В боевых искусствах есть четкое деление на "тренеров" и "учителей". Тренер — это как бы технический руководитель, который ставит технику, решает вопросы подготовки к соревнованиям и т.п. Учитель — нечто бОльшее. Хороший учитель учит именно боевому искусству, а не способу удара ногой в голову (хотя и этому тоже).
В этой связи давно волнует вопрос: насколько образованным ДОЛЖЕН быть учитель? Допустимы ли ситуации, когда человек, позиционирующий себя как учитель, не знает родного языка, не умеет сформулировать ту или иную мысль и т.п.?
Прошу не "компьютерный этикет" не ссылаться. Грамотный человек НЕ МОЖЕТ ПИСАТЬ НЕГРАМОТНО. Равно неграмотный НЕ МОЖЕТ ПИСАТЬ ГРАМОТНО.
Так вот — может ли НЕГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК обучать других боевым искусствам?
причина, думаю, одна: стоимость аренды. мне попадались прекрасные инструктора, не имеющие возможности арендовать хороший зал. и здесь многое зависит от учеников — готовы они или нет тренироваться в тех условиях, которые есть.
А мне почему-то кажется, что настоящий Мастер может и побрезговать грязным подвалом. Сейчас ведь не 80-е годы, и даже не 90-е. Залов нормальных, с парковками и саунами, хватает даже в провинции. Так зачем Мастеру спускаться в грязный подвал? Ради чего? Это же элементарное неуважение к себе и своим ученикам — все равно что прийти на тренировку в грязном доги, не побрившись и не приняв душ.
😕
alex-m, ежели так, то согласен. заменять нормальную речь матом таки не стоит. хотя эмоциональная наполненность ненормативной лексики имеет место, и в нашей культуре мат допустим и, в общем, нормален. в разумных пределах, когда он реально позволяет отразить мысль, чувство и пр.
а вот так и не влияет 🙂 .
до бытовой ненависти к последователям БИ мы едва ли дойдем. представитель БИ — такой же человек, практика БИ не делает нас однозначно лучше. кто-то становится мягче, кто-то отмороженнее. зависит скорее от вида БИ и поставленных задач.
мат в додзе, наверное, не уместен. мат в тренировочном зале — на усмотрение инструктора. как и вообще этикет. как пример, иногда нужно раскачать группу, расслабить и завести. бывает и такое. все по обстоятельствам. а, например, оскорбить я при желании гораздо лучше сумею без мата. так что есть форма, есть содержание, и есть обстоятельства.
Что значит, культурный уровень на использование мата не влияет?
В додзе матом могут общаться только гопники…
А зачем тогда таких людей учить? Если человек так себя ведет в додзе, как он будет себя вести в жизни?
Вы хотите, чтобы обыватели относились к тем, кто практикует БИ как к опасным и деградированным людям?
Вы хотите взрастить бытовую ненависть к последователям БИ?
Мат — очень выразительная и "неотъемлемая" часть русского языка. Однако необходим он бывает в критических ситуациях или, в крайнем случае, в анекдотах. Когда мат начинает заменять остальный язык и лезть повсюду — вот здесь уже беда. Собственно, Точка М, по-моему, об этом и пишет.
Могу, кстати, привести пару анекдотов на тему:
Два мужика с бутылкой, на улице, разлили по стаканам, посмотрели друг на друга и выдают следующий диалог
— Ну, х… — ли?
— Да ни х…
— Ну, по3.14здили…
Человек из глубокого далёка впервые съездил в Москву на ноябрьские праздники (анекдот давний, затёртых советских времён) и увидел кроме всего прочего салют. Когда вернулся все стали просить рассказать про салют.
