По просьбе уважаемого Уайтватера продолжаю тему о КИ и сатори уже здесь, главным образом для того, чтобы раз и навсегда отвадить его и всех остальных от самостоятельных занятий.
Определения:
Здесь и далее я буду подразумевать под медитацией традиционную йоговскую, а не ту 3-х секундную торжественную задумчивость в конце тренировки БИ, которую обычно изображают перед заключительным «Рэй» 😀 Детализации я намеренно сейчас не даю — легче потом ответить на вопросы. Также сразу оговорюсь, что источников информации, которые я переварил за 20 лет — масса, а вот ученик и объект для экспериментов — единственный — я сам 😉
Итак, следуя йоговской традиции Восьмеричного Пути:
1-й этап — физическо-психологическая подготовка к медитации.
Включает здоровый образ жизни, ненапряжный психологический фон, освоение простых, но регулярных очистительных процедур, собственно занятия физкультурой, любовь к родным и близким, позитивное отношение к Миру.
Этап крайне важный, т.к. здоровья потребуется много.
❗ Также понадобится большое желание жить на этом свете — однажды я чуть «не ушел» (см. ниже) и только любовь близких вернула меня назад.
2-й этап — дыхательная гимнастика, направленная на приобретение легкого, но очень глубокого и редкого (1-2 раза в минуту) дыхания и редкого пульса (28-32 в минуту).
Частое неритмичное дыхание будет мешать медитации, а когда вы «уйдете в себя» — может вообще сбиться с соответствующими последствиями.
❗ При освоении полного йоговского дыхания (особенно — через одну ноздрю) я заработал растяжение легких и некоторое время даже не мог бегать.
3-й этап — релаксация.
Освоение методик тепла -> тяжести -> отсутствие мыслей.
Вещь ну дюже полезная! Капитально и быстро сгоняет мышечную и умственную усталость, при этом первые 2 этапа в общем-то и не нужны.
❗ Нормальные люди на этом и останавливаются.
4-й этап — Раджа-йога в понимании Гуру Свами Вивекананда.
Постижение природы методом ее чувственного интуитивного восприятия. Методика — медитации, основанные на максимальной концентрации как на физическом объекте (для начинающих), так и на к-н мысли или образе. Наиболее популярные образы — движение КИ по организму, энергетическое поле вокруг, расширенное сознание, вылет тонкого тела через темечко наружу. Такие практики реально позволяет заниматься самолечением, обострять слух и обоняние (пробовал неоднократно), думаю, что «энергетические» сверх удары в каратэ и гунфу имеют ту же природу, как и ряд техник «железного тела» (никогда не пробовал). Однако замечу, что все эти фокусы связаны со статической медитацией и как их применение можно быстро подготовить в реальном бою — я абсолютно не в курсах!
❗ Вот этот этап уже по-настоящему опасен для жизни! При отработке последнего образа я первый раз с трудом вернул себя назад, а один раз настолько далеко отлучился от физического тела, что смотрел сверху как крутятся возле него родители, делают искусственное дыхание, вызывают скорую и только мысль о том, что они несколько расстроятся, если я навсегда уйду в этот приятный бестелесный мир свободы, вернула меня назад. Другой негатив — вырабатывается презрительное отношение к земным людишкам с их грязными пошлыми потребностями.
5-й этап — динамическая медитация, наконец.
Частичная медитация в состоянии плавного, циклического, ритмичного движения, с входом в нее с помощью уже освоенных в статике техник 4-го этапа. Прекрасно работает практика «расширенного сознания» (под ноги-то и по сторонам надо смотреть!), но погружение, конечно, совсем не такое глубокое как в статике, хотя и дает более чем хороший результат при длительном беге и несложных одиночных переходах в горах. Замечу, что многие народности имеют аналогичную практику «вселения в животных», отчего у чела обостряются природные чувства и рефлексы. Но тут надо заметить, что эти животные — тотемные, т.е. глубоко сидящие в культуре, а повадки и сами движения (которые копируют для вхождения в образ) — прекрасно известны, да еще и легкие наркотики способствуют 🙂 .
