История бытования рукопашиВладимир Иванович Даль в середине девятнадцатого века дает такое определение:
«Рукопашь, рукопашка, рукопашный бой, драка, схватка, ручной бой, холодным оружием или дубинами и кулаками».
Рукопашный бой – на территории бывшей Владимирской губернии, куда входили земли и Ивановской области, чаще именовавшийся Рукопашью – был одним из древнейших русских обычаев. Об этом писал еще в 1848 году один из первых русских собирателей А. Терещенко в знаменитом труде «Быт русского народа»:
«Кулачный бой. Это древняя забава наших русских удальцов. Идти на кулачный бой это значило потешиться или провести праздник в полном разгуле, что представляло собой род военного упражнения, которое приучало молодых людей к смертоносной битве…
Кулачная потеха известна на Руси с древнейших времен. Наши летописцы говорили о ней еще в начале XIII века с какой-то восторженностью. Великий киевский князь Мстислав III и князь псковский Владимир, ободряя перед битвой своих союзников, новгородцев и смоленцев, к храброму отражению великого князя Юрия Всеволодовича, предоставили им на выбор сразиться или на конях, или пешими.
Новгородцы отвечали: «Мы не хотим на конях, но сразимся по примеру наших предков пешими и на кулаках». Впоследствии кулачный бой сделался забавой нашего народа» (Терещенко А. В. История культуры русского народа. Москва: ЭКСМО, 2007. С. 408-410.).
Древность кулачных боев подтверждал за полтора десятка лет до Терещенко и один из самых известных русских собирателей Иван Петрович Сахаров. В изданных в 1836 году «Сказаниях русского народа собранных И.П.Сахаровым» он писал:
«Давность этой жестокой потехи остается на Руси незапамятною, так что старшинство ее усвоялось прежде многим городам. Было время, когда русские бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для потешения…
Кулачные бои начинались с зимнего Николы и продолжались до Сборного Воскресения; но самый веселый разгул бывал на масленице…
Кулачные бои совершались разными видами. Более всех почитался бой один на один, за ним – стена на стену, а менее всех сцеплялка-свалка» (Сахаров. Сказания русского народа… — Москва: Худ.Лит, 1990, с.176).
В советское время существование кулачных боев зафиксировано нашим виднейшим этнографом Дмитрием Константиновичем Зелениным в авторитетнейшем учебнике «Восточнославянская этнография» (1927):
«Из прочих развлечений восточных славян необходимо назвать кулачные бои. Они распространены повсеместно и не связаны с каким-либо определеннымвременем года, но, как правило, происходят зимой, между Рождеством и масленицей» (Зеленин. Восточнославянская этнография. – М.: Вост.лит, 1991, с. 378).
Далее Зеленин приводит свидетельства о бытовании рукопашных боев в различных местностях. Из них особое значение имеет рассказ о боях на Кубани. О рукопашных боях на Руси писали еще средневековые европейские путешественники, вроде Сигизмунда Гербершейна, но писали всегда так, чтобы выказать русский народ грязным и жестоким. Однако свидетельство Зеленина показывает, что дух рукопаши был, скорее, спортивным, если не обрядовым. И уж точно это не было грубыми и жестокими драками.
«В станице Кавказская на Кубани на Рождество и в другие праздничные дни девушки устраивали на улицах общий хоровод, а парни – кулачные бои, причем все население станицы делилось на две враждебные партии. ««Бой» идет во все время пения хоровода; как только прекращаются песни в нем, парни один по одному убываются с той и другой стороны к хороводу, и бой слабеет»» (Там же).
Кулачные бои никогда не были на Руси неким избиением одних другими. Они жестко регламентировались правилами. В различных местностях эти правила могли меняться, но в целом было несколько основных требований: биться на любки, то есть полюбовно, без озверения, не так, как бьются не на жизнь, а насмерть, лежачего не бить, не использовать оружие, особенно свинчатки и чугунные плашки, которые можно спрятать в рукавицах.
Бои могли начинаться молодежью на палках. Палки вообще были излюбленным орудием русских кулачников, подобным шестам китайских ушуистов. Так же, после победоносных походов Суворова, привилась культура штыкового боя, который заменил когда-то всеобщее владение копьем. Впрочем, до 1937 года в России кавалерия использовала пики, бою на которых обучали на основе древнего копейного боя.
Штыковой же бой дожил до вступления России в Международный олимпийский комитет. Именно тогда он и был запрещен вместе с ножевым боем по требованиям международного сообщества откровенно направленным на снижение боевой мощи русского народа. Это было условием вступления России в МОК. Единственное, что удалось отстоять – это самбо.
Свидетельства, собранные Зелениным, предшествовали страшному времени русской народной культуры. В 1928 году началась коллективизация и борьба с кулаком. В действительности, это была борьба с крестьянским общинным самоуправлением, которое держалось на двух столпах – мирском сходе и бойцовских ватагах. Ватаги по своей сути были народным ополчением, действовавшим в мирное время как полицейская сила. Уничтожить стеношные и кулачные бои было первостепенной задачей в борьбе за власть.
Стеношные бои прекратились в России в 1914 году в связи с уходом мужской части населения на войну, и не возрождались до начала двадцатых, поскольку положение деревни было бедственным и шла труднейшая борьба за выживание. Но с объявлением НЭПа экономическое положение деревни улучшается, и на селе возрождаются ватаги рукопашников и снова начинают проводиться стенки. В ответ советская власть создает сельские комсомольские клубы, которые должны были отвлечь молодежь от традиционных забав.
