматься тайчи и ушу богомола разницу с "японщиной" ощутил, но трагичной для меня она не стала, более того, китайский вариант показался даже ближе. Впрочем, возможно, опять же это было связано с личностью тренера.
Когда выбирал для себя стиль, "массовый потребитель" в нашей стране знал только о существовании дзюдо и карате и с удивлением знакомился с ушу по переедачам "Клуб путешественников", так что выбора большого не было.
А теперь к вам встречный вопрос. Вас то что в "японской рубашкее" привлекает? Сформулировать сможете?
[quote="Keo"]Немного не в то русло двинулась беседа… 😆
…что анализировали ли вы почему вы занимаетесь данным видом (не потому что он круче всех!!!)? И пробовали ли вы другие стили и задумывались ли над их происхождением, ведь как известно это накладывает свой отпечаток на преподавание, и технику, и прочее.
Анализировали! Пробовали! У меня картина иная — от Кореи к Японии, затем к Китаю и опять Япония — ну это условно, конечно — прости стили оттуда родом. Почему? Еще Сегрей Есенин дал ответ на этот вопрос: "…Да, мне нравилась девушка в белом, а теперь я люблю — в голубом…". Всему свое время и свое понимания. Уверен, что почти ничего случайного в БИ не бывает — кажущаяся случайность — это неполное понимание или неполное знание. Не претендую на "философию" и обобщения — возможно, что в ощем смысле я не и прав. Но — каждый выбирает костюмчик по себе — посмотрите вокруг (если только вы не в части воинской) — у всех костюмчик разный. То же и с БИ. Но вопрос Ваш интересней и глубокий. Действительно — почему именно так, а не иначе? Что заставляет, к примеру меня, немолодого человека, лишенного агрессии, заниматься 4-5 раз в неделю? И именно этим? Для себя я ответ вроде бы нашел — простота, эффективность и, главное — полное внутреннее "принятие" данного стиля БИ в текущий период. Мне уже понятно — что через год-два (если доживу) , я включу в программу опять Китай. База (Япония) — будет базой, на которую лягут (надеюсь) еще 2 китайские "темы". Поиски простоты, мягкости и практического воплощения милосердия будут продолжены.
Кстати — частично ответ в образе жизни, в идеале личности, который занимающиеся явно или неявно исповедуют. То, во что Вы верите со временем "будет у Вас на лице". То ли это веселый пьяненький монах, то ли строгий самурай, то ли "крадущийся", то ли просто человек с городской окранины — и выпить не дурак и с понятием и "с носка врезать может" (ну это типа Бузы что-то) или былинный Алеша Попович (славяно-горицкая — по разделу
"радогора"), то ли купец молодой, озорничающий "стеношник" и т.д. и т.п.
Мне очень понравилось у Асаты — был однажды, года 1.5 назад — но вот, теперь вернулся в Москву, но не доеду с работы до зала, где Асата занятия ведет — или, верней, доеду тока к концу занятий. Да и потом, я как бы не "ходок" постоянный в общие места занятий, мне туда тока "посеминириться" иногда.
Немного не в то русло двинулась беседа… 😆
Вопрос то был в том, что анализировали ли вы почему вы занимаетесь данным видом (не потому что он круче всех!!!)? И пробовали ли вы другие стили и задумывались ли над их происхождением, ведь как известно это накладывает свой отпечаток на преподавание, и технику, и прочее. Суть не в обсуждении моего пути в БИ и не в выяснении почему так получилось у меня и к какому выводу я пришел… 😆
Всё зависит от того, через кого приходит.
Это — правило железное.
А страна происхождения и проч… — вторично.
Касательно различия китайского и японского подхода.
Оно есть и действительно очень сильное. Так что переключение с одного на другое могло и не сработать.
"Сделано в Японии"
БИ (будо), как и многая другая японская продукция, отличаются высоким уровнем качества. Эти желтые человечики изрядно приложили к БИ свое трудолюбие и преданность. Наблюдая за работой простого японца, удивляет не только культура, но и концентрация на самом процессе труда.
так в чем, вс-таки, дело?
может быть, менталитет японцев диктует определенный подход к преподаванию, и именно он Вам ближе?
у меня, например, как-то так получается, что ближе западные направления или западные (здешние) интерпретации восточных систем. а вот с нормальной восточной классикой как-то не идет
Занимаюсь Айкидо, но со временем понял, что не хватает ударной техники, начал параллельно заниматься рукапашным боем.
Помнится, пришлось мне в свое время, лет 10 назад, сменить секцию тхэквондо. Пришел я в новый зал, оттренировался 1 раз… И больше я в этот зал не возвращался. Не понравилось мне там. Не спрашивайте, почему. Не знаю. Атмосфера какая-то не такая. Или вот: пришел я недавно на тренировку к Асате. Всего лишь на одну тренировку. Занимаюсь до сих пор, удовольствия море получаю, на знакомых техники пробовал, работают оченно карашо. Это не реклама, это ощущения. Этим я хочу сказать, что одна из причин, объясняющих, почему это "не твое", — атмосфера в зале, энергетика, если угодно. Сорри, если оффтоп.
Скажите, а вы когда нибудь занимались у наставника из страны происхождения? Если да, то это показатель, если нет, то еще вопрос. Все же все стили БИ у нас преподаются в местной интертрепации, хотим мы того или нет. Да и сами слова
Сколько раз пробовали? Как долго. Может просто не везло, или отпугнуло какое-то формальное отличие?
Что же до японцев, то лично мое убеждение, что они просто лучшие в мире БИ пиарщики, поэтому их стили и более других распространены. Да и повезло им, что не случилось у них Мао Цзедуна и руководящей и направляющей КПЯ. 🙂