❗ После выхода из подобных «разминок» чувствуешь себя полностью обессиленным, с телом из теста, опустошенным эмоционально, т.е. реально организм работает с непривычной нагрузкой. Не думаю, что это все улучшает здоровье…
Как все это использовать в БИ — я не знаю, т.к. в реальной схватке движения далеки от ритмичных, да и на подготовку «энергетических» движений требуется время. Однако думаю, что при большом желании и еще большем свободном времени натренировать можно, хоть до «астрального каратэ» и «ки-айкидо» 😉
Медитация это и есть психотренинг. Мне очень понрвилась методика самовнушения и психотренинга А. Тараса в книге «Боевая машина». Люди что вы думаете по этому поводу?
Насколько я знаю,тибетский термин Лунгомпа означает несколько другое.Слово [rlung],читается lung означает «ветер,энергия»,в общем калька китайского Ци и санскритского Прана.
Слово [sgoms],читается gom,означает «практика,практиковать»
Суффикс [pa] означает принадлежность человека к данному действию.Таким образом,слово лунгомпа дословно переводится,как «практикующий работу с энергиями».
Ну я ко всей этой суете отношусь с юмором и с некоторым цинизмом, т.к. уже был и мастером спорта, и кандидатом наук, и тренером, и лауреатом ЦК ВЛКСМ и… (даже уже все и не вспомнить) 🙂 А вот со следующего года начну посещать семинары некоего господина Е.А.Радишевского, т.к. уверен, что это принесет мне гораздо больше пользы, чем очередная бумажка 😉
Нюанс.
По поводу присвоения данов по дзюдо.
Это не кодокан дзюдо, а IJF даны. Стандартная практика национальных федераций. В Японии их вообще не воспринимают, там даны только кодокановские. Возможно, не лучшие спортсмены, но грамотные.
🙂 Просто за рубежом нет понятий МС, КМС и пр.
Кстати, почетные степени и прочее придумали давно. Еще в средневековых текстах есть ссылки на такие документы. Ну как можно было не дать менке хозяину области, где инструктор проводил занятия? 🙂
Есть организации, которые следуют традиционным принципам и включают в аттестацию по дзюдо ката и демонстрацию кихон, и рандори для них просто один из важных, но не единственных критериев.
Да я в общем-то на всех этих делах и не заморачиваюсь, бегаю себе по утрам с удовольствием, да чуть медитирую перед сном 🙂 По поводу Кодокана — читал, слышал, но Вы еще раз подтвердили…
В качестве прикола и абсолютного офф-топа замечу: по новым правилам в дзюдо даны присуждаются национальными федерациями также и за спортивные достижения (1-й разряд — 1-й дан и т.д.), и за вклад в развитие. Я лично сгреб все возможные документы и подал — пусть мелочь, а приятно, хотя в ката — полный зеро (но обязуюсь исправиться) 😳
Извините, что разочаровал. 😀
На самом деле не все так печально.
Уважаемый Евгений;
Честно сказать, именно такого ответа я ждал и опасался 😀
Уважаемый Винни.
В Японии к Кодокану у многгих дзюдоистов отношение особое. В соревнованиях выигрывают в основном студенты ВУЗов, в которых есть секции. А Кодокан это прекрасный институт дзюдо… для иностранцев, которые в состоянии заплатить.
Ну, и, разумеется, это место где дзюдо занимаются научно.
Что касается семинаров… Есть семинары именно по обсуждаемой теме. Но редко это семинары по БИ, скорее по медитативным практикам относящимся к йоге и пр.
По поводу хонбу в Японии: многое зависит от того, что это за хонбу. Разочарований просто море 😥
Думаю, что многие откровения, которые Вы можете получить при близком общении с великими мастерами могут оказаться вполне знакомыми для Вас практиками, которые вовсе не считаются секретными в йоге и аналогичных системах.
А вообще, это дело передачи и мастера. Обычно, подобного рода рекомендации относятся к окудэн. Получить окудэн в Японии честно говоря сложно. Хотя бы потому, что нужно быть признаным и официально принятым руководителем школы.