Поскольку это не помогает, вводится новая статья уголовного законодательства – хулиганство, и бойцов начинают осуждать и отправлять в лагеря. Таким образом народное рукопашное искусство попало под запрет и было почти истреблено.
За советское время вышло, вероятно, всего два исследования, поминавших рукопашный бой. Это хрестоматия А.В.Грачева и М.С.Когана «История физической культуры в СССР с древнейших времен до конца XVIII века», М-Л.: 1940. И закрытая диссертация Н.П.Новоселкова «Военные игры русского народа и их отношение к эпохе военной демократии», 1948.
Настоящее исследование русских боевых искусств началось лишь со времени перестройки, когда множество собирателей из числа любителей и профессиональных этнографов стало ездить по России, выискивая тех, кто еще помнил рукопашную культуру. С начала девяностых стали появляться работы, среди которых были и защищенные диссертации, Горбунова, Грунтовского, Розова, Базлова, Лукашева и многих других.
Большую роль в возрождении рукопаши сыграл журнал «Русский стиль», выходивший в начале девяностых и собравший вокруг себя стараниями главного редактора Ольги Гараниной всех энтузиастов. С этого времени теория и практика русских боевых искусств стали обретать этнографическую основу. Особенно способствовали этому материалы сборов, проведенных Петербургской консерваторией под руководством профессора Мехнецова. Именно его огромный архив аудио и видео записей стал источником подлинных свидетельств бытования рукопаши в наше время.
Рукопашный бой был распространен по всей Руси, и Ивановские земли не были исключением. Теперешняя Ивановская область включает в себя ярославские, костромские и владимирские земли. Все они славились своими бойцами, о чем свидетельствуют материалы РГО (Российского географического общества) и архива князя Тенишева, часть которого, посвященная владимирским землям была издана в 1993 году («Быт великорусских крестьян-землепашцев». Описание материалов этнографического бюро князя В.Н.Тенишева (на примере Владимирской губернии)» — СПБ.: Европейский дом, 1993).
Более того, именно на Владимирских землях кулачные бои держались долее всего. В 1903 году известный наш собиратель С.В. Максимов выпускает на основе этнографических материалов бюро Тенишева большое исследование «Нечистая, неведомая и крестная сила», в котором изрядную часть отводит народным праздникам и увеселениям. Там он пишет:
«В старину одним из наиболее популярных масленичных развлечений были кулачные бои; крестьяне и горожане одинаково любили поразмять косточки в драке, и побоища сплошь и рядом принимали грандиозный характер… Но в наше время забава эта взята под опеку полиции и заметно выводится из употребления.
Однако и теперь во Владимирской губернии и в медвежьих углах далекого севера, а также кое-где в Сибири уцелели любители кулачных развлечений» (Максимов, Нечистая…, СПб.: 1903).
Не менее половины этого сборника посвящено теперешней Ивановской области. По большей части эти материалы говорят о производстве, ремеслах, семье, браке, детях. Но вопрос № 451 «Программы этнографических сведений о крестьянах…», составленной самим Тенишевым, прямо требовал подать сведения: «Распространены ли среди народа кулачные бои…» (Там же, с.458).
Однако все эти материалы относятся ко второй половине девятнадцатого века. Первая половина двадцатого оказалась очень плохо изучена для нашей местности, что, безусловно, объясняется разгромом краеведения в начале тридцатых годов прошлого века, когда краеведов арестовывали прямо на конференциях. В каком-то смысле, это был геноцид против русской народной культуры, вызванный битвой за власть над страной.
После репрессий тридцатых настороженное отношение ко всем проявлениям крестьянского самоуправления, включая рукопашь, стало общим для наших исследователей. Имелись ли свидетельства бытования рукопашных боев в работах советского периода, неизвестно.
Поэтому возрождение интереса к этой части народной культуры совпало с общим возрождением русского самосознания, начавшимся в середине восьмидесятых – начале девяностых, когда начали появляться публикации в журналах «Русский стиль», «Этнографическое обозрение», «Живая старина». Библиография подобных публикаций весьма обширна.
Что же касается собственно владимирских земель, то необходимо отметить совершенно отчетливую историческую преемственность между материалами девятнадцатого и конца двадцатого века: описанный в них рукопашный бой полностью совпадает по своим типологическим характеристикам. Это совершенно естественно для явлений традиционной культуры, отличающихся сильной консервативностью.
Вот свидетельство экспедиции Государственного республиканского центра русского фольклора, чья экспедиция вела сборы в 1995 году в Судогодском районе Владимирской области у людей в возрасте от 60 до 80 лет:
«На Масленицу устраивали кулачные бои, на которых присутствовали самые уважаемые старики, в прошлом тоже бойцы. Они следили за соблюдением правил: «лежачего не бить», «тяжелого в руки не брать» (Экспедиция… //Живая старина, № 3(7) за 1995, с.56).
До этой экспедиции сборы в Ковровском, Суздальском и Вязниковском районах вел Михаил Боровков. По итогам сборов в 1989 году им был создан во Владимире фольклорно-спортивный ансамбль «Ристала», который сохранял и развивал добытые у стариков знания. Подготовленные им бойцы стали победителями Первого Всероссийского турнира по русскому кулачному бою (1991 год).
