А вот ещё вопрос, который давно меня занимает: как вы относитесь к своему учителю? кто он для вас, учитель или тренер?
Можно просто похвалить своих тренеров 🙂
Скажу про себя, я занимаюсь айкидо и у меня замечательный тренер, но — не учитель. То есть этот человек не близок мне по духу, у нас с ним различное айкидо (если можно так сказать). Я это почуствовала сразу, когда пришла в додзё, а потом убедилась в этом, когда походила на семинары и увидела других учителей. Почему я у него занимаюсь? Да потому что это лучший тренер в моей стране и выбора в общем-то нет. Я его уважаю и слушаюсь и стараюсь понять и принять всё чему он меня учит, но в тоже время, я чувствую, что у меня есть другое, понимание айкидо. И то, что моё понимание айкидо имеет право на существование — подтверждается семинарами, есть сенсеи, которых я с удовольствием назвала бы учителем, потому что то, чему они учат — мне близко, а вот со своим сенсеем иногда и поспорить хочется. Хотя у моего сенсея тоже правильное айкидо, есть у него настоящие ученики (в смысле считающие его учителем), которые показывают хорошие результаты и сами уже являются инструкторами.
А как у вас?
Какое вообще должно быть отношение к учителю?
А вообще может ли быть в западном обществе такое же отношение как в восточном, когда учитель — это непрерикаемый авторитет, дороже отца и матери (и это можно понять, родителей ты не выбираешь, а учителя — выбираешь сам).
Просто интересно узнать как у других.
Для меня Сенсей -как старший брат.
Твая еще забиль про пунктуация 😀 Казнить нельзя помиловать
учитель, тренер, инструктор енто все да
первое такое все с большой буквы если в налетом экзотики, вторые два по деловому за бабосы по западному или по нашему по совейски за энтузязизм — не то это все
вот когда как родня вот это по настоящему
Мая просить прощенья за свой арфаграфия. Твая пабедил.
Учетиля-таки бывают полезны, поверьте 😀
Я думаю тренер может быть и наставником, и учителем, и гидом в удивительный мир востока.
Но есть несколько аспектов, главным из которых является смысл зачем человек пришел в боевые искуства.
Если по специфике работы(к примеру охранники, прочие ведомственные структуры), чтобы суметь себя защитить или клеить девушек на дискотеке разгоняя стада гопников красивым уромаваши.
К всех цели разные, и как не прискрбно но больше половины людей эзотерика типа учения древних мастеров просто неинтересна. Мурая притча не спасет от маньяка в подворотне. Западный менталитет отдажен даже в том, что в теме признаков лохотрона есть отдельный пункт об учетилях пичкающих вас ненужными древними знаниями, культурой и т.д. Люди приходат для того чтобы стать сильнее и искустнее. В их понимании это как оплатить час спортзала и пол часа слушать как прекрасно данный тренажер накачивает мышцы пресса.
Есть люди которые приходят в единоборства как в профессиональный спорт и на духовное восприятие за тренировками не остается ни сил, ни времени.
Люди тоже бывают разные. Есть те кто готов лишние полчаса послушать не вникая в смысл чтобы не рвать(читайте мучительно истязать до боли) эти полчаса себе мышцы.
А есть люди которые действительно интересуются и внемлят учителю. Вот только за 2 года в базовую стойку встать не могут. И такое бывает.
Я по работе в течении нескольких лет обучал персонал. (Не единоборствам-технике) но люди есть люди и если кому интересно выскажуть(коли не интересно можно и не читать)
Тренер чтобы обучаемые добились успеха должен рассуждать не предвзято вне зависимости от личных отношений. По этому сблизившись с человеком ты берешь на себя ответственность за его действия. И если он благодаря твоему отношению расслабляется(а это почти всегда происходит если отношения не ученик/тренер не очень длительные)то это тройной вред. Это обида для тебя(хоть и очень важный урок),это вред ученику который возможно повернул или сломал его жизнь. Это вред тем кого ты обделил вниманием наблюдая за тем с кем стал дружен.
Банальный пример данной картины прекрасно запечатлен на кинопленку Сильвестором Сталоне (Рокки 5) где он тренируя чемпиона забыл о сыне(Отождествление прочих учеников) Да и на выходе получилось не совсем все гладко как помните.
