В боевых искусствах есть четкое деление на "тренеров" и "учителей". Тренер — это как бы технический руководитель, который ставит технику, решает вопросы подготовки к соревнованиям и т.п. Учитель — нечто бОльшее. Хороший учитель учит именно боевому искусству, а не способу удара ногой в голову (хотя и этому тоже).
В этой связи давно волнует вопрос: насколько образованным ДОЛЖЕН быть учитель? Допустимы ли ситуации, когда человек, позиционирующий себя как учитель, не знает родного языка, не умеет сформулировать ту или иную мысль и т.п.?
Прошу не "компьютерный этикет" не ссылаться. Грамотный человек НЕ МОЖЕТ ПИСАТЬ НЕГРАМОТНО. Равно неграмотный НЕ МОЖЕТ ПИСАТЬ ГРАМОТНО.
Так вот — может ли НЕГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК обучать других боевым искусствам?
Замодерировано как несущественное, но крайне не вежливое высказывание Вы бы ссылались на более достоверные источники информации. Те, кто учили — неграмотными не были. Другое дело, что грамоте могли и не учить — она-то для махания шашкой не нужна. Грамота нужна, чтобы учить махать шашкой.
Замодерировано по тем же причинам
Ага, только то, что расскажет о своей практике уличных драк боец ростом 2 метра и весом в полтора центнера мало поможет бойцу ростом 1,60 и весов 70 кг. Ученики ведь, они разные бывают.
А еще говорят, у них кур доят. Вы бы ссылались на более достоверные источники информации. Те, кто учили — неграмотными не были. Другое дело, что грамоте могли и не учить — она-то для махания шашкой не нужна. Грамота нужна, чтобы учить махать шашкой.
А еще есть вероятность, что крокодилы летают — но нызенько-нызенько 😆
Ага, только то, что расскажет о своей практике уличных драк боец ростом 2 метра и весом в полтора центнера мало поможет бойцу ростом 1,60 и весов 70 кг. Ученики ведь, они разные бывают.
Вот ведь забавно. Когда говорят об учителях, то почему-то обязательно подразумевается гуру который должен стать и духовным наставником и образцом для подражания во всем. Если идет поиск такого человека, я ж не спорю, что нужно отбирать по высшему критерию и во всех сферах. А вот если есть задача изучить конкретную технику, прием, навык, какая разница кто ее будет преподавать? Хоть колхозник без падежов, хоть подонок по жизни, хоть человек отвратительных религиозных и политических убеждений. Как то вяло я себе предсчтавляю аргументацию по отношению к специалисту в своей области: ударную технику я у него ставить не буду, т.к. он матерится, карате я у него не займусь, т.к. он коммунист, дзюдо он мне преподавать не может, т.к. в секте состоит. Если обучение не потребует поступиться какими-то своими основополагающими принципами, да пусть говорит что хочет и как хочет, дишь бы научил то за чем ты к нему пришел. А ведь тоже учитель.
Не так. Необходима готовность к знаниям ученика, а учителя — это вторично.
Пример — основатель иайдо сам нашел новое знание путем долгого поиска и труда…
Аналогично. И их было не так уж мало. 😆
А некоторые являются для меня Учителями, даже не подозревая об этом.
"Учитель приходит при готовности Ученика"(с)
Если Вы избрали себе Учителя, то он соответствует Вашим поискам….и его образование не имеет значения.
Например Сидхартха увидел Учителя в перевозчике через реку…. (Г.Гессе).
Думаю вопрос в такой форме неуместен, т.к. требование образования — формальный аспект современной действительности, и более актуален для современных тренеров 😉
Лучше бы о себе говорить всё-таки, а не от неизвестного большинства выступать, тем более, что и полномочий таких у Вас, как я понимаю, нет. Выборов в БИ пока что не проводилось и Вас никто никуда не выбирал… 😉 .
Чего объяснить-то? 😯 БИ передается через ощущения, почему и говорится: "из души в душу" А для того, чтобы объяснить словами ощущение и трех высших образований не хватит! 😆 Вон пол-форума про Ки исписали и ЧТО? А показать…3 минуты, не больше 😉
Я говорил про то, что цели, преследемые вами, для большинства тренирующихся неактуальны.