Собственно на территории Ивановской области сборами материалов по рукопашному бою занимался, видимо, только я. По крайней мере, про других собирателей среди местных краеведов мне ничего не известно.
Я вел этнографические сборы с 1985 по 1991 год на территории Савинского района Ивановской области и Ковровского района Владимирской области. Собранные материалы отразились в различных публикациях, в том числе в монографии «Русский бой на Любки» (последнее издание: Иваново: Роща Академии, 2007) и «Представление владимирской рукопаши и любков» (Сборник докладов научно-практической конференции «Морфология обряда», Иваново: Изд. Тов. «Роща Академии», 2008).
Там же, в работе Конференции, эти материалы нашли подтверждение в выступлении ивановского фольклориста профессора В.А.Смирнова, долгие годы ведшего сборы на территории Савинского района Ивановской области.
Рукопашный бой не только существовал на землях Владимирской и Ивановской областей как древний обычай, но и был весьма развит в отношении мастерства. Бои эти существовали, как и по всей России, в виде поединка, стеношного боя, боя на палках и боя на ножах. В девятнадцатом-двадцатом веках проводились так же турниры по штыковому бою, очевидно, заменившие бытовавшее когда-то копейное искусство.
Безусловно, все виды рукопаши делятся на те, что можно считать спортивными, на прикладные и зрелищные виды боевых искусств. Не имея возможности оценивать значение искусства боя на ножах и палках, тем не менее, могу однозначно сказать, что бой один на один обладал ярко выраженными национальными особенностями и должен быть сохранен как национальное культурное наследие.
А.Шевцов
Мдааааа…. Собственно что и следовало ожидать. "Работа ножом" и этим все сказано… Помавания руками на воздусях, дико смахивающие на китайские таолу… "И эти люди запрещают мне ковыряться пальцем в носе"… то есть тьфу, рассказывают про "традиционные русские боевые искусства " и "работу с оружием"…..
В этом плане все хорошо, есть разрешение публиковать тексты. :rolleyes:. Видео Рагдая можно посмотреть в контакактах и по моему на сайте, правда не знаю есть ли у него видео штыкового боя и ножа. Скоро посмотрю его видео привезли 5 дисков.
Это сообщение было изменено медведь: (05 Апрель 2011 — 05:39)
про турнир я поясню )))
итак три статьи
первая статья М.Боровкова, называется "Испытание родным и близким" в которой он рассказывает о клубе, о традиции кулачного боя,
а также и о том что он бывший спортсмен и тренер.
одна цитата: "На поединки выходили бойцы из Владимира, Москвы, Новосибирска, Харькова (Всего 16 человек в финале). Представители Петербургского общества любителей
кулачного боя представили свое фольклорное-этнографическое направление, но только в рамках показательных выступлений. О "стилях" и "школах", естественно, говорить
не приходится. Накануне, на уговоре о турнире москвичи, харьковчане и новосибирский боец заявили, что представляют "Славяно-горицкую борьбу". Владимирцы и один из
москвичей — О.Тепляков — были из фольклорной группы "Ристала"….
также он приводит имена победителей:
Легкий вес
1. Тепляков Олег — "Ристала"
2. Герасимов Михаил — "Ристала"
Средний вес
1.Ледяев Евгений — "Ристала"
2. Кельдибеков Александр — "Ристала"
средний вес
1.Ковальчук Алексей — "Ристала"
2. Медведев Алексей — г.Москва
Тяжелый вес
1. Денников Илья — г.Москва
2. Семенов Дмитрий — г. Новосибирск
Вторая статья С. Коровина "Тиной бы не зарасти" впечатления судьи соревнований, о правилах, недостаточности подготовки и скатывании на бокс.
Третья статья А. Грунтовского "Традиция умерла — да здравствует традиция", где он ругает поп-культуру и делает вывод о том, что владимирцы всех победили
потому, что они владеют традиционным кулачным боем, а славяногорцы нет.
На мой взгляд владимирцы выиграли большее число призов, чем славяно-горцы по причине их большего числа, а также специализации именно в кулачном бое
(правила были предложены ими). СГБ все-таки сочетание ударно-бросковой техники.
таки с ножом ждать не надо… оно типа есть и так… правда хотелось бы это увидеть в поединке, но вряд ли…
Я все ж таки с нетерпением жду демонстрации Рагдаем правильного и крайне бодрого штыкового боя, а так же фехтования на палках и боя с ножом… Наверное не дождусь.
В Японии, повышается в БДД
Интересно где Лёва?
У меня тоже переписка с ним отдельно лежит, тсссссссссс не называй его имя в суе. Если честно то я ему очень благодарен за ту информацию.
Это сообщение было изменено Колыван: (04 Апрель 2011 — 17:15)
При чем тут русские стили ? Я к ним хорошо отношусь, достаточно много времени отдал изучению ск, да и сейчас поглядываю в её сторону, и беру некоторые моменты, так же и любки интересуют несмотря на неоднозначность происхождения. Этот хлопец известный персонаж, у меня на эту тему отдельно переписка лежит.
Больше чем уверен что знаю этого хлопца по переписке. Большое ему спасибо! Он мне много информации написал которая потом во многом и подтвердилась. Вот только согласится что буза это только недоученный тумбей не могу. Заимствований в бузе действительно много (впрочем как и в любом боевом искусстве) , но и традиционная техника тоже присутствует.