Это я все к тому что тренер не может быть учителем для всех. А если он будет учителем нескольких он будет на занятиях вкладывать душу в них а не в карте которому учит и обделит других.
Тренер(пока он не стал великим мастером(не только единоборства но и в понимании людей)) может быть учителем, но только ВНЕ ДОЗЕ. И только для тех кому это интересно, у кого есть способность понять или подумать над тем чему он учит и только если у человека есть потенциал. Я говорю не о том что он может стать чемпионом, а о том что человек способен изменить и расширить свои взглады на мир.
Это все касается взрослых.
Для детей тренер не только может, он должен быть учителем. Вот разница в тренировании взрослых и детей. Когда человеку 20 он сам решает что ему нужно. Когда ребенку 6 лет(9, 12 не стольк важно) он не знает чего он хочет. Не знает что он может получить. И если тренер не изменит свое мировозрение под каждого ученика и не найдет к нему подход он может отвратить человека от спорта и от моральных устоев навсегда. (На правах личного мнения не претендующего на истину.)
Две категории в этой связи. Бывают такие, которых просто терпишь, не выгоняешь до поры, но и нет желания заниматься с ними "от души". А есть такие, за которыми следишь исподволь, издалека, не сближаясь явно.
Первые — явные потребители, пришедшие за "приемчиками", которым ни тренер, ни коллектив, ни идея нахрен не нужны. Соответственно, и держишь, пока не мешают процессу и помогают оплачивать зал.
Вторые — обычно, новички, еще не определившиеся с приоритетами и не проявившие своё отношение к занятиям. Либо люди, излишне подверженные влиянию авторитета тренера. Так чтоб не "давить авторитетом" 🙂
Пока не дошел до состояния идеализации учителя. Прежний тренер был мне скорей как друг и именно тренер, а не как Учитель. С новым еще не успел толком познакомится, человек хороший, вижу сразу. Время покажет.
Что-то Сэнсэи не очень то хотят отвечать на вопрос относительно образа Ученика. То ли здесь Сэнсэев мало…
Просто жутко интересно взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.
Ведь мы воспринимаем по-другому. Вот приходит ученик в додзё на тренировку, для него ключевая фигура одна — тренер, он его слушает, за ним повторяет. А тренер, у него человек 15 — 20 и за всеми нужно уследить, всем подсказать, исправить ошибки. Часто ли эта толпа становится для тренера безликой и свою работу он заменяет технически выработанным навыком преподавания, или же ищет индивидуальный подход к каждому, может быть выделяет каких-то учеников, а каких-то наоборот не замечает (каких и почему?), радуется ли тренер достижениям своих учеников, пусть даже самым малым, в рамках тренировки… охото это знать, просто чтобы лучше понимать тренера
У меня были сэнсэи, но вот настоящим Учителем стал последний. Он дал не только техники, но и интерес к японии, языку, культуре, да и просто помог понять как те же принципы БИ можно применять в обычной жизни (не поймите банальное бить морды, а как раз наоборот, как выходить из многих ситуаций с минимальными потерями или без потерь)…
Возьму, конечно, я же не тестирую их предварительно на мировоззрение.
А насчет того чтобы учиться у своих учеников отношению к жизни — так я это постоянно делаю, они у меня, почти все, люди взрослые и самостоятельные. И процесс этот, насколько знаю — двусторонний.
STARодум, Вы не возьмете ученика, который относится к Вам и Вашему искусству с уважением, но имеет устоявшиеся взгляды на жизнь, несколько отличные от Ваших? А можете ли Вы увидеть в ученике человека, у которого Вы могли бы учиться отношению к жизни? Чтобы уже Вам, глядя на этого человека, захотелось что-то улучшить в себе?
Для моего поколения, 60-х, это скорее правило.
Люди, у которых учусь своему БИ сейчас, моложе на 10-15 лет, но для меня — не инструктора, а Учителя, учусь, в том числе, и жизни вообще. Может быть, и потому, что с годами многие очевидные и явные ранее вещи замыливаются бытовыми и житейскими обстоятельствами. А для них это все еще прозрачно и ясно.