ЫВот, если бы Вы спросили меня о том, с какими техническими действиями можно познакомиться в каких школах, я бы мог ответить точнее, потому что, не знаю захочет ли кто-либо из мастеров давать передачи внутренних практик малознакомому человеку.
Хотя ничего в них экстраординарного может и не быть. Однако ревниво оберегаемые они до сих пор могут считаться секретными. Знаете, как в армии СССР: любая книга под грифом «секретно, без права выноса из части». А в соседнем с частью книжном магазине она есть в свободной продаже.
Учебник сериндзи кемпо кихон вообще номерная книга, которую нужно заказывать только членам организации. А тем, кому заказывать ее не хочется, вполне можно купить ее в магазине. Хотя, официально ее в магазинах быть не может.
Но честно скажу в финале: психофизические тесты еще сохранились в некоторых традиционных школах. Раскаленную металическую спицу пропускают через кулак, шесты двигают в ладонях, кэцуин и дзюмон присутствует и пр.
Уважаемый Евгений;
Понятно, что на рядовых текущих семинарах с ментальными практиками дело обстоит очень туго. Но при стандартном месячном посещении хонбу в Японии это возможно? Спрашиваю потому, что посетить Кодокан для меня нет проблем, даже хочу съездить в следующем году и аттестоваться на дан, но там точно нет ничего подобного… А вот где искать, к кому удобно обратиться? — не подскажете-ли?
Согласен и целиком поддерживаю. Правда если уравновесить это правило другим: кто бы что тебе не утверждал, пока сам не согласился с доводами, не доказал сам себе, не ощутил на себе, на веру этого принимать не следует и стоит сохранить отношение к долей скепсиса. Иначе легко можно стать адептом очередного «великого учителя» или тоталитарной секты. Хотя во внимание следует принимать любую информацию.
Уважаемый Винни.
Собственно я это и предполагал.
Я и сам начинал с книжек лет 20 с копейками назад.
И практикую и сейчас. Причем не только оторванные от Би вещи.
Существуют практики и тесты, которые условно можно отнести к психофизическим, относящиеся непосредственно к практики традиционных Би. На определенном уровне передачи с ними знакомятся. Не везде, но в ряде школ.
2 Е.А.Р.:
Уважаемый Евгений, ну мой опыт не настолько уж негативен, как я это описал для устрашения энтузиастов, хотя и долог, и труден, и неоптимален… А что еще можно ожидать от конца 70-х — начала 80-х, да еще при работе в «ящике»? — только общение с себе подобными «подвальными практиками» и отрывки из «научно-популярной» литературы (просто ненавижу эту попсу!). Негативным моментом является и то, что я — 100% Близнец, то есть требуется все и вчера 😳 Вот и «загонял» себя чуть-чуть… Отсюда и растяжение легкого и абсолютно неподготовленные медитации. Впоследствии, при новом режиме, но когда некоторый путь уже был пройден, привелось общаться с настоящими профи в Северной Индии и Непале, которые высказывали примерно аналогичные слова, что и Вы.
По поводу Свами Вивекананда — абсолютно согласен, т.к. он совершенно искренне попал в волну европейско-богоискательского увлечения Востоком начала 20-го века, как и Святослав Рерих и т.д. и т.п. Т.е. — талантливые энтузиасты и теоретики 😀
На текущий же момент мне эти практики несколько раз сослужили хорошую службу, если есть интерес — приведу примеры 😉
Именно индейцев (о них же речь шла при упоминании вхождения в образ волка). А на одну физическую силу я не уповаю. Действительно — чем больше обретаешь опыт (или становишься старше 😉 ), тем важнее становятся некоторые… м-м-м… глубокие что ли, моменты практики БИ. Я кстати проголосовал «да». Когда сталкиваюсь с чем-то необъяснимым с точки зрения стандартной логики (науки, опыта, мнения — подчеркнуть нужное), то придерживаюсь одного хорошего правила — если я ЭТОГО не видел, то это совсем не означает, что ЭТОГО не существует. А возможности человека безграничны. Он, в принципе, и летать может. Я, к сожалению, не умею 😥 .