Впрочем всё уже написал tot :
да, это авторская система Базлова, однако он внес свой вклад в популяризацию стеношных боев,
сейчас ребята вроде бьются на палках, ножах — меняются со временем, совершенствуются.
Про свежую струю мимо, потому что он и с Кадочниковым общался (влияние видно).
Опять таки они занимаются и песнями,плясками, костюмом и т.д.(фольклор) — как и было в традиции неразделимо.
Лично с ним общался, был на тренировках и семинаре — не тунбей.
На счет того что буза это авторская системы это да. Все что реконструируется это авторская система это и дураку понятно. Только вот материал в реконструкции может быть историческим или выдуманным отцом основателем. Практически все стили в боевых искусствах (ушу, карате, айкидо и т.д.) это авторские системы и не кто этим никого не утыкает. Но стоит услышать про русское боевое искусство и понеслось…..
Это сообщение было изменено Колыван: (04 Апрель 2011 — 15:47)
Все правильно написали +1
Колыван,tot,спасибо.Видео нашёл самостоятельно.
tot большое спасибо за ссылку я читал эту статью лет 8 назад. Дело в том что насколько мне известно возрождения "Ристалы" не получилось поэтому и задаю вопрос.
Со всяческим почтением.
Пишите в личку подскажу где можно скачать. На будо-форуме нельзя давать ссылки на скачку, я на днях выставил ссылки на книги "Боевое ремесло" и "Русский кулачный бой" (Грунтовского) мои сообщения удалили.
Нет это не Багуаджан от русских крестьян. Боровков работал над реконструкцией русского кулачного боя в те же годы что и Грунтовский, Белов, Базлов т.е. конец 80-90г. Его собранный материал считается самым приближенным к русскому кулачному бою об этом писал Горбунов. Боровков прямо писал — на Руси не было никаких стилей, а были в разных местностях свои манеры и все!
Вот ссылки на его статьи:
http://esrbb.ru/content/view/104/37/
http://esrbb.ru/content/view/61/37/
http://esrbb.ru/content/view/58/37/
http://esrbb.ru/content/view/234/37/
Еще хочу сказать что на первом турнире по русскому кулачному бою "ристальцы" избили (именно избили) бойцов славяно горицкой борьбы. Об этом турнире можно прочитать в журнале "Русский стиль, Боевые искусства" №1 1993г. (три статьи). Уверен что сейчас бы этого не произошло т.к. СГБ в наше время очень боеспособная система и бойцы СГБ выступают успешно в поединках с разными направлениями.
Про бузу напишу позднее.
Это сообщение было изменено Колыван: (04 Апрель 2011 — 14:51)
Семен Семеныч
ссылки под рукой нет, надо искать на просторах,
видео было — "Фестиваль русских боевых искусств" (кажется так называется, где участвуют все представители на момент 1991-1993 г. если не ошибаюсь)
медведь
Базлов активно сотрудничал (не знаю как счас) с Российским фольклорным союзом — все пляски натуральные )))
а почему он не признался в авторстве бузы? сложный вопрос. Время было такое непонятное — это сейчас информации море,
и то — многие теряются. а тогда такая волна была, подъем — прям такие народное единение )))
причем на старых записях он и борьбу за вороток показывает и народные название ударов приводит (поднести рюмку и все такое)
просто это обрывочные сведения, которые надо было свести воедино в систему — а образец системы и боевого искусства (в котором есть
все как в Греции) у нас кто? правильно. кино и книжки про ушу. про самбо тоже можно отметиться
(достаточно взглянуть на школу боевого самбо Борисова, на которую СК смахивает немного).
а сейчас от своих старых слов отказывать как то и не очень ))
Буза в принципе не причем, на неё сослался Рагдай, что есть схожести и типа традиционная русская культура. Я сторонник того что да у меня авторская система а не говорить что это древняя система рукопашного боя ямщиков. Песни и пляски извините сомнительно все это. С какими именно бузниками : Базлов отдельно, Щипанов отдельно, Склизков насколько в курсе тоже отдельно работает.
tot,то,что вы написали совершенно верно и точно.И Шевцов,и Рагдай,думаю с Вами согласятся.Но вот это самое "по любви" весьма трудно достижимо в условиях рукопашного боя.И именно достижению этого любошного состояния сознания и посвящена вот та самая наука любков,которую и изучает Шевцов.Просто некоторые люди так разводят,что подобное было по всей Руси.Шевцов же,чтобы не говорил и где бы как не ошибался,всё сводит к наследию своих наставников.А они были из офеней.А это не вся Рассея.Далеко не вся.Да и в среде офеней та наука,которую Шевцов разбирает,не все знали.
То есть Вы правы.Поставил плюс.Но не всё так просто,как мы с вами пишем.Не уверен,что Шевцов такой уж выдумщик.Плут и трикстер?Да.И это правильно.А он таким и должен быть,раз уж учился у офеней.Но вот,что он вот так взял и всё это просто выдумал.Не уверен.Просто не уверен.И всё.С моей колокольни посмотреть-так не похоже.Но это дело моё.
tot,а ссылочку на видео про Кружало не подкините ли? Статью прочёл,а вот видео найти не могу.В любом случае благодарю.