С другой стороны, как наставник, предпочитаю такое же отношение к себе. Не жду благоговения, но отношения к себе как просто к инструктору, обучающему рукопашным хитростям, не приемлю, и учеников соответствующих не держу.
Это сообщение было изменено STARодум: (03 Ноябрь 2011 — 19:54)
Учитель. Я бы даже сказал как второй отец.
Конечно может.
Мда..а меня так зависть честно давит читая..сенсей,отношение,воспитание..респект,даже если есть непонимание..а нас тупо на бабосы развели..не забуду Окинаву..
Найти действительно Учителя в образе, более близком представлению востока, сейчас сложно мне кажется. Этот человек должен обладать мудростью и быть развитым духовно. Он мог бы дать совет не только в том, что касаемо БИ, но и просто по жизни, помочь разобраться, понять себя.
У нашего общества другой менталитет, в восточном с детства воспитывался ребёнок в духе почитания родителей и учителей, а наши… не все и не всегда. А о таком понятии как Учитель (не школьный) можно узнать, только если фильмы старые смотрел в детстве про Шаолинь и т.п. 🙂
Но несомненно и у нас могут быть и бывают такие отношения, правда редко:)
Мне всегда было интересно услышать мнение на эту тему с точки зрения Мастеров. Как они относятся к нам, тренирующимся, выделяют ли учеников, и что вообще вкладывают в понятие настоящий Ученик. Каким они хотят видеть своего Ученика
увaжeниe к учитeлю,это пeрвaя и сaмaя вaжнaя ступeнькa в боeвых искусствaх.многиe мaстeрa нeмaло увaжитeльных слов aдрeсуют своим учитeлям,тeм кто укaзaл путь и способ стaть нa нeго.
увaжeниe к учитeлю,это пeрвaя и сaмaя вaжнaя ступeнькa в боeвых искусствaх.многиe мaстeрa нeмaло увaжитeльных слов aдрeсуют своим учитeлям,тeм кто укaзaл путь и способ стaть нa нeго.
у нас культура иная)
я всегда учился.. при этом сохраняя своего главного учителя.. самого себя в жизни.
Спасибо за ответы, значит мой отношение к учителю — нормально 🙂 А то обчиталась книжек про боевые исскуства, вот и задумалась, не слишком ли я трезво оцениваю то, что мне преподают, не слишом ли много думаю, не мешает ли личное мнение и видение как это должно быть — воспринимать то, что даёт тренер. Всё-таки искусство не западное и изучать его может надо с другим подходом нежели привыкла.
Просто в книгах встречала сетования учителей, что западный человек привык к торгово рыночным отношениям: я заплатил, ты научил. А тут ведь искусство, как надо учиться искусству? да ещё и восточному? Там, вроде, роль учителя высоко ставили.
Интересная тема. Тем не менее на БФ ответов не найдете. Здесь каждый сам за себя. Также как привыкли общаться в условиях нашей культуры со старшими по положению, званию, опыту, статусу и т.д. — так же относятся к собственному тренеру и многим другим уважаемым людям.
При этом и тренеры зачастую не идеал поведения. Несмотря на то, что мой тренер – очень влиятельный профессионал БИ, Учителей нахожу вне татами.
В целом это очень грустно — общаться с тренером только по поводу БИ…
Где гармония Власти Достоинства и Достоинства Власти?
для меня мой учитель — тренер. он замечательный профессионал, и я рада, что могу у него учиться, в своем направлении он входит в число лучших специалистов в стране.
а Учитель с большой буквы "У", у которого учишься большему, чем мастерству… здесь мне сложно. при всем уважении к тренеру, я немного старше его и я человек с уже сформированными взглядами на жизнь и достижениями в чем-то, помимо боевых искусств, поэтому для меня учитель — непререкаемый авторитет на татами и обычный человек за его пределами.
кaк зaмeчaл брюс ли,это кaк пaлeц укaзывaющий нa луну,но нe нужно сосрeдотaчивaться нa пaльцe,инaчe пропустишь божeствeнноe зрeлищe!
По отношению к своему учителю Хирокадзу Канадзава я чувствую благодарность.
Благодаря ему я понял в каком направлении мне следует двигаться в каратэ и в жизни. Поэтому, я полон благодарности к нему.