За годы занятий искусством боя автор этой статьи успел достаточно хорошо ознакомиться с каратэ — шотокан, киокошинкай и сэнэ, а также с несколькими стилями у-шу, среди них чань-цуань, тай-чи и несколько менее известных. Не претендуя на истину в конечной инстанции, хотелось бы высказать своё мнение о ситуации с восточными единоборствами в целом.
Основа интереса к любой системе боя зиждется, явно или скрыто, в первую очередь на желании научиться защищать себя. И именно в этом, после нескольких лет упорных тренировок в какой-нибудь восточной школе, ученика будет ждать ряд неприятных открытий. Почему? У его сэнсэя (сифу), обязательно будет припасён сногсшибательный ответ, часто в виде притчи, что надо было тренироваться больше (желательно лет на 20-40), лучше — часов этак по 18 в день, ну и так далее┘ Но помилуйте, где взять столько времени и сил, и почему боксёры (или кик боксёры) успешно бьются уже через год-полтора? Да, тренироваться нужно, много и кропотливо, но часто сифу (сэнсэи) не могут внятно объяснить смысл и пользу того или иного упражнения или приёма. Почему так — причин, на мой взгляд, несколько.
Начну с каратэ. Если перед военным советником поставить задачу в кратчайший срок подготовить из толпы тупых, физически сильных, и говорящих на незнакомом языке крестьян боевую единицу для рукопашной схватки — будьте уверенны, каратэ будет изобретено вновь. Именно из этих условий происходит методика преподавания (построились в ряды и начали отжиматься), психологический климат — делай, как сказано и не спорь, жесткая набивка конечностей (завтра в бой, а что потом — не важно!).
В общем, из выживших после боёв действительно получались страшные противники, техника обкатывалась и становилась более применимой, спонтанно находились новые решения, которые тут же канонизировались, короче, появлялась ШКОЛА. Только вот беда — не для всех она годилась, а только тем, чьи антропометрические и психические качества близки к учителю (ну-ка, сколько из нас похожи на древних японцев?), да и тех в старости ожидала пенсия по инвалидности… И всё бы ничего, можно и так тренироваться, но кто же будет делиться сокровенным с «круглоглазыми»? Методика кастрировалась, из неё выбрасывалась основа — способы отработки техники, нюансы физподготовки, делались «секретными» реальные связки. Да что далеко ходить, в одной японской школе мастер считал фамильным секретом сопротивление удушению путём напряжения шеи упором языка в нёбо, что у нас знает любой дзюдоист с двухнедельным стажем.
Местные условия тоже внесли свой отпечаток: доморощенные сэнсэи где-то не поняли «загадочную японскую душу», где-то упростили, где-то усовершенствовали, выкинув то, что у самих не получается или не приносит явного эффекта, или не нравится ученикам┘ Остались поклоны Учителю и Залу, кимоно и стойки┘ Дзю-до первоначально предназначалось для японских школьников(ревнителям славянских единоборств пока в голову ещё не пришло объявить школьную физру боевой техникой, а ведь можно!).
Айки-до — средство духовного возрождения японской нации после поражения во второй мировой. Ситуация такая была: экономика в руинах, заработать трудно, а вкусно есть и мягко спать хочется, ну и чего ни придумаешь┘ особенно если и придумывать много не надо — оставил 17 приёмов из айкидзютсу и вся любовь! И, что характерно, даже внукам хватило. Нет, не то чтобы я совсем против, но и брейкданс может в умелых руках быть страшным оружием! Да, ещё Стивена Сигала часто вспоминают- мастер айкидо, да только при этом службу в ЦРУ пропускают почему-то┘ А наши двухметровые спецназовцы, да ещё с боевым опытом ,таакую фильму покажут!
Не сильно радуют разнообразные стили у-шу. Спортивная демонстрация форм наиболее близка к художественной гимнастике. Не далеко от них ушли широко известные стили — очень хромает методология и не хватает усидчивости ученикам — вычурные действия нуждаются в глубокой проработке и в культуре движения. О работе с энергией — фундаменте у-шу — из учителей слышали что-то единицы┘
Тай-чи является сугубо оздоровительным направлением, шаолиньский стиль — требует жизни в монастыре(бои под руководством мастеров, набивки) и опять-таки изначально это была гимнастика для просветления.
Клановые школы — очень хороши, но их попробуй найди и не факт что тебя там будут учить от чистого сердца и тому, чему надо-ты чужак┘ Плюс разница менталитетов — «китайская грамота» не только ходкое выражение, это отношение к культуре в целом.
Со стилями Юго-Восточной Азии ситуация сходна с Китаем. Тхэквондо ближе к каратэ, и при многих различиях в нюансах исполнения техники, результат в схватке будет сходным┘ Перечисление стилей можно продолжать до бесконечности, но основные претензии к ним схожи с вышеперечисленными.
Да, кстати, древние национальные стили славян, изобретённые учениками Кадочникова и бывшими каратистами, приобретя национальный колорит и самобытность (в смысле чтоб не как у людей), утрачивают во многом прикладной аспект.