Это сообщение было изменено Семен Семеныч: (04 Апрель 2011 — 08:59)
Семен Семеныч
понятия "биться по любви (на любки)", "не иметь сердца(злобы)", "не бить лежачего" — это все правила, уговор в кулачном бою,
относятся к самому кулачному бою, а никак не к самопознанию. Это то же самое, что и дзен-футбол.
marchel
есть же у нас поисковые системы ))
посмотрите статью в журнал "Русский стиль" про кружало, посмотрите видео — не багуа.
медведь
а буза здесь причем? или всех поругаем?
конечно, один мой товарищ увидев их удивился — пишут про хулиганов, а сами какие же они хулиганы. но не стоит всех под одну гребенку.
да, это авторская система Базлова, однако он внес свой вклад в популяризацию стеношных боев,
сейчас ребята вроде бьются на палках, ножах — меняются со временем, совершенствуются.
Про свежую струю мимо, потому что он и с Кадочниковым общался (влияние видно).
Опять таки они занимаются и песнями,плясками, костюмом и т.д.(фольклор) — как и было в традиции неразделимо.
Лично с ним общался, был на тренировках и семинаре — не тунбей.
Все занимались самбо, дзю до, син-и и тунбэй цюань.Постигали восточную софию.А потом пришёл Базлов и всё опошлил.
: )
Не, я до таких "высоких стилей" не дорос, маленький ещё. 😛
Наверное, это была интерпретация Багуаджан от русских крестьян….
Насколько в курсе г-н Шевцов (он же Андреев) плотно общался с саентологами и на их базе много взял в любки. Есть разные саентологи :деструктивные, есть нормальные. Есть непроверенная инфа что учился у вьетнамца. При всем этом , лично мне любки нравятся, много интересного нет. А буза, так к русским стилям не имеет никакого отношения переделанный тунбэй. "Базлов в свое время занимался в г.Калинин (Тверь при совдепе) в секции, где преподавали САМ — т.е. боевое самбо Там же им давали и дзю-до, а затем син-и и тунбэй, т.е эдакая солянка сборная. Тренер Базлова — сейчас президент федерации ушу Тверской области Вопрос — так где и когда Гриша занимался "русскими техниками"? САМ — тоже ведь джиуджицу по происхождению А сказки про экспедиции — на то они и сказки: деды ни хрена не знают. А если знают, то прямо указывают, что вот этому обучились…. в армии (и на видео-приложении к дисеру Базлова эти самые деды так и говорят ) Т.е. принесли свои навыки со службы на гражданку. В селах есть отрывочные сведения о драке ножами, палками и стенках — но все очень примитивно. Только буйная фантазия Базлова вкупе с завышенными амбициями и создали бузу А если копнуть технику — оказывается, что это перелицованный недоученный тунбэй (та самая хваленая так называемая "бузовская манера"). А чё? Идея неплоха — выдать китайский крестьянский стиль за стиль русских тверских крестьян Оригинальненько А то кадочниковы да каратэ в лаптях уже заколебали — тут типо свежая струя " Это из личной переписки.
Интернет Вам в помощь:)
В 2000-м году произошло второе рождение "Ристалы". Инициатором его стал Алексей Ляхов, который помог встретиться старым друзьям. Без помощи И.Б. Денисова "Ристала" не смогла бы подняться на ноги. Приемником же Боровкава стал Алексей Ковалев. Верится что кулачное искусство "Ристалы" не замрет во времени, а следуя своему назначению превратится в живую, соответствующую времени систему, которая пополнит копилку лучших достижений нашей национальной культуры.
http://rusvoin.msk.r…e.php?page_id=5
В статье Шевцова упоминается М.Боровков. Насколько мне известно что после его смерти "Ристала" распалась и по слухам никто из учеников Боровкова "кружалый" бой не преподавал.
Вопрос к форумчанам — может быть кто нибудь знает практикует ли кто нибудь "кружалу" на данный момент?
Ворчун.
У Вас нормальная, вменяемая, абсолютно реальная техника работы на карабине.
Соответственно, оставьте критику, критинам критикам. Хай критикуют и далее. 😀
Это сообщение было изменено Ридер: (03 Апрель 2011 — 19:09)
Вяло? Покажите как нужно. Выкладывайте видео с демонстрацие мастерства на основе "древнего владения копьем"
Рагдай,в интернете видел.
можно увидеть мастерство в вашем исполнении?
вяло, не умеете..
а где вы её видели ?
Всем привет.
Колыван,ну всё-таки он не Швецов,а Шевцов.Если он и шарлатан,то уж точно не обычный.Его "бред" имеет довольно стройный состав.Это моё личное мнение.А для этого нужно очень потрудиться.И не тупо потрудиться над написанием книг.У многих тоже много книг,написанных наукообразным языком.А потрудиться над собой.Чтобы самому было понятно о чём пишешь.Шевцов это понимает.
По поводу любошных техник и русского боевого искусства вообще нет никакого смысла разговоры разговаривать.Потому что он сам называет Любки наукой самопознания,а не боевым искусством.И это он пишет и говорит очень давно.Просто многие имеющие уши не хотят слышать.И упрямо превращают Любки в боевое искусство.Это я об окружении.
С Шевцом лично не общался.Хотя было бы любопытно.Сужу по видео,которое смотрел.Подраться Шевцов в его годы может неплохо.Я так думаю.В отличие от его же учеников.И чётко разделяет понятие "На Любки" и понятие "Реальная драка".
Любки как наука самопознания очень интересная штука.Владимирская Рукопашъ,как подготовка к драке,меня не очень заинтересовала.Есть стили поинтереснее.