Если индейские, то это американских индейцев. А если прана, йога и пр, то это индийские.
Самостоятельно в эти вещи лезть и впрямь не стоит. Если найдешь того кто грамотен в этих вопросах и готов научить, считай повезло. Некоторые правда без этих дел вообще за милую душу обходятся, типа десять тысяч укеми, физуха, если враг не сдается, на него нужно поднажать всей мощной массой тела, а ки басурманские нам и вовсе не нужны. Но вот что интересно. Во-первых, если копнуть историю Шаолиня, то получается что БИ там занялись чтобы освоить чань, а не наоборот. Да и прозанимавшись 15 лет пришел к выводу, что без практики всех этих «метафизических» вещей 90% техник восточных БИ просто не работает. Т.е., как не крути, а вопросы ки и дзен неразрывно связанны с ВБИ м неотделимы от их практики.
Когда-то я сам думал, что есть «реальные» вещи, а есть «мистика» и граница между этими вещами очень жесткая, четкая и единая для всех. А потом, когда сам стал кое что ощущать и понимать, пришел к мысли, что «мистика» это всего лишь то, что пока не можешь понять и ее граница для каждого своя. Мы знаем как работает радио, для нас это реально, а для дикаря с н-ских островов это «магия белых людей». Но вот то что для нас «восточная магия» для какого-нибудь восточного монаха может быть такой-же естественной вещью как для нас послушать радио в автомобиле по дороге на работу и на все разговоры о мистике он просто рассмеется. Так что ннадо не заморрачиваться на темы «верю» «не верю» а работать и изучать. Это не религия, это реальные вещи которые можно почуствовать и научиться использовать при соответствующем труде и настойчивости. Но если кто-то спекулирует на теме ки, астрала и т.п., это вовсе не означает что подобных вещей вовсе нет. Хотя «верить» этим ребятам и вправду не стоит. И последнее. Вот уже год я на очень нервной работе. Думаю что если бы не применял приемы аутотренинга и дыхания которым научился в зале давно бы уже или водочку глушить начал или нервный срыв получил. Так что заниматься все же стоит.
Уважаемый Винни.
Возможно, Вашь опыт медитативных практик негативен, потому что, не вполне верен? Все же Вы с Ваших слов перелопатили кучу литературы и пр, видимо не общаясь с практиками, которые могли что-либо скорректировать?
Никогда не видел и не слышщал о растяжениях легкого от дыхательных практик. Так же как и не виждел проблемы с возвратом в тело. Более того, при правильной практике энергетическое наполнение должно быть явным, в отличие от истощения, которое Вы упоминаете. Это не должно быть энерго-затратной работой.
Раджа йога Вивекананды не идеал, а его собственный взгляд на некоторые процессы. А судя по его раннему и болезненному уходу, он явно не всем подходит. 😀
В Би применимо некое расширение сознания и развитие фудошин и заншин, которые по идее должно наступить при верной практике. Т.е. развитие определенных полезных ощущений.
2 Winnie
Как дошел до жизни такой? Что сподвигло? Это-ж огромный объем работы! Меня вот на йогу не хватило. Нашел себе отмазку — сам, типа, ничегошеньки не пойму, нужен наставник, да и не мое это… и т.д., и т.п. А по факту — лень 😳 Хотя, может быть, отмазка про наставника и правильная была. Но все равно. Лень.
Черт его знает, в передаче только тумана напустили по полной… Показали обычное motion capture на компе и, на мой взгляд, похожее на выступление Владимира Васильева (Русский стиль) «людей в масках»…
Повтор, я думаю будет — передача совсем небольшая, минут на 30…
2 Ryumon: эти програмеры такие забавники 😉
Эта тема поднималась на форуме kempo и там вроде сошлись, что если бы создали систему, которая реально могла «побить всех», то остальные начали бы потихоньку помирать… Но не думаю что комп настолько крут, что может в тонкостях создать новое БИ, способное противостоять всем (хотя если комп использовать как оружие…). Может это програмисты пошутили, а другие не поняли?