Есть у меня возможность заниматься в КШВСМ (ну это где Путин тренировался) у 6 дана: покрытие, душ, сауна, кафе, парковка, 15 минут от дома и плюс… все это на халяву! 😯 Так представляете, я туда ни ногой, а учиться мотаюсь за 250 километров в город Тихвин. Вам не кажется, что мне-то как раз далеко не все равно где заниматься? 😆 А может просто мазохист? 😆
вот оно!
гораздо вероятнее, что хороший зал со всеми приложениями найдется в фитнес-клубе. а уж тренерский состав там, кстати — сплошные чемпионы. ну и как положено: тренировка длительностью целый час 😯 , партнеры соответствующие, реклама, будо-паспорта… вопрос только, чему сможет научить тот чемпион в таких условиях.
Интересно, а казаки, донские, уральские и терские слово "методика" знали? Многие, говорят, даже неграмотными были. Воевать же вроде умели неплохо. И детей своих учитили. Как?
Нет, я этого не говорил. Я просто говорил, что для того чтобы подготовить ученика не обязательно пединститут заканчивать. Хотя не спорю, что среди "самородков" тех кто сможет научить будет немного. Но есть вероятность что и смогут. Об этом и говорю.
Да ну? 😯 Ну да?! 🙄 Методист вы батенька. 🙂 Ну да бог с ним. Не о том речь.
Вы еще скажите, что без обучения в Академии Генштаба мастером БИ не бывать. 🙂 Любой человек с практикой реальных драк вам столько о тактике и стратегии расскажет, только успевай записывать. Хотя, конечно, без ссылок на Сунь-дзы. 🙂
У меня вообще-то 18-й год занятий. Так что стойку и передвижение мастера и шарлатана как-нибудь все же различу. А если я 0 и ищу учителя, то буду искать по рекомендации тех кто прозанимался и те кому доверяю. Но уж никак не по будо-паспортам или рекламным сайтам.
факт. но "восток-запад" — довольно приблизительно. бывают разные люди там и там. соответственно и методики подходят разные.
И в этом-то и лежит коренное различие между восточными и западными БИ. На западе сперва понимают, потом делают, а на востоке — сперва делают, а потом понимают.
и у многих отличных бойцов и учителей его нет и не будет никогда. зато демонстрируемые ими техники в каких-то других школах идут как "секретные". конечно, желательно, чтобы учитель изъяснялся культурно. но к владению методикой это отношения не имеет. более того, по методике не всегда требуется логическое осмысление материала.
Хе-хе, а откуда вы знаете, как надо стоять в стойках и передвигаться? Он же Мастер, ему видней! 🙄
А этого никто и не говорит. Достичь — сможет (особенно если встретит хорошего тренера). Научить не сможет, понимаете?
Вполне вероятно. Если, конечно, его не убьют и не покалечат в процессе самообразования методом проб и ошибок.
А вот это — вряд ли. Чтобы методику выработать, надо для начала слово такое — "методика" — знать. И знать зачем она нужна.
По вашей логике, любой чемпион мира по боксу способен воспитать себе преемника. Дескать, если он так дерется, то ученики его будут.
Факты свидетельствуют об обратном: хороших тренеров на порядок, а то и на два меньше, чем хороших бойцов.
При этом — парадоксально, но факт — хороший тренер не всегда сам является хорошим бойцом.
Шаги по столбам и черпание воды — это физо. Которое, кстати, надо уметь нормировать, чтобы не надорваться. Чтобы составить грамотную программу физподготовки, аспирантура как раз не помешает.
А как быть с тактикой? Стратегией? Или для бойца это необязательно?
Я смотрю, вам все сауна покоя не дает. Ну сходите, попарьтесь. После подвала оно завсегда полезно.