В общем, можно наверное сделать такой вывод: если во главу угла ставится не увеличение боевых качеств ученика, а идеология, ритуал, национализм или традиция, то прикладной аспект будет сильно хромать.
К.Карпов
Без эмоций. Почему так зацепило. Ведь никто из вас на бред даже реагировать не стал бы.
Я бы рискнул предложить по возможности не уклоняться от темы — сочинения господина инструктора УНИБОС (если почтенная публика считает, что там есть что обсуждать). 😉
А…оно конечно 😉 В каждой деревне был свой мастер боевых искусств(с) Трудиться им надо было… в лица поте, чтобы едой себя обеспечить. Клановые структуры…духовно- мистические практики… 😆 Многие до сих пор считают, что в Китае на каждом углу сидит мастер БИ и обучает, и обучает. 😉
про оккупацию пальцем в небо
цитирую оттуда же:
«Надо отметить, что вопреки распространенному мнению, японцев на окинаве в тот период не было. Возникшие среди окинавцев тайные общества отнють не ставили своей целью ни орьбу с японцами, ни с местными властями. как и в Китае, эти общества, с одной стороны, являлись как бы основой клановых структур, а с другой — их члены предавались духовно-мистической практике, в первую очередь в виде практики боевых искусств….
Первым великим мастером Окинава-тэ, чье имя дошло до нас, был Яра из деревни Татана. Он родился в начале 18 века…
Вторым великим мастером считается Сакугава. В 1750г. он стал учеником некоего Такахара Пэйтина в деревне Аката…»
Окинава- остров… где-то 100Х10 км. Интересно сколько-же жителей его населяло в 17-18 веках, чтобы осталось такое количество смертоносных стилей, если принять во внимание, что кроме мужчин были старики, женщины и дети, далеко не каждый был членом тайного сообщества и бил по ночам в макивару, мастер вырастает… в лучшем случае- 1 на тысячу практикующих и не каждый мастер оставляет после себя стиль? И все это в условиях жестокой окупации 😉
1. Итак, имеем: архипелаг Рюкю 17-19 век. Ну и причем здесь древние японцы? История с географией …
2. «Среди членов тайных обществ трех главных городов». Причем здесь «толпа тупых, физически сильных крестьян»?
«Так родилось два направления. первое называлось «тэ», его практиковалли местные аристократы и городские жители. Второй поначалу никак не называлось, позже оно получило наименование «кобудо». его практиковали крестьяне и рыбаки. соответственно, в первом варианте акцент делался на бой голыми руками, во втором — на использовании в качестве оружия различных орудий труда…В течении 17-18 веков стили «тэ» и «кобудо» слились с известными на осторовах архипилага Рюкю (Окинава) фрагментами китайских систем боя (то-тэ) и так родилось новое искусство, известное под названиями «окинава-тэ» (рука Окинавы) и «каратэ» (китайская рука). К началу 19 века среди членов тайных обществ трех главных городов Окинавы сложились три основных варианта окинава-тэ. они получили названия Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ.» (с) по материалам Горбылева
Ну тут опять автор где-то что-то слышал. Для борьбы с духом милитаризма США после оккупации Японии в 1945 г. запретили все, связанное с самурайскими воинскими традициями, в т.ч. — БИ. Даже в фильмах запретили показывать сцены боев на мечах.
А вот айкидо под этот запрет не попало. Американцы сочли, что дух любви и гармонии будет полезен для японцев. 😉
С вашей ИМХОй трудно не согласится. А на счет чего ругаете. Если человеку набили морду в подворотне, когда он шел с работы домой, его можно пожалеть. Шел, никого не трогал… А вот когда боец вышел на ринг и получил, его не очень то жалеют. Чего вышел? Почему свой уровень неадекватно оценил. Вот пришел человек «имеющий опыт» на форум, где есть люди которые в БИ кто 15, а кто 25 лет и «авторитетно» говорит х…й вы ребята занимаетесь. Я то знаю…
Ну, извините, никто за язык не тянул.
Ну что вы, нельзя так плохо отзываться о статье. Ведь автор вообще её адресовал, видимо, не Вам, П. В. Верещагин, и не Вам, Уравнитель, и не Вам, Шок…
По-моему она рассчитана на зелёных подростков, которые хотят стать крутыми как можно скорее, только не знают как. Глядишь и придут заниматься Унибосом к автору статьи. Он же всем перезанимался, все БИ познал и со знанием дела заявил — всё это лажа.
А вы его, «за годы занятий искусством боя успевшего достаточно хорошо ознакомиться с каратэ — шотокан, киокошинкай и сэнэ, а также с несколькими стилями у-шу, среди них чань-цуань, тай-чи и несколько менее известных» критикуете… Не хорошо это. 😆
ИМХО, место подобному чтиву на стене позора.
Там в принципе все неверно. Сборище баек и сплетен, опыт занятий 1-2 года или полное нежелание думать.
Во-первых, хотелось бы выразить полное согласие с постами уважпемого г-на Верещагина по данной теме. Во-вторых, вместе с уважаемым Winnie хотелось бы спросить, а в чем смысл данного флейма. Вы предлагаете вообще не заниматься восточными БИ, или заниматься как-то иначе, или имеете претензии к методикам преподавания? В чем цель то?
