О Каратэ,Айкидо и не только.Статья Карпова(инстр. Унибос)

За годы занятий искусством боя автор этой статьи успел достаточно хорошо ознакомиться с каратэ — шотокан, киокошинкай и сэнэ, а также с несколькими стилями у-шу, среди них чань-цуань, тай-чи и несколько менее известных. Не претендуя на истину в конечной инстанции, хотелось бы высказать своё мнение о ситуации с восточными единоборствами в целом.

Основа интереса к любой системе боя зиждется, явно или скрыто, в первую очередь на желании научиться защищать себя. И именно в этом, после нескольких лет упорных тренировок в какой-нибудь восточной школе, ученика будет ждать ряд неприятных открытий. Почему? У его сэнсэя (сифу), обязательно будет припасён сногсшибательный ответ, часто в виде притчи, что надо было тренироваться больше (желательно лет на 20-40), лучше — часов этак по 18 в день, ну и так далее┘ Но помилуйте, где взять столько времени и сил, и почему боксёры (или кик боксёры) успешно бьются уже через год-полтора? Да, тренироваться нужно, много и кропотливо, но часто сифу (сэнсэи) не могут внятно объяснить смысл и пользу того или иного упражнения или приёма. Почему так — причин, на мой взгляд, несколько.

Начну с каратэ. Если перед военным советником поставить задачу в кратчайший срок подготовить из толпы тупых, физически сильных, и говорящих на незнакомом языке крестьян боевую единицу для рукопашной схватки — будьте уверенны, каратэ будет изобретено вновь. Именно из этих условий происходит методика преподавания (построились в ряды и начали отжиматься), психологический климат — делай, как сказано и не спорь, жесткая набивка конечностей (завтра в бой, а что потом — не важно!).

В общем, из выживших после боёв действительно получались страшные противники, техника обкатывалась и становилась более применимой, спонтанно находились новые решения, которые тут же канонизировались, короче, появлялась ШКОЛА. Только вот беда — не для всех она годилась, а только тем, чьи антропометрические и психические качества близки к учителю (ну-ка, сколько из нас похожи на древних японцев?), да и тех в старости ожидала пенсия по инвалидности… И всё бы ничего, можно и так тренироваться, но кто же будет делиться сокровенным с «круглоглазыми»? Методика кастрировалась, из неё выбрасывалась основа — способы отработки техники, нюансы физподготовки, делались «секретными» реальные связки. Да что далеко ходить, в одной японской школе мастер считал фамильным секретом сопротивление удушению путём напряжения шеи упором языка в нёбо, что у нас знает любой дзюдоист с двухнедельным стажем.

Местные условия тоже внесли свой отпечаток: доморощенные сэнсэи где-то не поняли «загадочную японскую душу», где-то упростили, где-то усовершенствовали, выкинув то, что у самих не получается или не приносит явного эффекта, или не нравится ученикам┘ Остались поклоны Учителю и Залу, кимоно и стойки┘ Дзю-до первоначально предназначалось для японских школьников(ревнителям славянских единоборств пока в голову ещё не пришло объявить школьную физру боевой техникой, а ведь можно!).

Айки-до — средство духовного возрождения японской нации после поражения во второй мировой. Ситуация такая была: экономика в руинах, заработать трудно, а вкусно есть и мягко спать хочется, ну и чего ни придумаешь┘ особенно если и придумывать много не надо — оставил 17 приёмов из айкидзютсу и вся любовь! И, что характерно, даже внукам хватило. Нет, не то чтобы я совсем против, но и брейкданс может в умелых руках быть страшным оружием! Да, ещё Стивена Сигала часто вспоминают- мастер айкидо, да только при этом службу в ЦРУ пропускают почему-то┘ А наши двухметровые спецназовцы, да ещё с боевым опытом ,таакую фильму покажут!

Не сильно радуют разнообразные стили у-шу. Спортивная демонстрация форм наиболее близка к художественной гимнастике. Не далеко от них ушли широко известные стили — очень хромает методология и не хватает усидчивости ученикам — вычурные действия нуждаются в глубокой проработке и в культуре движения. О работе с энергией — фундаменте у-шу — из учителей слышали что-то единицы┘

Тай-чи является сугубо оздоровительным направлением, шаолиньский стиль — требует жизни в монастыре(бои под руководством мастеров, набивки) и опять-таки изначально это была гимнастика для просветления.

Клановые школы — очень хороши, но их попробуй найди и не факт что тебя там будут учить от чистого сердца и тому, чему надо-ты чужак┘ Плюс разница менталитетов — «китайская грамота» не только ходкое выражение, это отношение к культуре в целом.

Со стилями Юго-Восточной Азии ситуация сходна с Китаем. Тхэквондо ближе к каратэ, и при многих различиях в нюансах исполнения техники, результат в схватке будет сходным┘ Перечисление стилей можно продолжать до бесконечности, но основные претензии к ним схожи с вышеперечисленными.

Да, кстати, древние национальные стили славян, изобретённые учениками Кадочникова и бывшими каратистами, приобретя национальный колорит и самобытность (в смысле чтоб не как у людей), утрачивают во многом прикладной аспект.

В общем, можно наверное сделать такой вывод: если во главу угла ставится не увеличение боевых качеств ученика, а идеология, ритуал, национализм или традиция, то прикладной аспект будет сильно хромать.

К.Карпов

20 комментариев

Page 1 of 1

Comments are closed.