Ну, на счет того, что писатель без членского билета СП писателем не является еще М. Булгаков ерничал. 🙂
Будо-паспорт, как и членский билет, кстати, подделать легче чем умение стоять в стойках, передвигаться и т.п. 😉
Был такой эпизод. Году в 1990-м приехал в Питер китаец преподавать. Большой мастер. И жил он, как на зло, рядом с общежитием, где вьетнамцы обитали. И вот один раз 4 гопника решили проучить "вьетнама", как покупать продукты, которые нужны гордым славянам. То что он с ними сделал, тоже с их точки зрения было фантастикой. 🙂
А теперь по сути. Почему нельзя допустить, что человек с низким образовательным уровнем достигнет высокого боевого уровня? Технику в молодости в секции бокса поставит и в дворовых драках. Через то же чувство опасности, стойки, дистанции придет. Из своего опыта он и свою методику сможет выработать. Простенькую такую, но эффективную. Те же шаги по столбам и черпание воды аспирантуры не требуют. Ну и почему он не может научить? Не, другое дело, если ожидать, чтобы вам все разжевали и в рот положили, да еще на понятном и приятном языке изложили… Ну дальше идут уже требования сауны и массажистов. 🙂
Слава богу, прошли те времена, когда любой оборванец с азиатским разрезом глаз мог выдать себя за великого мастера БИ и наследника традиции Шаолиня. Сейчас принято требовать будо-паспорт 😈
Не, марсиан мы любим. 🙂 Всяких прочих чужаков. 😕 Скажем, если встретить в степях Монголии оборванца, который может на своем монгольском только матом и говорит и образование у него 3 класса, мы вполне можем допустить, что это великий мастер БИ, получивший традицию от патриархов Шаолиня и пойти к нему в ученики. А вот свой тракторист по определению ничему научить не может, потому как рылом не вышел. Вот пусть университет окончит, тогда и учит морды бить. 🙂
И называется эта техника "рессора от трактора "Беларусь" 🙂
Уж очень фантастическую ситуацию вы описали. Тракторист, врывающийся в толпу и кладущий супостатов голыми руками — это сильно… Но я скорее поверю, что мне на помощь прилетит бэтмен со своими верными ниндзями 🙄
Зачем нам тракторист? Давайте про марсиан. Что там они будут говорить?
Хорошо. Давайте возьмем практическую ситуацию. На вас накатила гопа человек 10, прижала к стенке и вы поняли, что вам крендец. И туут в толпу врезается тракторист в засленных штанах, с удивительной легкостью голыми руками кладет всех супостатов и вы понимаете, что перед вами боец от бога, да еще владеющий неведомой вам техникой. Потом он поваорачивается к вам и говорит:
"Да, парень, ХХ ХХХХ ХХХХ, вижу что ты ентим, ХХХХХ ХХХХ карате занимаешься, но все равно, тебе ащо ХХХХ ХХХХ Х ХХХ, пахать и пахать" и собирается уходить.
Ваши действия.
а) Просите у человека о нескольких уроках, чтобы он показал как повалил суупостатов.
б) Брезгливо кидаете ему "Спасибо любезный", даете стольник на бутылку и идете мыть руки, потому как недостойно человеку вашего статуса общаться с быдлом, а матерящийся тракторист ну никак вас не может ничему научить.
Нет. Потому что в любой традиции есть этап развития, когда ученик должен превзойти своего учителя (по-японски это, если не ошибаюсь, называется "ри", и следует за "су" — слепое копирование, и "ха" — осознание смысла техники). А для этого мало "обезъянничать" — надо искать свое.
Что в итоге приведет к деградации и вырождению данного вида БИ. Потому что что-нибудь из полученного от учителя обязательно забудется и потеряется, а если не привнести нового — то забываться с каждым поколением будет все больше и больше.
Отсюда и споры типа "как они расшифровываются"…
То-то и оно, что без образования природные способности реализовать гораздо сложнее.
Я и говорю — результаты опроса в комментариях не нуждаются.
Придурок, это "склад ума". Таких и с университетскими дипломами достаточно и даже с будопаспортами. А человек с низким образовательным уровнем может понять ох как много. Просто почувствовать. Вон, "философия" темами о связи дзен и БИ вся изресована. А что, интуитивные озарения и пр. напрямую от академических часов в универе зависят? Стойки, дыхание, чувство удара, опасности, дистанции. Латынь то здесь зачем?
А вы не путаете разработку своей системы и работу в рамках уже сложившейся традиции?
Человек может быть малограмотным с точки зрения читать/писать, но учась у хорошего учителя он вместе с техническими приемами воспринимает и этикет додзё и манеру вести занятия и методики обучения. Если есть у него к тому способности. Открывая свой зал он на первых порах будет максимально точно воспроизводить методики и традиции того зала, где учился сам. Ну а дальше по природным способностям, которые от образования не зависят, хотя с его помощью могут быть развиты.