— Ну, как вам это… Сначала ни х.. Потом …як! ..як! …як! Ё.. твою мать!!! И на х…
Вот примерно так. 😉
Это если аренда приемлимая. В противном случае я предпочту без сауны, кондиционера и стоянки… Учении не безграничные деньги готовы платить, а они мне дороже… Хотя матерится не буду, не просите… 🙁
А в детском саду из уст нянечки матершина — нормально? А в школе от учителя? Среди выпускников МГУ довольно много идиотов. Это не основание для того, чтобы в ДОДЗЕ матерились неучи, называющие себя "учителями".
да что ж за сложные отношения у вас с матом? на его использование, кстати, уровень грамотности никак не влияет. да и кульбтурный уровень ,строго говоря, тоже. у меня тут выпускники МГУ, совсем гуманитарии, умнейшие люди — и что? вполне себе доносят информацию матом ,если нужно. нет в этом ничего страшного, даже если инструктор и выразится иногда нецензурно.
Я почему-то думаю, что грамотный, компетентный УЧИТЕЛЬ тоже с бОльшим удовольствием будет заниматься в хорошем, чистом зале, с хорошим сортиром, с приличной стоянкой, сауной, кондиционером и т.п.
А в подвале пусть те занимаются, кто вместо родного языка матершиной пользуется.
Насчет китайцев — я не писал о знании РУССКОГО языка. Я писал о ГРАМОТНОСТИ. Знание СВОЕГО языка.
Э, а вот тут вы передергиваете.Фитнесс и уличный мордобой-не одно и то же( в данном случае вы использовали слово фитнесс как оскорбление). Например у К.Воюшина,который учит искусству уличного боя,залы оборудованы тоже весьма неплохо.Сауна вроде есть 🙁 И что,это как-то помешает ему обучать людей?
И вы так и не уточнили,что это за "супер-уровень" бойца,которому не смогут обучить в комфортабельном зале.
Начинающий, а почему вас так это задевает? По моему у всех разные цели в изучении би..есть фанатики; есть люди, которые просто поожерживают форму..по моему надо ко всем относиться уважительно. И то что вам все равно где заниматься, это ваше дело..
Я собственно об искусстве ведения боя 🙄 А Вы собственно о чем? Все об уличном мордобое? 😯 Так у меня лет с семнадцати с этим проблем не было, а заниматься начал в двадцать. Так что, мне Ваши проблемы не близки, увы! Занимайтесь своим фитнесом 🙄 Каждому- свое 🙄
А вы собственно о чем?О бесконтактном воздействии,которое вы демонстрировали на своем видео?Я верю,почему бы и нет..Много еще есть вещей,не поддающихся пока научному объяснению.А по поводу того, что страдает уровень обучения…Я лично(и как мне кажется процентов 70% тренирующихся) становиться Великим Воином,демонстрирующим всякие супер-техники, не собираюсь.Так,постоять за себя в уличной драке,нескольких гопников отфигачить,не более.А вы про какой уровень говорите?
Если интересует удобство парковки, то, при существующем количестве предложений, проблем не будет. Если интересует БИ, то, при постоянно растущем количестве предложений, количество мастеров- увы… :cry:. Да еще надо, чтобы тот мастер согласился Вас учить. 🙄
Да пофигу вам, пофигу. Только потом изумленные глаза делаете потому, что по вашему такого быть не может 🙁 Потому не может, что сенсей ваш Вася… с тремя высшими и со всеми удобствами 🙂 не только такому научить не может, но и слыхом об этом не слыхивал, а вам важно не чему учат, а с комфортом. Страдает ваш уровень, Господа, а вот, чтобы обидно-то не было и талдычите вы, что раз вас такому не учили, то и не бывает такого на белом свете. 😉 А то ведь, вдруг как 250 верст ехать надо. 😯 😯 😯 🙂
Времена сейчас другие. И кому-то это видимо совершенно не дает покоя."Я вот за 250 верст ездил, в грязном подвале занимался…А им тут видишь ли сауны подавай.. :twisted:"
А нам пофигу на это брюзжание.Мы хотим заниматься в чистых,хорошо оборудованных залах,с комфортом.И будем заниматься. И готовы за это платить.И не думаю,что наш уровень обучения будет сильно страдать от этого.