Кстати, об айкидо. Гм, что-то не слышал, чтобы сее помощью кто либо старался возродить дух японской нации после поражения. 😕 Да и появилось оно, что верно то верно, в период «торжества милитароизма». Что-то у вас батенька «в консерватории поправить надо»… а лучше заниматься «тщательнЕе».
Причем изложение с известных статей Ю.Ю. Сенчукова. Некоторые вещи прям слово в слово 😆 . Теперь по поводу тайцзи давайте не будем путать фитнесс с боевой практикой и все станет на свои места. По поводу остальных китайских стилей , давайте не будем путать гимнастику ушу с боевыми направлениями. Ну а если в начале 90 большинство людей изучали ушу по распечаткам скатанным из комплексов госкомспорта Китая то уж не надо на все накладывать данный штамп. Также и по поводу 20лет. Я не занимаюсь 20 лет тем не менее могу прекрасно влепить в стиле синьи. Вызывает гомерический хохот высказывание про крестьян. Уже давно было рассказано что в тоде или тэ занималась аристократия и к крестьянам это не имело никакого отношения нет эта сказка все еще жива 😆 . Про другие стили Юго-Восточной Азии я бы не стал представлять в пример тхеквондо , а если кроме это спортивного направления которое вообщем-то сформировалось в двадцатом веке ничего не известно тогда и не стоит делать выводы. Да и какие выводы ? Унибос фореве? 😉
Ощущение, что это не сочинение, а изложение.
P.V.Vereschagin
Спасибо.
Мотобу Текки (1871-1944 г.) Один из легендарных бойцов с Окинавы, прославившихся в Японии в 20-30-е годы. О нем есть очень хорошая статья А.М.Горбылева «Неистовый боец Мотобу», опубликована в журнале «Кэмпо» № 3 за 1997 г., широко разошлась в И-нете. Есть, например, здесь: http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=1…;p=0&sait=6 У меня лично его фигура особой симпатии не вызывает. Пусть он был лучшим бойцом, чем Г.Фунакоси, но он бойцом и остался. А Фунакоси заложил основы системы подготовки молодежи, которой занимаются миллионы.
А кто это такой? 🙄
Не хотел разводить этот флейм, но ладно, кратко пройдусь по основным моментам.
К реальной истории создания каратэ данная фантазия никакого отношения не имеет. На Окинаве из толпы тупых, физически сильных крестьян боевые единицы не готовили.
Автор противоречит сам себе. Если «спонтанно находились новые решения», то причем здесь антропометрические качества учителя? 😕
И если автор рассуждает о каратэ, то причем здесь сходство с древними японцами? Средневековая Окинава и древняя Япония — совершенно разные вещи. Историю надо подучить.
Опять ошибка автора, свидетельствующая о незнании им истории БИ. Первыми учениками Дзигоро Кано были студенты, в школы внедрять дзюдо начали намного позже. К тому же самим основателем никогда не объявлялось, что дзюдо — это прикладная боевая система. Так для чего автор статьи дзюдо приплел? Чтоб блеснуть эрудицией? Не получилось, по-моему…
Преподавание айкидо (именно как айкидо) началось намного раньше поражения Японии во Второй мировой, когда страна была на подъеме. Опять двойка автору за знание истории.
ИМХО: про службу в ЦРУ — байка, распространяемая СМИ. Да и что с того? По мнению автора, БИ на таком уровне в ЦРУ преподают? И все ЦРУ-шники такие мастера?
Почему-то не показывают… 😕 Назовите хоть один фильм с нашими 2-х метровыми спецназовцами, который хоть отдаленно был бы сравним с творчеством С.Сигала (его поклонником не являюсь).
Рекомендую сей пассаж закинуть в раздел «Ушу», узнаете много интересного. Очередное незнание истории БИ.
А если во главу углу поставить только увеличение боевых качеств — есть все шансы вырастить бойца-отморозка, опасного для окружающих. Показателен здесь пример Мотобу Текки.
И в чем мораль-то статьи? Набор штампов о БИ, много раз пересказывавшихся в «желтой прессе».
И почему-то про Шоу-Дао ничего не написано… 😉
P.S. Лучше перекинуть эту тему в «Общие обсуждения»,
В принципе, все верно. Уточню по части подготовки «толпы тупых, физически сильных, и говорящих на незнакомом языке крестьян», это действительно будет травмирующая ударная техника, но не обязательно карате. Какие отжимания, какая набивка? Не думаю, что в старинном карате были спарринги, кудошных шлемов «Суперсейф» тогда еще не придумали.
Во-первых, к чему это здесь? В данном разделе? 😕
А во-вторых, это такой набор дилетантских штампов человека, поверхностно знакомившегося с местными (советскими-российскими) версиями восточных БИ и публиковавшимися о них байками, что даже комментировать нет желания.
P.S. Хотя про «древних японцев» и каратэ — это перл, ярко свидетельствует об уровне познаний автора. 😉