З.Ы. я вообще то очень положительно отношусь к приличным раздевалкам, хорошим душевым и наличию парковки. Но к хорошему учителю приеду на другой окнец города в подвал.
Думаю вопрос в расставлении приоритетов.
1. учитель/тренер
2. снаряжение
3. окружающая среда (раздевалки, души, парковки, окна)
Коэффициентом влияния ставим отношение цены занятий к заработной плате. 🙂
то бишь, если есть тренер и нет комфортной раздевалки — это переживаемо легко. если есть комфорт и нет тренера — кому оно надо. если есть и то и другое — очень распрекрасно. и если есть возможность ходить к одному и тому же тренеру в чистый зал и в подвал, думаю что очень многие выберут первое, невзирая на некоторое удорожание тренировок. если же это удорожание станет непереносимым, будут ходить к нему же в подвал, а не к другому в чмстый зал.
Да не учатся у придурков нормальные ученики! НЕ УЧАТСЯ! А ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ и из придурка сделает нормального человека.
[quote=Антон Фарб] Научить — не может. Неграмотный, никогда нигде систематизированно не учившийся человек ничему научить сам не сможет. Сможет показать, сможет сказать "делай как я" — и точка. Даже будучи при этом супер-бойцом.
Потому что мало показать — надо еще и объяснить. А как это сделать, если словарного запаса не хватает, и вместо термином, которых он не знает, лезет мат?
Мало объяснить — надо еще подвести к пониманию. Через подводящие упражнения, через игры, через методику подготовки. А откуда она у неграмотного?
А когда ученик поймет технику, ее еще надо отработать и закрепить — а это едва ли не самое сложное, потому что чревато травмами и подорванным здоровьем.
[/quote][/quote]
[quote] Интересно, как быть с моим учителем? Он был китайцем и по-русски знал только: "Очень хорошо", а я, соответственно, по- китайски: "Ни хао" Тем ни мение, всему, что я умею, научил меня он. И не объяснял он ничего, а просто показывал, причем максимум 2 раза. Если со второго раза человек "не въезжал", он просто терял к нему интерес. Тишина в зале была…-муху слышно, при том, что народу было человек тридцать. Интересоваться его образованием или связывать его способность обучать с чистотой в туалетах…блин, никому в голову и не приходило… [/quote]
Напрашивается простейший вывод. Важно не только кто учит, но и кто учится. 🙂
Все правильно. Только забыли уточнить, какие БИ этохороший человек сможет преподавать. 😉 Конечно не любые. Но тем что сможет, в статусе БИ тоже не всегда можно отказать. 🙂
[quote]
[quote]может гопник научить БИ или нет. :)[/quote]
Так почему же не может? Может, конечно. На мой взгляд — до определённого уровня, но в среднем этого уровня вполне хватает.[/quote]
А я думаю, что не может. Научить — не может. Неграмотный, никогда нигде систематизированно не учившийся человек ничему научить сам не сможет. Сможет показать, сможет сказать "делай как я" — и точка. Даже будучи при этом супер-бойцом.
Потому что мало показать — надо еще и объяснить. А как это сделать, если словарного запаса не хватает, и вместо термином, которых он не знает, лезет мат?
Мало объяснить — надо еще подвести к пониманию. Через подводящие упражнения, через игры, через методику подготовки. А откуда она у неграмотного?
А когда ученик поймет технику, ее еще надо отработать и закрепить — а это едва ли не самое сложное, потому что чревато травмами и подорванным здоровьем.
[/quote]
Так, собственно, что ж тут обсуждать? Результаты голосования говорят сами за себя. Перефразируя покойного Ленина (он же Ульянов и прочая и прочая и прочая) У НАС КАЖДЫЙ М*ДАК МОЖЕТ ПРЕПОДАВАТЬ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА!
Результаты опроса
Может ли малограмотный человек обучать боевым искусствам?
Нет — 31% [ 7 ]
Да — 59% [ 13 ]
Мне все равно — 9% [ 2 ]
Признаюсь — хотел сделать еще один вариант ответа:
ТАК Я Ж ПРЕПОДАЮ!
Почему-то не получилось. А жаль.
А я так вовсе не считаю и такого нигде не писал. Я просто знаю. что филантропы есть, потому что таких встречал. Потому и возражаю против утверждений типа:
По крайней мере я знаю одного, который непобрезговал именно по указанным мной причинам.