Во-первых передергиваете (см болды). Во-вторых я не вижу во всем этом ни чего плохого. C определенного возраста хочется душа и удобной парковки, особенно при существующем количестве предложений на рынке.
Ну да мы отвлеклись …
Это уточнение к вашему же вопросу отношения не имеет. Вопрос был о образованности и культурности Учителя, а не цели БИ… Так что это оффтоп
Интересно, как быть с моим учителем? 🙄 Он был китайцем и по-русски знал только: "Очень хорошо", а я, соответственно, по- китайски: "Ни хао" 😉 Тем ни мение, всему, что я умею, научил меня он. 🙄 И не объяснял он ничего, а просто показывал, причем максимум 2 раза. Если со второго раза человек "не въезжал", он просто терял к нему интерес. Тишина в зале была…-муху слышно, при том, что народу было человек тридцать. Интересоваться его образованием или связывать его способность обучать с чистотой в туалетах…блин, никому в голову и не приходило… 😯 Я тихо хренею от некоторой публики:
О, как! 😯
Чему научат не важно, важно сауну и стоянку. 😉
Видно я тот, который по образу и подобию… 🙄 Мне вот и сейчас как-то не лень к человеку за 250 верст съездить поучиться, потому как- у другого этому не научишься. 🙄 А тут оказывается об учителях по чистоте сортиров судят… 🙄
Это не офф-топ. Это уточнение позиции отвечающего.
Милейший, вы в начале задавали чуток другой вопрос или автору можно офтопить в своей теме?
Но вообще, конечно, если заглянуть на Стену Позора — то приходит в голову мысль, что некоторые люди с удовольствием считают "учителями" откровенных мошенников и продавцов воздуха и их это вполне удовлетворяет … а еще вспомнилась истерия связанная с Распутиным — тоже ведь "учитель был". Так что если исходить не из того, кого мы считаем хорошим или плохим, а из того, кто находит себе последователей, то учителем может быть вообще кто угодно, вплоть до сумашедших, юродивых и пр. А вы говорите матом ругается и плохо пахнет.
З.Ы. я бы не смогла учиться у человека, запах которого мне неприятен 🙁
У кого как. Бывает и диаметрально противоположный эффект. Не все воспринимают матершину как "нормальный" язык.
"При использовании мата информативность речи возрастает вдвое"(по слухам,из какой-то военной методички).
зависит от методики обучения в данной системе. иногда понимания и осмысления не требуется. если может научить, если есть результат — почему бы нет?
Давайте все-таки определимся с терминами. Что есть безграмотный учитель.
Тот который матерится в додзе и ГИ не стирает?
Тот который по-русски не может двух слов связать?
Тот который на форуме пишет с ошибками?
Тот который считает Достоевкого бульварным чтивом?
касательно мата и пр. иногда (не всегда!!!) но бывает, по субъективным ощущениям инструктора нужно — например, придать драйва. особенно при обучении прикладухе, мордобою и пр. жестким вещам. мат может нести необходимый эмоциональный заряд. то есть смотреть нужно по ситуации. и к уровню образования, как и к общему культурному уровню, это отношения не имеет.
Так я и не спорю. Вернее спорю только с тем, что учить он не сможет. Сможет, но только учеников своего "сословия" и сопоставимого культурного уровня. Как вы выразились, "по своему образу и подобию" А эти ученики вряд ли смогут заниматься у весьма образованного но "заумного" с их точки зрения сенсея. И за что же их лишать радости приобщения к БИ?
Ну зачем же передергивать? Заниматься могут все. А вот УЧИТЬ — вряд ли. Безграмотный, косноязычный учитель — недоразумение. Но учеников и он себе найдет "по образу и подобию своему".