Но это уж кому что попалось.Каждому своё.И я за то,чтобы Владимирская Рукопашъ была и развивалась.Пусть люди интересуются,приходят,занимаются,уходят,остаются.Время покажет насколько она жизнеспособна.
Да это давно известно. Я в свое время ознакомился с этим бредом. А вообще как задолбали эти бредоносцы, фуфлогоны, и пургометчики… Благодаря их бреду словосочетание "русский стиль" стало уже синонимом "унылое говно", "бредятина" и прочим малоприятным эпитетам.
Рагдай, вам что, Шевцов мозг из черепной коробки изъял? Когда СССР вступил в МОК? А теперь, [mod]удалено[/mod] вы наш, открываем книгу Аркадьева "Фехтование. Пособие для институтов физкультуры" и глядим на год издания а потом на четвертый раздел книги.
А потом, мой [mod]удалено[/mod], посмотри на рутубе вот это: http://russianfighti…ru/tags/1256251 я не знаю как у вас у [mod]удалено[/mod], но у нас у нормальных людей соревнования по фехтованию на штыках проводятся уже давно. Это к вашему истерическому "вы ведете себя как больные уроды — мало того. что не помогаете возродиться России, так еще и палки в колеса вставляете тем, кто на это кладет свою жизнь." Кто из нас больной урод? А? Мы, возродившие практику фехтования на штыках, перелопатив при этом море источников и учебьно методических материалов , или ты- сказочник, постоянно , из идеологических соображений, заменяющий реальность бредом откровенных сумашедших и мошенников?
[mod]Денис, дорогой друг, тебе предупреждение за нарушение правил БФ. Без обид, мы договаривались.[/mod]
Это сообщение было изменено Александр Мнацаканов: (06 Апрель 2011 — 01:31)
это к вашему заявлению о сохранении самбо от каких-то напастей со стороны мировой буржуазии…
Виноват, не вашему, а Шевцова…
Это сообщение было изменено Е. Углач: (01 Апрель 2011 — 17:29)
а при чем тут статья ? какое отношение к ней это имеет ?
Цитата "Настоящее исследование русских боевых искусств началось лишь со времени перестройки, когда множество собирателей из числа любителей и профессиональных этнографов стало ездить по России, выискивая тех, кто еще помнил рукопашную культуру. С начала девяностых стали появляться работы, среди которых были и защищенные диссертации, Горбунова, Грунтовского, Розова, Базлова, Лукашева и многих других"
А теперь маленькая поправочка.
пораньше все началось — диссертация Новосёлова Н.П. Военные игры русского народа и их отношение к эпохе военной демократии. М., 1948.
отрывки из нее я выписывал здесь на форуме, достаточно интеренсые сведения о подготовке кулачников, о особенностях стеношных боев в разных областях.
есть диссертация Горбунова Б. В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX — начала XX в. М., 1997 г. Горбунов Б.В. профессор, академик РАЕН, МС по классической борьбе (сейчас греко-римская).
Базлов Г.Н. – Деревенская артель кулачных бойцов – рукопашников (диссертация) http://www.buza.su/v….php?page_id=46, посвящена больше социально-историческим вопросам.
Тедорадзе А.С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX – первая половина XX в. Диссертация на соискание учённой степени кандидата исторических наук. Тамбов, 2002 . автореферат — http://www.ftrb.org/…emid=79&lang=ru
о диссертациях Грунтовского, Розова, Лукашева ничего неизвестно, сомневаюсь что они их вообще писали. Грунтовский написал книгу о русском кулачном бое, но это не является научным трудом.
Лукашев М.Н. известный журналист и иследователь, написал много книг и статей о создании и развитии самбо, насчет его диссертации мне тоже ничего не известно.
А кто такие многие другие — это вообще загадка. Я не уверен в том, что есть еще хоть одна диссертация по указанной проблеме.
Написать диссертацию и защитить ее — не одно и тоже что популярную книгу. Сам вот мучаюсь )))
Еще хочу отметить, что изучение народных традиций игр, борьбы и кулачного боя велось и до перестройки,
(в царское время меценаты даже составляли специальные опросники и рассылали по губерниям, один из таких изучен Горбуновым)
из самых известных публикаций
напомню Лебедева 1913 г.
http://www.ftrb.org/…emid=79&lang=ru
и в советское время — публикация Фомина 1926 г.
http://www.ftrb.org/…emid=79&lang=ru
Кроме того, в 1950 г. журналистом Чесоноковым (архивы которого перешли Горбунову) предлагались правила по русской борьбе на поясах и др.
НО — теперь самая главная загадка:
Все старинные описатели, к примеру и Лебедев, и барон Кистер — приводят примеры соответствия русской борьбы и кулачного боя их европейским аналогам.
ОДнако, люди удаленные по времени от описываемых народных состязаний, набросившиеся на это дело
"с начала перестройки" исследуют их и описывают таким непостижимым образом — что они вообще ни на что не похожи, лишь изредка на "КУНГ-фу". Такая вот "перестройка".
Это сообщение было изменено tot: (01 Апрель 2011 — 14:25)
Вы мне напоминаете школьника который сказал, что 2х2=5, а потом вместо того чтобы это доказать предлагает учителю опровергнуть сказанное.
У меня есть возможность читать копии заседаний МОК. Там говориться о чём угодно, но только не о запрете культивирования штыкового боя и самбо, как условия вступления СССР в МОК.