А теперь прошу свернуть 101-е обсуждение бизнеса в БИ как офтопика для данной темы. Если есть необходимость, можно взбодрить любую из заглохших ранее соответствующих тем. Здесь обсуждается то, какой культурно-образовательный уровень нужен человеку, чтобы он мог преподавать БИ.
насчет гигиены — вы безусловно правы. и насчет татами, мешков и пр. а для фехтования нужно оружие и защита 🙂 . это все само собой. просто у каждого свое представление о минимальном уровне.
что касается привлечения людей и их удержания — вот тут-то все и начинается. если приходит мало, выбирать не из кого. а платить за зал нужно .и желательно еще заработать хотя бы немного. если то, чему учишь, популярностью не пользуется — все, приехали. либо учить тех, кому интересно (пользуясь любыми наличными условиями), либо менять политику и заниматься зазыванием народа. ну или бросить все на хрен.
если ученику нужно — думаю, он будет тренироваться и без зала.
Вот это и есть ключевые слова
Так почему же не может? Может, конечно. На мой взгляд — до определённого уровня, но в среднем этого уровня вполне хватает.
Можно ещё порассуждать будет это боевым искусством или дракой, какие между ними различия и т.д. Но мне неохота 😉 . Важнее результат: человек умеет реально противостоять другому и справиться с ним бывает совсем непросто.
Правильно. Вот я не так давно кусал локти от желания поехать на "сити-экстрим" в Москву — но стоимость плюс дорога для меня выливались в сумму моей месячной зарплаты, и я не поехал. Обидно? Еще бы! Но обида эта в основном на себя — мало зарабатываю… 😥
Ну почему вы считаете, что мастер БИ — обязательно филантроп? Почему вы считаете, что человек, всю жизнь посвятивший БИ, должен делиться своими знаниями задарма или за стоимость обеда в макдональдсе?
Проблема образования для "бедных, но талантливых" во всем мире решается путем стипендий, за которые надо еще ох как побороться. Допустим, мастер БИ сделает два-три бесплатных (или льготных) места на своем семинаре (или в своей школе) для "бедных талантов". Но это же еще не повод перебираться в подвал, чтобы быть доступным всем и каждому.
См. мое письмо про must have и luxury.
Привлекать — да, безусловно. Удерживать — никогда. Если человеку не нужно то, чему ты учишь — нельзя подстраиваться под этого человека. Если ко мне в зал иногда девушки приходят с явно выраженной целью "снять спортивных мальчиков" — мне что, уроки камасутры вводить, чтобы они остались? 🙄
Случайные люди как приходят, как и уходят. Остаются те, кому нужно то, чему я учу. Чтобы их было в достаточном количестве, приходить должно много, из расчета 10% останется, 90% — уйдет.
"Хорошие условия" можно разделить на две категории:
1. Must have. Я никогда не буду заниматься дзюдо в зале без татами, или боксом — в зале без мешков, груш и ринга. И уважающий себя мастер не будет проводить тренировки без необходимого инвентаря, потому что это будет профанация искусства.
Второе — гигиена. Зал чистый, отапливаемый/проветриваемый, с душевыми и туалетом. Тут, как говорится, ноу комментс — я своим здоровьем дорожу.
2. Luxury. Парковки, сауны, зеркала от пола до потолка, стиральные машины для стирки доги, массажные столы. Казалось бы — без всего этого можно обойтись. Можно. Но нужно ли? Есть же те самые 90% случайных людей, которые готовы платить за сауну и парковку лишние деньги, и тем самым — поддерживать школу в целом. Так что все эти излишества, на мой взгляд, — всего лишь еще одна, и не маленькая, статья дохода школы. И если есть возможность на этом заработать, зачем ей пренебрегать?