Вы не правы. Просто Вы смешали все в одну кучу. Грамотный, образованный, интеллектуальный, мудрый… Все эти термины разные, а Вы все сводите только к культуре написания, или культуре речи. И почему упоминается только обучение БИ? Значит все остальное допускается?
А с чего такое неприятие того что встречается сплошь и рядом? Не нравится не кушай…(с).
А при чем здесь это? Мы уже раньше выяснили, что БИ это искусство устранения/паредотвращения конфликтов оптимальными методами. И что, эти методы доступны только людям с университетским образованием?
Напомнило:
🙁
Понеслось по новой… 🙁
А вы считаете, что цель боевых искусств — победа в схватке? Может ли быть целью искусства победа?
Есть контингент который тоолько через еХ тХХХ мХХХ и понимает. А интеллигентуу, как я ууже говорил, без Будды, дао и красивых слов с цитатами великих обучаться ну никак невозможно. Каждому свой учитель. 😉 Чей ученик выйдет победителем в схватке, не в первую очередь от того на высоком стиле или на русском матерном они будут обучать. 👿
Ни кто, ни кому, ни чего не должен.
Кто хочет тот и учит чему хочет. А мы вольны выбирать у кого чему учиться.
Нет такого деления. 😉
Сам целиком и полностью ЗА грамотность, но с БИ это ИМХО никак не связано.
Грамотность, конечно, штука хорошая, с грамотным и культурным человеком общаться приятнее. Но что до учительства и "может/не может"… ИМХО, если речь о человеке, который учит собственно технике, "дзюцу" — он должен в первую очередь эвладеть этой техникой и уметь учить. Если речь об "учителе по жизни" — он в превую очередь должен быть мудрым. Учитель БИ, которое не "дзюцу", а "до", должен сочетать в себе и то, и другое. А мудрость с грамотностью как-то не очень связана. А вот с уважением к окружающим и культурой общения, ИМХО, связана и очень даже сильно.
Прямо в тему — Сокаку Такеда — активно не любил учится, писать так и не научился.
Ага, или на любую пусконаладку съездите, послушайте и понюхайте настоящих инженеров! :lol:)))
5+
Вы даже не можете себе представить какими выражениями изъяснялись два доктора наук и как от них воняло (две недели жили в лаборатории — спали на раскладушках) когда шла работа по созданию первого советского рекомбинантного интерферона 🙂
Общая культура в додзе зависит исключительно от того насколько сенсей поддерживает эту культуру. *И все* — ни каких зависимостей от образования, грамотности, цвета кожи, вероисповедания места жительства и тп я не вижу.
Неделя явно "удалась". 😀
Но мне кажется к уровню образования это имеет весьма отдаленное отношение. Это имеет отношение к самоуважению, к умению построить тренировки, изложить материал, вызвать к себе уважение и управлять коллективом. Да несомненно для отработки этих навыков (если дано от природы, если не дано, ничто не поможет) образование может быть положительным фактором, но не более того.
Да, но только отчасти.
За прошлую неделю побывал в трех залах у трех разных "учителей". Люди с данами, чемпионы и призеры, с десятками учеников. В зале — мат-перемат (сразу после "сенсей-ни-рэй!", "учитель" не в состоянии объяснить технику кроме как в терминах "е*ани ему туда", "звездани ему сюда". И ученики полностью соответствуют этому "стилю" — грубы, не блещут воспитанием, поносят все другие школы. Мне показалось характерным, что и сортиры в этих залах загажены, и половина учеников воняет хуже, чем грузчики в пивной (еще до начала тренировки).
Ну почему не матерятся в зале ученики О.Фомина или Н.Егорова?
Данная тема, как мне кажется, родилась из постов некоторых участников форума. Постов характерных большим количеством грамматических, орфографических, стилистических и прочих "…их" ошибок, но при этом изобилующих пафосом, нравоучениями и претендующими на роль "божественной истины", как минимум.