Если я не прав и у Вас есть другие документы свидетельствующие об этом, дайте ссылку пожалуйста.
а можно конкретную ссылку?
о том, что как хозяин Олимпиады-80 СССР имел право ввести в программу ОИ свой вид спорта и изначально планировалось что это будет самбо. Но в связи с необходимостью заручиться поддержкой той же Индии, поскольку многие решили бойкотировать Олимпиаду из-за ввода войск в Афганистан, Союз поддержал введение в программу ОИ хоккея на траве. Читайте историю.
Заодно ознакомьтесь с последними заявлениями ВВП, который заявил, что сегодня надо сделать всё чтобы самбо вошло в программу ОИ.
Меньше сказок, больше конкретных фактов…
Из отечественной истории олимпийского движения:
А насчёт милитаристких видов спорта, мой тренер по фехтованию изучал фехтование на штыках ещё в 70-х годах, помимо традиционных сабли, шпаги и рапиры.
Это сообщение было изменено Е. Углач: (01 Апрель 2011 — 13:20)
вы ведете себя как боксер по переписке.
вместо того, чтобы обливать грязья, привели бы КОНТРаргменты в виде конкретных фактов.
у вас их нет.
а конкретные факты таковы: условием вступления в МОК для России было требования — убрать "милитаристкие виды спорта".
погуглите.
вы ведете себя как больные уроды — мало того. что не помогаете возродиться России, так еще и палки в колеса вставляете тем, кто на это кладет свою жизнь.
это вы о чем ?
с какого перепуга вы решили что самбо должно быть в программе МОК ?
возьмите и проверьте. будете удивлены достоверностью фактов.
русская пословица: "собака лает, ветер относит"
Это сообщение было изменено Рагдай: (01 Апрель 2011 — 13:03)
Мдя… наверное человек не знаком с интернетом или не умеет пользоваться поиском… Вступление в МОК… самбо… Где интересно самбо в программе ОИ? Или то что вместо самбо пропихнули в программу Олимпиады индийский хоккей на траве это уже было программой по его самбо спасению? Можно открыть историю олимпийского движения и прочесть вот об этом человеке http://community.liv…ory/751040.html заодно почитать и о заслугах Петра Францевича Лесгафта http://ru.wikipedia….%B2%D0%B8%D1%87
http://img145.imageshack.us/img145/449/butovskiy.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cf/%D0%9F._%D0%A4._%D0%9B%D0%B5%D1%81%D0%B3%D0%B0%D1%84%D1%82_%28%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B0_XIX_%D0%B2.%29.jpg
Насчёт штыкового боя… вообще до Суворова данное дело очень активно делал Пётр I… да и если вспомнить такое отечественное профессиональное движение как стрельцы, то и они как-то не шибко с копьями бегали…
Это сообщение было изменено Е. Углач: (01 Апрель 2011 — 07:27)
Швецов обычный шарлатан все его любошные техники это плод его фантазий и к русскому боевому искусству не имеют никакого отношения. Кто не согласен смотрите видео http://lubki.ru/Video.htm
Какой феерический бред несет товарищ Шевцов. Особенно про штыковой бой и про пики которым "обучали на основе древнего владения копьем". Меня всегда веселили такие товарищи. Ведь врет наглейшим образом совершенно уверенно считая слушателей полными лохами . А ведь всяческие документы в том числе и по кавалерийской пике, по фехтованию на штыках и по штыковому бою и все можно проверить. Или г-н Шевцов думает что слушатели не умеют читать?
Но Вы её цитируете и защищаете.
Как следствие должны понимать о чём в ней речь идёт или так и сказать, что в статье не всё так однозначно как написано (или что Вы не всё можете подтвердить, а значит это не факт, что правда).
Понимаете. Просто меня коробит когда берут сведения с потолка или придумывают по ходу, выдавая за исторический факт для подтверждения своих мыслей (это я об авторе статьи). Пусть даже эти мысли могут быть в чёмто и хороши.
Правда, чего на Рагдая накидываться, там стоит автор. В начале 90-х много было подобного. В статье есть спорные факты, допустим станица Кавказская, — это родина моего отца и вообще одной линии моих предков, поэтому нужно бы уточнить о каком периоде идет речь. Потому, что до революции среди казаков точно таких боев не было. Я застал своих прапредков при жизни, одна прабабушка умерла только в 1985 году, а была 1883 года рождения. Мне как бы всегда в семье говорили, что голую руку на врага поднимать грех, так что среди казаков практиковалось оружие — шашки, кинжалы, ружья, а не рукопашка. Папа тоже скептически относился к моим занятиям боксом, типа "голой жопой на шашку не попрыгаешь"
статью писал не я. 🙂
Спасибо за комментарий.
Плохо только, что ничем кроме публикаций Шевцова это вроде бы ничем не подтверждается. То есть, получается, что это терминология в рамках стиля-новодела, но она зачем-то привязывается к кулачному бою.
А некоторые и вообще не молятся, и это им жить не мешает. 😉
Но если уж дальше речь зашла о здравом смысле, то критическое восприятие ещё никто не отменял.
Здравый смысл как раз подсказывает, что большинство "этнографически восстановленных" национальных боевых искусств — не более чем новоделы. 😉
И не важно, русские они, или японские.