А теперь вспомните кого-нибудь из этих гопников в реальном бою, прикиньте, что учил его всему этому другой такой же и ответьте честно, может гопник научить БИ или нет. 🙂
Слегка отклонились. 🙂 . В общем, по-моему, в той ситуации, которую описывал Точка М, в такой обстановке на тренировках воспитываются примерно те "гопники", о которых на форуме немало тем и сообщений… 😉
Цена семинара мастера (даже филантропическая, но с учетом перелета из Японии и проживания здесь) + цена аренды зала "пять звезд" = астрономическая цена семинара, сиречь только для фанов, готовых вылоожить месячную и более зарплату за 3-х дневный семинар и очень состоятельных людей, которые писают кипятком от мысли что они "элита". Все остальные как бы отсекаются. Вот из уважения к тем кто отсекается, он может и согласиться пойти в обшарпаный зал. А если завизжит, что ему без сауны, кафе и массажистки никак, это как раз может и быть свидетельсчтвом уровня снобизма а не мастерства. Что называется, с какой стороны смотреть и какие приоритеты у мастера.
Это, любезный, не аналогия. Это ваша фантазия. У меня знакомый сейчас на третьем курсе. Платно. Очень даже платно. Так в его группе количество студентов за два с половиной года сократилось в три раза. Повыгоняли за неуспеваемость.
Правда, универ старый, с советских времен, дорожит своей репутацией. Есть куча новых, коммерческих, где и учиться-то необязательно — башляй, корочку выпишут. Но в серьезной фирме к специалистам с корочкой из такого вуза и отнесутся соответственно.
Так что репутация школы — дороже денег. И честно заработанный первый дан от серьезной федерации, где дурака на экзаменах валять не принято, вызывает больше доверия и уважения, чем купленный третий или четвертый у какого-нибудь самозванного сихана с двенадцатым 🙄
Марку надо держать. Марка, брэнд школы — это основная ее статья дохода. 🙂
ну, не во всех вузах, к счастью. бывает, гонят и из платных. и валят на госэкзаменах. хотя в целом — да, есть тенденция.
сталкивался я с коммерческими проектами в БИ. не много ,но сталкивался. и как бы ты ни любил свое дело, но вынужден привлекать учеников и удерживать. и не можешь позволить себе не учить. или учить тому, что не пользуется спросом. и не всегда, повторю, способные и интересные ученики достаточно платежеспособны. остается пользоваться теми условиями, которые можешь себе позволить. вплоть до тренировок на улице. если ученику нужно — будет заниматься. если ему нужны лучшие условия — пусть оплатит аренду хорошего зала.
я понимаю, что хочется тренироваться в хороших условиях. просто есть они не у каждого инструктора. и уровень мастера здесь ни при чем.
впрочем, мы от темы отклонились.
Именно!
Проходит еще пару лет. Приходит студент на экзамен. Т.к. он нифига семестр не делал, то он экзамен покупает. А преподы его выгнать не могут. Как же так — выгнать?! Он же деньги несет и за учебу и за экзамен. А учить… А учить будут тех, кто на лекции ходит и то при желании. Да и зачем вообщем-то? Студентам же нужны не абстрактные "знания", а реальный диплом с корочкой.
Улавливаете аналогию? 🙂
улавливаю. и не спорю. просто не всегда удается раскрутить коммерческий проект в БИ. и не всегда приходят платежеспособные ученики в нужном количестве. все это уже проходилось.
Буквально на днях заглянул в родной универ, свою, так сказать, альма-матер. Я учился там в конце 90-х, еще "забесплатно", и воспоминания остались не самые приятные — обшарпанные стены, сифонит из окон, вместо учебников — ксерокопии, какие-то бобинные магнитофоны в фонолаборатории, древние компьютеры… зато бесплатно.
Сейчас универ перешел на коммерческую основу. Образование в нем, как для провинции, стоит дорого. Но разница в качестве этого образования видна невооруженным глазом.
Улавливаете аналогию?
Вы забыли еще одно применение мата — это наш, домотканно-сермяжный "ки-ай". Редкое нападение на улице ободится без мата.
Поэтому у меня в зале мат звучит при каждой отработке "реальной" ситуации. Когда есть девушки — выражения смягчаются, но все равно есть.
Без этого нельзя: даже боец, прекрасно работающий на полной скорости и в полный контакт, может моментально "потеряться" при точно таком же нападении, но с воплем "убью, #$%@!!!"
Так что на мой взгляд, мат бывает не только уместен, но и необходим. Впрочем, я веду курсы самообороны, а у них своя специфика…
Согласен с вами. Но грязь внешняя столь же омерзительна, как и грязь внутренняя. Поэтому матершина и мастерство так же несовместимы, как мастерство и грязное до-ги. И БЕЗГРАМОТНОСТЬ из той же оперы.