Как мне кажется человек который обучает тому что знает и умеет — может не быть знатоком этикета и каких-либо других наук. Я знаю несколько человек не имеющих высшего образования, не прочитавших и половины от моего запаса книжек, но ТАК РАБОТАЮЩИХ на татами, что любо-дорого поглядеть. У них можно и нужно учиться тому, в чем они профи. И своим мастерством они вызывают уважение. А поговорить "о высоком" можно и с закадычным другом в кафешке. А не с тренером на татами.
Но! Но если человек берется на форуме писать поучения, если он претендует на роль учителя и непререкаемой истины, если он официально отвечает на вопросы от имени школы, то он для нас лицо школы и ему надо его выдерживать. Если человек пишет официальные ответы от школы/федерации с диким количеством ошибок — для меня он: не уважает себя, не уважает свое дело, не уважает своих учеников, ну и за компанию тех, с кем общается.
Если ты отвечаешь другу в аське — можешь при этом грызть мобильник и писать на подоночьем диалекте. Но если ты берешься отвечать официально от чьего-то лица, отложи другие дела и выстрой себя в соответствии с принятым статусом и обязательствами. Иначе не надо браться. Иначе у меня вызывает большие сомнения умение такого человека "выстроить себя" под какую-либо более сложную ситуацию, нежели общение на форуме.
😀
Обычно Учитель действительно должен быть более менее грамотным и хотя бы "падежи связывать".
Но мне пришлось столкнуться с противоположностью этому. Мы были на Кубани у родных маминой знакомой. Там я столкнулся с любопытным дедком, казаком. Образование у него было "начальное заушное", то бишь его за уши тянули к парте, а он отбивался. Потому все его образование было 2-3 класса. Читал он с трудом, писал еще хуже. Даже в разговоре "падежов не выговаривал" (хотя может изза дикции, зубов у него было негусто) лет то ему было около 80. Но поразил меня дед тем, что он березку в руку толщиной (махнул небрежно так шашкой) с одного раза срубил почти под корень. Я потом пробовал, так смог отрубить только ветки раза в три тоньше (правда я тогда еще Кендзюцу и Баттодзюцу не занимался). Стрелял дед тоже хорошо, ножиком тоже владел нехило. А потом удивил еще больше тем, что завалил несколько парней ударами (хотя парни и были "под шафе" но координацию еще не потеряли, были весьма крепкими и вино придало только "борзости"). Выяснилось, что он своего сына этому выучил и внуков учит. А его научил рукопашке офицер у которого он был денщиком еще в Деникинской армии.
Так что из любого правила есть исключения.
Если он плохо знает медицину, нет. Если Плавает в вопросах философии будиизма, да.
Если он отмажет меня, не будучи при этом хнаком с учением Конфуция, да
Хорошему учителю математики я прощу некомпетентность в вопросах истории. И т.п.
Надеюсь, логика понятна.
Сначала докажите, что малограмотный человек не может достичь мастерства в БИ. Тогда я скажу, что у него нельзя учиться БИ. Но пока у меня такой убежденности нет.
А к малообразованному врачу под нож вы лично ляжете? А к необразованному юристу за помощью пойдете? А неграмотному учителю своего ребенка отдадите?
Мда, без знания 3 иностранных языков, экономической географии и истории философских учений нокаутирующему ударе не научить. 😀
Малообразованный человек будет обучать тому чему он понял и тому как он понял. Это скажется на методике. Но у таких учителей, самое смешное, методики бывают и поэффективнее. 8) Другой вопрос что интелектуалу у такого учителя будет не так интересно заниматься. Но это уже личные трудности.
в данной формулировке — однозначно может.
и вы путаете образованность и грамотность. конечно ест ьзависимость между уровнем образования и культурным уровнем, но не абсолютная. всякое было. видел полное быдло с университетским дипломом. и обратное тоже встречалось.