А когда о кулачном бое начинают говорить с позиций, отзывается ли он "в Душе", то мой частный здравый смысл против этого протестует (ничего личного).
Так есть же уже у России кулачный бой. Зачем для него новые названия выдумывать? 😉
Фраза
подразумевает всё что происходило до этого года, а не конкретно в 1937 году.
Извините, но отдельно взятые соревнования и повсеместное развитие — две большие разницы. Сейчас тоже проходят соревнования по полиотлону, но… факты говорят о том, что ГТО практически перестало существовать с началом перестройки. Таже картина и со штыковым боем в начале 50-х (именно тогда СССР стало членом МОК).
Для моего вывода не нужно гуглить (особенно учитывая, что интернет это большой чердак на котором храниться всё подряд), а достаточно прочитать стенограммы заседаний Международного олимпийского комитета (в том числе и по поводу вступления СССР в ряды МОК). Ни о каком запрете штыкового боя в России и СССР там речи не ведётся. С таким же успехом в этом можно обвинить и инопланетян.
Ещё раз повторюсь. МОК интересуется только теми видами спорта которые могут принести прибыль, а не тем как бы лишить какую либо страну состязания не угодного западу.
Для этого в первую очередь надо иметь отделения в определённом количестве регионов, а план мероприятий дело второе.
Кстати, как на счёт вот этого вопроса?
Если есть факты можно говорить, что Вы и автор статьи правы.
Рукопашь — это общее название для кулачного боя.
Любки — это способ ведения поединка — по сути эффективный метод исследования и раскрытия способностей.
исторически последние 20 лет так сложилось, что это название закрепилось как самоназвание стиля.
существует очень много пересечений — вплоть до общего рисунка движений и понятий.
— с той же Бузой, с тем же родовым стилем князя Голицына.
и потом, не все молятся на алтарь науки.
второе. пока владимирская рукопашь не позиционируется как общенациональный вид спорта.
"национальный вид спорта" — сейчас это "министерский" статус.
чтобы получить такой статус достаточно из областной федерации перерасти в общероссийскую.
для это надо проводить не меньше 12 соревнований в год в разных городах РФ (кажется так, но я точно не уверен).
дело не в вере а в здравом смысле. в том, что в Душе отзывается.
ели у РФ не будет своих настоящих собранных этнографически национальных видов БИ, России будет трудней устоять под гнетом западной "культуры".
понятно, что трудно освободиться от очарования японскими и китайскими стилями (особенно если у тебя куча данов, регалий и занимаешь видно место в федерации и стрижешь за это деньги).
нам бы всем помогать и вкладываться.. да что уж там, хотя бы палки в колеса не вставлять..
Это сообщение было изменено Рагдай: (22 Март 2011 — 16:10)
В СССР даже присваивалось спортивное звание "Мастер спорта по штыковому бою". Я даже одного такого мастера знал. 🙂
Но меня удивляет другое: речь вроде бы идёт в статье о кулачном бое, и цитаты о кулачном бое приводятся. Но публикации автора о его собственных исследованиях, на которые он ссылается, уже в бОльшей степени о Любках.
То есть, приводится много цитат из источников, где употребляются слова "кулачный бой". Но далее автор пишет, что "на территории бывшей Владимирской губернии, куда входили земли и Ивановской области", кулачных бой чаще именовался "Рукопашью", но не приводит документальных подтверждений этого утверждения.
А "Рукопашь" — это вроде бы уже раздел "Любков", если я ничего не путаю… Так что у меня сложилось от прочтения статьи ощущение (возможно, неверное), что она писалась именно с целью связать в сознании читателя "Любки" с традиционным русским кулачным боем.
Оффтопик:
Да и с самими "Любками" исходя из этой статьи тоже интересно получается: на основании материалов этнографических сборов, проводившихся, как пишет Шевцов, "на территории Савинского района Ивановской области и Ковровского района Владимирской области" (то есть, всего-то в двух районах!), и не имевших независимого подтверждения из других источников (то есть, от научных работников, не связанных с Шевцовым), расцвёл стиль, который теперь позиционируется чуть ли не как общенациональный. 🙂
Всё-таки вера в печатное слово — страшная сила. 😉
какие в 1937 году гусары уланы и прочее ? http://www.budo-forums.ru/public/style_emoticons/default/laugh.gif
не знаю как насчет федерации, а соревнования в том числе и союзные проводились — сведения из первых уст.
ваша суровая мужская позиция вызывает уважение. http://www.budo-forums.ru/public/style_emoticons/default/biggrin.gif
однако вы бы пуглили сначала, прежде чем, опираясь на свой "здравый смысл", выставлять автора глупым.
вы скорее себя выставили в неудачном свете.
Понажовщина на постоялом дворе — наше всё!
http://www.rusproject.org/pages/history/history_6/images/hitrovka2.jpg
О как. То есть русская кавалерия состояла только из казаков (без улан, гусар, кавалергардов и башкир).
Не совсем понятно о каком вступлении идёт речь. Если о временах царской России, то самбо тогда ещё не существовало. Если о Советском периоде, то штыкового боя в СА тогда уже как такового не было. Хотя подобное утверждение в обоих случаях глупость несусветная, так как Олимпийский комитет интересуют только олимпийские виды спорта к которым ни штыковой бой ни самбо не относились и не относятся.
Это сообщение было изменено ratnik: (22 Март 2011 — 13:54)
Можно о запретительных мерах МОК поподробнее?