😉 Не преживай, компов мире много та что систем компьютерных еще не одна будет…
Ёпэрэсэтэ… а я уже в это время спал… так вот и проспишь все интересное… 😀 Интересно, а повтор будет?
Кажется «Военная тайна». Была толи в начале первого, толи в начале второго ночи… Сейчас попробую найти расписание…
Нашел, вот оно, в начале третьего было :-):
http://tv.yandex.ru/broadcast.xml?id=18955…9&flag=1000
В какой программе!!! Плиз!!!! В какой!!!!
Сегодня ночью по Рен-Тв показывали дхарма-маргу и ее применение в условиях дикого спортивного зала 🙂
Несколько отвлекаясь от темы — еще там было сериндзи-кемпо А.Рокитского (кажется, даже Джан в кадре промелькнул) и какая-то страшная система рукопашного боя, «разработанная компьютером». Ну про сериндзи-кемпо все понятно ;-), а вот про последнее никто ничего не слышал?
Самостоятельными занятиями я и не занимаюсь! Упаси Боже! Даже и не стремлюсь к этому! Мне просто интересны индейские практики, в чем заключаются, и их применение в диких условиях. И все. Любопытно, интересно, и для общего развития. Меня заинетересовали слова про вживание в образ животных и главное применение этого в условиях дикой природы У меня Горный Алтай рядом — край шаманов и легенд, вот и навеяло 😀
Согласен, просто мне ближе менее «зримо-животный» образ, потому ее и не упоминаю.
Тоже нет вопросов. Тема пришла из ветки Айкидо http://www.budo-foru…topic.php?t=786, здесь я высказал исключительно свою точку зрения на ментальные практики и был бы признателен тем адептам БИ, кто достаточно подробно выскажет и обоснует свою.
В целом — согласен, хотя и могут быть несущественные расхождения в определениях.
Несчастная змея притом, что в статической медитации именно ее двигают по чакрам. То что Ки и Прана одно и то же согласен. Только методы использования в индуиских практиках и в БИ почти диаметрально противоположные. В мистические поля я не верю, но Ки к физическому отношение имеет только то, что это части одного целого, но части-то разные. Мера физического- сила, а психического- внимание.
С уважением
2 Начинающий:
Как Вы могли заметить (в т.ч. и в другой ветке), я несколько раз подчеркивал, что никогда не занимался практиками для БИ (только индуистскими практиками), в т.ч. не занимался Дзэн (Чань) — термин КИ я использую потому, что он ближе народу от БИ, чем прана. К пране же у меня, как у бывшего физика-теоретика, отношение простое: «Мистических биополей нет, есть реальные физические поля биологических объектов» (С) Академик Ю.В.Гуляев. При чем тут несчастная змея Кундалини — тоже непонятно, я о ней не упоминал 🙄
Winnie
«Однако замечу, что все эти фокусы связаны со статической медитацией и как их применение можно быстро подготовить в реальном бою — я абсолютно не в курсах!»
Подготавливается мгновенно, одновременно с началом действия, просто это нарабатывается заранее, а в момент начала боя щёлк и… поехали…
В Индии оно токмо по другому называется — Прана, а так то же КИ, как у японцев, Ци (Цы) как у китайцев, думаю и у других что то есть…
И это правильно- все в одну кучу: ки, куиндалини, дзен, раджа-йогу, а потом непонятно, как этой кашей пользоваться 🙂 И где Вы слышали в йоге упоминание о КИ?
2 Strider:
«Лун Гом Па» переводится как «Бегущие за звездой» (по объекту медитации, вероятно) — ныне исчезнувшие стараниями Китайских товарищей скороходы в Тибете, которые в условиях 5-ти километровой высоты и пересеченной местности пробегали по 200 км в день в течении нескольких суток. Строго говоря, рекорды эти уже перекрыты, но только на стадионе, при специально подобранном питании и с китайской массажисткой по вечерам 🙂